Туристический портал - ChemodanChik56

Туристический портал - ChemodanChik56

» » Пять самых древних путешественников, которые изменили мир. Самые известные путешественники в мире Известные древние путешественники

Пять самых древних путешественников, которые изменили мир. Самые известные путешественники в мире Известные древние путешественники

Ответами к заданиям 1–26 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

1

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. Античные купцы стремились в дальние страны торговать, а военачальники и солдаты - завоёвывать новые земли.

2. Путешественники Античности отправлялись в путь, чтобы совершить паломничество к святым местам.

3. Древнегреческих и древнеримских путешественников дальние страны привлекали не праздными странствиями, а возможностью принять участие в спортивных состязаниях, торговать, завоёвывать новые земли.

4. В античные времена привычных нашему времени туристов не было.

5. Возможностью принять участие в спортивных состязаниях, завоевать новые земли, поторговать, а не праздными странствиями привлекали дальние страны древнегреческих и древнеримских путешественников.

Показать текст

(1)Учёных и путешественников Античности дальние страны привлекали нисколько не меньше, чем наших современников. (2)_____ праздно тогда не странствовали, привычных нашему времени туристов тогда не было. (3)Греки и римляне отправлялись в путь, чтобы совершить паломничество к святым местам, принять участие в спортивных состязаниях, поступить в обучение; купцы стремились в дальние страны торговать, а военачальники и солдаты - завоёвывать новые земли.

2

Какой сочинительный союз должен стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Запишите это слово.

Показать текст

(1)Учёных и путешественников Античности дальние страны привлекали нисколько не меньше, чем наших современников. (2)_____ праздно тогда не странствовали, привычных нашему времени туристов тогда не было. (3)Греки и римляне отправлялись в путь, чтобы совершить паломничество к святым местам, принять участие в спортивных состязаниях, поступить в обучение; купцы стремились в дальние страны торговать, а военачальники и солдаты - завоёвывать новые земли.

3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЗЕМЛЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ЗЕМЛЯ , -и, вин. зе млю, мн. зе мли, земе ль, зе млям,

1. (в терминологическом значении 3 прописное). Третья от Солнца планета Солнечной системы, вращающаяся вокруг Солнца и вокруг своей оси. 3. - планета людей.

2. Суша в противоположность водному или воздушному пространству. На корабле увидели землю. Большая з. (материк или берег материка в речи мореплавателей, жителей острова).

3. Почва, верхний слой коры нашей планеты, поверхность. Обработка земли. Сесть на землю. Из-под земли добыть (достать) что-н.

4. Рыхлое тёмно-бурое вещество, входящее в состав коры нашей планеты. 3. с песком и глиной.

5. Страна, государство, а также вообще какая-н. большая территория Земли (высок.). Родная з. Русская з. Чужие земли.

6. Территория с угодьями, находящаяся в чьём-н. владении, пользовании. Собственность на землю. Аренда земли.

Показать текст

(1)Учёных и путешественников Античности дальние страны привлекали нисколько не меньше, чем наших современников. (2)_____ праздно тогда не странствовали, привычных нашему времени туристов тогда не было. (3)Греки и римляне отправлялись в путь, чтобы совершить паломничество к святым местам, принять участие в спортивных состязаниях, поступить в обучение; купцы стремились в дальние страны торговать, а военачальники и солдаты - завоёвывать новые земли.

4

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

углубИть

прИданое

5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

1. Всю дорогу говорили о ЖИТЕЙСКИХ мелочах.

2. Хвойный мшистый лес ОДЕВАЕТ все горы и доходит вплотную до берега моря.

3. Наши натуры так чисты, так мягки, так ЭСТЕТИЧНЫ, что болезненно сжимаются при всяком несколько грубом прикосновении.

4. АРТИСТИЧНАЯ карьера Лили Кедровой достигла пика в конце её жизни.

5. Казакевич в ЛАКОВЫХ ботинках, мгновенно промокших, медленно шагал за Боковым, отмахиваясь руками от мокрых ветвей, так и норовивших ударить по лицу.

6

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Перед началом учебного года я обратно прочел рассказы А.П. Чехова.

7

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

возвращается ИЗ ЧЕМПИОНАТА

ВКУСНЫЙ фрукт

ПЯТЕРО ягнят

плантации ЧАЯ

килограмм ВАФЕЛЬ

8

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом 1) В газете «Аргументы и факты» опубликовали интервью с известным русским художником И. Глазуновым.
Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 2) Собирая в лесу грибы, грибница не должна быть повреждена.
В) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 3) Попав в городской архив, мы искали всё, что приблизило бы нас к разгадке.
Г) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 4) В своих дневниках автор детально описывает путешествие на Кавказ.
Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм 5) Детский сад был открыт в запланированные сроки благодаря поддержки спонсоров.
6) Если каждый из 10 миллионов туристов будут совершать покупки, экономика Андорры продолжит процветать.
7) А. Ахматова так и не дожила до отмены постановлений о журналах «Звезде» и «Ленинграде».
8) Чаще питались растениями и существовавшие в древности мамонты.
9) Не торопясь и не перебивая, учитель выслушал меня, удивлённо смотрел и вдруг захохотал.

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

9

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня

1) див..денды, расст..лать, соч..тание

2) вент.ляция, запеч..тлённый, разр..дить (посадки)

3) интелл..ктуал, осв..жающий (запах), разр..дить (посадки)

4) мен..джмент, сост..зательный (дух), выж..чь

5) выгл..деть, т..хоня, упл..тняя

10

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква.

1) бе..брежный, во..раст, бе..жалостный

2) пр..доставить, камень пр..ткновения, пр..небрежение

3) сверх..естественный, без..ядерный, без..укоризненный

4) всеоб..емлющий, без..апелляционный, раз..яренный

5) бе..помощный, бе..вкусица, бе..шумный

11

1) провер..нный, фасол..вый

2) причудл..вый, перекра..вать

3) зате..ть, рол..вой

4) преодол..вая, дешёв..нький

5) отзывч..вость, тюл..вый

12

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) выстел..шь, наследу..мый

2) стел..щийся (туман), ежи (кол..тся)

3) таска..щий (брёвна), (дорожки) обледене..т

4) чекан..щий (шаг), (снега) та..т

5) дремл..шь, озадач..вший

13

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. Кто-то суетился, кричал, что необходимо сейчас же, тут же, (НЕ)СХОДЯ с места, составить какую-то коллективную телеграмму.

2. В передней, (НЕ)ОСВЕЩЁННОЙ лампочкой, под потолком на стене висел велосипед без шин.

3. Один лунный луч, просочившись сквозь пыльное, годами (НЕ)ВЫТИРАЕМОЕ окно, скупо освещал тот угол, где в пыли и паутине висела забытая икона.

4. На дверях комнаты № 2 было написано что-то (НЕ)СОВСЕМ понятное: «Однодневная творческая путёвка».

5. Следующая дверь несла на себе краткую, но уже вовсе (НЕ)ПОНЯТНУЮ надпись: «Перелыгино».

14

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. (В)ТЕЧЕНИЕ многих дней продолжалось сильное извержение вулкана, клубы огня над которым крутились (НА)ПОДОБИЕ вихря, увеличиваясь в размерах.

2. (ПО)ТОМУ, как этот человек держится, видно, что он (ВО)ВСЁМ привык быть первым.

3. Озеро Белое (ОТ)ТОГО и прелестно, что (ВО)КРУГ него – густая разнообразная растительность.

4. Трудно даже представить, ЧТО(БЫ) со мной случилось, ЕСЛИ(БЫ) пароход опоздал.

5. (ПО)ТОМУ, как сосредоточенно молчал Л.Н. Толстой, его близкие могли догадываться, (НА)СКОЛЬКО напряжённо работает сейчас его мозг.

6. Петя вздрогнул, (ОТ) ТОГО что в дверь позвонили, мама ТО(ЖЕ) не ожидала звонка.

15

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

На стекля(1)ых полках шкафов, инкрустирова(2)ых перламутром, подсвече(3)ы лампочками серебря(4)ые украшения.

16

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. Работы И. К. Айвазовского пользовались огромным успехом как у художников так и у обычных зрителей.

2. Ходит по лесу осень и развешивает по кустам и травам хрустальные сети паутины.

3. Однажды Лебедь Рак да Щука везти с поклажей воз взялись.

4. Пытаюсь сравнить десятки цветов и оттенков и не могу найти удачных сравнений.

5. Весной П. И. Чайковский радовался солнцу теплу первой зелёной травке.

17

Немного подумав (1) Остап сложил на парапет (2) ограждавший шоссе от кипучей бездны Терека (3) запасы купленной во Владикавказе (4) колбасы и стал подниматься на скалу.

18

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Весна (1) по мнению специалистов (2) будет затяжной и прохладной, а лето (3) наоборот (4) сухим и жарким.

19

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Всё дело было в той атмосфере сказки (1) в которую я погрузился (2) и (3) которая тотчас пробудила в душе добрые (4) и светлые чувства.

20

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В этих местах замечательная рыбалка (1) и (2) если у вас есть свободное время (3) то вы можете провести его у реки (4) которая просто кишит рыбой.

21

Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)«На бога надейся, а сам не плошай», – говорит старинная пословица. (2)Греки очень хорошо умели не плошать, но для верности они хотели еще и надеяться на бога. (3)Жертва – угощение богу – была обязательной частью жизни греков. (4)Если бог помогает человеку во всех делах, то от всякой удачи нужно с ним делиться. (5)Когда собирали урожай, то первые колосья и первые плоды приносили богу. (6)А когда ели мясное – в бедном греческом быту это было нечастым праздником, – то делиться с богом было обязательно. (7)Тогда и устраивались - и об этом часто упоминалось в книгах - жертвоприношения быков, овец, коз и свиней.

Прочитайте текст и выполните задания 22-27.

(По Б.П. Екимову*)

*Борис Петрович Екимов (род. в 1938 г.) – российский прозаик и публицист.

22

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1. Перемены, происходящие в русском языке, способны, без преувеличения, погубить его.

2. Язык принимает заимствованные слова в народную речь, отшлифовывая их.

3. Создавая свои произведения, писатели-классики ставили перед собой цель охранять русский язык.

4. Действия людей по очистке родников и ключей сродни действиям писателей по сохранению родного языка.

5. Расчищая родники на Малоголубинском хуторе, школьники тем самым способствовали очистке вод Дона

Показать фрагмент

(1)Дискуссии о состоянии русского языка ведутся ещё со времён могучих витий веков прошлых: А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, А.И. Герцена, В.Г. Белинского, Ф.М. Достоевского. (2)Ныне для нас их споры, размышления о судьбе родного языка являются высокими уроками русской литературы, человеческой мысли. (3)А что до «деградации», «ослабления», а то и непременной «гибели» русского языка, литературы – это не более чем гипербола, основанная довольно часто на искренней, естественной и понятной тревоге за судьбы своего народа, особенно во времена перемен, потрясений.

(4)Нынешние потрясения и глубокие перемены в России происходят, на мой взгляд, скорее в умах и душах людей. (5)Для русского же языка они мне представляются не очень значительными, если вспомнить такие испытания, как «монгольское нашествие» или петровское «окно в Европу».

(6)«Восточный ветер» да «западный ветер» приходят и уходят, не в силах пошатнуть укоренённое в веках и на широких просторах могучее древо русского языка, лишь освежая его, а значит, усиливая.

(7)В подобных случаях, испытаниях могучий океан великого языка (и не только русского) своей несравнимой с пришельцами массой, мощью, энергией, мерной и неустанной работой огранит, отшлифует чужие слова, пристраивая их к собственным нуждам, окропит живыми ключами родной земли, принимая в народную речь, письменность, художественную литературу. (8)Так было. (9)Видимо, так и будет. (10)Двести тысяч слов одного лишь словаря В.И. Даля – разве не океан? (11)Чужое перетрёт, перемелет, а грязное с пеною выбросит. (12)Рядовой, нынешний, орфографический словарь, и тот – сто тысяч слов, каждое из которых – не старая плесень, а живая речь, которая, конечно, богаче любых словарей, недаром из неё черпают щедро, но дна, слава Богу, не видно. (13)Русский язык не только живёт, но животворит!

(14)Одно из химических производств свои, конечно же ядовитые, отходы давно и поныне закачивает в глубокие земные пласты, губя воды живые. (15)Укорам да упрёкам не внемлют. (16)Главное для них – прибыль. (17)На этой же земле, сохраняя воды живые, ребятишки-школьники хуторов Малоголубинского, Пятницкого и других, конечно же с учителями, земные родники да ключи берегут, чистят их. (18)Каждому – своё.

(19)То же – в нашей литературе, журналистике, которые, конечно же, влияют на состояние русского языка. (20)Тут дело в совести и, главное, в таланте. (21)Толстой, Тургенев, Шолохов, Шукшин не ставили себе задачей охранение русского языка. (22)У них это получалось естественно, потому что они были рождены русской землёй, от которой приняли великий дар и достойно им распорядились. (23)Вот и всё объяснение. (24)Для меня лично оно основательно. (25)В меру сил и возможностей следую ему, понимая малую свою силу. (26)Но ведь на хуторе Малоголубинском родники расчищают вовсе малые ребятишки, из начальной школы. (27)Эти родники да ключи текут помаленьку, оживляя речки Малую Голубую, Ростошь, Еруслань, а далее –Дон, его могучие воды.

2. (4)Нынешние потрясения и глубокие перемены в России происходят, на мой взгляд, скорее в умах и душах людей. (5)Для русского же языка они мне представляются не очень значительными, если вспомнить такие испытания, как «монгольское нашествие» или петровское «окно в Европу».

3. (12)Рядовой, нынешний, орфографический словарь, и тот – сто тысяч слов, каждое из которых – не старая плесень, а живая речь, которая, конечно, богаче любых словарей, недаром из неё черпают щедро, но дна, слава Богу, не видно. (13)Русский язык не только живёт, но животворит!

4. (14)Одно из химических производств свои, конечно же ядовитые, отходы давно и поныне закачивает в глубокие земные пласты, губя воды живые. (15)Укорам да упрёкам не внемлют. (16)Главное для них – прибыль.

5. (21)Толстой, Тургенев, Шолохов, Шукшин не ставили себе задачей охранение русского языка. (22)У них это получалось естественно, потому что они были рождены русской землёй, от которой приняли великий дар и достойно им распорядились.

(19)То же – в нашей литературе, журналистике, которые, конечно же, влияют на состояние русского языка. (20)Тут дело в совести и, главное, в таланте. (21)Толстой, Тургенев, Шолохов, Шукшин не ставили себе задачей охранение русского языка. (22)У них это получалось естественно, потому что они были рождены русской землёй, от которой приняли великий дар и достойно им распорядились. (23)Вот и всё объяснение. (24)Для меня лично оно основательно. (25)В меру сил и возможностей следую ему, понимая малую свою силу.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22-25. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

26

«О русском языке Б.П. Екимов рассказывает очень образно, красочно. Эмоциональный тон его рассуждений задают троп – (А)__________ (например, в предложении 6), а также приём – (Б)__________ («не старая плесень, а живая речь» в предложении 12). Говоря об изменениях в родном языке, автор пытается как можно точнее передать их суть, в чём ему помогает лексическое средство – (В)__________ («перемен, потрясений» в предложении 3, «огранит, отшлифует» в предложении 7). Однако судьба русского языка не вызывает у автора беспокойства, именно поэтому он использует такой приём, как (Г)__________ («конечно же» в предложениях 14, 17, 19)».

Список терминов:

1. цитирование

2. восклицательные предложения

3. лексический повтор

4. противопоставление

5. анафора

6. развёрнутая метафора

7. парцелляция

8. разговорные слова

9. контекстные синонимы

Показать фрагмент

А. (6)«Восточный ветер» да «западный ветер» приходят и уходят, не в силах пошатнуть укоренённое в веках и на широких просторах могучее древо русского языка, лишь освежая его, а значит, усиливая.

Б. (12)Рядовой, нынешний, орфографический словарь, и тот – сто тысяч слов, каждое из которых – не старая плесень, а живая речь, которая, конечно, богаче любых словарей, недаром из неё черпают щедро, но дна, слава Богу, не видно.

В. (7)В подобных случаях, испытаниях могучий океан великого языка (и не только русского) своей несравнимой с пришельцами массой, мощью, энергией, мерной и неустанной работой огранит, отшлифует чужие слова, пристраивая их к собственным нуждам, окропит живыми ключами родной земли, принимая в народную речь, письменность, художественную литературу.

Г. (14)Одно из химических производств свои, конечно же ядовитые, отходы давно и поныне закачивает в глубокие земные пласты, губя воды живые. (17)На этой же земле, сохраняя воды живые, ребятишки-школьники хуторов Малоголубинского, Пятницкого и других, конечно же с учителями, земные родники да ключи берегут, чистят их. (19)То же – в нашей литературе, журналистике, которые, конечно же, влияют на состояние русского языка.

Часть 1

Ответами к заданиям 1 — 24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Комментарий. Задания 1 — 3 выполняются на основе текста публицистического стиля небольшого объёма.

Прочитайте текст и выполните задания 1 — 3

(1) Учёных и путешественников Античности дальние страны привлекали нисколько не меньше, чем наших современников. (2) _____ праздно тогда не странствовали, привычных нашему времени туристов тогда не было. (3) Греки и римляне отправлялись в путь, чтобы совершить паломничество к святым местам, принять участие в спортивных состязаниях, поступить в обучение; купцы стремились в дальние страны торговать, а военачальники и солдаты — завоёвывать новые земли.


1 В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. Античные купцы стремились в дальние страны торговать, а военачальники и солдаты — завоёвывать новые земли.

2. Путешественники Античности отправлялись в путь, чтобы совершить паломничество к святым местам.

3. Древнегреческих и древнеримских путешественников дальние страны привлекали не праздными странствиями, а возможностью принять участие в спортивных состязаниях, торговать, завоёвывать новые земли.

4. В античные времена привычных нашему времени туристов не было.

5. Возможностью принять участие в спортивных состязаниях, завоевать новые земли, поторговать, а не праздными странствиями привлекали дальние страны древнегреческих и древнеримских путешественников.

Комментарий. Задание 1 требует внимательного прочтения текста два раза. При первом чтении вникаете в смысл, при втором находите главную информацию. Она должна быть достаточно полной и точной. Такая информация содержится в предложениях 3 и 5: именно в них сообщается обо всех целях путешествий в античные времена.

Ответ: 35

2 Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

1. Так как

2. Однако

3. К счастью,

4. Кажется,

5. По-видимому,

Комментарий. Задание 2 требует установить средство связи между предложениями 1, 2. Отношения между ними противопоставительные. Значит, следует использовать противительный союз «однако».

Если сомневаетесь в выборе слова, попробуйте на месте пропуска поставить другие из предлагаемых слов. Вы увидите, что ни одно из них не подходит для соединения этих предложений.

Ответ: однако

3 Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЗЕМЛЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ЗЕМЛЯ́, -и, вин. зе́млю, мн. зе́мли, земе́ль, зе́млям,

1. (в терминологическом значении 3 прописное). Третья от Солнца планета Солнечной системы, вращающаяся вокруг Солнца и вокруг своей оси. 3. — планета людей.

2. Суша в противоположность водному или воздушному пространству. На корабле увидели землю. Большая з. (материк или берег материка в речи мореплавателей, жителей острова).

3. Почва, верхний слой коры нашей планеты, поверхность. Обработка земли. Сесть на землю. Из-под земли добыть (достать) что-н.

4. Рыхлое тёмно-бурое вещество, входящее в состав коры нашей планеты. 3. с песком и глиной.

5. Страна, государство, а также вообще какая-н. большая территория Земли (высок.). Родная з. Русская з. Чужие земли.

6. Территория с угодьями, находящаяся в чьём-н. владении, пользовании. Собственность на

землю. Аренда земли.

Комментарий. Задание 3 требует знания лексики, а именно — многозначных слов, каким и является слово «земля». Чтобы определить, в каком именно значении оно употреблено, обратитесь к тексту, уясните смысл выражения: «завоёвывать новые земли». Какие земли завоёвывают? Чужие. Посмотрите на варианты ответа: в одном из них (5) есть подсказка.

Ответ: 5

4 В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

бралАсь

углубИть

прИданое

досУг

корЫсть

Комментарий. Идём дальше. Задание 4 относится к орфоэпии — правилам произношения. В данном случае требуется знание норм ударения. Если затрудняетесь сразу определить слово с ошибкой, попробуйте отметить и исключить те, произношение которых точно знаете. Вы выберете то, что является ответом. Кажется, задание совсем простое, но многие делают в нём ошибки. Нормы нужно просто знать.

Ответ: прида́ное

5 В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

1. Всю дорогу говорили о ЖИТЕЙСКИХ мелочах.

2. Хвойный мшистый лес ОДЕВАЕТ все горы и доходит вплотную до берега моря.

3. Наши натуры так чисты, так мягки, так ЭСТЕТИЧНЫ, что болезненно сжимаются при всяком несколько грубом прикосновении.

4. АРТИСТИЧНАЯ карьера Лили Кедровой достигла пика в конце её жизни.

5. Казакевич в ЛАКОВЫХ ботинках, мгновенно промокших, медленно шагал за Боковым, отмахиваясь руками от мокрых ветвей, так и норовивших ударить по лицу.

Комментарий. Задание 5 относится к стилистике. Предлагается выбрать пример с ошибкой: использование слова в несвойственном ему значении. Путаница возникает из-за наличия в языке паронимов, которые близки по произношению и написанию, но имеют абсолютно разные значения. Если затрудняетесь сразу определить, где ошибка, попробуйте заменить это слово синонимом (синонимами) и посмотрите, как оно себя ведёт. Если синоним подходит, то и данное слово употреблено верно, а если нет, здесь ошибка. Пройдёмся по заданным предложениям.

1. ЖИТЕЙСКИХ — бытовых, будничных. Синонимы подходят, значит, слово употреблено верно.

2. (Лес) ОДЕВАЕТ (горы) — покрывает — верно.

3. ЭСТЕТИЧНЫ — изысканны, нежны — верно.

4. АРТИСТИЧНАЯ — игривая, одарённая (карьера)? Неверно. Правильно: артистическая.

5. ЛАКОВЫЕ (ботинки) — блестящие, покрытые лаком — верно.

Ответ: артистическая

6 В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

возвращается ИЗ ЧЕМПИОНАТА

ВКУСНЫЙ фрукт

ПЯТЕРО ягнят

плантации ЧАЯ

килограмм ВАФЕЛЬ

Комментарий. Задание 6 на знание грамматики, правил соединения слов.

Ответ: счемпионата

7 Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

2) Собирая в лесу грибы, грибница не должна быть повреждена.

В) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

3) Попав в городской архив, мы искали всё, что приблизило бы нас к разгадке.

Г) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

5) Детский сад был открыт в запланированные сроки благодаря поддержки спонсоров.

9) Не торопясь и не перебивая, учитель выслушал меня, удивлённо смотрел и вдруг захохотал.

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

А) Предложение с деепричастным оборотом, построенное с нарушением грамматических норм. Нам предлагаются 2 предложения с деепричастными оборотами (2, 3). Мы знаем, что деепричастный оборот обозначает добавочное действие, относится к действующему предмету. В 3 м предложении действующий предмет — это «мы». Мы попали в архив и искали. Здесь всё верно. Во 2 м предложении грибница собирала грибы и не должна быть повреждена. Абракадабра какая-то. Ошибка в предложении 2.

Б) Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением. Мы имеем 2 предложения с названиями изданий (1, 7). Знаем, что слова «журнал», «газета», «роман», «книга», «фильм»... в такой ситуации изменяются по падежам, а названия их употребляются в именительном падеже. Это правило соблюдается в 1 м предложении, а в 7 м — нет. Должно быть так: о журналах «Звезда» и «Ленинград». Ошибка в предложении 7.

В) Нарушение связи между подлежащим и сказуемым. Они должны употребляться в одних грамматических формах. Чтобы упростить работу, исключаем предложения 1, 2, 3, 7: мы уже поработали с ними. Идём по порядку: В 5 м предложении: открыт благодаря поддержки (чего? родительный падеж). Это неверно. Правильно: благодаря поддержке (чему? дательный падеж). С производным предлогом «благодаря» употребляется только дательный падеж. Ошибка в предложении 5.

Д) Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм. Глаголы в предложении употребляются в зависимости от описываемой ситуации. Одновременные действия могут быть названы глаголами одного вида и времени.

Значит, мы должны найти среди оставшихся предложение с несколькими глаголами. Это предложение 9. Глаголы: (учитель) выслушал (прошедшее время, совершенный вид) , смотрел (прошедшее время, несовершенный вид) , захохотал (прошедшее время, совершенный вид) . Ошибка: 2 глагола употреблены в форме прошедшего времени, совершенного вида, а 1 глагол в форме прошедшего времени, несовершенного вида.


Ответ: 27659

Вариант 19
Начало формы
Часть 1.
Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
(1)Учёных и путешественников Античности дальние страны привлекали нисколько не меньше, чем наших современников. (2)_____ праздно тогда не странствовали, привычных нашему времени туристов тогда не было. (3)Греки и римляне отправлялись в путь, чтобы совершить паломничество к святым местам, принять участие в спортивных состязаниях, поступить в обучение; купцы стремились в дальние страны \торговать, а военачальники и солдаты - завоёвывать новые земли.
1
1
В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
1. Античные купцы стремились в дальние страны торговать, а военачальники и солдаты - завоёвывать новые земли.
2. Путешественники Античности отправлялись в путь, чтобы совершить паломничество к святым местам.
3. Древнегреческих и древнеримских путешественников дальние страны привлекали не праздными странствиями, а возможностью принять участие в спортивных состязаниях, торговать, завоёвывать новые земли.
4. В античные времена привычных нашему времени туристов не было.
5. Возможностью принять участие в спортивных состязаниях, завоевать новые земли, поторговать, а не праздными странствиями привлекали дальние страны древнегреческих и древнеримских путешественников.
2
2
Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
1. Так как
2. Однако
3. К счастью,
4. Кажется,
5. По-видимому,
3
3
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЗЕМЛЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ЗЕМЛЯ, -и, вин. землю, мн. земли, земель, землям,
1. (в терминологическом значении 3 прописное). Третья от Солнца планета Солнечной системы, вращающаяся вокруг Солнца и вокруг своей оси. 3. - планета людей.
2. Суша в противоположность водному или воздушному пространству. На корабле увидели землю. Большая з. (материк или берег материка в речи мореплавателей, жителей острова).
3. Почва, верхний слой коры нашей планеты, поверхность. Обработка земли. Сесть на землю. Из-под земли добыть (достать) что-н.
4. Рыхлое тёмно-бурое вещество, входящее в состав коры нашей планеты. 3. с песком и глиной.
5. Страна, государство, а также вообще какая-н. большая территория Земли (высок.). Родная з. Русская з. Чужие земли.
6. Территория с угодьями, находящаяся в чьём-н. владении, пользовании. Собственность на землю. Аренда земли.
4
4
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
лгАлакрапИваободрИшьсяходАтайствоватьэкспЕрт5
5
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
1. У всех ВЕЛИКИХ людей есть свои маленькие слабости.
2. ИСХОДЯЩЕМУ документу при регистрации должен быть присвоен номер.
3. Александр Михайлович Опекушин был выходцем из простого народа, сперва - самоучка, затем ПРИЗНАННЫЙ художник.
4. Открытие оказалось УДАЧЛИВЫМ, и прежде всего потому, что во многом определило уникальность этой живописной системы.
5. Некоторые МИКРОСКОПИЧЕСКИЕ бактерии светятся, но это ещё не самое замечательное их свойство.
6
6
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
мебель для КУХОНЬ
прибежал ИЗ ДИСКОТЕКИ
УМНЕЕ всех
МОДНЫЙ кутюрьевыгодные ДОГОВОРЫ
7
7
Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм 1) Голубой горький дымок стелется вниз по течению реки, шелестит листва старых тополей.
Б) ошибка в построении предложения с однородными членами 2) Более восьми минут необходимы, чтобы солнечный свет дошёл до Земли.В) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 3) Старик подбросил в костёр свежих щепок и ведёт пальцем по острию топора.
Г) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 4) На последних соревнованиях автомобиль «Жигули» пришёл первым.
Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 5) В журнале «Смене» сообщается о самых ярких литературных открытиях года.
6) Дети редко прислушиваются и выполняют советы родителей.
7) Повесть «Последний поклон» Виктор Астафьев называет своей лучшей книгой.
8) Общество обеспокоено проблемой вымирания крупных животных: слонов, тигров и других.
9) Согласно утверждений учёных, сейчас на Земле около шестисот действующих вулканов.
Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков
8
8
Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
акц...нтироватьзам...чатьсогр...ватьук...роченныйскл...нение9
9
Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
во... произвести, бе... жалостный
на...треснутый, по...прыгнуть
пр...одолеть, приключение
пост...нфекционный, без...дейныйи...ношенный, ни...падающий
10
10
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква О.
смущ...нныйстаж...рхолщ...вый
нипоч...мноч...вка11
11
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
выдвин...шьрасходу...мыесреж...шьнаполн...млеле...мые12
12
Укажете все цифры, на месте которых пишется буква И.
Сколько бы ты н(1) смотрел на море, оно н(2)когда н(3) надоест: оно всегда разное, новое, н(4)виданное.
13
13
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
1. (В)НАЧАЛ Е месяца на новую квартиру переехали папа и дедушка, а ТАК(ЖЕ) перевезли туда и кота Стёпку.
2. Судя по всему, они останавливались (ЗА)ТЕМ домом, ЧТО(БЫ) немного отдохнуть.
3. Дул (СЕВЕРО)ВОСТОЧНЫЙ ветер, и небо было (ПО)ПРЕЖНЕ- МУ затянуто тучами.
4. (В)СКОРЕ солнце совсем скрылось за острым хребтом, и тотчас (ОТ)ТУДА вылетел в небо веер ярко-рыжих лучей.
5. Эти места, знакомые охотнику только (ПО)НАСЛЫШКЕ, (ПО)ПРАВУ могут рассчитывать на широкую известность.
14
14
Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.
Мещёрские челны выдолбле(1)ы из одного куска дерева, только на носу и на корме они склёпа(2)ы кова(3)ыми гвоздями с большими шляпками.
15
15
Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1. В лесах я люблю речки с чёрной водой и жёлтыми цветами на берегах.
2. Он хотел было выехать со мною к тебе навстречу да почему-то раздумал.
3. В живом и колеблющемся кружеве листьев путается и трепещет синева осеннего неба.
4. Авдий пытался представить себе былые восточные базары в Индии Афганистане или Турции.
5. С глухим шумом крутятся дождевые потоки под ногами и падают на головы и плечи со скал и деревьев.
16
16

Старые пароходы (1) приходившие из разных стран (2) дремали у деревянных пристаней (3) тихонько посапывая паром.
17
17
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Вода (1) казалась (2) огромным волнистым зеркалом, отражавшим невидимый свет, и (3) может быть (4) это и было на самом деле.
18
18
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Мне казалось (1) что я каким-то чудом попал из двадцатого века во времена Ивана Калиты (2) и что (3) если сойти с парохода (4) то тут же пропадёшь.
19
19
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Широко раскрытыми глазами смотрел он на бесконечную панораму берегов (1) и ему казалось (2) что он движется по широкой серебряной тропе в те чудесные царства (3) где живут чародеи (4) и богатыри сказок.
Прочитайте текст и выполните задания 20-25.
ВЫПРЯМИЛА
(1)Без цели и без малейшего определённого желания идти по той или другой улице я исходил однажды по Парижу десятки вёрст, нося в своей душе груз чего-то горького и страшного, и совершенно неожиданно доплёлся до Лувра. (2)Без малейшей нравственной потребности вошёл я в музей, машинально ходил туда и сюда, машинально смотрел на античную скульптуру, в которой ровно ничего не понимал, а чувствовал только усталость и шум в ушах - и вдруг, в полном недоумении, сам не зная почему, поражённый чем-то необычайным, непостижимым, остановился перед Венерой Милосской.
(3)Я стоял перед ней. смотрел на неё и непрестанно спрашивал самого себя: (4)«Что такое со мной случилось?» (5)Я спрашивал себя об этом с первого момента, как только увидел статую, потому что с этого же момента я почувствовал, что со мною случилась большая радость... (6)До сих пор я был похож (я так ощутил вдруг) вот на эту скомканную в руке перчатку. (7)Похожа ли она видом на руку человеческую? (8)Нет, это просто какой-то кожаный комок. (9)Но вот я дунул в неё, и она стала похожа на человеческую руку. (10)Что-то, чего я понять не мог, дунуло в глубину моего скомканного, искалеченного, измученного существа и выпрямило меня, мурашками оживающего тела пробежало там, где уже, казалось, не было чувствительности, заставило всего «хрустнуть» именно так, когда человек растёт, заставило также бодро проснуться, не ощущая даже признаков недавнего сна, и наполнило расширившуюся грудь, весь выросший организм свежестью и светом.
(11)Я в оба глаза глядел на эту каменную загадку, допытываясь, отчего это так вышло? (12)Что это такое? (13)Где и в чём тайна этого твёрдого, покойного, радостного состояния всего моего существа, неведомо как влившегося в меня? (14)И решительно не мог ответить себе ни на один вопрос; я чувствовал, что нет на человеческом языке такого слова, которое могло бы определить животворящую тайну этого каменного существа. (15)Но я ни минуты не сомневался в том, что сторож, толкователь луврских чудес, говорит сущую правду, утверждая, что вот на этом узеньком диванчике, обитом красным бархатом, приходил сидеть Гейне, что здесь он сидел по целым часам и плакал.(16)С этого дня я почувствовал не то что потребность, а прямо необходимость, неизбежность самого, так сказать, безукоризненного поведения: сказать что-нибудь не то, что должно, хотя бы даже для того, чтобы не обидеть человека, смолчать о чём-нибудь нехорошем, затаив его в себе, сказать пустую, ничего не значащую фразу единственно из приличия теперь, с этого памятного дня, сделалось немыслимым. (17)Это значило потерять счастие ощущать себя человеком, которое мне стало знакомо и которое я не смел желать убавить даже на волосок. (18)Дорожа моей душевной радостью, я не решался часто ходить в Лувр и шёл туда только в таком случае, если чувствовал, что могу с чистою совестью принять в себя животворную тайну. (19)Обыкновенно я в такие дни просыпался рано, уходил из дому без разговоров с кем бы то ни было и входил в Лувр первым, когда ещё никого там не было. (20) И тогда я так боялся потерять вследствиекакой-нибудь случайности способность во всей полноте ощущать то, что я ощутил здесь, что я при малейшей душевной нескладице не решался подходить к статуе близко, а придёшь, заглянешь издали, увидишь, что она тут, та же самая, скажешь сам себе: (21)«Ну, слава богу, ещё можно жить на белом свете!» - и уйдёшь. (22)И всё-таки я не мог бы определить, в чём заключается тайна этого художественного произведения и что именно, какие черты, какие линии животворят, выпрямляют и расширяют скомканную человеческую душу. (23)В самом деле, всякий раз, когда я чувствовал неодолимую потребность выпрямить мою душу и идти в Лувр взглянуть, всё ли там благополучно, я никогда так ясно не понимал, как худо, плохо и горько жить человеку на белом свете сию минуту. (24)Никакая умная книга, живописующая современное человеческое общество, не даёт мне возможности так сильно, так сжато и притом совершенно ясно понять горе человеческой души, горе всего человеческого общества, всех человеческих порядков, как один только взгляд на эту каменную загадку. (25)И обо всём этом думалось благодаря каменной загадке, она выпрямляла во мне скомканную теперешнею жизнью душу человеческую, знакомила, неведомо как и в чём, с радостью и широтою этого ощущения.
(26)Художник брал то, что для него было нужно, и в мужской красоте и в женской, ловя во всём этом только человеческое; из этого многообразного материала он создавал то истинное в человеке, что есть в каждом человеческом существе, в настоящее время похожем на перчатку скомканную, а не на распрямлённую.
(27)И мысль о том, когда, как, каким образом человеческое существо будет распрямлено до тех пределов, которые сулит каменная загадка, не разрешая вопроса, тем не менее рисует в вашем воображении бесконечные перспективы человеческого совершенствования, человеческой будущности и зарождает в сердце живую скорбь о несовершенстве теперешнего человека. (28)Художник создал вам образчик человеческого существа. (29)И мысль ваша, печалясь о бесконечной «юдоли» настоящего, не может не уноситься мечтою в какое-то бесконечно светлое будущее. (30)И желание выпрямить, высвободить искалеченного теперешнего человека для этого светлого будущего, даже и очертаний уже определённых не имеющего, радостно возникает в душе.
(По Г. Успенскому *)
Глеб Иваноович Успенский (1843-1902) - русский писатель. Литературную деятельность начал летом 1862 года в педагогическом журнале Л. Н. Толстого «Ясная Паяна». Первые произведения Успенского, серии очерков «Нравы Растеряевой улицы (1866) и «Разорение» (1869), были посвящены изображению жизни городской бедноты. В 1868-1884 гг. Успенский постоянно сотрудничал с журналом «Отечественные записки». В 1871 году Успенский поехал за границу, побывал в Германии и во Франции. Много путешествовал по России (на Кавказ, в Сибирь), собирая материал для своих произведений.
20
20
Какие из высказываний противоречат содержанию текста? Укажите номера ответов.
1. Герой долго стоял у статуи Венеры Милосской, так как был большим знатоком античной скульптуры.
2. Герой не мог понять, в чём заключалась тайна статуи, вызвавшей его преображение.
3. Герой часто ходил в Лувр, чтобы посмотреть на Венеру Милосскую.
4. По рассказам сторожа, Генрих Гейне часами сидел перед статуей Венеры Милосской и плакал.
5. Созерцание Венеры Милосской пробуждает в герое не только радость, но и скорбь о несовершенстве нынешнего человека.
21
21
Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.
1. В предложениях 1-3 представлено повествование.
2. Предложение 14 содержит ответ на вопросы, сформулированные в предложениях 11-13.
3. В предложении 17 указана причина того, о чём говорится в предложении 16.
4. В предложениях 27-30 представлено рассуждение.
5. В предложениях 23-24 представлено описание.
22
22
Из предложений 18-19 выпишите фразеологизм.
23
23
Среди предложений 21-26 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью сочинительного союза, определительного и указательных местоимений, а также лексического повтора. Напишите номер этого предложения.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20-23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
24
24
«В очерке «Выпрямила» Глеб Успенский размышляет о таинственной силе искусства. Преображение, произошедшее с героем под влиянием Венеры Милосской, изображено автором с помощью такого лексического средства, как (А) _____ («что-то... дунуло в глубину моего... существа и выпрямило меня» в предложении 10), а также синтаксических средств: (Б) ____ («потребность, необходимость, неизбежность» в предложении 16) и (В) ____ (предложения 4,21). С помощью (Г) ____ (предложения 11, 12, 13) писатель строит текст-рассуждение, приглашая читателей к совместному размышлению над проблемой».
Список терминов:
1) метафора
2) литота
3) гипербола
4) синонимы
5) градация
6) парцелляция
7) риторическое обращение
8) прямая речь
9) вопросительные предложения
Часть 2.
Напишите сочинение по прочитанному тексту.

25
Показать фрагмент публицистической статьи.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения учитываются первые два аргумента).Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
1 35
2 однако
3 5
4 лгала
5 удачным или удачный
6 сдискотеки7 36259
8 склонение
9 надтреснутыйподпрыгнуть10 холщовый
11 наполним
12 12
13 вскореоттуда14 123
15 24
16 123
17 34
18 14
19 123
20 13
21 25
22 счистоюсовестью23 25
24 1589

Начало формы
Примерный круг проблем Авторская позиция
Проблема воздействия произведения искусства на человека. (Как влияет подлинное искусство на человека?) Сила искусства может преобразить человека. Статуя Венеры Милосской стала для героя своеобразным мерилом физической и духовной красоты. Созерцание этого произведения искусства пробуждает в герое не только радость от вида прекрасного, но и скорбь о несовершенстве человека.
Конец формы

Введение

1.Великие путешественники античности

1.1 Путешественники Древней Греции

1.1 Геродот

1.3 Евдокс

1.4 Александр Македонский

1.5 Страбон

1.2 Путешественники Древнего Рима

1.2.1 Энэй (мифология)

2.2 Апостол Павел

2.3 Павсаний

2.4 Гиппал

Заключение


Введение

Люди путешествовали во все времена. По мере того как человечество развивалось, оно открывало новые земли, совершенствовало средства передвижения. Практически нет ни одной культуры, в историю которой не вплеталась бы история путешествий.

Без путешествий невозможно представить себе развития человеческой цивилизации. Благодаря путешествиям появлялась возможность вступить в контакт с другими народами, преодолеть изолированность своей культуры. Другими словами, путешествия - основное средство распространения и взаимопроникновения культур.

Среди ученых, изучающих культуры разных народов, есть те, кто полагает, что сходство культур на разных континентах связано с путешествиями древних людей. Эти ученые считают, что история мировой культуры зависит от "человека путешествующего".

Именно поэтому большое значение имеет изучение истории древних путешествий.

Цель данной работы - изучить самых известных путешественников античной эпохи.

В рамках цели поставлены следующие задачи:

.Изучить материал по теме исследования

.Раскрыть тему исследования на основе изученного материала.

1.Великие путешественники античности

В самом общем значении слово "античный" означает "древний". Но есть и более узкий и одновременно более широко принятый смысл: когда говорят об античности, то подразумевают принадлежность к древнегреческой или древнеримской культуре (цивилизации), которые имеют многовековую историю: с первых столетий I тыс. до н.э. и до V в.н.э. Географические знания у греков и римлян находились на весьма высоком уровне. Для современных историков географии чрезвычайно важно и то, что среди всех древних цивилизаций античные предлагают наиболее полный комплекс источников, по которым можно судить о географических знаниях как о настоящей системе, а не просто наборе разрозненных сведений.

1.1 Путешественники Древней Греции

Эпоха античности включает в себя несколько периодов: период архаики (Крито-Микенская культура); период начала развития цивилизации Древней Греции; эллинистический период (расцвет и закат цивилизации Древней Греции и Древнего Рима). Само слово "античность" в переводе с латинского означает "древность", "старина".

Возникшая в середине III тысячелетия до нашей эры на острове Крит, Минойская культура, достигла своего расцвета к XVII - XVI вв. до н.э. В это время критский флот доминировал в Восточном Средиземноморье. XIV - XII в. до н.э. были расцветом микенской культуры. Из египетских источников известно, что ахейцы совершали набеги на Египет, Малую Азию и другие страны. Причиной гибели Микенской культуры стали дорийские племена, пришедшие с севера Балканского полуострова. Они и заложили основы древнегреческой цивилизации. А Крито-Микенская культура исчезла. Лишь ее осколки дошли до наших дней.

С XII в. до н.э. можно говорить о зарождении цивилизации Древней Греции. Причем, с XII по VIII вв. до нашей эры историки называют "темным периодом" развития этой эпохи. За это время стерлись все воспоминания о Крито-Микенской культуре. Ни Фукидит, ни Геродот, ни Аристотель даже не упоминают о ней в своих сочинениях. И лишь Гомер в VII в. до н.э. в своих поэмах смутно намекал о какой-то загадочной культуре прошлого. Гомер описал историю Троянской войны, которая велась в XII в. до н.э. Благодаря открытиям Генриха Шлимана и Артура Эванса, человечество с удивлением обнаружило, что осада Илиона ахейским войском под предводительством микенского царя Агамемнона это не плод гомеровской выдумки, а реальный исторический факт.

Греческие ученые называют "отцом географии" Гомера, жившего в IX-VIII вв. до н.э.

Согласно традиции, первым, кто познакомил греков с поэмами Гомера, был спартанский царь Ликург. Их запись и окончательная редакция были сделаны в Афинах специальной комиссией, назначенной тираном Писистратом (VI в. до н. э.). Также было установлено и их обязательное всенародное чтение во время празднеств в честь богини Афины - Панафиней. Эти произведения входили во все школьные программы многочисленных древнегреческих полисов: городов-государств. Платон высказал даже такую мысль: "Гомер воспитал всю Грецию". Данте Алигьери назвал Гомера "царем поэтов". Художественная культура всех последующих эпох, начиная с античности и до современности, насыщена образами гомеровских героев.

"Илиада" посвящена Троянской войне (ок. 1200 г. до н.э.), а "Одиссея" рассказывает о возвращении на родину после окончания этой войны царя Итаки Одиссея.

Есть все основания предполагать, что в "Одиссее" описано реальное путешествие моряков по Средиземному и Черному морям.

Очень много схожего в странствиях аргонавтов и Одиссея. В них описывается известная, но еще не изученная до конца ойкумена, окраины которой "населены" всевозможными чудовищами и волшебниками. Поэтому только такие герои, как Ясон, Одиссей, могут побывать там (даже посетив Аид, как аргонавт Орфей или Одиссей) и возвратиться на родину. Путешествия подобного ранга воспринимались греками как героические подвиги.

В Древней Греции путешествия достигают наибольшего подъема в V - IV вв. до н.э. Этот же период является расцветом философии, искусства, математики, астрономии, космологии и других наук. Цивилизационными центрами были Малоазийские города - Милет, Эфесс и Колофон. Но центром притяжения были Афины.

С целью познания мира мудрецы, натурфилософы и поэты отправлялись во все концы света. Практически все крупные древнегреческие философы осуществляли дальние странствия. Мудрец и философ Фалес Милетский более двадцати лет учился в Египте. В долине Нила с целью получения знаний побывал философ и математик Пифагор, законодатель Солон. Философ Платон, совершив дальнее путешествие, по возвращению домой основал философскую школу. Ксенофан из Колофона был странствующим поэтом-рапсодом.

Но не только знания привлекали путешественников в эти страны. Их привлекали грандиозные древние памятники архитектуры. Столь древние, что Пифагор по сравнению с ними воспринимается как наш современник. При посещении египетских памятников путешественники нередко оставляли на их стенах короткие записи - "граффити", что в переводе с итальянского означает "нацарапанные". Только у гробниц фараонов в Фивах египтолог Ж. Байе обнаружил более двух тысяч подобных надписей, относящихся к временам Древней Греции и Древнего Рима.

1.1.1 Геродот

Одним из первых ученых путешественников был Геродот, который по выражению Цицерона является "отцом истории". Геродот родился около 484 года до нашей эры в малоазиатском городе Галикарнасе. Он происходил из богатой и знатной семьи, имевшей обширные торговые связи. В молодом возрасте из-за политических неурядиц он покинул родной город и жил на острове Самос. Разочаровавшись в политике, Геродот начал интересоваться историей своего народа и, прежде всего мифологией. Многие исследователи считают, что именно желание побывать в тех местах, где Геракл совершал свои подвиги, побудило Геродота к совершению путешествий. Будучи выходцем из состоятельной семьи, Геродот не испытывал нужды в деньгах.

Он объехал всю Грецию и Малую Азию, затем отплыл в финикийский город Тир. Более всего Геродота привлекал Восток и его богатое культурное наследие. Геродот путешествовал по Ливии, посетил Вавилон, но особенно его поразил Египет, где он пробыл три месяца. В Египте он просил переводить ему надписи, расспрашивая жрецов об истории этого государства. Интересовался не только жизнью фараонов, но посещал и мастерские бальзамировщиков. Он шагами измерял длину периметра основания пирамид, производя конкретные математические расчеты. Вернувшись в Грецию, Геродот делился со своими соотечественниками полученными знаниями. Это было его первое путешествие.

Второе путешествие Геродота проходило через Малую Азию, откуда он прибыл на корабле в Северное Причерноморье, через Гелеспонт до милетской колонии Ольвия в устье Днепро-Бугского лимана. Там он встретился с кочевыми племенами скифов, наблюдал за их обычаями, обрядами, изучал их общественный строй.

Свое третье путешествие Геродот посвятил изучению Балканского полуострова. Он объездил Пелопоннес, острова Эгейского моря (Делос, Фарос, Закиф и другие), затем путешествовал по Южной Италии и северу Балканского полуострова.

Геродот путешествовал в течение 10 лет (с 455 по 445 гг. до н.э.), и все свои наблюдения изложил в 9 книгах, каждая из которых назвалась по имени одной из муз. В своем знаменитом труде "История" Геродот описал не только историю многих народов, но и этнографические приметы, т.е. описание черт лица, цвета кожи, типа одежды, быта, обрядов, народных примет, общего уклада жизни и т.п.

В "Истории" Геродота причудливо сочетаются его личные наблюдения, реальные сведения о дальних странах, добытые в странствиях, с пересказом мифологических событий. Геродот с недоверием относится к рассказам о людях с козьими ногами или оборотнях из племени невров, но вполне серьезно описывает гигантских муравьев-золотодобытчиков из пустыни Индии. Не поверил Геродот и свидетельству финикийцев, обогнувших африканский континент, что во время плавания солнце оказалось у них на правой стороне.

Несмотря на имеющиеся неточности, трудно переоценить значение работы Геродота. Он собрал немало древних представлений о мире, описал географию многих стран, жизнь разных народов.

До нас дошли лишь отрывки его сочинений, но главное в том, что Геродоту принадлежит слава первого греческого туриста, так как в отличие от своих предшественников, он странствовал не ради достижения каких-то иных целей, а ради самого путешествия, т.е. ради удовольствия, удовлетворения собственной любознательности и любопытства.

Геродот считал, что ярчайший пример народа-путешественника являют собой этруски, или, как их называли греки, тиррены или тирсены - выходцы из государства Лидия, находившегося на территории Малой Азии. Имя легендарного этрусского царевича Тирсена сохранилось в названии Тирренского моря.

Вернувшись еще молодым человеком на свою родину, в Галикарнас, знаменитый путешественник принял участие в народном движении против тирана Лигдамиса и содействовал его свержению. В 444 году до нашей эры Геродот присутствовал на Панафинейских празднествах и прочитал там отрывки из описания своих путешествий, вызвав всеобщий восторг. Под конец своей жизни он удалился в Италию, в Туриум, где и умер около 425 года до нашей эры, оставив по себе славу знаменитого путешественника и еще более знаменитого историка.

путешественник туризм география страноведение

1.1.2 Пифей

В VII-VI вв. до н. э. этрусская цивилизация достигла своего расцвета. К этому времени она сравнилась по своему влиянию на море с такими великими морскими державами, как эллинская и Карфаген.

В эту эпоху путешествия совершались в основном с экономическими, политическими и военными целями. Одним из примеров путешествия с экономическими целями явилось путешествие греческого купца Пифея. Обострение конкурентной борьбы между греческими полисами, с одной стороны, и Финикией и Карфагеном, с другой, за доминирование в торговле в бассейне Западного Средиземноморья, которое вело к локальным военным конфликтам, и вынудило Пифея отправиться на самостоятельные поиски новых западноевропейских рынков.

Финикийцы не пропускали чужих купцов за Гибралтарский пролив, движение через который контролировалось специальными гарнизонами, расположенными в Гадисе (Кадисе) и Тингисе (Танжере) по обеим сторонам пролива. Финикийцы были монополистами на такие товары, как олово, янтарь, ряд разновидностей дорогих мехов, которые они поставляли в страны Средиземноморья с Британских островов и стран Северной Европы.

В 325 г. (по другим данным в 320 г.) до н.э. Пифей отплыл на одном корабле из своего родного города Мессалии (ныне Марсель), в Средиземное море. Проплыл через Гибралтар и, обогнув Пиренейский полуостров, вышел в Бискайский залив. Затем плыл вдоль побережья страны кельтов и достиг пролива Ла-Манш. Там он пристал к острову Альбион, что в переводе означает "Белый", названный из-за частых туманов. На этом острове Пифей узнал от жителей, что к северу от них лежит земля "Туле", что в переводе с местного наречия означает "край", "предел".

Пифей обогнул с запада Британский полуостров, и через Северный пролив между Британией и Ирландией вышел в Атлантический океан. Пифей попытался достичь земли "Туле" (ныне остров Исландия). Он проплыл Оркнейские и Шетландские острова и, достигнув Ферерских островов, пошел дальше, до 61° северной широты. Никто из древних греков и даже римлян не заходил так далеко на север. Но дальнейшему плаванию Пифея препятствовали непроницаемые туманы, которые образуются от попадания северных льдов в полосу теплого Гольфстрима. Пифей вынужден был повернуть на юг к берегам Скандинавского полуострова.

Позже, в своих записках, Пифей назовет землю Туле "последний предел", что по латински звучит как "ultima tule".

Но путешествие Пифея на этом не закончилось. Пифей поплыл на восток и прибыл к устью Рейна, где жили остионы, а дальше - германцы. Оттуда приплыл к устью Эльбы и вернулся в Мессалию.

Сведения о путешествиях Пифея противоречивы. Некоторые древние авторы полагают, что Пифей на обратном пути проплыл дальше на восток, вошел в Балтийское море и далее по Днестру спустился в Черное море (Понт Эвксинский) и через Босфор и Дарданел вошел в Средиземное море и вернулся домой. Однако у многих древнегреческих историков подобные описания вызывают недоверие. Но северное путешествие Пифея и его достижения - бесспорны.

1.3 Евдокс

Интересы древних греков были весьма разнообразными. Они обращали свои взоры во все концы света. Древним грекам принадлежит первенство европейцев в плавании к берегам Индии. Но, справедливости ради, надо сказать, что греки пользовались сведениями, которые они получали от египетских путешественников.

Так, например, греческий мореплаватель Евдокс Кизикский по приказу фараона Птолемея III предпринял плавание к берегам Индии, отплыв из Египта в сопровождении индийского проводника. Мореплаватели благополучно достигли желаемой цели.

Вторую экспедицию в Индию Евдокс совершил по заданию царицы Клеопатры за грузом благовоний. Но на обратном пути ветры отнесли корабль к югу от Эфиопии, и Евдокс вынужден был двигаться вдоль берегов Африки.

Во время своего третьего путешествия (120 - 115 гг. до н.э.) он проплыл вокруг Африки, как это делали финикийцы, но погиб в конце пути.

1.4 Александр Македонский

Рассматривая путешествия эпохи эллинизма, нельзя не отметить военные походы Александра Македонского, длившиеся в течение 10 лет. В античном мире эти походы считались неслыханным, почти легендарным подвигом. Слава о блестящих военных победах великого Александра нашла отражение в народных преданиях всего средневековья.

В 330 г. до н.э. войска Александра Македонского, разгромив Персидское царство, дошли до Южного Афганистана. Затем, через современный Кандагар и Газни, они отравились в Кабкл. Оттуда, пройдя перевал Хавак (3 548 м) в горной системе Гиндукуша, прибыли в Северный Афганистан. После этого македонский царь совершил свой поход к Сырдарье и достиг современного Худженда (до 1991 года - г. Ленинабад). Затем войско повернуло на юг и вторглось в Пенджаб, где из-за недовольства воинов, жары и болезней Александр был вынужден отправиться в обратный путь, во время которого его настигла смерть.

Не вдаваясь в военные подробности этого похода, можно смело сказать, что завершился он для греков, а затем и для римлян, открытием пути в Индию. Благодаря этому походу греки и македонцы познакомились с малоизвестными, а то и совсем неизвестными до этого, народами, их культурой, бытом, традициями. Лично Александр Македонский был заинтересован в изучении Азии. В окружении Александра были не только воины, но и выдающиеся ученые, деятели искусства. Они в своих произведениях подробно описывали все ими увиденное, услышанное и изученное во время этого похода.

Этим походом было положено начало музееведению. Александр после победы над персами послал своему учителю Аристотелю деньги. На эти деньги Аристотель основал естественно-научный музей. Аристотель просил своего царственного ученика присылать ему образцы неизвестных растений и шкуры или чучела необычных животных, что и исполнялось по повелению Александра.

Во время плавания Неарха не только составлялась карта побережья, но и велось изучение природных явлений, в частности муссонных ветров, расширялись знания по ботанике и зоологии. Неарх знакомился со многими племенами и народами, узнавал их обычаи и законы.

Таким образом, поход Александра Македонского может считаться и "научной экспедицией", так как завоеватель окружал себя естествоиспытателями, математиками, историками, философами, ботаниками и художниками.

1.1.5 Страбон

Географические представления Геродота расширены древнегреческим ученым и путешественником Страбоном, родившемся в I в. до н.э. в юго-восточной части малоазиатского полуострова. Страбон, происходя из знатной и богатой семьи, получил прекрасное образование и имел возможность путешествовать по различным частям Римской империи. Он побывал в Италии, Малой Азии, Египте, в самом Риме; в своих дальних странствиях Страбон добирался до Армении и до границ Эфиопии.

В результате этих путешествий он собрал обширный историко-географический материал, который впоследствии был использован в двух капитальных трудах: "Исторических записках" и "Географии", состоящей из 17 книг. Судьбы этих двух творений Страбона совершенно противоположны: если первое почти полностью утрачено, то второе дошло до наших дней почти целиком и принесло этому ученому славу, имеющую уже тысячилетнюю историю.

В "Географии" рассказывается об Испании, Италии, Греции, Индии, Египте, Центральной и Восточной Европе, Средней, Центральной и Малой Азии. Страбон не только описывает природу и население, но и делает исторические экскурсы, упоминая некоторые факты, не известные более никаким источникам.

Географию Страбон считал частью философии, трактуя ее с позиции стоических представлений Посидония. Гомера он считал вполне достоверным источником географических сведений. Страбон не имел представления о математической географии, ограничиваясь описательной, отсюда его, часто несправедливая критика предшественников, в частности Эратосфена. Описания Страбона точны, а некоторые и по сей день представляются основным источником наших знаний, например, описания дельты Нила и Александрии. Страбон уделял внимание также истории, а в особенности, истории культуры описываемых стран. Сочинение свое он адресовал широкому кругу читателей; в нем он также высказал своего рода восхищение мощью Рима. Согласно Страбону, Земля была островом, омываемым Океаном, который создал 4 залива: Каспийское море, Черное море, Средиземное море и Персидский залив. Он первым высказал мысль о постепенном расчленении суши. Населенный мир он разделил на Европу, Азию и Ливию, то есть, Африку. "География" Страбона является самым крупным географическим сочинением, какое дошло до нас из античности. Наряду с произведением Клавдия Птолемея оно представляет источник наших сведений об античной географии. Страбон писал просто и лаконично, без риторических украшений. Сочинение Страбона было мало известно вплоть до V в. н.э. Потом оно стало классическим произведением по географии, а Страбона называли просто Географом.

Древнегреческая культура обогатила человечество знаниями об окружающем мире, возведя путешествия в ранг массового явления, но говорить о начальных этапах индустрии туризма можно с эпохи Древнего Рима.

1.2 Путешественники Древнего Рима

2.1 Энэй (мифология)

В основе цивилизации Древнего Рима лежит путешествие. Родоначальником Рима считается один из главных защитников Трои во время Троянской войны - Эней. После поражения Эней вынужден был, спасая семью, бежать из захваченного ахейцами города.

Этому путешествию Вергилий посвятил поэму "Энеида". Путь небольшого флота Энея лежал через Эгейское море, затем, обогнув Пелопоннес через Адриатическое море, путешественники прибыли в Эпир, расположенный на западном побережье Балкан, откуда проследовали на Сицилию. Внезапно налетевший шторм отбросил их корабли к северному побережью Африки, причем только вмешательство самого Нептуна спасло их от неминуемой гибели.

В Карфагене Эней был сражен любовными чарами и гостеприимством вдовствующей царицы Дидоны. Но верховный бог римлян Юпитер послал к Энею Меркурия (в дальнейшем покровителя странников), чтобы напомнить о необходимости продолжить путешествие.

Эней возобновляет свое странствие. Троянцы прибывают на Апеннинский полуостров, где первоначально останавливаются у города Кумы, а затем, после того как пророчица Сивилла устроила Энею "экскурсию" в Царство мертвых, где призрак умершего отца поведал ему о будущем великом предназначении Рима, они продолжают свой путь, который завершается на берегах Тибра. А спустя пять веков там был заложен Рим.

Троянцам предстояли еще многие испытания. Местное население - латиняне - начинают против них войны. И только брак Энея с дочерью царя латинян Лавинией прекратил этот кровавый конфликт. Но, чтобы умилостивить местных богов, в частности Юнону, они обязались перенять язык и традиции латинян.

Большую роль в редактировании и распространении мифа об Энее сыграл император Октавиан Август. Это позволило римским аристократам вести свою родословную от троянцев.

История становления и распространения христианства непосредственно связана со странствием как самого Иисуса, так и его апостолов.

2.2 Апостол Павел

Самым выдающимся проповедником новой религии был апостол Павел. Он принял новую веру после того, как во время путешествия в Дамаск ему было видение, в котором с ним говорил Иисус. Павел очень много путешествовал во время своей миссионерской деятельности. Он побывал в Малой Азии, Греции, Сирии, Палестине. Павел возвратился в Иерусалим после трех продолжительных путешествий в восточную часть Римской империи, где его ждал арест и отправка в Рим. Это было последнее путешествие апостола: в 64 г. н. э. Павла казнили в предместьях Рима за его активную миссионерскую деятельность и развитие христианской теологии. Христианское вероучение в Римской империи подвергалось гонениям до ІV в. н. э.

2.3 Павсаний

Первым путешественником нашей эры, имя которого сохранилось в истории, был греческий писатель Павсаний. Он жил в Риме и много путешествовал по греческим и римским провинциям. Описание своих путешествий, составленное в форме путеводителя ("Описание Эллады"), он опубликовал в десяти книгах около 180 г. н.э. Особенно подробно Павсаний описал Аттику (юго-восточную часть средней Греции) и Афины. От Аттики он перешел к Коринфу и исследовал острова Эгейского моря. Затем он дал описание Лаконии и Спарты, перечислив названия всех дорог и провинций.

2.4 Гиппал

Огромное значение для развития торговли имело путешествие купца Гиппала в 14 -37 гг. н.э. Он отправился из Восточной Африки и достиг дельты Инда. Он установил закономерность движения муссонов в Индийском океане, совершил плавание от мыса Фартак к дельте Инда. Гиппал написал книгу "Плавание вокруг Эритрейского моря". В этом сочинении описан берег Африки от мыса Гвардафуй до острова Занзибар. Описаны также южное побережье Аравии и большая часть западного побережья Индии.

"Описание путешествия по Понту Евксинскому" (Черному морю) принадлежит перу греческого историка Арриана, жившего во II в. н. э. В своем труде Арриан пытается дать характеристику странам и народам, живущим по берегам этого моря. Поистине энциклопедическими трудами были "Всемирная история" Полибия и "География" Клавдия Птолемея.

Путешественниками были в Древнем Риме апостолы и императоры (Траян, Адриан, Марк Аврелий), полководцы и ученые. Военные походы римлян, такие как Цезаря в Галлию, Клавдия в Британию, Сципиона в Африку, привели к расширению достоверных географических знаний. Римляне строят дороги, закладывают крепости, некоторым из них со временем предстоит стать столицами европейских государств: Сингидункум (Белград); Аквинкум (Буда, впоследствии слилась с левобережным Пештом); Виндобона (Вена).

Появляется даже философия туризма. Луций Анней Сенека в "Письмах к Луцилию" обосновывает идею о том, что для туризма необходимо "выбирать места здоровые не только для тела, но и для нравов". Потому что, считает Сенека, "и местность, без сомнения, не лишена способности развращать". В качестве притонов всех пороков им приводятся такие известные курорты, как Каноп и Байи.

Но в то же время философ утверждает, что "менять надо не небо, а душу", потому что "за тобою везде, куда бы ты ни приехал, последуют твои пороки". В подтверждение этого тезиса Сенека приводит высказывание Сократа: "Странно ли, что тебе нет никакой пользы от странствий, если ты повсюду таскаешь самого себя?". Путешествовать, чтобы получить максимум пользы и удовольствия, надо с чистой душой - считали античные ученые.

Заключение

Путешественники античности внесли огромный вклад как в историю развития туризма, географии и культуры, страноведения, этнографии, различных наук и учений, так и в мировую историю в целом.

Путешественники на протяжении всей истории человечества добывали важные сведения, которые служили ценным источником знаний различных наук. На основе собранных материалов учеными выстраивались различные концепции, объясняющие историческое развитие той или иной страны. К их помощи прибегали, когда пытались доказать или опровергнуть какие-либо гипотезы и представления.

Таким образом, благодаря путешественникам античности были открыты новые земли и народы, накоплен богатый географический материал, способствовавший дальнейшим путешествиям и открытиям.

Список использованной литературы

1.М.В. Белкин, О. Плахотская. Словарь "Античные писатели". Режим доступа:

Макаренко С.Н., Саак А.Э. История туризма. Режим доступа:

Соколова М.В. История туризма: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2006.

Энциклопедия для детей: Т. 3(География). - Сост. С.Т. Исмаилова. - М.: Аванта+, 1994.


В 6 столетии до нашей эры в восточной части Средиземного моря на островах и на побережье материка проживал древний народ Финикийцы

Красным цветом обозначена Финикия и ее торговые колонии


Финикийцы на тот момент были лучшими строителями, торговцами и мореплавателями

Финикийское торговое судно

В поисках новых рынков сбыта они отправлялись в дальние странствия


На своих землях они ловили рыбу, делали вино, алую ткань из раковин – пурпур, а также красивое цветное стекло и потом все это продавали другим народам

Взамен брали олово у британцев, лошадей у скифов, зерно у греков


В 600г до н.э. египетский фараон Нехо II поручил финикийцам задание – узнать настоящие размеры Ливии – древнее название Африки

Путешествие длилось долгих 3 года, сведения о нем дошли до наших дней через упоминание в трудах Геродота – древнегреческого ученого


Геродот - древнегреческий ученый оставивший заметный след во многих науках, но особенно в истории и географии

Геродот родился в 484 г до н.э. в древнем городе Галикарнасе , в богатой и влиятельной семье. В молодости он занимался политикой но затем все внезапно бросил и стал путешествовать



Еще одним важным путешествие Геродота была путешествие по древнему Египту.

Во время путешествия он поднимается высоко по реке Нил, покидает пределы страны Египет и первым исследует территорию неизведанную раннее.


Во всех своих путешествия он подробно описывает не только животный и растительный мир но также народы, их культуры быт, религию…После себя он оставляет огромный многотомный труд на тысячи страниц, который называется «История» а также карту древнего мира который назывался в те времена ойкумена

Карта Геродота


Наряду с финикийцами в древности существовали и другие народы, которые были знатоками в мореплавание и торговле - греки. Имя одного из них дошло до наших дней, звали его Пифей

Родился он ориентировочно в 380 году в греческом городе – Массалия. Нынче это французский город Марсель


Путешествие Пифея началось в 325 г. до н. э. На двух пентеканторах экспедиция вышла из Массилии. Ее путь был к Гибралтарскому проливу, занятому в то время карфагенянами. Гибралтар был полностью закрыт ими от прохождения чужеземных кораблей. Однако ночью Пифей под покровом темноты сумел проскользнуть мимо стражи и выйти в Атлантический океан .

Греческий пентекантор – пятидесятивесельное военно-торговое судно


Через несколько недель он достиг Корбилона, древнего города населенного кельтам, от них он узнал что они закупают олово в Британии и решается плыть туда. Олово в древности очень ценилось, сплав олова и меди дают более прочную бронзу, железо в те времена практически не знали.

г. Корбилон


Пифея хорошо приняли в Британии или Альбионе- другое название этих островов. Он загрузил 1 корабль оловом и отправил обратно, расспросив местных людей про янтарь он на оставшимся корабле поплыл дальше через Северное море

Albus - означает белый у древних римлян и греков

Южное побережье Британии обрывистое, скалистое и сложеннное обычным мелом, из-за яркого белого цвета Британию и по сей день нередко называют «туманный альбион»


Путешествуя по Северному морю Пифей достиг острова Туле (западное побережье Норвегии) но дальше плыть побоялся, так как испугался больших холодных медуз и гигантских морских чудовищ

Как вы думаете что представляли собой гигантские морские чудовища?

Зимнее побережье Норвегии


Пифей повернул обратно, достиг снова Британских островов и поплыл на запад в Балтийское море, где спокойно провел меновую торговлю с местными племенами, купил много янтаря и вернулся обратно. И хотя ему вначале не поверили но мы то все знаем…

Янтарь – окаменевшая древняя смола