Туристический портал - ChemodanChik56

Туристический портал - ChemodanChik56

» » «Серп и Молот»: история места. Как выглядит новый парк в промзоне «Серп и молот ЖК «Символ»: расположение

«Серп и Молот»: история места. Как выглядит новый парк в промзоне «Серп и молот ЖК «Символ»: расположение

В конце XIX века французский предприниматель основал здесь Товарищество Московского металлического завода. В советское время его национализировали и создали крупнейший завод на территории Центральной России. Он получил название Московский металлургический завод «Серп и молот».

В советские времена здесь выпускали трубы, изделия из стали, проволоку и металлические листы. После 1990-х годов объем выпускаемой продукции резко уменьшился. Цеха закрывались один за другим, завод окончательно прекратил свою работу в 2011 году.

Хотя это одна из самых старых промзон Москвы, здесь осталось не так много исторических корпусов. Предприятие прошло масштабную реконструкцию в 1970-е годы, на месте старых корпусов возвели новые. Сейчас здесь планируется построить современный городской район с жильем, социальной инфраструктурой, новыми рабочими местами и даже городскими достопримечательностями.

Общая площадь новой застройки - более 1,5 млн кв. м. Интересно, что 30% всей территории промзоны озеленят и благоустроят. Район будет рассчитан на 19 тыс. жителей и на 26,5 тыс. работающих.

Помимо жилья (1,1 млн кв. м) построят также школы, детские сады, поликлинику, паркинги, офисы и другие коммерческие объекты. Здесь появятся медиацентр (172 тыс. кв. м) и Дом культуры и музыки, который откроется на базе бывшего производственного здания, которое ждет реконструкция. Он станет изюминкой не только нового района, но и всего города: проект подготовит одно из ведущих мировых бюро в области строительства концерт-холлов «Бентхем Крауэл» из Голландии.

Это будет самый современный в столице концертный зал на 3,5 тысячи человек, с музыкальными студиями, вокальными классами и другой образовательной музыкальной инфраструктурой.

Концепцию застройки территории завода «Серп и Молот» подготовили в ходе архитектурного конкурса. Его материалы презентовали на Всемирном архитектурном фестивале 2013 года в Сингапуре, где он вызвал живой интерес у мирового архитектурного сообщества. Этот конкурс стал одним из крупнейших событий в современном градостроительстве Москвы: в нем приняли участие 52 сильнейшие архитектурные команды, в состав которых вошли 157 компаний из 17 стран.

Застройщик выбрал концепцию архитектурного бюро LDA Design из Великобритании, прославившегося такими проектами, как Олимпийский парк в Лондоне, реставрация Центрального парка в Нью-Йорке и рядом проектов по реновации промзон в Европе.

Однако по факту их концепция лишь легла в основу, а собственно проект, в том числе первого квартала «Свобода», разрабатывало российское архитектурное бюро «Атриум».

Комплекс "Символ" - крупнейший проект в истории компании "Донстрой", который реализуется на территории бывшего завода "Серп и Молот". Новостройка расположена в районе Лефортово ЮВАО на пересечении улицы Золоторожский Вал и шоссе Энтузиастов. В состав многофункционального комплекса войдет 1,5 млн кв. м недвижимости, из которых 857 тыс. кв. м застройщик определил как жилую, остальное - как коммерческую и социальную. Снос существующей застройки и полное формирование нового квартала займет не менее 10 лет.

Архитектура и жилой фонд

В "Символе" будет построено 30 домов от 5 до 27 этажей, рассчитанных на 19 тыс. жителей. Генеральный план реновации территории разработан совместно двумя британскими бюро - LDA Design и UHALondon. На основе предложенной концепции архитектурная мастерская "Атриум" разработала детализированный архитектурный план, который лег в основу первой очереди жилого комплекса. В высотных зданиях в отделке фасадов преобладают вертикальные линии, с чередованием светлых и темных полос, в домах средней и малой этажности - горизонтальные полосы. Таким образом, из контрастов цвета и линейного очертания создается единый архитектурный ансамбль.

Первая очередь застройки разделена на два участка - расположенный в северной части со стороны проезда Серп и Молот, где будет построено около 250 тыс. кв. м жилья, и участок вдоль шоссе Энтузиастов еще на 150 тыс. кв. м. Покупателям предложены квартиры комфорт- и премиум-класса с минимальной площадью 27 кв. м: от одно- до четырехкомнатных, а также пентхаусы с выходом на крышу. Видовые квартиры на последних уровнях застройщик выставит на продажу в последнюю очередь.

Развитие собственной инфраструктуры

Ведется сооружение торговых и социальных объектов, в которых по открытию будет создано 16 тысяч рабочих мест. На территории появятся:

  • многофункциональный центр с офисами и торговыми помещениями, который благодаря нестандартной форме получил от застройщика название "лягушка";
  • 2 школы на 2360 учеников;
  • 1 отдельно стоящий детский сад на 330 мест и 7 встроенных на 700 мест;
  • взрослая и детская поликлиники на 85 и 256 посетителей в смену;
  • 2 физкультурно-оздоровительных комплекса площадью 4200 кв. м;
  • Дом культуры и музыки с концертным залом на 3,5 тысячи мест, архитектурный проект которого разработан в голландской студии "Бентхем Крауэл" (инвестор пока определяется).

Благоустройство и окружение

Под озеленение отведено 29,1 га, что составляет примерно 40% территории. Центральным элементом станет пешеходный бульвар, так называемая "зеленая река квартала", с высаженными на обочинах деревьями и кустарниками. Улица соединит между собой два общественно-деловых центра, расположенных на противоположных сторонах микрорайона - на западе и на востоке. Все дворы будут обращены в сторону центрального парка, на их территории создаются детские игровые площадки и зоны отдыха. Для автомобилей строится подземный многоуровневый паркинг на 10 тыс. машиномест.

ЖК "Символ" расположен рядом с парком Казачьей Славы, Лефортовским парком и рекой Яуза. Поблизости школа и лицей, а у станции метро "Площадь Ильича", что в 5 минутах, работает несколько торговых центров, в т. ч. ТЦ "Рогожка". Транспортная доступность обеспечивается шоссе Энтузиастов, в 1,5 км от застройки проходит Садовое кольцо. "Донстрой" к тому же намерен построить еще 4 км новых дорог, и пустить через территорию квартала автобусный маршрут.

Первоначальный проект не предполагал однокомнатных малометражек, однако изменение структуры спроса на рынке заставило девелопера пересмотреть свои планы

Девелоперская компания «Донстрой» построит жилой комплекс на территории заброшенного завода «Серп и молот» — площадки с промышленной застройкой площадью 74,5 га на востоке Москвы в районе Лефортово в 5 км от Кремля.

Новый жилой комплекс, который получил название «Символ», займет 58,58 га земли. Треугольный участок застройки примыкает к станции метро «Площадь Ильича» на востоке столицы: в течение десяти лет здесь возведут 1,5 млн кв. м недвижимости. Первую очередь жилых домов планируется сдать осенью 2018 года, такие подробности сегодня были озвучены представителями «Донстроя» на презентации застройки промзоны.


Жилой комплекс расположен в 1,5 км от Садового кольца (Фото: Донстрой)

В 30 многоквартирных домах разместятся 857 тыс. кв. м жилья, этажность зданий будет варьироваться от 5 до 27. В продажу поступят одно-, двух-, трех- и четырехкомнатные квартиры, пентхаусы на верхних этажах с выходом на крышу. Квартиры-студии проектом не предусмотрены. Девелопер обещает предложить покупателям жилье в сегментах от комфорта до премиума.

Жилой комплекс рассчитан на 19 тыс. жителей; на подземных парковках обустроят 10 тыс. машино-мест. Продажи первой очереди начнутся осенью 2015 года, тогда же станут известны цены. «Наша задача — вывести на рынок премиальный продукт по цене бизнес-класса», — обрисовала ценовую политику компании генеральный директор «Донстроя» Алена Дерябина.

Первыми уйдут малометражки

В составе первой очереди строительства фигурируют два участка: один примыкает к шоссе Энтузиастов, другой расположен в северной части микрорайона. На территории первого будут построены 250 тыс. кв. м жилья, на втором — 150 тыс. кв. м. В продажу будут выведены в том числе небольшие однокомнатные квартиры — от 26-28 кв м. Дорогие пентхаусы с видом на Кремль застройщик намерен придержать — квартиры на верхних этажах выставят на продажу в последнюю очередь.


Первоначальный проект не предполагал малометражных квартир с одной комнатой, однако изменение структуры спроса на московском рынке недвижимости за последний год заставило девелопера пересмотреть свои планы.

Полный объем инвестиций в проект не уточняется. В прошлом году застройщик называл 140 млрд руб., но инфляция приведет к увеличению затрат, пояснили сегодня топ-менеджеры «Донстроя» на пресс-конференции. Насколько ощутимым станет удорожание, в компании не уточнили. Из всего бюджета проекта 56% уйдет на строительство зданий, 40% будет потрачено на развитие инфраструктурнойй территории застройки, 4% составят затраты на проектирование.

«Зеленая река» в центре микрорайона

Главной особенностью ЖК «Символ» станет так называемая «зеленая река» — пешеходная улица с высаженными вдоль нее деревьями и кустарниками, проложенная сквозь район застройки с запада на восток. Бульвар соединит два общественно-культурных центра, которые появятся на разных концах «Символа». Общая площадь озеленения составит 29,1 га.


На территории завода «Серп и молот» построят две школы на 2360 учеников, две поликлиники (одна для детей и одна для взрослых, общая площадь — 7 тыс. кв. м), а также восемь детских садов, большая часть из которых разместится на первых этажах жилых домов. В общей сложности дошкольные учреждения смогут принять 1030 детей.

«Донстрой» также планирует построить на территории ЖК многофункциональный центр с офисами, магазинами и другими общественными помещениями — благодаря нестандартной форме девелопер назвал это здание «лягушкой». С юга к «Символу» примыкает площадка, на которой будет построен (не «Донстроем», инвестор определяется) концертный зал на 3,5 тыс. мест. Концертный зал разместится в одном из бывших заводских корпусов, утверждал Архсовет Москвы в мае 2015 года. Дизайн-проект концертного зала разработала голландская студия «Бентхем Крауэл».

Жилой комплекс «Символ» будет полностью открытым для движения автомобилистов и пешеходов: «Донстрой» намерен построить 4 км новых дорог, чтобы разгрузить транспортный поток на соседнем шоссе Энтузиастов. По дорогам внутри «Символа» пустят новый автобусный маршрут, появление которого уже согласовано с московскими властями. На территории бывшего завода предусмотрены две автобусных остановки. Через несколько лет в пешей доступности от ЖК «Символ» городские власти запланировали открытие станции метро «Лефортово».

«Символьная» геометрия

Дизайн проекта жилого комплекса на территории завода «Серп и молот» лондонские студии LDA Design и UHA London. Британские компании одержали победу в международном конкурсе, организованном «Донстроем» в прошлом году. Девелоперам понравился комплексный подход лондонских дизайнеров, предусмотревших не только потребности будущих жителей «Символа», но и запросы горожан из примыкающих районов. По словам топ-менеджеров «Донстроя», урбанисты из LDA Design и UHA London продолжали совершенствовать проект даже после того, как узнали о победе и получили деньги за проделанную работу.


На основе концепции британских дизайнеров детализированный проект ключевых архитектурных и планировочных решений разработала московская студия «Атриум». В частности, компания «развернула» все дворы «Символа» в направлении центарльного парка квартала, чтобы они составили единый ансамбль. «Атриум» также визуализировал фасадные решения для жилых домов: в высотных домах стали преобладать вертикальные линии, в более низких — горизонтальные. Таким способом дизайнеры разнообразили внешний вид микрорайона.

Завод под снос

В настоящий момент на территории застройки находятся заброшенные помещения завода «Серп и молот». Металлургический завод выплавлял сталь, чугун и металлопрокат с 1883 по 2011 год, большая часть существующих цехов была построена или реконструирована в 1970-х годах.

Предприятие работало на оборонный комплекс СССР; конструктивные особенности зданий позволяют им выдержать бомбовый обстрел и прямое попадание ракет. В частности, постройки отличаются глубоким фундаментом и большой толщиной перекрытий — один из цехов длиной 500 и шириной 96 м оснащен стальными фермами с 36-метровым пролетом. «Серп и молот» строили на тысячелетия», — охарактеризовал ситуацию заместитель генерального директора «Донстроя» Андрей Багаев. По словам гендиректора «Донстроя» Алены Дерябиной, компанию ждет «большое интересное приключение под названием демонтаж и снос».

Ликвидация корпусов завода начнется осенью 2015 года.

Фотоматериалы предоставлены компанией «Донстрой»

Антон Погорельский

Далекое сельское прошлое
Территория, в современной Москве ограниченная шоссе Энтузиастов, улицей Золоторожский Вал и проездом Завода Серп и Молот, в XVI веке входила в состав владений монастырского села Карачарова, которое принадлежало Спасо-Андроникову монастырю. Почти три столетия этот участок служил пахотными и выгонными угодьями – по крайней мере, упоминаний о каких-либо поселениях здесь в летописях не сохранилось.

В 1649 у села Карачарова и Андроникова монастыря под городской выгон были отмежеваны обширные участки земли, среди которых оказалась и часть интересующей нас территории. В конце XVII века здесь началось возведение резиденций знати и царей, а в 1730-х годах в ходе устройства дворцово-паркового комплекса, известного как Летний Анненгоф, к востоку от него была посажена Анненгофская роща. Если бы роща сохранилась до наших дней, то своей южной оконечностью она вошла в состав нового многофункционального района на месте завода, но ее судьба сложилась иначе: 16 (29) июня 1904 все деревья были буквально «сбриты» смерчем, уничтожившим в Москве также Карачарово, Андроново, Лефортовские казармы и часть Сокольников, и дошедшим до Ярославля.

Под эгидой государства
В 1738–1742 Москва была окружена линией Камер-Коллежского вала, ставшего таможенной границей города. На всех основных дорогах появились заставы: на Владимирской – Рогожская, на Рязанской – Покровская, а во 2-й половине XVIII века в районе Лефортова была устроена Проломная застава. В 1764 в ходе секуляризации церковных земель Андроновка и Карачарово перешли в ведение Коллегии экономии. С этого момента начинается новая страница истории этих земель: они расстались со статусом сельхозугодий. Уже в начале XIX века на территориях, прилегавших к заставам, возникают первые фабричные учреждения. Так, например, на Топографической карте окружности Москвы 1818 года с внешней стороны Рогожского Вала показан Дегтярный завод, к югу от деревни Новая Андроновка – Канительный завод.

В начале 1840-х гг. Владимирская дорога была реконструирована, спрямлена и получила название Владимирского шоссе. В 1840 в деревне Новая Андроновка (с севера от новой трассы) возвели Всехсвятскую церковь и высокую колокольню (арх. П.П. Буренин). В 1862 территорию преобразовали в единоверческий Всехсвятский девичий монастырь. В 1873 по линии Владимирского шоссе было выстроено двухэтажное здание Никольской церкви с приделом Покрова (Шоссе Энтузиастов, д.7), в обезображенном виде сохранившееся до нашего времени на территории, непосредственно примыкающей к заводу «Серп и Молот».

Фрагмент «Топографической карты окружностей Москвы», 1852 г. Предоставлено НИиПИ Генплана Москвы
В паутине железных дорог
Едва ли не самое большое влияние на изучаемую территорию оказало развернувшееся с начала 1860-х годов железнодорожное строительство. Первым в 1862 был построен участок Московско-Нижегородской железной дороги: ее пассажирская станция расположилась за Покровской заставой к северу от Рязанской дороги – теперь это платформа «Серп и Молот». Этот начальный участок дороги прошел параллельно Рязанскому шоссе по северной окраине деревни Хохловки, а уже в 1864 началось движение по Московско-Рязанской (Казанской) железной дороге. В 1867 к ним присоединилась и линия Курской железной дороги, трасса которой пересекала Камер-Коллежский вал и Владимирскую дорогу вдоль русла засыпанного ручья Золотой рожок, а еще чуть позже она была соединена с Нижегородской дорогой специальной веткой.


Именно столь бурное строительство в районе железных дорог и подъездных путей стимулировало развитие здесь крупной промышленности. В 1870 у пересечения линии Казанской железной дороги и Владимирского шоссе был основан котельно-механический и медноаппаратный завод «Дангауэр и Кайзер», занимавшийся выпуском оборудования для пищевой промышленности. А в 1883 между Рогожским Валом и соединительной ветвью на земле Новой Андроновки французский предприниматель Юлий Гужон основал Товарищество московского металлического завода. Семь лет здесь продолжалось строительство, а в 1890 заработала первая мартеновская печь на мазуте. В 1913 здесь работали уже семь мартеновских печей, выплавлявших более 90 000 тонн стали в год, несколько мелкосортных и листопрокатных станов. Завод, на котором работало более 2000 рабочих, быстро стал крупнейшим металлообрабатывающим предприятием Москвы. Выпускалось на нем простое железо, а также незаменимые в общегородском и личных хозяйствах проволока, гвозди, болты и т.д.

Эпоха «Серп и Молот»
В советское время все крупные предприятия в описываемом районе были национализированы. Завод Гужона не стал исключением: в 1922 он получил название «Московский металлургический завод «Серп и Молот» (завод «Дангауэр и Кайзер» стал заводом «Котлоаппарат», а Владимирское шоссе переименовали в Шоссе Энтузиастов). Расширение металлообрабатывающего завода началось в 1930-е: соседние постройки были снесены, и на их месте появились новые корпуса завода «Серп и Молот» – фасонно-литейного, калибровочного и лентопрокатного цехов.

Завод «Серп и Молот» был образцовым предприятием своего времени, где не только выпускалось рекордное количество продукции, но и постоянно изобретались и внедрялись новые технологии. Так, в 1932 на новом стане холодной прокатки здесь впервые в стране был освоен выпуск ленты толщиной 0,1-1,0 мм из нержавеющей стали. А в 1949 была разработана первая в мире технология применения кислорода для интенсификации мартеновского производства стали, за что ее авторы удостоились Государственной премии СССР первой степени.
Вторую масштабную реконструкцию завод пережил уже в 1970-е, в результате которой «Серп и Молот» отказался от мартеновских печей, полностью автоматизировал свое производство и перешел на изготовление продукции из высоколегированных и нержавеющих марок стали. Обширное новое промышленное и складское строительство развернулось вдоль трассы Шоссе Энтузиастов: на месте одно-двухэтажных строений здесь был возведен большой комплекс НИИ кабельной промышленности.

Новейшее время
Слава передового предприятия прошла в 1990-е, когда объем выпускаемой продукции был существенно сокращен: экономические и политические реалии внесли свои коррективы. Едва ли не основным родом деятельности завода стала сдача в аренду своих помещений, что, в свою очередь, постепенно привело к закономерному упадку территории. Разговоры о необходимости комплексной реконструкции «треугольника» ведутся с начала 2000-х годов: неоднократно город собирался размещать здесь офисы и торговые центры, в 2006 даже возникла идея переместить сюда один из московских вокзалов (точнее, восстановить некогда существовавший в этот районе Нижегородский вокзал). Однако все эти проекты так и остались на бумаге, и единственные масштабные работы, которое шли в непосредственной близости от остановленного завода – это строительство Третьего транспортного кольца.

Собственно, именно появление здесь столь значимой транспортной артерии, как ТТК, и заставило городские власти обратить на полузаброшенную территорию завода самое пристальное внимание. С 2007 года Правительство Москвы приступило к изучению возможных сценариев реорганизации промзоны. Проекты застройки «Серпа и Молота» с тех пор разрабатывались несколько раз, два последних варианта ы в апреле этого года Архитектурным советом Москвы.

Тогда на совет было вынесено два проекта планировки – участок бывшей территории завода площадью 19 гектар и участок площадью 53 гектара (именно на такие неравные треугольники промзону «Серп и Молот» делит Третье Транспортное кольцо). В первой части авторы проекта планировки (ГУП НИиПИ Генплан и компания «ПРОЕКТУС») предлагали разместить многофункциональную комплексную застройку, автор второй концепции – ООО «Финансовый и организационный консалтинг» – предусматривал создание медиа-парка, гостиницы, нового здания театра «Шалом», офисного и торгово-выставочного комплексов. Члены Архитектурного совета единогласно рекомендовали отклонить эти проекты, в том числе и по причине колоссальной разобщенности двух территорий, которая в градостроительном смысле может и должна быть единым целым. Доработки, по мнению экспертов, также требовали транспортная схема, типология зданий и экологическая составляющая проектов. В целях создания «социально контролируемого, а не социально изолированного пространства», а также с учетом огромного потенциала данного участка для города, Архитектурный совет рекомендовал девелоперу сделать разработку архитектурно-градостроительной концепции предметом международного конкурса.

Компания «ДонСтрой» реализует жилой комплекс «Символ». Участок под квартал ограничен улицей Запорожский Вал и шоссе Энтузиастов. Концепцию разработали специалисты британских бюро LDA Design и UHA London. Работы по строительству квартала планируют выполнить за десять лет. В эксплуатацию введены уже два квартала: «Свобода» и «Достоинство».

В проекте представлено жилье в сегментах от комфорта до премиума. Площадь участка под реновацию — более восьмидесяти гектаров. Здесь находятся площади завода «Серп и Молот», которые будут снесены в результате работ. Под новый квартал отведено шестьдесят гектаров. В состав комплекса войдет тридцать зданий переменной этажности. Их высота — от пяти до двадцати семи этажей. Планируемый объем жилой недвижимости составит 1,5 млн. кв. м. Планируемое число жителей квартала — около девятнадцати тысяч человек. В продаже — одно-, двух-, трех-, четырех-, пяти- и шестикомнатные квартиры, включая евроварианты. Высота потолков — 3,1-3,6 м. На верхних этажах проектом предусмотрены пентхаусы с видовыми характеристиками. Отделки в квартирах не предусмотрено. В дома проведут центральные инженерные коммуникации — отопление, горячее и холодное водоснабжение, электричество, канализацию. Планируется подключение к интернет-сетям, телефонной связи, кабельному ТВ.

Помимо жилья в состав квартала войдет коммерческая и социальная недвижимость. Здесь построят школы, детские сады, офисные здания, поликлинику, объекты культуры. Выделят место для парковых зон. Зелёные насаждения займут около сорока процентов площади участка, помимо парка в центральной части, планируется озеленение дворов. Общая площадь озеленения составит почти тридцать гектаров. Планируемое число мест в подземных парковках — около десяти тысяч штук.

Транспортная доступность комплекса хорошая. До станций и можно дойти пешком, также как и до ж/д станции. В планах открытие еще одной станции метрополитена поблизости от строящегося комплекса. Рядом с ЖК расположено несколько крупных транспортных магистралей — ТТК, шоссе Энтузиастов. В часы пик на трассах возникают пробки.

Экология местности удовлетворительна. Территория использовалась под нужды промпредприятия. Потребуется рекультивация земли.

Комплекс строится рядом с кварталом, имеющим необходимую инфраструктуру. Здесь есть школы, детские сады, магазины, поликлиника, торговые комплексы, стоматологии, библиотека, отделения банков. В районе Лефортoвo действуют двадцать два детских садика, пятнадцать школ, одна частная школа, лицей, три вечерних школы, двадцать два вуза, четырнадцать поликлиник. Развита торговая сеть района, которая включает небольшие магазинчики, рынки и крупные сетевые супермаркеты, такие как «Ашан», «Дикси», «Пятерочка», торговые комплексы.