Туристический портал - ChemodanChik56

Туристический портал - ChemodanChik56

» » Угловая арсенальная башня кремля. Арсенальные башни. Богатства угловой Арсенальной башни

Угловая арсенальная башня кремля. Арсенальные башни. Богатства угловой Арсенальной башни

Возраст архитектурного ансамбля Московского Кремля , состоящего из ярких стен и высоких стройных башен, перевалил за 500 лет. В свое время его строительство затеял князь Иван III. Разница в размерах и пропорциях башен зависела от расположения самих конструкций и их роли в защите города. Каждая из них имела собственные выходы к прилегающим стеновым пряслам, что позволяло совершать обход всех стен без спуска на землю. Венцами кремлевских сооружений стали мерлоны – так называемые ласточкины хвостики. Они защищали стрелков, затаившихся на верхних площадках построек. Сегодня жители и гости Москвы могут увидеть 20 башен.

Множество исторических событий пришлось пережить всем башням. Особенно они страдали в войне 1812 г., когда взрывы то и дело превращали оборонительные конструкции в груды камней. Немало работ было проведено по их восстановлению. Тем обликом, который созерцают жители и гости Москвы, сооружения обязаны грамотным действиям архитектора Бове О.И.

При работе над восстановлением Кремлевского комплекса мастерам удалось подчеркнуть его древность и придать романтичность. Декор некоторых башен был исполнен в средневековом стиле. Бастионы, обустроенные при Петре I, были ликвидированы, а ров, пересекающий Красную площадь , зарыт.

Тайницкая башня

В процессе возведения Кремля она была заложена первой . А такое название сооружение получило из-за подземного тайного хода, который соединял его с рекой. Сам ход был нужен для поставки воды в крепость на случай ее длительной осады врагами.

Башня тянется ввысь почти на 39 м. Ее конструкция претерпевала множество изменений, обусловленных восстановлением вследствие разрушительного бегства наполеоновской армии. В 40-х годах XX ст. стрельницу разобрали окончательно, колодец засыпали, а проездные врата заложили.

Водовзводная (Свиблова) башня

Так ее нарекли из-за боярина Свиблова и из-за механизма, поднимавшего воду из колодца. Живительная влага поступала из подземного царства в огромный бак, стоящий на самом верху пилона. Водопровод работал довольно долго, пока машину не демонтировали и не перевезли в Санкт-Петербург. В этом городе она использовалась для наполнения фонтанов. Длина конструкции вместе со звездой равняется 61,45 м. При ее восстановлении были внесены псевдоготические и классические компоненты – руст, декоративные машикули и огромные окна.

Боровицкая башня

На Боровицком холме, который в древности был укрыт тенью соснового бора, стоит 54-метровая постройка со звездой. Ее второе название – Предтеченская. Башня предназначалась для удовлетворения нужд Конюшенного и Житного дворов, расположенных неподалеку.

У нее имелись проездные ворота, но они исполняли роль задних ворот великого Кремля. Верх пилона оборудован открытым восьмериком и внушительным шатром из камня.

Оружейная башня

В древности с ней соседствовали оружейные мастерские. Здесь же умельцы изготавливали украшения и посуду. Прежнее имя башни – Конюшенная, объясняется ее былой близостью к Конюшенному двору царя. Оружейной ее назвали в 1851 г., когда при Кремле появилась Оружейная палата – хранилище сокровищ, древних вещей и обмундирования древнерусских ратников . Подойти к 32-метровому объекту можно от крайней части Александровского сада.

Троицкая башня

После Спасской она значилась второй по серьезности защиты и являлась самой высокой среди всех башен. В основании 6-ярусного четверика этого пилона лежит 2-х ярусный подвал с крепкими стенами. Для удобного перемещения между ярусами предусмотрены лестницы. Названий у этой башни было несколько. Из Богоявленской, Знаменской и Каретной царским указом она превратилась в Троицкую из-за соседствующего подворья Троицкого монастыря. Вместе со звездой сооружение возвышается на 80 м.

Кутафья (Предмостная) башня

Окруженная рвом и рекой, возвышается у Троицкого моста. Невысокий пилон имел одни ворота, которые по мере необходимости закрывались подъемным отделом моста. Так конструкция создавала преграду к осаждению крепости. Ее мощь состояла в наличии бойниц подошвенного боя и машикулей. Чтобы попасть на территорию башни со стороны городских улочек, москвичам приходилось проезжать по наклонному мосту. Теперь двуцветная 13-метровая башенка органично дополняет Кремлевский ансамбль.

Угловая Арсенальная (Собакина) башня

Ее нижний массив представлен 16 гранями и расширенным основанием. Под башней обустроен подвал, в который можно попасть по внутренней лестнице. В подземелье таится колодец с пригодной к питью водой. Собакиной конструкцию назвали из-за ближнего двора боярина с фамилией Собакин. В XVIII в. после возведения Арсенала башню с колодцем переименовали в Угловую Арсенальную.

Средняя Арсенальная (Граненая) башня

Вошла в Кремлевский комплекс в 1495 г. Позднее при ней был возведен грот – достопримечательность Александровского сада . Наружная грань пилона разделена плоскими нишами. 4-угольная верхушка увенчана машикулями и оборудована парапетом с кессонами (углублениями для резных украшений). Внутренняя часть сооружения представлена 3 ярусами, перекрытыми цилиндрическими сводами. В них предусмотрены внутристенные лестницы. Всю конструкцию завершает сквозная обзорная вышка и шатрик.

Комендантская (Колымажная) башня

Глухое строгое сооружение, стоящее южнее Троицой башни. Его появление как части Кремля датируется 1495 г. Колымажной башню называли из-за близости кремлевского Колымажного двора. Но когда в Потешном дворце обосновался комендант столицы, а случилось это уже в XIX в., башню переименовали соответствующим образом.

Царская башня

Удобно расположилась между Спасской и Набатной башнями. Конструкция, подобная терему, на стене Кремля появилась в 1860 г.

Четверка кувшиноподобных столбов удерживает шатер-восьмигранник, декорированный позолоченным флюгером. Когда-то из него доносился звон колоколов противопожарной службы. Башня не претерпевала существенных изменений. Ее высота – около 17 м вместе с флюгером.

Петровская (Угрешская) башня

Появилась по мере совершенствования военно-оборонительной системы Кремля. Название сооружению дали по церкви митрополита Петра, стоящей на подворье Угрешского монастыря. Башню надстраивали и реставрировали после взрыва порохового заряда, устроенного французами в 1812 г. Предназначением 27-метровой постройки было удовлетворение хозяйственных нужд садовников, которые облагораживали кремлевскую территорию.

Набатная башня

Этот глухой крепкий объект стоит между Царской и Константино-Еленинской башнями. Цокольный ярус его внутреннего помещения представлен сложной многокамерной системой, объединенной с ходовой частью стен посредством лестниц. В шатровой верхушке-четырехграннике когда-то звенели колокола. Как инструменты Спасского набата они оповещали народ о пожаре. Набатный 150-пудовый колокол вылил знатный умелец того времени Иван Моторин.

Сенатская башня

C 1491 г. башня стоит на Красной площади между Никольской и Фроловской оборонительными постройками. До конца XVIII в. она не имела никакого имени, пока в 1790 г. в Кремле не появилось здание Сената. Внутренний объем башни разбит на 3 яруса помещений со сводами. Изначально квадратная в плане глухая конструкция в 1680 г. была дополнена каменным шатром и золоченым флюгером. Общая высота постройки – 34,3 м.

Спасская (Фроловская) башня

Находится около главных ворот, которые в древности имели специальный ход в Кремль. Сооружение возводилось с целью защиты северо-восточного угла ансамбля, не имевшего водных преград. В XVII ст. башню декорировали державным гербом в виде двуглавого орла. Часы, повешенные на конструкцию в 60-е годы XIX ст., украшают ее и сейчас . Архитектура пилона отличалась от плана окружающих построек точностью пропорций, роскошью украшений фасадов и фигурками мифических животных. Углы четверика гармонируют с приятными глазу пирамидками с сияющими флюгерами.

Константино-Еленинская башня

Возведенная в 1490 г., находится в месте бывшей проездной конструкции. Через нее проходило посадское население и полки, и сам князь Донской направился через эту башню принять бой на Куликовом поле, во 2-й половине 14 века. Сооружение выступало охранным боевым объектом, обеспечивающим безопасность Великого посада и путей, идущих от речной пристани. Также наблюдение велось за путями от прилегающих улиц. Пилон был оборудован проездными воротами и отводной стрельницей. Попасть к нему можно было по подъемному мосту, который перекидывался надо рвом. Новое имя объект получил благодаря соседству церкви Константина и Елены.

Беклемишевская (Москворецкая) башня

Башня округлой формы расположена у Москворецкого моста и отлично просматривается с Красной площади. Когда-то защитница отражала удары наступающих недругов. Под нею был обустроен тайник. В XVII в. пилон надстроили красивым шатром, что наделило его стройными формами и избавило от крепостной суровости.

В связи с разворачиванием действий русско-шведской войны вокруг конструкции появились бастионы, а ширину бойниц сделали больше. В 1949 г. масштабная реставрация башни захватила и бойницы – они были приведены к первоначальному виду.

Благовещенская башня

Если верить легенде, такое название сооружение с глубоким подпольем получило из-за иконы «Благовещение», якобы висевшей в нем в древности. Наименование башни историки увязывают и с фактом построения при ней церкви Благовещения, которая была разрушена по указу советского правительства. В XVII ст. по соседству с пилоном были обустроены Портомойные врата, через которые дворцовые прачки торопились к Москве-реке поласкать белье. Со временем эти ворота наглухо заделали. Вместе с флюгером башенное сооружение уходит в небо на 32 м.

Московский Кремль - уникальная крепость в центре Москвы и древнейший район города. Кремль считают сердцем России - и потому что отсюда начала свой путь российская столица, и потому что в стенах крепости издавна располагался центр государства: сначала царские палаты, а теперь - резиденция Президента России.

И, конечно, защите Кремля во все времена придавалось огромное значение.

В плане крепость представляет собой неправильный треугольник: такую форму Кремль приобрёл во времена Ивана III Великого, при котором стали возводить новые стены из красного кирпича взамен старых белокаменных, построенных при Дмитрии Донском. Одновременно с возведением стен возводились и новые башни, которые формировали оборонные линии новой московской крепости. Основной массив стен и башен был построен в 1485-1495 годах, частично фортификационные сооружения Кремля достраивались до 1516 года, когда царём был уже Василий III. Изначально башни были возведены без ярусных шатровых завершений - их надстроили лишь в 17 веке.

Всего вдоль Кремлёвской стены расположено 20 башен.

Беклемишевская (Москворецкая) башня

Архитектор: Марко Руффо.

Годы постройки: 1487-1488.

Высота: 46,2 метра.

Завершение: флажок-флюгер.

Название дано по зданию Арсенала, построенному в начале 18 века.

Троицкая башня

Архитектор: Алевиз Фрязин (Старый).

Годы постройки: 1495-1499.

Высота: 80 метров.

Завершение:

Расположена на западной стороне Кремлёвской стены между Средней Арсенальной и Комендантской башнями. Внешне напоминает Спасскую башню; представляет собой четверик, который венчает многоярусное шатровое завершение с богатым декоративным оформлением. Имеет отводную стрельницу с проездными Троицкими воротами. В отличие от прочих проездных башен Московского Кремля, сохранила предвратный Троицкий мост, соединяющий её с Кутафьей башней.

Название дано по находившемуся рядом подворью Троицкого монастыря.

Кутафья башня

Архитектор: Алевиз Фрязин (Старый).

Годы постройки: 1516.

Высота: 13,5 метра.

Завершение: отсутствует.

Расположена на западной стороне Кремлёвской стены напротив Троицкой башни - это единственная башня Московского Кремля, которая находится в стороне от стены и фактически представляет собой единственный сохранившийся барбакан крепости. В прошлом была окружена водой и использовалась для обороны Троицкого моста через реку Неглинную, ведущего от Кутафьи башни к Троицким воротам. По сравнению с прочими башнями напоминает нарядный праздничный кулич. В настоящее время в Кутафье башне оборудован главный пропускной пункт для посетителей Московского Кремля.

Название произошло, вероятно, от устаревшего слова "кутафья", означавшего полную, неуклюжую, неопрятно одетую женщину.

Комендантская (Колымажная) башня

Архитектор: Алевиз Фрязин (Старый).

Годы постройки: 1493-1495.

Высота: 41,2 метра.

Завершение: флажок-флюгер.

Комендантская башня расположена на западной стороне Кремлёвской стены между Троицкой и Оружейной башнями. Представляет собой вытянутый четверик с расширяющимся к низу основанием и парапетом с машикулями на вершине, увенчанный шатровым завершением.

Название дано по резиденции коменданта Москвы в Потешном дворце.

Оружейная (Конюшенная) башня

Архитектор: Алевиз Фрязин (Старый) - возможно.

Годы постройки: 1493-1495.

Высота: 32,6 метра.

Завершение: флажок-флюгер.

Оружейная башня расположена на западной стороне Кремлёвской стены между Комендантской и Боровицкой башнями. Представляет собой четверик с расширяющимся к низу основанием и парапетом с машикулями на вершине, увенчанный ярусным шатровым завершением.

Название дано по зданию Оружейной палаты.

Боровицкая (Предтеченская) башня

Архитектор: Пьетро Антонио Солари.

Годы постройки: 1490.

Высота: 54 метра.

Завершение: светящаяся рубиновая звезда-флюгер.

Боровицкая башня расположена на западной стороне Кремлёвской стены между Оружейной и Водовзводной башнями. Представляет собой 4 уменьшающихся к верху четверика, поставленных друг на друга и увенчанных каменным шатром; сбоку пристроена отводная стрельница с проездными Боровицкими воротами. Несмотря на достаточно бедное декоративное оформление, Боровицкая башня выделяется на фоне прочих благодаря своей ступенчатой (пирамидальной) форме.

На внешней стороне Боровицких ворот расположены высеченные из белого камня гербы Литовского и Московского княжеств; когда и почему они там появились - неизвестно.

Название дано по древнему бору, который покрывал Боровицкий холм в прошлом.

Водовзводная (Свиблова) башня

Архитектор: Антон Фрязин.

Годы постройки: 1488.

Высота: 61,2 метра.

Завершение: светящаяся рубиновая звезда-флюгер.

Расположена на юго-западном углу Кремлёвской стены вблизи Кремлёвской набережной Москвы-реки между Боровицкой и Благовещенской башнями. Представляет собой вытянутый цилиндр со сложным шатровым завершением. Парапет башни венчают зубцы "ласточкин хвост", в нём оборудованы машикули для кругового обстрела. Обращает внимание декоративное оформление башни: до середины высоты она выложена чередующимися поясами выступающей и западающей кладки, над которыми проходит аркатурный пояс, подчёркнутый тонкой полоской белого камня. Интересно, что звезда на вершине Водовзводной башни - самая маленькая среди прочих башен Кремля (3 метра в диаметре).

В прошлом в башне располагалась водоподъёмная машина, разработанная по проекту Христофора Галовея - первый в Москве водопровод из баков, установленных на верхних ярусах башни, для подачи воды из Москвы-реки в Кремль. Позже его демонтировали и перевезли в Петербург, где стали использовать для наполнения водой фонтанов.

Название дано по водоподъёмной машине Галовея.

Благовещенская башня

Архитектор: ?

Годы постройки: 1487-1488.

Высота: 32,4 метра.

Завершение: флажок-флюгер.

Благовещенская башня расположена на южной стороне Кремлёвской стены между Водовзводной и Тайницкой башнями. Представляет собой четверик с надстроенным четырёхгранным шатром и смотровой вышкой. В парапете башни оборудованы машикули. При Иване Грозном использовалась как тюрьма, в 1731-1932 годах - как колокольня церкви Благовещения (снесена в советские годы).

Название дано по иконе Благовещения, которая, согласно приданию, чудесным образом проявилась на северной стене башни в период правления Ивана Грозного.

Тайницкая башня

Архитектор: Антон Фрязин.

Годы постройки: 1485.

Высота: 38,4 метра.

Завершение: флажок-флюгер.

Тайницкая башня расположена в центральной части южной стороны Кремлёвской стены между Благовещенской и Первой Безымянной башнями. Представляет собой массивный четверик с надстроенным четырёхгранным шатром и смотровой вышкой. В парапете башни оборудованы машикули. В прошлом в башне существовали проездные Тайницкие ворота, колодец-родник и тайный ход к Москве-реке.

Первая по времени постройки башня Московского Кремля - именно с неё началось возведение современных стен и башен.

Название дано по тайному выходу к Москве-реке.

Первая Безымянная башня

Архитектор: ?

Годы постройки: 1480-е.

Высота: 34,1 метра.

Завершение: флажок-флюгер.

Первая Безымянная башня расположена на южной стороне Кремлёвской стены между Тайницкой и Второй Безымянной башнями. Представляет собой четверик с надстроенным четырёхгранным шатром и смотровой вышкой. За свою историю несколько раз разрушалась и была отстроена заново. В прошлом внутри башни располагался пороховой склад, по которому башню называли Пороховой башней.

Современное название дано по не вполне понятной причине.

Вторая Безымянная башня

Архитектор: ?

Годы постройки: 1480-е.

Высота: 30,2 метра.

Завершение: флажок-флюгер.

Вторая Безымянная башня находится на южной стороне Кремлёвской стены между Первой Безымянной башней и Петровской башней. Представляет собой четверик с надстроенным четырёхгранным шатром и смотровой вышкой, увенчанной восьмигранным шатриком. В прошлом в башне существовали ворота.

Название дано по не вполне понятной причине.

Петровская (Угрешская) башня

Архитектор: ?

Годы постройки: 1485-1487.

Высота: 27,1 метра.

Завершение: флажок-флюгер.

Петровская башня расположена на южной стороне Кремлёвской стены между Второй Безымянной и Беклемишевской башнями. Представляет собой 3 поставленных друг на друга четверика, увенчанных восьмигранным шатром. В парапете башни обустроены ложные машикули. За годы существования неоднократно перестраивалась.

Название дано по подворью Угрешского монастыря с церковью Петра Митрополита, которое располагалось на территории Кремля вблизи башни в 15-17 веках.

Интересные факты о башнях Кремля

Вдоль стен Кремля расположено 20 башен;

В прошлом, когда Кремль располагался на острове, образованном Москвой-рекой, Неглинкой и Алевизовым рвом, от проездных башен на "большую землю" были перекинуты мосты - до наших дней дошёл лишь Троицкий мост;

Самая первая по времени постройки - Тайницкая башня, возведённая в 1485 году;

Из 20 башен 5 увенчаны рубиновыми звёздами (Спасская, Никольская, Троицкая, Боровицкая и Водовзводная), 1 - декоративным навершием (Царская), 1 - не имеет навершия (Кутафья башня), на 13 оставшихся башнях установлены флажки-флюгеры;

Красные рубиновые звёзды на вершинах башен вращаются от ветра, как флюгер;

Изначально в 1935 году на вершины башен установили позолоченные самоцветные звёзды, но они быстро потускнели, и уже в 1937 их заменили светящимися рубиновыми;

До звёзд башни венчали двуглавые орлы, кроме Водовзводной - на ней государственная символика не размещалась;

Чтобы звёзды не перегревались от работы ламп, в них обустроена вентиляционная система;

Троицкая башня - самая высокая башня Кремля (80 метров);

Кутафья башня - самая низкая башня Кремля (13,5 метра);

Кутафья башня - единственный сохранившийся предмостный барбакан крепости;

Бой курантов Спасской башни - символ наступления Нового Года в России;

В прошлом , однако, некоторые из башен - в том числе Спасскую, Никольскую и Троицкую - могли оставлять красными из эстетических соображений;

Ансамбль стен и башен Московского Кремля - одна из наиболее популярных архитектурных достопримечательностей Москвы.

Музей-квартира А. Б. Гольденвейзера, одного из крупнейших музыкантов первой половины ХХ столетия, пианиста, композитора, педагога, музыкального и общественного деятеля, народного артиста СССР, ректора Московской консерватории, была создана по решению Совета Министров СССР 26 января 1955 года. Музей создавался при непосредственном участии Александра Борисовича и принял своих первых посетителей в 1959 году. Первое время Александр Борисович сам проводил экскурсии, а после его смерти в 1961 г. руководителем музея стала его ученица, помощница и супруга Е. И. Гольденвейзер (1911−1998). Музей-квартира А. Б. Гольденвейзера сегодня, по сути, представляет собой «музей в музее» – единый мемориальный, фондово-экспозиционный, научно-исследовательский, музыкально-просветительный и справочно-методический комплекс. Помещение музея поделено на две зоны – мемориальную и камерный музыкальный салон. В мемориальном отделе ведется просветительская и экскурсионная работа, в музыкальном салоне проходят встречи с учениками А. Б. Гольденвейзера, концерты фортепианной, вокальной и инструментальной музыки, а также вечера видео- и звукозаписи. В музее проводятся научные чтения, методические семинары, консультации и рецензирование научных работ по музыкальной тематике, имеется возможность для работы исследователей и ученых. В экспозиции много внимания уделено более чем полувековой педагогической деятельности Гольденвейзера. Широко известны имена его учеников: С. Фейнберг, Г. Гинзбург, А. Каплан, Л. Сосина, Т. Николаева, Д. Паперно, Г. Гродберг и многие другие. Предметом постоянной заботы Александра Борисовича было детское музыкальное образование. Центральная музыкальная школа в Москве, выросшая на основе Особой детской группы, организованной в начале 1930-х годов, в значительной степени обязана своим созданием А. Б. Гольденвейзеру. В музее хранятся, изучаются и демонстрируются архив А. Б. Гольденвейзера, его библиотека, многочисленные коллекции, ценные мемориальные предметы. Основой собрания Гольденвейзера являются рукописи, книги, ноты и письма, представляющие большую научную и документально-историческую ценность. А обширное собрание живописи, графики и скульптуры говорит о его тонком художественном вкусе. В фотоархиве музыканта – снимки с автографами Н. А. Римского-Корсакова, С. И. Танеева, С. В. Рахманинова, Н. К. Метнера, М. А. Чехова, К. С. Станиславского. Особый интерес представляют фотографии в Ясной Поляне с Л. Н. Толстым, которые были сделаны Софьей Андреевной Толстой. Собрание концертных и театральных программ отражает музыкальную жизнь Москвы с 1886 по 1961 годы. Множество мемориальных предметов создают в музее-квартире атмосферу уюта и эффект присутствия самого хозяина. Среди них – два рояля фирмы C. Bechstein, мебель начала ХХ века, личные вещи Л. Н. Толстого, с которым А. Б. Гольденвейзера связывали почти 16 лет дружбы. Коллекция Музея-квартиры А. Б. Гольденвейзера представляет огромную ценность не только для исследователей творчества выдающегося музыканта, но и для простых любителей музыки, а также для всех интересующихся историей русской музыкальной культуры.

Угловая арсенальная башня

Построенная прямо напротив Исторического музея Угловая Арсенальная башня тоже построена по проекту Пьетро-Антонио Солари (1492). Сначала из башни имелся выход в сторону реки Истинной, но впоследствии он был заложен.

Среди угловых башен Кремля эта - самая массивная и мощная. Толщина ее стен достает 4 м. Угловая Арсенальная башня за прошедшие столетия глубоко ушла в землю - и дело тут не только в нарастании толщины культурного слоя, но и в ее тяжести. Современная высота Угловой Арсенальной башни - 60,2 м со стороны Александровского сада.

Ее нижний ярус, делящийся на 18 вертикальных граней, расширяется книзу, что придает ей устойчивость - не только зрительную, но и реальную. Ближе к верху этого гигантского кирпичного «стакана» можно увидеть те самые знаменитые машикули. Как вы уже знаете, сохранился в Угловой Арсенальной башне и потайной колодец. Раньше на его дне бил родниковый ключ, обладавший удивительным свойством: уровень воды в колодце саморегулировался. Оставалось неизвестным, куда девался из колодца избыток воды. В 1894 г, наоборот, вода в колодце стала неудержимо прибывать, затопляя подвалы башни и ее нижние этажи. По свидетельству В. А. Никольского, воду из Угловой Арсенальной башни «не могли откачать целые сутки». Затем наводнение прекратилось так же внезапно и без видимых причин, как и началось.

Но не только своим колодцем знаменита Угловая Арсенальная башня. В первой половине XVIII в. некий пономарь Конон Осипов - один из первых самодеятельных археологов, чьи интересы лежали скорее в области кладоискательства - неустанно рыская по Кремлю в поисках якобы спрятанной там «библиотеки Ивана Грозного», обнаружил под ней начало подземного хода.

Осипов уверял, что проник по нему очень далеко, однако его рассказы об увиденном там были сдобрены настолько фантастичными подробностями, что принимать их на веру целиком было невозможно. Не следует, однако, считать Конона Осипова лжецом - его скорее можно назвать романтиком. Ведь нет никаких сомнений в том, что само существование загадочной библиотеки - не более чем легенда, хотя и очень популярная даже в наши дни. Действительно, Иван Грозный, человек по меркам своего времени очень просвещенный, собрал библиотеку, размеры которой впечатлили бы даже нынешних книголюбов. А в те времена книги имели не только интеллектуальную ценность. Достаточно вспомнить, что массового производства книг в те времена не было и каждая из них изготавливалась по специальному заказу. Первопечатник Иван Федоров только знакомил Русь с книгопечатанием, и преобладали книги рукописные. Впрочем, по новой технологии книги часто изготовлялись всего в 1–2 экземплярах и тоже были уникальны.

Страницы книг украшали искусно выписанные миниатюры (даже в печатных изданиях выполнявшиеся вручную), для исполнения которых использовались редкие и дорогие материалы, например красная краска кошениль, имеющая свойство не выцветать от времени, а, наоборот, становиться ярче. Эта краска и в наше время стоит немало, а тогда единственным центром ее производства из природного сырья (пигмент содержится в тельцах одного из видов насекомых, причем исключительно самок) была Северная Африка. Кошениль ценилась даже не на вес золота, а гораздо дороже.

Твердые доски книжных переплетов богато отделывались благородными металлами и драгоценными камнями. Самые редкие по содержанию и оформлению тома было принято хранить прикованными цепочками к стене. Книги упоминались в завещаниях и «росписях» (перечнях) приданого невест и военных контрибуций наравне с недвижимостью, землями, драгоценны-, ми украшениями. Крупные книжные собрания, особенно находящиеся во владении частных лиц, были редкостью. Неудивительно, что такая дорогостоящая книжная коллекция, как библиотека Ивана Грозного, была разграблена во время польской интервенции. Те книги и рукописи, которые по каким-то причинам ускользнули от внимания мародеров, спас патриарх Филарет, поместивший их в патриаршую библиотеку. (В советское время эта библиотека была национализирована и сейчас находится в собрании Московского Исторического музея.) Никакого секрета из судьбы библиотеки Ивана IV никогда не делалось, и Конон Осипов при желании мог вполне официально узнать о том, где ее искать.

Преувеличенная фантазия Осипова подорвала доверие к его рассказам, в которых, однако, было и рациональное зерно: в 1894 г. по следам авантюриста пошли настоящие исследователи и действительно обнаружили начало подземного хода, правда, продвинуться по нему не удалось - своды обрушились, а расчищать его показалось опасным из-за возможности дальнейшего обрушения.

Свое современное название башня получила после постройки в Кремле примыкающего к ней здания Арсенала (долго тянувшееся строительство было завершено в 1736 г). А до этого башня носила неблагозвучное на современный слух имя Собакиной - вблизи от нее находился двор бояр Собакиных.

В конце XVII в. над башней был надстроен массивный, но изящный верх. А в 1707 г. Угловая Арсенальная башня - тогда еще Собакина - как и Беклемишевская, претерпела изменения своего внешнего облика в связи с модернизацией во время приготовлений к возможному шведскому штурму. Ее бойницы тоже были растесаны для установки в башне более современных и многочисленных артиллерийских орудий.

Облик Угловой Арсенальной башни дошел до нашего времени с тех пор практически без изменений, несмотря на то, что она пострадала в 1812 г. во время взрыва Арсенала и Никольской башни. Взрывной волной с нее сорвало навершие - шатрик с вышкой, по всей башне зазмеились трещины. Башня была восстановлена по проекту 011 Бове, причем на этот раз архитектор постарался максимально бережно сохранить древний облик постройки.

Из книги Энциклопедический словарь (Б) автора Брокгауз Ф. А.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (УГ) автора БСЭ

Из книги Петербург в названиях улиц. Происхождение названий улиц и проспектов, рек и каналов, мостов и островов автора Ерофеев Алексей

Из книги Миллион блюд для семейных обедов. Лучшие рецепты автора Агапова О. Ю.

Из книги Все о Париже автора Белочкина Юлия Вадимовна

Из книги Легендарные улицы Санкт-Петербурга автора Ерофеев Алексей Дмитриевич

Из книги Прогулки по допетровской Москве автора Беседина Мария Борисовна

АРСЕНАЛЬНАЯ НАБЕРЕЖНАЯ Набережная идет по правому берегу Невы от Арсенальной улицы до Литейного моста. Название присвоено 16 апреля 1887 года и связано с заводом «Арсенал», занимающим часть квартала между набережной, Арсенальной улицей и улицей Комсомола и часть соседнего

Из книги История крепостей. Эволюция долговременной фортификации [с иллюстрациями] автора Яковлев Виктор Васильевич

АРСЕНАЛЬНАЯ УЛИЦА Как и большинство проездов, возникших на Выборгской стороне в XIX веке, эта улица имеет сложную историю. Первое ее название, известное с 1836 года,– Старая Муринская или Старо-Муринская дорога. В то время почти все проезды, которые вели в сторону села Мурино,

Из книги автора

Из книги автора

Башня Сен-Жак Недалеко от площади Шатле, в сквере на улице Риволи, возвышается башня Сен-Жак (Tour Saint-Jacques). Она построена в стиле «пламенеющей» готики. Когда-то башня служила колокольней церкви Сен-Жак-ла-Бушери. Церковь была возведена в эпоху раннего средневековья, однако к

Из книги автора

Арсенальная набережная Набережная идет по правому берегу Невы от Арсенальной улицы до Литейного моста. Название присвоено 16 апреля 1887 года и связано с заводом «Арсенал», занимающим часть квартала между набережной, Арсенальной улицей и улицей Комсомола и часть соседнего

Из книги автора

Арсенальная улица Как и большинство проездов, возникших на Выборгской стороне в XIX веке, эта улица имеет сложную историю. Первое ее название, известное с 1836 года, – Старая Муринская или Старо-Муринская дорога. В то время почти все проезды, которые вели в сторону села

Из книги автора

Средняя арсенальная башня Средняя Арсенальная башня, которая следует за Угловой Арсенальной с северо-западной стороны кремлевских стен, некогда выходивших на реку Неглинную, а теперь возносящих свои верхушки над Александровским садом, построена в 1495 г. Она

Из книги автора

Троицкая башня, Троицкий мост и башня Кутафья А теперь перенесем наше внимание на Троицкую башню Кремля - точнее, на тот архитектурный ансамбль, главной частью которого она является.Начнем с самой башни. За свою историю она сменила несколько названий - Богоявленская,

Из книги автора

Башня Башни (Фиг. 3) представляли собой многоэтажные оборонительные постройки большой прочности (толщина их стен делалась внизу в 4- 6 м) и вышины (до 1,5 раза выше стен), с открытой платформой наверху, увенчанной зубчатым парапетом. Этажи сообщались между собой приставными

Музей-квартира Николая Семеновича Голованова (1891–1953) – великого дирижера, композитора и пианиста – ведет свою историю с 1969 года., когда после смерти сестры музыканта эта квартира перешла в состав Российского национального музея музыки. Основой фондов послужило богатейшее наследие музыканта: его коллекции картин, скульптуры, прикладного искусства, библиотека, архив и фонотека. С годами ценность этого наследия неуклонно росла. Изменился сам статус Голованова как дирижера и композитора: теперь этот мастер признан великим. Поражает удивительная концентрация духовности, творческой энергии, подлинный размах его творчества. Притягивает и его личность, прежде всего, верность заложенным с детства высоким моральным принципам и бескомпромиссное, беззаветное служение искусству. Также удивительна по сосредоточию духовных ценностей мемориальная квартира дирижера с ее разнообразными раритетами. Сам дом в Брюсовом переулке, в котором она расположена, является памятником культуры. Он принадлежал Большому театру. С 1935 года здесь жили такие корифеи вокального искусства Москвы, как А. В. Нежданова, Н. А. Обухова, И. С. Козловский, А. С. Пирогов, М. П. Максакова. Голованов прожил здесь около двадцати лет (1935–1953). Именно в эти годы, возглавляя оркестр Всесоюзного радио и позже Большого театра, он стал ведущей фигурой в музыкальной жизни Москвы. Три комнаты этой квартиры (кабинет, гостиная, столовая) мемориальные. Здесь едва ли не каждый предмет помнит Голованова. А в бывшей спальне сосредоточены материалы архива, позволяющие проследить путь музыканта. Начальный этап – учеба в Синодальном училище церковного пения (1900–1909), проходившая под руководством таких мастеров, как хормейстеры В. С. Орлов, Н. М. Данилин, композиторы П. Г. Чесноков, А. Д. Кастальский, Викт. С. Калинников. Голованов писал на склоне лет: «Синодальное училище дало мне все: моральные принципы, жизненные устои, железную дисциплину, умение работать много и систематически, привило мне священную любовь к труду». Следующий этап – учеба в Московской консерватории по классу композиции и теории у С. Н. Василенко и А. А. Ильинского. При этом Голованов не терял связь и с Синодальным училищем, став его преподавателем и помощником регента знаменитого Синодального хора. С 1915 года и почти до последних дней – работа в Большом театре (правда, с тремя вынужденными перерывами). Это были кульминационные годы в жизни театра. Под управлением Голованова и его именитой «команды» (художник Ф. Ф. Федоровский, режиссеры Л. В. Баратов, Б. А. Покровский и другие выдающиеся мастера) создавались такие шедевры, как постановки «Бориса Годунова», «Садко», «Хованщины» 1948–1950 годов. Не менее результативно – руководство Голованова Большим симфоническим оркестром радио. Особенно важна его деятельность в Москве в период Великой Отечественной войны. Прямые трансляции выступлений оркестра поднимали дух даже далеких от музыки людей. На фотографии 1943 года мы видим дирижера во время первого исполнения в СССР Третьей симфонии С. В. Рахманинова. В экспозиции нашло отражение и композиторское творчество Голованова разных лет, начиная с фортепианных вариаций детских лет, кончая духовными песнопениями 1940-х годов. Специальный раздел посвящен многолетнему союзу Голованова с А. В. Неждановой: музыкант был аккомпаниатором и мужем великой певицы. Вступая в мемориальные комнаты Музея, посетители сразу погружаются в мир искусства. Картины первоклассных художников (И. И. Левитан, М. В. Нестеров, К. А. Коровин и многие другие), скульптурные портреты, антикварная мебель в стиле ампир, лепнина на потолках – все создает неповторимую атмосферу. При этом чувствуется «почерк» Голованова. Уже в планировке квартиры видны черты театральности: гостиная соотносится с кабинетом наподобие театральных зала и сцены. Замечательны и двери с бронзовыми мифологическими фигурами. Хотя жанры, тематика картин и скульптур, представленных в мемориальных комнатах, разнообразны, в каждом помещении есть свои доминанты. Рабочий кабинет – самая «музыкальная» комната. Здесь множество портретов композиторов, дирижеров, а также деятелей искусства и литературы. В гостиной значительное место занимают изображения, связанные с религиозной тематикой, и образы, воплощающие идеалы женской красоты. В столовой тематическая доминанта – путешествия во времени и пространстве: Россия и Англия, Италия и Египет, Индия и сказочное Берендеево царство, глубокая древность и ХХ век. На живописных полотнах оживают архитектурные шедевры мира – мавзолей Тадж-Махал кисти В. В. Верещагина, Псковский кремль В. В. Мешкова, венецианский Дворец дожей на картине И. К. Айвазовского. И еще одна достопримечательность Музея – его посетители в прошлом и в настоящем. Ведь Голованова посещали многие выдающиеся музыканты и деятели искусства. Хозяин квартиры любил устраивать по праздникам и памятным дням застолье. Завсегдатаями бывали певцы Большого театра, жившие в этом же доме – Обухова, Максакова, Пирогов, Козловский… А уже после открытия Музея (1974 год) здесь выступали с воспоминаниями и беседами дирижеры Б. Э. Хайкин, К. П. Кондрашин, Г. Н. Рождественский, Ф. Ш. Мансуров, Ю. И. Симонов. Среди посетителей концертов – композитор В. А. Гаврилин, балерина Е. С. Максимова, певица З. А. Долуханова. И в нынешнее время в Музее много того, что притягивает и дирижеров, музыкантов-профессионалов, и знатоков живописи, и любителей музыки, и широкий круг людей, стремящихся прикоснуться к миру прекрасного.