Туристический портал - ChemodanChik56

Туристический портал - ChemodanChik56

» » Усадьба голицыных. Усадьба князей голицыных на волхонке Усадьба голицыных в малом знаменском переулке

Усадьба голицыных. Усадьба князей голицыных на волхонке Усадьба голицыных в малом знаменском переулке

История дома на Волхонке, иллюстрированная как историческими рисунками, так и современными фотографиями.

Эта усадьба (№ 1/14) в XVII в. принадлежала боярину Борису Гавриловичу Юшкову, в 1738 г. ею владел генерал-адмирал князь М. И. Голицын. На плане усадьбы, снятом в 1759 г., обозначены каменные палаты на месте современного дома. Они перестраивались в 1761 гг. (отделка была закончена в 1766 г.). Авторство этого дворца до недавнего времени приписывалось двум архитекторам: С. И. Чевакин-скому и И. П. Жеребцову, однако новыми исследованиями было установлено, что проект переделки был выполнен одним С. И. Чевакинским, выдающимся архитектором, автором таких известных сооружений барокко в Петербурге, как Никольский морской собор и дворцы Шереметева и Шувалова. Жеребцов же участвовал лишь во внутренней отделке голицынского дворца, которая закончилась к 1766 г. К тому же времени относятся и прекрасной работы парадные ворота с ажурным вензелем - "PMG" - (что означает Prince Michail Golitzin") - одного из владельцев дома князя Михаила Михайловича Голицына.

В 1774 г. голицынский особняк, как и соседние дома Долгорукова (Волхонка, 16) и Лопухина (М. Знаменский, 3), был приспособлен для пребывания в нем Екатерины II, а между ними, на том месте, которое сейчас занято бензоколонкой для правительственных автомобилей, построили по проекту М. Ф. Казакова обширный деревянный дворец с большим - площадью около 775 кв. м - двухсветным тронным залом.
Писатель и ученый А. Т. Болотов вспоминал, что, "несмотря на всю стужу и зимнее тогдашнее время, производилось строение сие с великим поспешением и тысячи рук занимались оным денно и ночно". Церковь при дворце освящена 16 декабря 1774 г. во имя св. Андрея Печерского, а 31 декабря 1774 г. (очевидно, был дан приказ закончить обязательно в этом году, прямо как в благословенные советские времена) начальник Кремлевской экспедиции М. М. Измайлов рапортовал об окончании строительства.
Английский путешественник Уильям Кокс, побывавший в то время в Москве, отмечал, что "здание, сооруженное с быстротой молнии, оказалось столь красиво и удобно, что материал, из которого оно сооружено, был употреблен впоследствии на постройку императорского загородного дворца, стоящего на небольшой возвышенности в окрестностях города" - речь идет о дворце на Воробьевых горах.

Однако Екатерина осталась недовольна казаковской постройкой - она писала барону Гримму: "Вы желаете иметь план дома, где я живу. Я вам его пришлю, но опознаться в этом лабиринте премудреная задача: прошло часа два, прежде чем я узнала дорогу к себе в кабинет, беспрестанно попадая не в ту дверь. Выходных дверей многое множество, я в жизнь мою столько не видала их. С полдюжины заделано по моему указанию, и все-таки их вдвое больше, чем нужно".

В начале XIX в. дом принадлежал князю С. М. Голицыну, в домовой церкви которого, освященной во имя Рождества Христова и помещавшейся в северной части здания, предполагал венчаться А. С. Пушкин. Но митрополит Филарет предписал устроить обряд венчания в приходской церкви невесты у Никитских ворот, чтобы не лишать заработка тамошний причт. Эта церковь, как и все домовые храмы, была закрыта при большевиках, но еще долгое время там сохранялся красивый иконостас.

В 1925 г. член президиума Коммунистической академии В. П. Милютин настоятельно требовал убрать из помещения церкви иконостас, так как она была, как он сообщал, "...занята гистологическим отделом Института мозга, а поэтому иконостас крайне препятствует работе".

С. М. Голицын в 1834 г. был назначен председателем следственной комиссии по делу "о лицах, певших пасквильные песни", как называлось сфабрикованное полицией дело, по которому были арестованы и приговорены к различным наказаниям Александр Герцен, Николай Огарев и их товарищи. Приговор осужденным был объявлен в этом доме 31 марта 1835 г. "Торжественный, дивный день, - писал Герцен. - Кто не испытывал этого, тот никогда не поймет. Там соединили 20 человек, которые должны прямо оттуда быть разбросаны, одни по казематам крепостей, другие по дальним городам".

Дом князя был поставлен на широкую ногу, его обслуживало небывалое даже тогда количество дворовых, которыми заведовал некий персианин, которого все знали под именем Михаила Сергеевича, щеголявший "...по стогнам белокаменной, несмотря на трескучие морозы, в белых коленкоровых невыразимых и высокой барашковой шапке". После смерти князя все его состояние перешло к племяннику М. А. Голицыну, любителю искусств, библиофилу и коллекционеру. Он, будучи много лет на различных дипломатических постах за границей, собрал большую коллекцию книг, картин и различных редкостей - фарфора, бронзы, ювелирных изделий.
После кончины собирателя эти коллекции составили так называемый Голицынский музей, открытый в январе 1865 г. В нем экспонировались картины известных европейских художников итальянской, французской, голландской школ: Чимы да Конельяно, Караваджо, Веронезе, Тициана, Каналетто, Рубенса, Пуссена, и многих других. В собрании редкостей находились ценные предметы античной культуры - мраморные бюсты, вазы, бронзы, резные камни, фигурки животных, произведения ювелирного искусства, мебель, средневековая скульптура Европы и стран Востока.
В библиотеке музея насчитывалось двенадцать тысяч томов, среди которых были инкунабулы и редкие образцы типографского искусства. Музей действовал около двадцати лет и был популярен в Москве. В 1869 г. в нем проводились заседания первого в России археологического съезда. Однако со временем сын собирателя, князь С. М. Голицын, охладел к музею - он больше интересовался скачками. По воспоминаниям П. И. Щукина, хранитель коллекций музея К. М. Гюнцбург так отзывался о нем - "Unsere Furst ist keit Bucherfreund, sondern ein Pferderfreund" ("Наш князь друг лошадей, а не книг").
В 1886 г. музей был продан Эрмитажу и Публичной библиотеке за 800 тысяч рублей, а дом стал сдаваться различным учреждениям и жильцам.

В 1888 - 1892 гг. помещалось частное училище И. М. Хайновского; в 1894 - 1898 гг. во время перестройки дома на Большой Никитской тут находились классы Московской консерватории. Известный композитор Р. М. Глиэр вспоминал: "Консерватория тогда временно помещалась в здании против Храма Спасителя, и мои первые воспоминания связаны с этим живописным местом, откуда виден был и Кремль, и Москва-река. Много маленьких переулочков было расположено вокруг тогдашней консерватории: и ученики ее селились поближе, чтобы не терять времени на ходьбу. Здесь, на Волхонке, я держал вступительный экзамен".
Вместе с консерваторией в голицынском особняке находилось и Русское хоровое общество, концерты которого проходили в зале главного дома.

В 1903 г. усадьба поменяла владельца - ее приобрело Московское художественное общество, при котором состояло и знаменитое училище живописи, ваяния и зодчества. Общество стало сдавать помещения здесь различным учреждениям - торговой школе, женской гимназии Л. Н. Громогласовой, университету имени Л. А. Шанявского (его физической лаборатории, а также лабораториям экспериментальной биологии и физической), Высшим женским сельскохозяйственным курсам и др. В советское время дом занимали Голицынские сельскохозяйственные курсы, после них - Лесной институт и техникум, Институт мозга, редакции нескольких журналов, с 1925 г. - Коммунистическая академия. Именно для нее и надстроили в 1928 - 1929 гг. старинное здание, грубо исказив его пропорции.

В 1936 г. Коммунистическая академия была упразднена, и в этом доме осталось несколько научных институтов, работавших в системе Академии наук - институты истории, славяноведения, истории материальной культуры, экономики, мирового хозяйства и мировой политики, истории искусств и др. На здании помещены мемориальные доски в честь историка Б. Д. Грекова и экономиста К. В. Островитянова.

В правом флигеле усадьбы находилась редакция Большой Советской энциклопедии. Сейчас в этом здании институты философии, управления и человека. Восстановленный правый флигель усадьбы занимают отделы Музея изобразительных искусств.

В 1882 г. Б. И. Чичерин нанял на первом этаже голицынского дома восьмикомнатную квартиру и прожил там шесть зим (на лето он уезжал в свое тамбовское имение Караул). В 1881 г. Чичерин был избран московским городским головой, но через два года за весьма туманный намек на возможность конституционных свобод в царской России был уволен по распоряжению самого Александра III. В этом доме Чичерин работал над такими крупными сочинениями как "Собственность и государство" и "История политических учений".

Также на первом этаже в квартире, окна которой выходили на юго-восток, провел последние годы жизни великий русский драматург А. Н. Островский. Он переехал сюда 4 октября 1877 г. из Николоворобинского переулка, где не было, как он признавался, "покойного угла". Новая квартира в доме Голицына Островскому очень нравилась, и он беспокоился, чтобы успеть ее снять: "Так как смотритель дома говорил серьезно жене, что прежде, чем заключить условие, они соберут справки о нравственных качествах того лица, которому сдают квартиру, то можно сообщить ему некоторые из моих достоинств, не крупных (чтоб не поразить), например, что я не пьяница, не буян, не заведу азартной игры или танцкласса в квартире и прочее в этом роде". Вместо своего домика в Воробине Островский надеялся найти хорошую квартиру: "...если я увижу, что квартиру можно натопить до постоянной температуры +14о (по шкале Реомюра, что равно 17,5оС - Авт.), то я готов заключить контракт хоть на 10 лет. Отсутствие сырости и холода для меня самый важный вопрос - все остальное не стоит большого разговора". Квартиру сняли за 1000 рублей в год (что было довольно дешево для нее), и Островские прожили в ней 9 лет. Здесь у Островского бывали Л. Н. Толстой, П. И. Чайковский, И. С. Тургенев, Д. В. Григорович, многие актеры. В этом доме были написаны "Бесприданница", "Сердце не камень", "Таланты и поклонники" и другие пьесы - Островский работал много, на износ. В 1886 г. Островский был назначен начальником репертуара московских театров и должен был занять казенную квартиру. Пока она отделывалась, он переехал в гостиницу "Дрезден" на Тверской (в современном доме № 6 на углу с Тверской площадью сохранились остатки старого здания). Отсюда он, уже больной, уехал в свое имение Щелыково Костромской губернии, где умер 2 июня 1886 г.

В том же 1886 г. голицынский дом покинули еще несколько квартирантов: умерли профессор Московского университета зоолог С. А. Усов и поэт, общественный деятель И. С. Аксаков. С. А. Усов вложил много труда в создание Московского зоосада, он был автором нескольких работ по зоологии, но не только - он серьезно интересовался историей и археологией - в частности, ему принадлежит работа по истории московского Успенского собора. Один из основоположников движения славянофилов И. С. Аксаков пользовался большой известностью как защитник угнетенных славянских народов, был одним из руководителей московского славянского комитета; издавал несколько газет, которые, как правило, закрывались царским правительством за независимые суждения и критику. И. С. Аксаков поселился в доме Голицына в сентябре 1885 г. и прожил всего около полугода - он скончался в своем кабинете за редактированием очередного номера газеты "Русь" 27 января 1885 г.: в некрологе в журнале "Русский архив" было сказано, что "...на Волхонке, в скромном помещении, окнами против храма Христа Спасителя, на 63-м году жизни, скончался сего 27-го января 1886 г. Иван Сергеевич Аксаков".

Со дня своего основания Институт располагается в бывшей усадьбе князей Голицыных - здании, построенном в XVIII веке и уцелевшем во время пожара 1812 года. Этот особняк, находящийся под охраной государства как памятник зодчества, - свидетель многих событий в истории и культуре нашей страны; важнейших философских и научных дискуссий последнего столетия; в его историю вписаны имена выдающихся отечественных мыслителей, ученых и общественных деятелей, писателей и поэтов, композиторов и художников. В его стенах с конца XIX века работали Московская консерватория и Московский городской народный университет имени А.Л.Шанявского, высшие и средние учебные заведения, ряд академических институтов, общественных объединений. Дом на Волхонке, 14 стал неотъемлемой частью научно-гуманитарной культуры Москвы, своего рода символом отечественной философии.

В 1775 г. голицынский дворец на Волхонке был превращен в резиденцию Екатерины II на время ее пребывания в Москве. Просвещенная императрица поддерживала активное общение с ведущими философами своего времени Вольтером и Дидро, стремилась в своей деятельности следовать идеалу «философа на троне».

Поэт и мыслитель, издатель и публицист, «пламенный боец славянофильства», бывший глава московского Славянского комитета и Общества любителей российской словесности, И.С.Аксаков скончался в доме на Волхонке, 14, за своим рабочим столом, редактируя очередной номер газеты «Русь» 27 января 1886 г.

В 1834 г. в доме на Волхонке побывал молодой А.И.Герцен, вызванный к попечителю московского учебного округа князю С.М.Голицыну. Отстаивая свои антикрепостнические убеждения, Герцен, в частности, отвечал князю, что Екатерина II, которую помнят стены этого дома, «не велела своим подданным зваться рабами».

В середине 80-х годов XIX века на квартире у И.С.Аксакова часто бывал выдающийся русский философ Вл.С.Соловьев, автор газеты «Русь» и участник философских дискуссий в доме на Волхонке.

В 80-е годы XIX века в доме на Волхонке одновременно квартировали яркие представители двух ведущих направлений русской социально-философской мысли того времени - западничества и славянофильства - Б.Н.Чичерин и И.С.Аксаков. Годы жизни на Волхонке оказались особенно плодотворными для Б.Н.Чичерина как ученого и общественного деятеля: в этот период он был избран на пост московского городского головы, написал книгу «Собственность и государство», продолжал работу над главным научным трудом своей жизни - многотомной «Историей политических учений».

В 20-е годы XX века в квартире № 9 дома на Волхонке, 14 жил Б.Л.Пастернак. В молодости будущий великий поэт был всерьез увлечен философией - учился на философском отделении Университета, а в 1912 г. ездил на стажировку в Германию к проф. Г.Когену, лидеру марбургской школы неокантианства. Знаменательно, что именно философские занятия в Марбурге помогли Пастернаку осознать свое поэтическое призвание. Путь Пастернака - яркое свидетельство плодотворной взаимной дополнительности научно-философского и художественно-творческого постижения мира.


Волхонка 14

Старинная усадьба по улице Волхонка, 14, фасад главного дома которой выходил в Малый Знаменский переулок, с XVIII столетия принадлежала семейству князей Голицыных.

Ансамбль этой городской усадьбы сегодня составляют княжеский особняк, правый флигель да забор с въездными воротами.

Фото 1. Главный дом усадьбы князей Голицыных

Главный дом, который был построен в годы перехода московской архитектуры со стиля барокко к классическим формам, был построен по проекту архитектора Саввы Ивановича Чевакинского, который больше известен своими строениями в Санкт-Петербурге.

В дальнейшем усадебный комплекс не раз перестраивался, и с той поры в неизменном виде дошли до наших дней лишь массивные ворота, украшенные княжеским гербом рода Голицыных.


Фото 2. Городская усадьба расположена по улице Волхонка, 14, а ее

парадный вход обращен в Малый Знаменский переулок, 1

Первым хозяином владений из этой известной семьи стал генерал-адмирал Михаил Михайлович Голицын (меньший), который служил в тогдашней столице на Неве в качестве Президента Адмиралтейств коллегии. Это, скорее всего, и стало причиной привлечения к строительству санкт-петербургского зодчего.

На момент покупки на этом месте располагался внушительный по размерам сенной шалаш, который возвели на месте древних каменных палат, которые были обозначены еще на «Петровском чертеже» конца шестнадцатого века. Скорее всего, архитектор Чевакинский использовал древние стены при строительстве главного дома Голицыных.

Фото 3. Парадные ворота Голицынской усадьбы на Волхонке

По первоначальному проекту особняк представлял собой массивный объем высотой всего в два этажа с устроенными ризалитами: как со стороны главного входа, так и со стороны внутреннего двора. Оформлены они были в едином стиле и декорированы изысканными наличниками оконных проемов, а также филенками.

Два пилона ворот соединили главной аркой и декорировали рустованными лопатками. Завершались они в виде многоступенчатого аттика, на котором был размещен герб княжеской семьи Голицыных, вытесанный из камня.

С двух сторон от ворот были устроены каменные калитки, столбы которых поверху завершали те же многоступенчатые аттики.

Ворота и фасад главного входа были обращены в Малый Знаменский переулок.


Фото 3. Правый флигель усадьбы со стороны парадного двора

Стоит отметить, что план Голицынской усадьбы по Волхонке, 14 был характерен для городских усадеб первой половины XVIII столетия: в глубине размещался особняк, удаленный от «красной линии» улицы парадным двором (курдонером) с обязательным цветником по центру. По обеим сторонам выстраивались два боковых флигеля.

Обязательным был и глухой каменный забор, который окружал весь участок. Правда, в усадьбе Голицыных его заменили к концу XIX века коваными решетками, которые находились между устроенными специально для них рустованными столбами.

Первый этаж бокового правого флигеля до наших дней сохранил с торца, выходящего в переулок, элементы барочной обработки оконных проемов в виде филенок. Фасад постройки, который выходил на главный дом, в 1770-х годах переделали по проекту Матвея Федоровича Казакова, как и левый флигель, который после был кардинально перестроен в конце девятнадцатого столетия.


Фото 4. Правый флигель усадьбы со стороны переулка хранит стиль,

в котором по проекту архитектора Чевакинского были сделаны все здания

Участие Казакова в реконструкции дома случилось уже при сыне Михаила Михайловича Голицына, тоже, кстати, Михаиле, и связана с пребыванием в Первопрестольной императрицы Екатерины Второй.

После заключения с Турцией Кючук-Кайнарджийского мира, царствующая особа собралась в Москву для проведения торжественных празднеств. Не желая останавливаться в , она обратилась к М.М. Голицыну и задала вопрос: «… нету ли дома каменного или деревянного в городе, в котором бы я уместилась и к двору принадлежности можно было бы располагать около дома … или же … не можно ли где ни на есть построить на скорую руку деревянное ».

Естественно, Михаил Голицын предложил для проживания свой дом по улице Волхонка, 14, для чего и нанял зодчего Матвея Казакова. Пречистенский дворец для императрицы включал в себя особняк самого Голицына и обширный соседний участок с домом Долгорукова (Волхонка, 16) и место под нынешней заправкой.

Что касается самого особняка, то архитектор Казаков сохранил в неизменном виде практически весь объем голицынского дома, лишь расширив один из дворовых ризалитов в сторону улицы Волхонки, а также добавив к обоим антресоли.

Качественные изменения пришлись лишь на декор фасадов усадьбы Голицыных, после чего она и приобрела свои классические формы.

В центре здания особо выделили шестипилястровый портик коринфского ордера, который завершался гладко оштукатуренным плоским фронтоном. В его средней части ритм пилястр прерывали три высоких оконных проема, причем над средним, расположенным на втором уровне, была устроена полуциркульная арка. Окна первого этажа украшали нарядные филенки.

Таким стал главный дом усадьбы Голицыных на Волхонке, 14 после реализации проекта зодчего Казакова. От былого стиля барокко остались лишь ризалиты, но и они служили для оживления фасада, создавая на нем некую игру света и тени.

История дома связана с пребыванием в нем во время войны 1812 года штаба Армана Луи де Коленкура - французского генерала, который до нападения Наполеона на Россию являлся послом Франции в нашей стране. По долгу службы он задолго до этих событий был знаком с Голицыным, и, по правде сказать, эта усадьба не пострадала лишь усилиями обоих, а также голицынских слуг, отстоявших усадебные здания от огня.

В разные годы в этих стенах побывали многие знаменитости, среди которых был и Александр Сергеевич Пушкин. Он даже намеревался венчаться с Натальей Гончаровой в домовой церкви хозяина, но в итоге эти торжества состоялись в у Никитских ворот, который был приходским для семьи невесты.

История этого дома связана и с революционными событиями в России в 1905 году и после 1917.

В июле 1905 года здесь проходил съезд земских и городских деятелей, участники которого провозгласили себя учредительным собранием и создали некое временное правительство. В тогдашней столице знали об этом, но особых препятствий не чинили: в самом начале сходки сюда явилась полиция, составила обязательный в таких случаях протокол и в завершении предложила всем разойтись. Требования не выполнили, полиция ушла, но и делегаты дозаседав разошлись без всяких последствий для себя и страны в целом.

Усадьба Голицыных

Старинная усадьба на Волхонке, с XVIII века принадлежавшая князьям Голицыным - свидетель многих культурных и исторических событий Первопрестольной. Её ансамбль состоит из главного дома, дворового флигеля и въездных ворот. Дом, построенный на переломе от барокко к классицизму, был возведен по проекту русского архитектора, работавшего по большей части в Санкт-Петербурге, Саввы Чевакинского, автора военно-морского собора в Санкт-Петербурге. Впоследствии здание неоднократно перестраивалось. Внушительные ворота, увенчанные княжеским гербом Голицыных - единственное, что дошло до наших дней в своём первоначальном виде.

Купил владение М. М. Голицын (младший), президент Адмиралтейств-коллегии. (Этим, вероятно, и обусловлена связь между заказчиком усадьбы и Саввой Чевачинским, активно сотрудничавшим с Адмиралтейским ведомством.) Ко времени покупки участка на нем стоял большой сенной шалаш, построенный на месте каменных палат, показанных еще на так называемом «Петровом чертеже» конца XVI века. Шалаш этот снесли, а при строительстве дома Голицына, возможно, была использована часть стен древних палат. В нетронутом виде до наших дней дошли ворота. Два их пилона, соединенные плавной аркой, обработаны рустованными лопатками и завершены многоступенчатым аттиком, где помещался каменный герб князей Голицыных. С двух сторон к ним примыкают каменные калитки с таким же, как у ворот, ступенчатым завершением. Ворота, как и фасад главного дома, обращены в переулок.

Усадьба была обращена в переулок, куда и сейчас выходят массивные ворота. План усадьбы был характерен для первой половины XVIII века: в глубине ее находился дом, отделенный от красной линии парадным двором - курдонером с цветником в середине, по обеим сторонам дома стояли флигеля. Вся усадьба окружалась забором. Сначала забор был глухим, каменным, только в конце XIX века его оставшуюся часть заменили кованой решеткой между рустованными столбами. Первый этаж правого флигеля сохранил на торцевом фасаде, выходящем в переулок, декоративную барочную обработку в виде филенок, в которые и помещены окна. Фасад же, обращенный к главному дому, в 70-х годах XVIII века полностью переделан . От левого флигеля осталась лишь небольшая двухэтажная часть, и то сильно перестроенная во второй половине XIX века.

Главный же дом в середине XVIII столетия представлял собой двухэтажный массивный объем с ризалитами, равно-денными как с главного, так и с дворового фасада, по-видимому, с одинаково декорированными сложной формы наличниками окон и, возможно, филенками. Но в таком виде дом прожил недолго - примерно лет 13.После смерти владельца усадьба перешла к его сыну, тоже Михаилу Голицыну. С этим владельцам связано пребывание в доме императрицы Екатерины II
Заключив Кючук-Кайнарджийский мир с Турцией, Екатерина II собиралась на торжественные празднества в Москву. Помня о бытовых неудобствах Кремля и у не желая останавливаться в нем, 6 августа 1774 года она обратилась в письме к М. М. Голицыну с вопросом: «…нету ли дома каменного или деревянного в городе, в котором бы я уместилась и к двору принадлежности можно было бы располагать около дома… или же… не можно ли где ни на есть построить на скорую руку деревянное (строение)». Естественно, М. М. Голицын предложил свой дом. Тогда же под руководством Матвея Казакова был сделан проект Пречистенского дворца, в который вошел дом Голицына, дом Долгорукова (№ 16) и обширная деревянная часть на месте нынешней автозаправки. Входящие в состав дворца дома были соединены переходами, а позади главного дома появился деревянный корпус с тронным и бальным залами, гостиная и церковь. Екатерина II пробыла в усадьбе почти год.

Что касается дома 14, то Казаков сохранил весь объем дома Голицына, расширив только в сторону Волхонки левый дворовый ризалит, и устроил в верхних этажах обоих ризалитов антресоли (окна их видны и сейчас). Представитель эпохи классицизма, М. Ф. Казаков наделил фасад дома его непременными чертами: в центре был выделен шестипилястровый портик торжественного коринфского ордера, завершенный плоским гладким фронтоном. В средней части портика ритм пилястр прерван: три высоких окна с полуциркульной аркой над средним окном второго, парадного, этажа и нарядные филенки над окнами первого этажа объединил широкий балкон. Его изящные парапеты с вписанными в круги цветками и сейчас украшают главный, восточный фасад дома. Более скромный балкон симметрично расположен на дворовом, западном фасаде. Таким образом была достигнута особая выразительность в архитектуре особняка. А оставшиеся от барочной постройки ризалиты оживляли объем дома, создавали богатую игру света и тени на фасаде.

В 1812 году усадьба стала свидетелем войны с Наполеоном. Тогда здесь разместился штаб наполеоновского генерала Армана Луи де Коленкура, который до начала войны служил послом Франции в России. Он был лично знаком с Голицыным, а во время пожара именно благодаря его усилиям и усилиям слуг Голицына, оставшихся в доме, усадьбу и соседние здания удалось спасти от огня.

Стены дома повидали многих именитых людей. На роскошных балах, устраиваемых в усадьбе Голицыных, в своё время не раз появлялся и А. С. Пушкин. Поначалу он даже собирался обвенчаться с Натальей Гончаровой в домовой церкви князя Голицына, однако в итоге обряд венчания был устроен в приходской церкви невесты у Никитских ворот.

В конце XIX века левый флигель был переоборудован под меблированные комнаты и сдавался квартирантам, получив название «Княжий двор». Здесь жили А. Н. Островский, яркие представители ведущих социально-философских движений того времени - западничества и славянофильства - Б. Н. Чичерин и. С. Аксаков, подолгу останавливались в «Княжьем дворе» также В. И. Суриков, А. Н. Скрябин и. Е. Репин, а в 20-х годах XX века в одной из квартир поселился Б. Л. Пастернак.

Голицыны из поколения в поколение собирали западную живопись, и часть знаменитого когда-то музея Голицынской больницы вошла в домашнее собрание князя Сергей Михайловича, которое затем пополнилось его племянником, дипломатом Михаилом Александровичем. Тогда в пяти парадных залах дома разместился бесплатный музей, где выставлялись редчайшие картины и книги. Однако вскоре новым владельцем дворца стал Сергей Михайлович (второй), который продал всю художественную часть коллекции петербургскому Эрмитажу.

Перейдя в ведение ГМИИ им. Пушкина в коне XX века, здание было реконструировано, сегодня здесь располагается выставочный корпус Галереи искусств стран Европы и Азии XIX - XX веков.

«Через четверть часа к решетке в Ваганьковском подъехали три грузовика, и на них погрузился весь состав филиала во главе с заведующим.

Лишь только первый грузовик, качнувшись в воротах, выехал в переулок, служащие, стоящие на платформе и держащие друг друга за плечи, раскрыли рты, и весь переулок огласился популярной песней. Второй грузовик подхватил, а за ним и третий». Сотрудники Городского зрелищного филиала пели «Славное море, священный Байкал». нашел для филиала примечательное место в Ваганьковском переулке. По его словам, он «помещался в облупленном от времени особняке в глубине двора и знаменит был своими порфировыми колоннами в вестибюле».

Каменный дом и два небольших флигеля появились в переулке во второй половине XVIII в.

В начале XIX в. участком владела княгиня Н.И. Голицына, сестра графа А. Остермана-Толстого и мать декабриста, члена Северного общества В.М. Голицына, который жил здесь в детстве. В.М. Голицын – единственный представитель рода Голицыных в декабрьском движении. Именно его избрал Д. Мережковский главным героем своего романа «Александр I».

После смерти матери дом принадлежал брату В.М. Голицына – Леониду.

В 1860-х в одном из флигелей квартировал писатель А.А. Потехин.

В 1874 г. усадьбу приобрела жена генерал-адьютанта Е.Л. Игнатьева. В 1876 г. архитектор М.А. Зыков перестроил дом и надстроил флигели, соединив их с главным домом. На фасаде появился балкончик. Квартиры во флигелях также сдавались внаем. И в 1880-х здесь снял квартиру главный дирижер Большого театра И.К. Альтани.

В 1883 г. владельцем усадьбы стал потомственный почетный гражданин Н.И. Пастухов. «Репортер, каких до него не было», – писал о нем , начинавший в его газете. Н.И. Пастухов – журналист, создатель и владелец газеты «Московский листок». Это был интереснейший человек своего времени, который разбогател, издавая одну из первых бульварных газет в Москве. Газета изобиловала фельетонами, скандалами и печаталась на бумаге, пригодной «для курева». Условие работы в газете было одно – от репортеров Пастухов требовал только правды. Дом в Староваганьковском переулке он купил уже будучи известным богатеем.

Пастухов сам был издателем и редактором газеты «Московский листок», иногда его обязанности выполнял его сын В.Н. Пастухов, живший в том же доме № 17 квартирой выше.

В 1894 г. на территории усадьбы строится здание типографии по проекту архитектора П.М. Самарина. А в 1898 г. по его же проекту со стороны переулка выстроена ажурная металлическая решетка с инициалами хозяина «НП» на створах ворот. Решетку держат чугунные столбы.

Хозяева продолжали сдавать квартиры внаем, и в 1906–08 гг. здесь жил артист Художественного театра И.М. Москвин.

Отец и сын умерли в 1911 г. от простуды. Домом владели внуки Пастухова.

Должность главного редактора «Московского листка» до 1918 г. занимал М.М. Смирнов. В 1918 г. газета была закрыта за контрреволюционную пропаганду. В редакции обосновались «Красная газета», а потом газета «Беднота».