Туристический портал - ChemodanChik56

Туристический портал - ChemodanChik56

» » Организация борьбы с водой на судне. Средства борьбы с водой на морских судах. Переносные средства борьбы с забортной водой

Организация борьбы с водой на судне. Средства борьбы с водой на морских судах. Переносные средства борьбы с забортной водой

2.4 Средства борьбы с водой на морских судах

Для ликвидации водотечности корпуса и различных повреждений суда снабжают аварийным инвентарем и материалами.

Наименование и минимальное количество аварийного имущества устанавливаются нормами Регистра РФ в зависимости от длины и назначения судна. В состав аварийного снабжения входят: пластыри с такелажем и оборудованием, слесарный и такелажный инструмент, струбцины, болты, упоры, скобы, гайки, гвозди, парусина, войлок, пакля, цемент, песок, деревянные брусья, клинья, пробки и др. На пассажирских судах и судах специального назначения длиной 70 м и более, а также на судах из стеклопластика Правилами Регистра РФ предусмотрено дополнительное снабжение. На всех современных крупнотоннажных судах, кроме того, обычно имеются легководолазное снаряжение и электросварочная аппаратура.

Все указанное снабжение должно храниться на аварийных постах: в специальных помещениях или в ящиках. Таких постов на судне должно быть не менее двух, и один из них - обязательно в машинном отделении (на судах длиной 31 м и менее допускается хранение аварийного снабжения только на одном аварийном посту. У аварийных постов должны быть четкие надписи "Аварийный пост". Кроме того, в проходах и на палубах должны быть предусмотрены указатели мест расположения аварийных постов.

Аварийное имущество, имеющее специальную маркировку, разрешается использовать только по прямому назначению: при борьбе с водой, а также во время учебных тревог и занятий. Израсходованное или вышедшее при этом из строя аварийное имущество должно быть списано по акту и при первой возможности пополнено до нормы.

Не реже раза в месяц командиры аварийных партий (групп) с участием боцмана должны проверять наличие и исправность аварийного имущества. О результатах проверки докладывают старшему помощнику капитана. Аналогичную проверку аварийного имущества (одновременно с проверкой противопожарного инвентаря и спасательных средств) раз в 3 месяца проводит старший помощник. О чем он докладывает капитану и принимает меры к устранению недостатков. Все это заносят в судовой журнал.

Безопасность жизнедеятельности на производстве

Ряд операций технологических процессов производства легкой промышленности сопровождается шумом и вибрацией, в настоящее время технически трудно устранимыми...

Борьба за живучесть судна

Одним из важнейших элементов живучести судна является его непотопляемость - способность судна оставаться на плаву и не опрокидываться при повреждении корпуса, вызвавшего затопление одного или нескольких отсеков...

Расчетное избыточное давление взрыва Р для веществ и материалов, способных взрываться и гореть при взаимодействии с водой, кислородом воздуха или друг с другом, определяется по приведенной выше методике...

Личные отношения студента к здоровью как условия формирования здорового образа жизни

Еще древние греки считали, что «вода смывает все душевные страдания». Вследствие большой теплопроводности вода является более эффективным сред-ством закаливаниями оказывает гораздо большее термическое воздействие...

Некоторые вопросы охраны труда и техники безопасности на судах

Каждый несчастный случай происходит, как правило, не по одной какой-либо причине, а по нескольким взаимосвязанным. Причины несчастных случаев разделяют на шесть групп: организационные, конструктивные, технологические, эксплуатационные...

Опасности, распространяемые грызунами

Мероприятия по борьбе с грызунами это: полное уничтожение грызунов на объектах любой сложности и профилактические работы - постоянная борьба за свободу и чистоту ваших предприятий, организаций, дач, домов и квартир...

Опасности, распространяемые тараканами

Одним из самых распространенных заблуждений является то, что тараканов можно уничтожить навсегда, один раз обработав свою квартиру - это практически невозможно! Избавившись от насекомых...

Ежегодно в зависимости от погодных условий в Российской Федерации возникает от 10 до 40 тыс. лесных пожаров на площади от нескольких сот до 10 миллионов гектаров. Только в субъектах Сибирского федерального округа лесные пожары угрожают 4 тыс...

Организация мероприятий по предупреждению и ликвидации природных пожаров на территории Вожегодского муниципального района Вологодской области

Статистика ЧС показывает, что в России доля природных пожаров и вызываемых ими чрезвычайных ситуаций составляет приблизительно 24% от общего числа ЧС природного характера. К природным относятся лесные, степные, торфяные, ландшафтные пожары...

Основные требования по охране труда и окружающей среды

Шум представляет собой беспорядочные, неритмичные сочетания звуков различной силы и частоты, вызывающие неприятное слуховое ощущение. Звук - это колебательное движение материальных частиц, волнообразно распространяющихся в пространстве...

Охрана труда на морском транспорте

На флоте наиболее распространенным способом получения опресненной воды является дистилляция. Установки обычно состоят из двух частей: испарителя, где происходит выпаривание морской воды, и конденсатора...

Пожар и взрыв, их причины и последствия

Обеспечение безопасности сводится к решению следующих основных задач: предотвратить взрыв; быстро потушить возникшее загорание; не допустить распространение огня в смежные помещения; эвакуировать из опасной зоны детей и взрослых; если не...

Причины возникновения терроризма и защита от него

Анализ проблем терроризма предполагает не только выявление его истоков и факторов возникновения и развития, но и прогнозирование общественно-политических последствий этого явления, его влияния на стабильность общества...

Производственный шум

Выбор мероприятий по ограничению неблагоприятного действия шума на человека производится исходя из конкретных условий: величины превышения ПДУ, характера спектра, источника излучения...

Улучшение санитарно-гигиенических условий в переплетном цехе типографии

Для борьбы с шумом в помещениях проводятся мероприятия как технического, таки медицинского характера...

Каждый член экипажа на своем вахтенном посту, в заведуемом помещении и своей каюте должен уметь:

    По всем видам борьбы за живучесть судна:

    1. Ориентироваться в темноте, найти выход, вход, любой механизм, прибор, клапан, трубопровод.

      Герметизировать отсек, в котором расположен вахтенный пост, заведуемое помещение и каюта: задраивать водонепроницаемые и противопожарные двери, люки, горловины, иллюминаторы, вентиляционные головки (грибки) и т.п.

      Находить любое штатное аварийное и противопожарное имущество (особенно в темноте).

      Приготовить к действию и использованию по назначению аварийное и противопожарное имущество, спасательные средства и стационарные средства борьбы за живучесть судна.

      Определять по маркировке и отличительным знакам назначение трубопроводов, клапанов, электрощитов, а также дверей, люков, горловин.

      Отыскать, закрыть и открыть клапаны, кингстоны, ввести и вывести из действия стационарные средства борьбы за живучесть судна с помощью аварийных приводов с открытых частей палубы и из смежных помещений.

      Пользоваться всеми средствами внутрисудовой связи и сигнализации.

      Включать и выключать аварийное освещение, отыскивать места подключения и вооружать переносной светильник; пользоваться аккумуляторными аварийными фонарями как во взрывобезопасном, так и в обычном исполнении.

      Включать и выключать вентиляцию на вахтенном посту.

1.10. Быстро обнаружить и вынести пострадавших из опасной зоны, применяя различные защитные средства.

1.11. Выполнить обязанности посыльного и доставить донесение на ГКП или в другие помещения судна, хорошо знать расположение судовых помещений.

1.12. Оказывать первую медицинскую помощь.

2. По борьбе с водой:

2.1. Определить затопление смежного отсека (помещения) по различным признакам (постукиванием, по отпотеванию, по выходу воздуха из воздушных труб, по фильтрации и т.п.) и доложить на ГКП.

2.2. Приготовить к действию осушительную систему и другие водоотливные и осушительные средства, осушить помещение стационарными и переносными средствами.

2.3. Использовать имеющиеся средства для спуска и перепуска воды в смежные помещения.

2.4. Подкрепить переборку, дверь, горловину, поставить упоры на подволоку.

2.5. Устранить фильтрацию воды через разливные неплотности, трещины и разошедшиеся швы различными способами с помощью аварийного имущества.

2.6. Сделать ниже и выше ватерлинии небольшую пробоину в корпусе судна, рваную щель с помощью аварийного имущества и штатных средств (щитов, клиньев, пробок и д.р. средств).

2.7. В случае неизбежного затопления помещения остановить действующие технические средства, не приспособленные для работы под водой, покинуть помещение и принять меры для недопущения распространения воды в смежные помещения.

3. По борьбе с пожарами:

3.1. Доложить на ГКП о возникновении пожара и принимаемых мерах по борьбе с ним.

3.2. Вооружить пожарный рукав стволом и подсоединить к пожарному крану.

3.3. Эффективно использовать пожарные стволы в любом помещении.

3.4. Правильно выбрать из имеющихся в наличии необходимое средство для ликвидации пожара (горючих жидкостей, топлива, смазочных материалов, электропроводки и электромеханизмов, краски, изоляции бортов, дерева и др.) и эффективно его использовать.

3.5. Пользоваться дыхательными изолирующими аппаратами и термостойкими костюмами (только для лиц, допущенных к работе в этих аппаратах) и передать условные сигналы из задымленного помещения с помощью предохранительного троса.

4. По борьбе с повреждениями технических средств:

4.1. Отключать поврежденный участок электросети при помощи рубильников и других средств, снять питание с поврежденного механизма.

4.2. Исправить поврежденный (предварительно обесточенный) участок электросети путем постановки специальных отростков.

4.3. Заменить предохранитель в электросети: поставить бугель, заглушку, клетневку на поврежденный участок трубопровода.

4.4. Остановить в аварийном случае любой работающий механизм.

4.5. При повреждении механизма, устройства, системы перейти на дублирующее устройство; дать аварийное питание на механизм отходным путем или от запасных источников.

5. По использованию спасательных средств:

5.1. Правильно использовать спасательный круг.

5.2. Правильно надевать спасательный жилет (нагрудник).

5.3. Прыгать в воду с высоты в спасательном жилете (нагруднике).

5.4. Плавать в спасательном жилете (нагруднике).

5.5. Держаться на воде без спасательного жилета (нагрудника).

5.6. Правильно сбрасывать спасательный (жесткий и надувной) плот.

5.7. Садиться на спасательный плот в спасательном жилете с судна и из воды.

5.8. Оказывать помощь в посадке на спасательное средство.

5.9. Эксплуатировать оборудование спасательных средств, включая эксплуатацию переносного радиооборудования (если это для него предусмотрено).

5.10. Ставить плавучий якорь.

5.11. Правильно пользоваться линеметательной установкой.

5.12. Подавать и принимать сигналы, используемые для управления шлюпкой при спасении человека, находящегося в воде.

5.10.1. Каковы действия членов экипажа при борьбе за непотопляемость судна?

Все члены экипажа должны твердо знать свои обязанности по борьбе за живучесть судна.

Начальники служб в начале каждого рейса должны убедиться в том, что и подчиненным хорошо известны обязанности по тревогам.

Все лица командного состава обязаны следить за строгим соблюдением мероприятий по обеспечению водонепроница­емости в помещениях и на рабочих местах по своим заведованиям.

На все трубопроводы, а также на все водонепроницаемые закрытия (клинкетные двери водонепроницаемых переборок, закрытия на палубах, закры­тия лазов и люков трюмных и складских помещений, водонепроницаемые двери надстроек) должна быть нанесена соответствующая маркировка согласно положениям и правилам.

На судне в любое время суток должен быть обеспечен доступ во все помещения. Для этой цели к дверным замкам всех помещений должно быть пред­усмотрено два комплекта ключей. Во время общесудовой тревоги каюты экипажа и другие жилые помещения должны быть открыты.

Борьба экипажа за непотопляемость судна организуется капитаном в соответствии с Информацией об аварийной остойчивости и посадке судна и включает следующие_действия_экипажа:

1. объявление общесудовой тревоги и задействование аварийной организации;

2. обнаружение поступления воды внутрь судна и выявление мест, размеров, характера повреждений конструкций корпуса судна, (водонепроницаемые переборки, второе дно, платформы и палубы), определение количества воды, поступающей внутрь судна в единицу времени;

3. прекращение или ограничение поступления воды внутрь корпуса и недопу­щение распространения ее по судну;

4. восстановление водонепроницаемости корпуса судна, его водонепроницаемых переборок, палуб, платформ и второго дна;

5. удаление забортной воды из затопленного отсека и фильтрационной воды из смежных с ним отсеков;

6. спрямление аварийного судна при сохранении достаточного запаса плавучести и остойчивости;

7. обеспечение хода и управляемости аварийного судна.

После получения сигнала или доклада о поступлении воды внутрь судна вахтенный помощник капитана обязан немедленно объявить общесудовую тревогу, по сигналу которой экипаж судна должен действовать в соответствии с расписанием по тревогам.

На ходу ВПК поступление воды может определить по следующим признакам:

Изменение характера качки без изменения внешних условий;

Видимые изменения посадки судна;

Накренение судна от перекладки руля;

Заливание палубы на ходу судна.

5.10.2.Действия вахтенной службы при затоплении (Flooding).

Actions to be carried out: - Выполняемые действия:
Sound the general emergency alarm - Подать звуковой сигнал «Общесудовой тревоги»;
Close watertight doors, if fitted - Закрыть водонепроницаемые двери, если они имеются;
Sound bilges and tanks - Замерить уровни льял и танков;
Identify location of incoming water - Определить место поступления воды;
Cut off all electrical power running through the area - Отсечь электропитание, проходящее через затопляемый участок;
Shore up area to stem water flow - Отсечь район поступления воды;
Check bilge pump for operation - Подготовить осушительные насосы к работе;
Check auxiliary pumps for back-up operation, as required - Подготовить вспомогательные насосы для откачки воды, если потребуется;
Make ship"s position available to radio room/GMDSS station, satellite terminal and other automatic distress transmitters and update as necessary - Определить координаты судна и подготовить к передаче судовую аппаратуру;
Broadcast DISTRESS ALERT and MESSAGE if the ship is in grave and imminent danger and immediate assistance is required otherwise broadcast an URGENCY message to ships in the vicinity - Передать сигнал бедствия и сообщение;
Other actions: - Другие действия:

5.10.3. Каковы причины нарушений водонепроницаемости корпуса судна?

Нарушение водонепроницаемости корпуса судна может происходить по нескольким причинам:

· Посадка судна на мель.

· Столкновение судна с другим судном, подводным объектом или причалом.

По своему характеру повреждения корпуса могут иметь разнообразную форму:

· Пробоина с рваными и загнутыми краями внутрь и наружу корпуса.

· Вмятины.

· Выпучины.

· Гофры и другие деформации корпусных конструкций.

Наибольшую опасность судна представляют подводные пробоины, а также пробоины в районе ватерлинии.

Количество воды поступающей в отсек может, определено по формуле:

Размеры пробоин: По своим размерам пробоины корпуса можно разделить на: малые – 0,05 м², средние – 0,2 м², большие – 2 м², очень большие более 2 м². Скорость затопления из средних больших пробоин такова, что практически не представляется возможным завести на пробоину пластырь раньше, чем произойдет полное затопление отсека. В этом случае принимается, что вода в отсеке поднялась до уровня забортной воды. Если поступающая вода не поддается откачке судовыми осушительными насосами, рекомендуется остановить судно, выровнять крен, завести пластырь, откачать воду, заделать пробоину.

5.10.4. Каковы действия экипажа судна после обнаружения нарушения водонепроницаемости корпуса?

Наличие воды в соседнем отсеке может быть, определено по следующим признакам:

· Шум поступающей воды в отсек.

· Фильтрация воды из смежного отсека через имеющиеся неплотности в переборках.

· Шум воздуха выходящего через воздушные и измерительные трубы.

· Глухой звук, издаваемый полотном переборки и настилом палуб при ударе по ним металлическим предметом.

● Отпотевание конструкций переборок, палуб, платформ, второго дна;

· Выпучивание переборок.

Наличие воды в аварийном отсеке или помещении может быть прове­рено пуском в действие осушительной системы.

Каждый член экипажаобязан:

· Немедленно доложить вахтенному помощнику капитана или вахтенному механику об обнаружении повреждений корпуса.

· Уточнить место пробоины, размеры, характер повреждения.

· Приступить к заделке обнаруженной водотечности, если это возможно.

По общесудовой тревоге, при затоплении водой какого-либо из отсеков судна:

· Ходовая вахта задраивает все водонепроницаемые закрытия, имеющие дистанционные управления с Командного центра (ГКП).

· Ходовая вахта в машинном отделении задраивает закрытия, имеющие маркировку «П», и запускают стационарные осушительные и водоотливные насосы.

· Экипаж судна немедленно начинает действие согласно расписанию по общесудовой тревоге и оперативному плану по борьбе с водой.

· Высылается группа разведки нарушения водонепроницаемости корпуса.

· Направляется аварийная партия для постановки мягкого пластыря.

Совокупность действий экипажа, направленных на поддержание и восстановление плавучести и остойчивости судна, понимается как борьба за его непотопляемость.

Плавучесть - способность судна поддерживать вертикальное равновесие в заданном положении относительно поверхности воды.

Остойчивость - способность судна возвращаться в первоначальное положение после прекращения воздействия на него внешних сил.

При затоплении одного или двух смежных отсеков каждое судно должно быть обеспечено информацией по аварийной посадке и остойчивости поврежденного судна.

Командир судна должен уметь, пользоваться информацией, быстро оценивать аварийную обстановку и проводить мероприятия по спрямлению судна.

Борьба экипажа за непотопляемость судна должна быть направлена на: обнаружение поступления воды внутрь судна и выявление мест, размеров, характера повреждений конструкции корпуса (водонепроницаемой переборки, второго дна, платформы и палубы);

прекращение или ограничение поступления воды внутрь и распространения ее по судну;

удаление воды из смежных отсеков, а также воды, скопившейся при тушении пожара;

восстановление водонепроницаемости конструкций корпуса судна;

восстановление остойчивости, плавучести и спрямление судна;

обеспечение хода и управляемости аварийного судна.

5.Порядок подготовки экипажа в борьбе за живучисть судна

Подготовка к борьбе за живучесть судна обязательна для всего экипажа и должна проводиться с учетом типа и особенностей судна, рода перевозимого груза и района плавания, в комплексе с технической учебой, в соответствии с требованиям службы на судах МРФ, настоящего Наставления и других руководящих документов.

Подготовка экипажа к борьбе за живучесть судна производится по планам, которые составляются первым штурманом и механиком по использованию и утверждаются капитаном. В план включаются занятия и тренировки.

Основная цель подготовки - достижение должного уровня знаний и натренированности экипажа, обеспечение надлежащей организации, слаженности, а также точности и быстроты его действий по квалифицированному применению всех средств борьбы за живучесть судна и спасательных средств в сложных аварийных обстоятельствах.

Подготовка экипажа к борьбе за живучесть должна быть последовательной и включать:

изучение устройства судна, судовой техники, в т.ч. стационарных технических средств борьбы за живучесть судна и предметов аварийного и противопожарного снабжения и спасательных средств;

изучение предупредительных мероприятий по обеспечению живучести судна;

изучение организации и методов борьбы с водой, пожарами, дымом и паром;

отработку первичных мероприятий по борьбе за живучесть судна согласно Приложению 7;

подготовку командного состава к руководству борьбой за живучесть судна и отработку его взаимозаменяемости, отработку связи и взаимодействия главного командного пункта (ГКП) с аварийными партиями, группами и отдельными постами;

отработку взаимодействия и взаимозаменяемости членов экипажа по борьбе за живучесть судна;

изучение и отработку способов оказания первой медицинской помощи пострадавшим;

изучение и отработку обязанностей по всем тревогам.

Подготовка экипажа к борьбе за непотопляемость должна включать:

изучение:

конструктивных особенностей судна и предупредительных мероприятий по обеспечению его непотопляемости;

документации по остойчивости и непотопляемости судна (только командным составом);

отработку:

практических навыков в производстве расчетов для принятия мер против опрокидывания судна из-за потери или резкого снижения его остойчивости, по сохранению достаточного запаса плавучести;

практических навыков по разведке места поступления забортной воды внутрь судна и по предотвращению ее распространения по судну, а также по обеспечению водонепроницаемости отдельных помещений;

практических навыков по заделке пробоин и использованию аварийного снабжения;

практических навыков стационарных средств борьбы с водой; практических навыков по подкреплению водонепроницаемых переборок и закрытий;

взаимодействия членов экипажа при борьбе с водой.

Подготовка экипажа к борьбе с пожарами должна включать:

изучение:

конструктивных особенностей судна и предупредительных мероприятий по предотвращению пожаров и взрывов;

организации и методов борьбы с пожарами и дымом;

отработку:

практических навыков по разведке пожаров, выбору огнегасительных средств, предотвращению распространения и ликвидации пожара;

практических навыков по использованию стационарных средств борьбы с пожарами;

практических навыков по использованию противопожарного снабжения;

способов подачи воды и других огнегасительных веществ к местам пожара.

Подготовка экипажа к борьбе за живучесть судовой техники должна включать:

изучение предупредительных мероприятий по обеспечению живучести судовой техники, а также ее эксплуатационных характеристик и взаимозаменяемости;

отработку практических навыков по управлению судовой техникой при различных аварийных обстоятельствах, а также по устранению ее повреждений;

отработку практических навыков по обеспечению надежности работы электромеханической установки для обеспечения хода и управляемости судна;

изучение приемов бесперебойного обеспечения потребителей электроэнергии;

изучение методов и приемов по исправлению поврежденных систем, магистралей.

Подготовка экипажа к борьбе за живучесть судна должна включать занятия, тренировки и учебные тревоги с максимальным использованием материальной части (плакаты, кинофильмы, имущество, инвентарь и т.п.), а также самостоятельную подготовку.

Частота проведения каждого вида учебных тревог устанавливается капитаном в зависимости от уровня подготовки экипажа, но не реже чем один раз в месяц. При этом тревоги по борьбе с пожарами и оставлению судна на пассажирских судах внутреннего и каботажного плавания должны производиться не реже двух раз в месяц, а на пассажирских судах заграничного плавания - еженедельно.

Во время проведения учебных тревог каждая спасательная или дежурная шлюпка не реже чем через три месяца должна с расписанной на ней командой спускаться и маневрировать на воде.

В случае смены экипажа более чем на 25% учебные тревоги по борьбе с пожаром и оставлению судна должны быть проведены не позже чем через 24 ч после такой смены.

На занятиях изучаются, а на тренировках практически отрабатываются вопросы, изложенные в п. 3.3.

В ходе занятий каждый член экипажа должен твердо усвоить, что основой успеха борьбы за живучесть судна являются: безусловное выполнение всех предусмотренных мероприятий; безукоризненное знание всеми своих обязанностей по тревогам и умение уверенно их выполнять в сложных аварийных обстоятельствах; четкое взаимодействие всего экипажа. В результате тренировок все члены экипажа должны приобрести надежные навыки в уверенном, быстром и точном выполнении своих обязанностей по всем судовым тревогам, в сложных аварийных обстоятельствах.

Все лица командного состава машинной команды должны уметь пустить и остановить: дизель-генератор, турбогенератор, мотопомпу, пожарный насос, средства водоотлива, осушения, затопления, стационарные системы пожаротушения и прочие аварийные противопожарные и спасательные средства.

Все лица штурманского состава должны уметь пустить в действие стационарные системы пожаротушения, пуск которых предусмотрен из рулевой рубки или других помещений, кроме машинных.

Во время учебных тревог отрабатываются:

организация наблюдений;

организация связи и взаимодействие ГКП, аварийных партий, групп и отдельных постов;

практические навыки по использованию аварийными партиями и группами средств борьбы за живучесть судна;

организация борьбы за живучесть судна в целом и обработка отдельных задач (борьба с пожаром, водой, аварийными повреждениями и т.д.);

обеспечение живучести судна при наиболее тяжелых аварийных повреждениях;

организация и практическое использование спасательных средств;

практические навыки по оказанию медицинской помощи.

Учебные тревоги объявляются по указанию капитана.

Объявление вида учебной тревоги предваряется словом "учебная".

Учебные тревоги должны проводиться с максимально возможным приближением к реальным аварийным условиям и обстоятельствам (в разное время суток, с имитацией пожара, задымления, поступления воды, выхода из строя освещения, механизмов и систем судна и т.д.).

Если в ходе тренировок и учебных тревог возникает действительная авария или произойдет несчастный случай с человеком, то все доклады и распоряжения предваряют словом "фактически", которое обязывает каждого члена экипажа принять донесение, доклад или приказание, не как условные, а как реальные, и немедленно действовать по ним.

После каждой учебной тревоги капитаном проводится разбор, на котором отмечаются недостатки и даются указания по их устранению. В судовом журнале делаются подробные записи о проводимых тревогах. Если тревога не проводилась в сроки, указанные в п. 3.8, или проводилась в неполном объеме (без спуска шлюпки на воду, подачи воды в пожарную систему, фактического использования огнетушителей и т.д.), в судовом журнале указывается причина этого. Просроченная тревога должна быть проведена в ближайшее время.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

350. Живучесть корабля - это его способность противостоять боевым и аварийным повреждениям, восстанавливая и поддерживая при этом в возможной степени свою боеспособность.

На корабле постоянно должны проводиться организационно-технические мероприятия:

По предотвращению поступления воды в отсеки корабля (внутрь прочного корпуса),

По возникновению пожаров и взрывов,

По предупреждению аварийных ситуаций с оружием и техническими средствами,

По поддержанию в постоянной готовности к использованию средств борьбы за живучесть, подготовке личного состава к борьбе за живучесть корабля.

351. Первый обнаруживший поступление забортной воды, взрыв, возникновение пожара, появление дыма или пара, аварийное состояние боеприпаса, повышенную концентрацию взрывоопасных и токсичных газов (вредных веществ) обязан объявить аварийную тревогу голосом в отсеке (помещении), любым видом связи немедленно доложить о месте и характере аварии на ГКП (центральный пост – на подводных лодках) или дежурному по кораблю (вахтенному офицеру), а если это невозможно - в смежный отсек (помещение), и принять меры к ликвидации аварии.

Последующие доклады о ходе борьбы за живучесть должны идти без запросов или напоминаний со стороны начальников. Дежурный по кораблю (вахтенный офицер) получив доклад об аварии, одновременно с подачей звонком сигнала аварийной тревоги обязан объявить аварийную тревогу голосом по корабельной трансляции с указанием места и характера аварии (повреждения).

Никто не имеет право самостоятельно покинуть аварийный отсек (помещение). Борьбу за живучесть обязан вести весь экипаж корабля, включая и лиц, временно находящихся на корабле. Борьбу за живучесть корабля в помещениях, не занятых командными пунктами, боевыми постами и на верхней палубе ведут аварийные партии (группы).

352. Точное соблюдение требований настоящего Устава и Руководств по борьбе за живучесть корабля является обязанностью каждого военнослужащего, неуклонно выполняемой им при всех обстоятельствах плавания или стоянки корабля.

Командиры (начальники) должны

Обучать своих подчиненных приемам борьбы за непотопляемость, с пожарами, опасными концентрациями газов (вредных веществ), живучесть оружия и технических средств, предотвращения взрывов;

Показывать пример соблюдения правил обеспечения живучести и безопасности и не оставлять без воздействия ни одного случая нарушений этих требований подчиненными;

Принимать строгие и действенные меры для обеспечения непотопляемости, взрывопожаробезопасности, электробезопасности, ядерной и радиационной безопасности (для кораблей с ЯЭУ), других видов безопасности, а также безопасной эксплуатации оружия и технических средств.

Экипаж корабля обязан выполнять правила и мероприятия, обеспечивающие живучесть и не нарушать их.

353. Корабль всегда должен быть обеспечен полным, предусмотренным табелем, комплектом исправных средств пожаротушения, водолазного и спасательного имущества, аварийных средств связи, средств индивидуальной защиты, а также индивидуальных и коллективных спасательных средств.

Средства пожаротушения, водолазное и спасательное имущество, средства индивидуальной защиты должны использоваться только по прямому назначению, а по израсходовании должны немедленно пополняться.

За обеспечение корабля этим имуществом отвечают помощник командира корабля, командир электромеханической боевой части, начальник службы радиационной, химической и биологической защиты, командир боевой части связи по присвоенной номенклатуре.

Средства борьбы за живучесть корабля всегда должны быть исправны и готовы к использованию. Неисправности средств борьбы за живучесть корабля устраняются немедленно. Работы на стационарных средствах борьбы за живучесть, снижающие их готовность к использованию, выполняются с разрешения командира корабля.

Работы на арматуре и трубопроводах, связанных с забортными отверстиями, на корабле выполняются с разрешения командира электромеханической боевой части и под контролем дежурного по кораблю (подводной лодке). В суточном журнале БЧ-5 (вахтенном журнале подводной лодки) указывается руководитель, время начала и окончания работ, их объем, должность и фамилия лица, проводившего инструктаж на выполнение работ, и результаты этой работы. Проводить работы на непроницаемых, герметичных корпусных конструкциях, палубах, цистернах и горловинах, связанные с вырезом отверстий в них, запрещается.

В исключительных случаях такие работы производятся с разрешения технического управления флота. При боевых и аварийных повреждениях разрешение на проведение этих работ дает командир корабля, если такая крайняя мера вызывается необходимостью спасения людей. Непроницаемость, герметичность корпусных конструкций по завершении работ должны быть немедленно восстановлены.

На подводной лодке, независимо от ее нахождения (в море, базе), прочный корпус, межотсечные и внутриотсечные переборки всегда должны быть герметичны, арматура исправна и готова к обеспечению погружения на предельную глубину.

354 . Спасанием называются любые действия, направленные на недопущение гибели терпящих бедствие людей, объекта, получившего боевые или аварийные повреждения, и его груза или другого имущества.

Спасением называется достижение положительного результата в ходе спасания.

На каждом корабле должен быть комплект спасательных устройств и средств, предусмотренных проектной документацией и нормами снабжения.

Спасательные устройства – это корабельные устройства, предназначенные для проведения спасательных работ.

Спасательные устройства и средства должны быть всегда исправны и готовы к действию, находиться в установленных местах и использоваться только по прямому назначению. Весь личный состав, включая лиц, временно находящихся на корабле, должен быть расписан по спасательным средствам. К спасательным средствам относятся средства и имущество, используемые для спасания людей и оказания помощи аварийному кораблю, в том числе средства информации об аварии.

355. Для контроля за состоянием корпуса, устройств, систем и средств борьбы за живучесть корабля приказом командира корабля назначается постоянная корабельная комиссия.

На надводных кораблях 1, 2 и 3 рангов и на подводных лодках комиссия назначается в составе: председателя - старшего помощника командира корабля, и членов комиссии - помощника командира корабля; командиров штурманской, ракетной (ракетно-артиллерийской, артиллерийской); минно-торпедной, электромеханической, авиационной и радиотехнической боевых частей; начальника медицинской службы и службы радиационной, химической и биологической защиты; командира дивизиона живучести (трюмной группы), старшины трюмной команды и главного боцмана.

На соединении кораблей 4 ранга составы постоянных корабельных комиссий устанавливает командир соединения.

При необходимости, к работе в составе постоянной корабельной комиссии привлекаются другие должностные лица корабля, представители штаба и электромеханической службы соединения, органов управления флота (флотилии, ВМБ), организаций и предприятий промышленности.

Постоянная корабельная комиссия один раз в три месяца, в период подготовки к длительному плаванию и после возвращения из него, а при необходимости - по приказанию командира корабля производит:

а) детальный осмотр корпуса корабля, водонепроницаемых переборок, второго дна, дверей, люков, горловин, устройств, систем и средств борьбы за живучесть, аварийного, спасательного и водолазного имущества;

б) выявление дефектов, которые могут привести к увеличению уровней физических полей корабля, а также к увеличению корабельных акустических помех работе ГАК (ГАС). Подводную часть корпуса корабля, рули и гребные винты (движители) постоянная корабельная комиссия осматривает при каждой постановке корабля в док.

В своей работе постоянная корабельная комиссия руководствуется требованиями Руководств по эксплуатации корпусов, устройств и систем корабля. Результаты работы комиссии заносятся в журнал осмотра корпуса, устройств и систем корабля.

Замечания постоянной корабельной комиссии по состоянию корабля устраняются немедленно. Работы, требующие участия судоремонтных заводов, выполняются в период ближайшего ремонта корабля.

356. На корабле все аварийное и спасательное имущество, баллоны, трубопроводы и их запорные устройства, клапаны, вентиляционные закрытия и системы обеспечивающие живучесть корабля должны иметь установленную для них маркировку, окраску и отличительные надписи. Правила нанесения маркировки, окраски и отличительных надписей определяются Руководствами по борьбе за живучесть .

357. Отсекам и помещениям корабля присваиваются наименования, а имеющим одинаковое предназначение присваиваются и номера.

Нумерация начинается с помещений (цистерн) первого водонепроницаемого отсека корабля и продолжается, не прерываясь, в последующих водонепроницаемых отсеках корпуса, а затем в надстройках.

Нумерация производится последовательно в пределах каждого непроницаемого отсека (надстройки) с носа в корму и снизу вверх. Нечетные номера присваиваются помещениям (цистернам) правого борта, а четные - левого борта. Палубы и платформы нумеруются сверху вниз, а ярусы надстроек - снизу вверх.

На всех дверях, люках помещений и горловинах цистерн должны быть надписи, указывающие наименование и номер помещения (цистерны), в которое они ведут. Например, “Электростанция № 3”, “ЦПВ № 1”.

358 . На корабле в любое время должен быть обеспечен доступ во все запираемые помещения. Замки всех помещений должны иметь по два комплекта ключей. Кроме того, на надводных кораблях, оборудованных системами дистанционного управления арматурой специального и общекорабельного назначения, а также на подводных лодках два комплекта ключей должны иметь приводы этой арматуры. На подводных лодках, кроме того, по два комплекта ключей должны иметь замки гидравлических машинок кингстонов, первых и вторых запоров вентиляции цистерн главного балласта, первых и вторых запоров систем общекорабельной и специальной вентиляции.

359. Ключи первого комплекта от помещений, кроме ключей от хранилищ боеприпасов, корабельных арсеналов, авиационного горючего и режимных помещений находятся в повседневном пользовании заведующих помещениями.

На надводных кораблях приказом по кораблю объявляется перечень помещений, ключи первого комплекта от которых после окончания рабочего времени должны сдаваться дежурному по кораблю или дежурному по боевой части (службе).

На подводных лодках , перед убытием экипажа с подводной лодки, ключи первого комплекта сдаются дежурному по подводной лодке.

Ключи первого комплекта хранятся на специальных досках, (в ящиках), запираемых на замок в местах, определенных приказом командира корабля. О выдаче и приеме ключей первого комплекта делается запись в специальном журнале.

Ключи первого комплекта от погребов с боеприпасами хранятся в ящике, расположенном в посту контроля погребов, а при отсутствии такового - в установленном командиром корабля месте. Ящик должен запираться на замок и опечатываться. Ключ от ящика хранится:

На надводных кораблях 1, 2 ранга - у командира дозора по погребам;

На остальных кораблях - у дежурных по соответствующим боевым частям, или у дежурного по кораблю.

Ключи первого комплекта от корабельного арсенала и хранилищ стрелкового боеприпаса хранятся у дежурного по кораблю в мешках (пеналах), опечатанных печатью заведующего помещения, порядок их выдачи определяется командиром корабля.

Ключи первого комплекта от погребов с боеприпасами выдаются по тревогам и для производства работ - заведующим погребами, а в часы обхода - дозорным по погребам.

360. Ключи второго комплекта от помещений, кроме ключей от хранилищ боеприпасов, корабельных арсеналов, авиационного горючего и режимных помещений хранятся:

- на надводных кораблях - на главной корабельной доске, расположенной в установленном приказом по кораблю помещении;

- на подводных лодках - на специальной доске (в ящике) в центральном посту.

Главная корабельная доска и специальная доска (ящик) подводной лодки должны запираться на замок, опечатываться сургучной печатью и передаваться при смене лицами дежурной или вахтенной службы.

Ключ от замка главной корабельной доски (ящика) хранится в посту энергетики и живучести. За его сохранность отвечает дежурный по электромеханической боевой части (дежурный по подводной лодке).

За выдачу, использование по назначению ключей второго комплекта отвечает дежурный по электромеханической боевой части.

Ключи второго комплекта выдаются по тревогам в случае надобности специально назначенным лицам.

За укомплектованность главной корабельной доски (ящика) ключами второго комплекта, их соответствие замкам, установленным на дверях помещений, отвечают командиры боевых частей (начальники служб) корабля, в заведовании которых находятся эти помещения.

Ключи второго комплекта от хранилищ стрелкового боеприпаса и корабельного арсенала хранятся в сейфе командира корабля в мешке (пенале), опечатанном печатью командира боевой части.

Ключи второго комплекта от погребов с боеприпасом хранятся у командиров боевых частей в опечатанном их печатью сейфе (ящике), закрытом на замок.

361. Ящики с детонаторами на всех кораблях должны храниться в специальных сейфах в корабельных арсеналах (хранилищах стрелкового боеприпаса), а на кораблях, где нет арсеналов - в каюте командира корабля.

Сейфы запираются, опечатываются печатью командира той боевой части, для которой предназначены детонаторы.

Ключи от сейфов хранятся у командира корабля.

362. Все непроницаемые двери, люки и горловины корабля (в дальнейшем - горловины) приказом по кораблю разбиваются на четыре категории: Б, З, П, Т (первые буквы слов “Боеприпасы”, “Задраено”, “Приказание”, “Тревога”). В приказе должно быть указано, кто и за состояние каких именно горловин несет ответственность.

Порядок разбивки дверей, люков и горловин на категории, окантовка, размер и цвет букв маркировки указаны в Приложении 11 к настоящему Уставу.

На всех кораблях все двери, люки и горловины, ведущие в погреба с боеприпасами и в помещения для хранения легкого авиационного горючего, маркируются буквой “Б”.

На надводных кораблях горловины, ведущие в междудонные и бортовые отсеки, кингстонные и эжекторные выгородки, подбашенные междудонные отсеки, топливные, масляные, водяные цистерны, балластные, креновые и дифферентные цистерны, форпик, ахтерпик и в коридоры кабельных трасс, маркируются буквой “З”.

На подводных лодках все люки и горловины (кроме рубочного и переборочных люков и дверей), маркируются буквой “З” .

На надводных кораблях двери, люки и горловины, расположенные на первой непрерывной палубе, проходящей над ватерлинией, также все горловины, расположенные ниже этой палубы и не вошедшие в группы горловин, маркированные буквами “Б” и “З” , маркируются буквой “П” .

На подводных лодках рубочный и переборочные люки и двери, маркируются буквой “П” .

На надводных кораблях двери, люки и горловины, расположенные выше первой непрерывной палубы, проходящей над ватерлинией и не вошедшие в группы горловин, маркированных буквами “Б” и “З”, маркируются буквой “Т”.

363. “Б” , должны быть всегда задраены, а при отсутствии людей в этих помещениях - опечатаны и заперты на замок.

Горловины, маркированные буквой “Б”, могут быть отдраены:

а) по приказанию командира боевой части заведующими для погрузки и выгрузки боеприпасов и подачи их по тревогам, а также для вентилирования и охлаждения помещений;

б) с разрешения командира дозора дозорными по погребам для осмотра помещений в соответствии со специальной инструкцией.

По приказанию командира электромеханической боевой части помещения - керосинохранилища (хранилища авиационного горючего) могут быть отдраены заведующими для:

а) обеспечения приема, передачи горючего, заправки летательных аппаратов;

б) проведения ежедневного осмотра, других плановых работ, для вентилирования и охлаждения;

в) осмотра лицами дежурной и вахтенной служб в соответствии со специальной инструкцией.

364. Горловины, маркированные буквой “З”, должны быть всегда задраены, а горловины от кингстонных выгородок и подбашенных отсеков, кроме того, заперты на замок.

Горловины, маркированные буквой “З”, отдраиваются с разрешения командира электромеханической боевой части под руководством назначенного им лица.

Лицо, получившее приказание отдраить или задраить горловины, докладывает об этом приказании дежурному по кораблю и дежурному по электромеханической боевой части.

Об отдраивании и задраивании горловин, маркированных буквой”З”, делается запись в суточном журнале электромеханической боевой части и в вахтенном журнале корабля. 3

65. К открытым горловинам, маркированным буквой “З”, (во всех случаях) и горловинам, маркированным буквой“Б”, (на время вентилирования и охлаждения помещений) выставляются вахтенные. По истечении надобности горловины должны быть немедленно задраены.

366. Горловины, маркированные буквой “П” , должны быть постоянно задраены. Дежурная служба корабля обязана следить за этим.

На подводных лодках переборочные двери и люки, маркированные буквой “П”, могут быть временно открыты для прохода личного состава или по приказанию центрального поста (при вентилировании подводной лодки, подаче воздуха к работающим дизелям, воздушным компрессорам и т. п.).

На надводных кораблях перечень горловин и иллюминаторов, которые дежурный по кораблю может приказать держать открытыми в обычных условиях ночью и по боевой готовности № 2 в целях обеспечения нормальных условий для отдыха и прохода личного состава, а также для проветривания помещений, должен быть объявлен приказом по кораблю. Отдраивание горловин, маркированных буквой “П”, производится по команде “Отдраить водонепроницаемые переборки’’ . В обычной обстановке эта команда подается по приказанию дежурного по кораблю утром после побудки личного состава.

Отдраенные горловины, маркированные буквой “П”, задраиваются в следующих случаях:

а) по тревогам;

б) по команде ;

в) по команде ежедневно на ночь в установленное распорядком дня время, если по тем или иным условиям плавания (стоянки) эта команда не была отдана ранее, и в особых условиях плавания (прохождение узкостей и районов, опасных для плавания; во время эволюций и совместных упражнений с другими кораблями; при входе (выходе) в порт, шлюз, док и т. п.; в местах скопления большого числа судов; при буксировке; при плавании в тумане и при штормовой погоде).

367. Горловины, маркированные буквой “Т” , задраиваются только по тревогам и сигналу “Радиационной опасность” .

При понижении боевой готовности и прекращении действия сигнала“Радиационная опасность” эти горловины могут быть отдраены.

368. Во время тревог приказание об отдраивании горловин, маркированных буквами “Б”, “П” и “Т” для прохода личного состава или других нужд может исходить только из ГКП или ПЭЖ.

По боевой готовности № 2 часть дверей и люков, определенных приказом по кораблю, может быть отдраена для перемещения личного состава и проветривания помещений.

369. Все иллюминаторы, имеющиеся на корабле, по команде “Корабль к бою и походу приготовить” , по тревогам, а также, когда корабль находится в боевой готовности № 2 или на ходу, должны быть задраены.

При стоянке корабля на якоре (бочке, швартовых) по сигналу “Задраить водонепроницаемые переборки” задраиваются и иллюминаторы, расположенные ниже верхней палубы. Только по специальному разрешению дежурного по кораблю часть этих иллюминаторов (в жилых помещениях) может быть отдраена для обеспечения нормальных условий отдыха личного состава.

Соответствие состояния горловин и иллюминаторов объявленным боевым готовностям и отданным командам контролирует дежурная служба корабля, особенно дозорные по живучести и дневальные.

Если помещение закрывается на замок, то все иллюминаторы в нем должны быть задраены, освещение и нагревательные приборы выключены, вентиляция остановлена.

370. Взрывопожароопасные работы – это работы, при проведении которых на корабле возможно возникновение взрывов, пожаров и для их предотвращения необходимо провести организационно-технические обеспечение.

Под открытым огнем следует понимать действующие приборы электросварки (сварки), свечи, факелы, керосиновые и свечные фонари, электровоспламенители и т. п.

Пользоваться открытым огнем для разного рода работ, а также производить взрывопожароопасные работы на корабле можно только с разрешения командира электромеханической боевой части.

У места проведения огнеопасных работ, а также по решению командира электромеханической боевой части в смежных помещениях, в том числе выше или ниже расположенных, выставляются специальные вахтенные с переносными средствами тушения пожаров. Инструктаж вахтенных производит руководитель работ – командир подразделения, подготовка вахтенных производится в плановом порядке с допуском к исполнению этих обязанностей в каждом периоде обучения экипажа командирами боевых частей (начальниками служб) корабля.

В районе проведения огнеопасных работ все стационарные и переносные средства борьбы с пожаром приводятся в готовность к немедленному использованию.

О месте проведения работ объявляется по кораблю и заведующие этими помещениями должны быть освобождены на время работ и время осмотра после работ от других мероприятий корабельного распорядка. По окончании работ наблюдение за помещениями проводится в течении не менее шести часов.

Время начала огнеопасных работ, их окончания и завершения осмотра помещений фиксируется в вахтенном журнале корабля, журнале огнеопасных работ и в суточном журнале электромеханической боевой части.

Запрещается пользоваться открытым огнем как средством освещения на корабле.

371 . Приказом по кораблю определяются места и порядок хранения обтирочного материала, лаков, красок, горючих, агрессивных жидкостей и газов, горюче-смазочных материалов.

Запрещается хранение грязного обтирочного материала и рабочей одежды в энергетических отсеках.

372 . На надводных кораблях бензин, авиационное топливо и другие легковоспламеняющиеся вещества должны храниться в

специально оборудованных и хорошо вентилируемых прохладных помещениях, цистернах или штатной таре на верхней палубе, удаленной от каких либо источников огня и готовой к сбросу за борт.

Пролитый бензин или авиационное топливо должны немедленно удаляться паклей или ветошью, а помещение – вентилироваться.

Запрещается использовать бензин, авиационное топливо, спирт и другие огнеопасные материалы для протирания палуб корабля и мебели.

Категорически запрещается на подводных лодках хранение бензина, авиационного топлива, растворителей и лакокрасочных материалов, а также производство каких-либо работ в отсеках с использованием бензина.

373. На корабле должны быть организованы:

1) контроль за температурой жидкого топлива, которая не должна превышать +50 градусов для тяжелых (темных) сортов и +25 градусов для легких (светлых);

2) почасовой контроль за наличием подушки инертных газов над зеркалом испарения авиационного топлива в хранилищах авиационного топлива с ведением графика вентилирования хранилищ и постов приема-раздачи этого вида топлива.

При вскрытии топливных цистерн и разборке трубопроводов запрещается пользоваться открытым огнем.

374. В трюмах не допускается скопление воды и горючих материалов. Горючее и смазочные материалы, попадающие в трюм, должны немедленно удаляться.

Запрещается выбрасывать за борт, напричальные сооружения промасленную ветошь, мусор и другие горючие материалы. Их необходимо удалять с корабля на берег в специально отведенные для этой цели места.

На причальных сооружениях, по месту стоянки кораблей, должны быть оборудованы щиты с комплектом средств пожаротушения.

375. Комплекты химической регенерации воздуха, регенеративные патроны, изолирующие противогазы должны храниться в специально оборудованных ящиках. Размещение ящиков и снаряженных регенеративных установок должно быть не ближе одного метра от кислородных баллонов, боевых зарядных отделений и резервуаров торпед, кабельных трасс, топливных трубопроводов и емкостей, мест с повышенным тепловыделением (выше +50 градусов) и возможных протечек и скоплений горючих и смазочных материалов, а также воды и пара.

376. Электрические кабели должны оберегаться от сырости, попадания на них воды, пара, топлива, горючих и смазочных материалов.

Запрещается эксплуатировать электрические кабели, электрооборудование, переносные электрические приборы и инструмент с сопротивлением изоляции ниже установленных норм.

377 . На корабле должно вестись систематическое наблюдение за температурой в погребах (хранилищах) с боеприпасами, шахтах, контейнерах, торпедных аппаратах. В случае повышения температуры в них свыше допустимых пределов необходимо принять все меры для охлаждения воздуха и выявления причин ее повышения.

378. В погребах (хранилищах) с боеприпасами, а также в отсеках подводных лодок с открытым хранением торпед, категорически запрещается:

а) находиться лицам имеющим при себе огнестрельное оружие, патроны, взрывчатые вещества, спички и приборы зажигания;

б) устанавливать нештатную электропроводку;

в) пользоваться переносными светильниками, электроинструментом, электровентиляторами и электрогрелками.

379 . Орошение, затопление погребов и хранилищ боеприпасов производится по приказанию командира корабля.

В случаях не терпящих отлагательства (пожар в погребе, хранилище боеприпасов или в соседнем с погребом, хранилищем боеприпасов помещении) и не позволяющих в создавшемся положении получить приказание командира корабля, приказание об орошении и затоплении погреба, хранилища боеприпасов обязаны отдать командиры электромеханической и ракетной (ракетно-артиллерийской, артиллерийской), минно-торпедной и авиационной боевых частей, командир дивизиона ракетной (ракетно-артиллерийской, артиллерийской) боевой части, командир дивизиона живучести (трюмной группы, старшина команды трюмных или командир отделения машинистов трюмных на кораблях 2-го ранга и катерах) и командир батареи терпящей аварию.

В той же обстановке, но при отсутствии связи с указанными лицами приказание на орошение и затопление погреба может отдать заведующий погребом или командир трюмного боевого поста электромеханической боевой части, а когда связи с ними нет, вахтенный по пожарной безопасности погребов без приказания самостоятельно включает орошение погреба и, если эта мера окажется недостаточной для ликвидации пожара и опасность взрыва не будет предотвращена, затапливает погреб.

На подводных лодках орошение и затопление шахт, контейнеров, торпедных аппаратов и отсеков с открытым хранением боезапаса производят по приказанию командира или лица его замещающего. При отсутствии экипажа на борту подводной лодки – по приказанию дежурного по кораблю.

Включение систем орошения и затопления шахт (контейнеров) ракетного боезапаса может быть произведено и по решению командира ракетной боевой части согласно правилам и руководствам по борьбе с авариями по каждому виду боезапаса.

380. Лицо, принявшее решение об орошении или затоплении погреба, шахты (контейнера), хранилища боеприпасов на корабле, обязано немедленно принять все меры к тому, чтобы из помещения были выведены люди, чтобы о затоплении или орошении и причинах, их вызвавших, стало в кратчайший срок известно на ГКП и на командных пунктах электромеханической и соответствующих боевых частей.

381. При погрузке (выгрузке) боеприпасов (с причальных сооружений, специальных судов) корабль должен быть изготовлен к немедленной даче хода. На руле, на шпиле, на сходне, у главных машин, у приводов клапанов затопления (орошения) и у швартовов (на корабле и на стенке) несется вахта. Остальные подразделения должны быть в боевой готовности № 1.

Если погрузка (выгрузка) производится с транспортных средств, на случай угрозы аварии должен быть обеспечен немедленный их отвод (отход) от борта корабля.

382. При погрузке (выгрузке) боеприпасов выставляются специальные вахтенные по пожарной безопасности из наиболее подготовленного личного состава. Они подчиняются руководителю работ, в работе по погрузке (выгрузке) боезапаса не участвуют, наблюдают за соблюдением личным составом правил погрузки (выгрузки), не допускают загромождения доступа к средствам пожаротушения и местам сбрасывания в воду загоревшихся предметов, принимают немедленные меры к предотвращению взрывов в случае возгорания взрывчатых веществ.

383. В море на ходу корабля горящая мина (бомба) сбрасывается за борт по возможности с кормы, при этом корабль увеличивает ход до полного.

При стоянке на швартовах (якоре, бочке) горящая мина (бомба) сбрасывается за борт со стороны, свободной от стоящих рядом кораблей и судов, в этом случае корабль немедленно отводится от стенки и по возможности дает ход.

384. В случае возникновения аварийных ситуаций с ракетами на пусковых установках, в контейнерах или шахтах, создающих угрозу взрыва, по решению командира корабля производится аварийный старт (сброс) ракеты в безопасном для других кораблей или объектов направлении или принимаются другие меры, предусмотренные специальными инструкциями.

385. При постановке корабля в док боеприпасы и взрывчатые вещества сдаются на береговые склады, за исключением тех, которые определяются каждый раз специальным указанием командира соединения. При этом, в обязательном порядке, производится фактическая проверка исправности действия всех систем и устройств корабля, обеспечивающих взрывопожаробезопасность хранения боезапаса с составлением актов проверки. Все неисправности и поломки устраняются до выхода корабля из дока и приемки боезапаса на корабль.

386. При снятии боевых готовностей артиллерийские установки должны быть разряжены и боеприпасы убраны с линии подачи.

К минам, размещенным на верхней палубе, в каком бы состоянии они не находились, должны быть выставлены вахтенные.

387 . Корабль должен быть укомплектован документацией, разработанной конструкторским бюро при постройке, переоборудовании, модернизации или ремонте корабля и оборудованными командными пунктами и боевыми постами для руководства борьбой за живучесть. Документация должна соответствовать фактическому состоянию корабля, своевременно корректироваться, содержать рекомендации по использованию оружия и технических средств при борьбе за живучесть, тяжелых повреждениях корпуса и комплексном воздействии поражающих факторов (поступление воды, ВВД, пожар, авария ядерной энергетической установки и т. п.).

За ее корректировку несут ответственность органы, руководящие переоборудованием, модернизацией и ремонтом кораблей. За её наличие отвечают командир электромеханической боевой части и командиры боевых частей корабля в пределах своих функциональных обязанностей. Кроме того, на корабле должна быть документация по организации использования оружия и технических средств по различным боевым готовностям и возможным вариантам повреждений (аварийных ситуаций).

Личным составом корабля должны быть заблаговременно отработаны приёмы использования оружия и технических средств по этим вариантам.

388. Оружие и технические средства должны использоваться в строгом соответствии с действующими инструкциями и правилами.

При обнаружении повреждений оружия и технических средств командиры подразделений и боевых постов должны принять меры к их немедленному устранению.

В боевой обстановке или аварийной ситуации командир корабля (командир боевой части, начальник службы) принимает решение о возможности использования неисправных оружия и технических средств, неся при этом всю ответственность за последствия.

Запрещается использовать неисправную материальную часть в повседневных условиях.

Кораблю должен быть запрещён выход в море или установлены ограничения плавания (по состоянию моря, району плавания, глубине погружения подводной лодки), если из-за его технического состояния не обеспечивается безопасность плавания в любых условиях обстановки.

Решения о запрещении выхода в море, на установление ограничений кораблю и их снятие принимаются командующим флотом.

389. На корабле должен быть полный комплект запасных частей и принадлежностей. При нахождении корабля в базе использование бортового комплекта запасных частей и принадлежностей запрещено. При нахождении корабля в море разрешение на его использование может дать командир корабля. С прибытием корабля в базу использованный комплект подлежит немедленному пополнению.

Ответственность за содержание на корабле, учёт и отчётность, укомплектованность запасными частями и принадлежностями несут командиры боевых частей (начальники служб).

390 . При обнаружении неисправностей корпуса корабля, его арматуры, средств борьбы за живучесть личный состав обязан принять меры к их немедленному устранению и доложить об этом командирам своих подразделений, а последние - командиру электромеханической боевой части.

391. На надводных кораблях торцовые ключи от клапанов затопления, орошения и пуска эжекторов затопления погребов с боеприпасами хранятся на постах затопления погребов в специальных гнездах на переборках. Эти ключи в отличие от других торцовых ключей окрашиваются в красный цвет. На квадраты штоковых выводов пусковых устройств затопления, орошения и пуска эжекторов затопления погребов с боеприпасами накладываются стопоры, предохраняющие штоковые выводы от случайного проворачивания. Использовать эти ключи не по назначению запрещается.

ОБЯЗАННОСТИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ

392 . Командир соединения кораблей отвечает за обеспечение живучести и безопасности кораблей соединения.

При получении кораблями соединения боевых и аварийных повреждений (в дальнейшем - повреждений) командир соединения организует оказание им помощи.

393. Начальник штаба соединения кораблей отвечает за разработку организационных документов по борьбе за живучесть кораблей, стоящих группами, и при совместном плавании. При повреждениях кораблей соединения начальник штаба соединения обеспечивает взаимодействие сил и средств, участвующих в оказании помощи поврежденным кораблям, и осуществляет управление ими.

394. Заместитель командира соединения кораблей по электромеханической части при повреждениях кораблей соединения оценивает состояние поврежденных кораблей, докладывает командиру соединения предложения по повышению эффективности борьбы за их живучесть и по оказанию помощи повреждённым кораблям.

395. Флагманские специалисты соединения при повреждениях кораблей соединения участвуют в оценке их состояния, разработке предложений по повышению эффективности использования оружия и технических средств по назначению, ведению борьбы за живучесть и оказанию помощи поврежденным кораблям.

396. Командир корабля отвечает за живучесть и безопасность корабля, готовность его экипажа к борьбе за живучесть. При боевых и аварийных повреждениях командир корабля руководит борьбой за живучесть корабля с ГКП.

При пожарах и затоплениях корабельных помещений (отсеков) командир корабля обязан принять все меры для локализации районов повреждений, предотвращения взрывов, распространения воды и огня по кораблю, своевременно:

Определить наступление критического состояния корабля;

Запросить помощь;

Принять решение на дальнейшее ведение борьбы за живучесть или оставление корабля.

Командир корабля лично руководит подготовкой расчетов ГКП – ПЭЖ к руководству борьбой за живучесть.

397. Старший помощник (помощник) командира корабля отвечает за подготовку экипажа к борьбе за живучесть корабля, к оказанию помощи аварийному кораблю (летательному аппарату) и к использованию спасательных средств.

В соответствии с заданиями и указаниями командира корабля он лично руководит:

Подготовкой офицеров корабля к борьбе за живучесть;

Разработкой корабельных боевых упражнений и учений по борьбе за живучесть;

Подготовкой корабельной аварийно-спасательной группы к оказанию помощи другим кораблям.

Старший помощник (помощник) командира корабля контролирует укомплектованность и состояние аварийного и спасательного имущества.

Старший помощник (помощник) командира корабля при получении кораблем повреждений:

Контролирует состояние корабля и ход борьбы за его живучесть;

Информирует о них ЗКП и КПКП боевых частей и служб;

Организует взаимодействие боевых частей и служб корабля между собой и с силами и средствами, оказывающими кораблю помощь;

Организует дезактивацию, дегазацию и дезинфекцию корабля, санитарную обработку личного состава;

Руководит спасением экипажа, эвакуацией или уничтожением секретных документов и оборудования при оставлении корабля.

Старший помощник командира корабля (помощник) должен быть подготовлен к самостоятельному руководству борьбой за живучесть корабля.

398. Заместитель командира корабля по воспитательной работе отвечает за морально-психологическую подготовленность экипажа к борьбе за живучесть и безопасность.

Заместитель командира корабля по воспитательной работе при получении кораблем повреждений, находясь на ГКП или, по приказанию командира корабля там, где обстановка требует его присутствия, принимает меры по поддержанию высокого морально-психологического состояния и дисциплины личного состава, мобилизуя его на энергичные и инициативные действия по борьбе за живучесть.

399. Помощник командира корабля отвечает за готовность ЗКП к руководству борьбой за живучесть. По приказанию командира корабля он покидает ЗКП, оставляя за себя заместителя, для руководства

Борьбой за живучесть и безопасность на верхней палубе, надстройках и бортах корабля; работами по взятию корабля на буксир;

Приемом подошедших для оказания помощи кораблей и судов; спуском катеров, баркасов, шлюпок, спасательных плотиков и посадкой на них личного состава при оставлении корабля.

Помощник командира корабля должен быть подготовлен к самостоятельному руководству борьбой за живучесть корабля.

400. Командир электромеханической боевой части отвечает:

За готовность ПЭЖ, личного состава боевой части и корабельных аварийных партий к борьбе за живучесть;

За водолазную подготовку;

За поддержание в исправности корпуса корабля;

За готовность к действию систем, устройств и механизмов, предназначенных для борьбы за живучесть;

За укомплектованность корабля противопожарным, спасательным и водолазным имуществом по присвоенной номенклатуре;

За наличие на корабле документации по борьбе за живучесть.

Он контролирует готовность к использованию средств борьбы за живучесть, подготовку личного состава боевых частей и служб к борьбе за непотопляемость, взрывопожаробезопасность и о всех недостатках докладывает старшему помощнику командира корабля.

Под руководством старшего помощника (помощника) командира корабля он разрабатывает корабельные боевые учения по борьбе за живучесть корабля.

При получении кораблем повреждений командир электромеханической боевой части непосредственно руководит из ПЭЖ (ГКП подводной лодки) действиями личного состава корабля по борьбе с пожарами, опасными концентрациями газов и за непотопляемость.

При повреждениях, для борьбы с которыми не требуется снижения боеспособности корабля, командир электромеханической боевой части действует самостоятельно, докладывая о принятых мерах командиру корабля.

При повреждениях, для борьбы с которыми требуется понизить, хотя бы и временно, боеспособность корабля, командир электромеханической боевой части докладывает свои предложения командиру корабля, а в экстренных случаях, когда кораблю грозит гибель, действует самостоятельно с последующим докладом командиру корабля, неся всю ответственность за последствия.

Указания командира электромеханической боевой части по обеспечению непотопляемости, взрывопожаробезопасности и по борьбе за живучесть обязательны к исполнению всем личным составом экипажа корабля.

401 . Командир дивизиона живучести (трюмный группы) отвечает:

За готовность личного состава своего подразделения к борьбе за живучесть корабля;

За исправность и готовность к использованию общекорабельных водоотливных и противопожарных систем, кингстонов и клапанов затопления всех помещений, других средств борьбы за живучесть, находящихся в заведовании;

За укомплектованность корабля оборудованием и документацией для руководства борьбой за живучесть, за техническое обслуживание противопожарного, аварийного и водолазного имущества.

При получении кораблем повреждений командир дивизиона живучести (трюмной группы) под контролем командира электромеханической боевой части руководит борьбой за непотопляемость корабля.

Если корабль находится в таком состоянии, что дальнейший прием воды для выравнивания кренов и дифферентов может стать опасным, командир дивизиона живучести обязан немедленно доложить об этом командиру электромеханической боевой части, а последний - командиру корабля.

402. Командир корабля, старший помощник и помощник командира корабля, командир электромеханической боевой части и командир дивизиона живучести обязаны в совершенстве знать документацию по обеспечению живучести корабля, уметь правильно оценивать состояние корабля при его тяжелых повреждениях и принимать эффективные меры по обеспечению и восстановлению его боеспособности.

Все типовые случаи наиболее вероятных и опасных боевых и аварийных повреждений корабля, связанные со значительным понижением остойчивости, запаса плавучести, пожарами и опасными концентрациями газов, должны быть заблаговременно изучены командованием корабля и электромеханической боевой части и отработаны экипажем в процессе боевой подготовки с учетом комплексного воздействия поражающих факторов.

403. Командиры боевых частей (дивизионов, групп, батарей) и начальники служб отвечают:

За готовность личного состава своего подразделения к борьбе за живучесть;

За выполнение в служебных, жилых и иных помещениях своего заведования требований взрывопожаробезопасности и обеспечения непотопляемости;

За готовность к использованию средств борьбы за живучесть, содержание в исправности, готовности к действию корпусных конструкций (переборок, клинкетов, сальниковых уплотнений, дверей, люков, горловин, иллюминаторов, кингстонов, клапанов затопления и их приводов и др);

За состояние общекорабельных систем и кабельных трасс в помещениях своего заведования;

За укомплектованность корабля средствами и имуществом по присвоенной номенклатуре, используемыми при борьбе за живучесть корабля.

Командиры боевых частей (дивизионов, групп, батарей) и начальники служб при получении кораблем повреждений руководят действиями подчиненного личного состава по борьбе за живучесть оружия и технических средств своего заведования, с пожаром и водой на своих КП и БП, а также действиями по защите личного состава.

Об обстановке, складывающейся в помещениях, на командных пунктах и боевых постах боевой части (службы) при ведении борьбы за живучесть командиры боевых частей и начальники служб непрерывно информируют ПЭЖ.

При повреждениях, для борьбы с которыми не требуется снижение боеспособности корабля и с которыми они могут справиться, действуют самостоятельно с последующим докладом на ГКП.

При повреждениях, для борьбы с которыми у них не хватает собственных сил и средств, они немедленно докладывают на ГКП и ПЭЖ.

При повреждениях, для борьбы с которыми требуется понизить, хотя бы и временно, боеспособность корабля, командиры боевых частей и начальники служб докладывают свои предложения командиру корабля, а в экстренных случаях, когда кораблю грозит гибель, действуют самостоятельно с последующим докладом командиру корабля, неся всю ответственность за последствия.

404. Командир отсека подводной лодки отвечает:

За готовность личного состава отсека к борьбе за живучесть;

За выполнение в отсеке требований взрывопожаробезопасности и обеспечения непотопляемости;

За готовность к использованию средств борьбы за живучесть, находящихся в отсеке;

Командир отсека при получении подводной лодкой повреждений руководит действиями личного состава отсека по борьбе за живучесть и переключением боевых и технических средств в отсеке.

405. Командир боевого поста отвечает:

За готовность личного состава боевого поста к борьбе за живучесть,

За выполнение на боевом посту требований взрывопожаробезопасности и обеспечения непотопляемости;

За готовность к использованию средств борьбы за живучесть, находящихся на боевом посту;

Командир боевого поста при получении кораблем повреждений руководит действиями личного состава боевого поста по борьбе за живучесть.

406. Командир аварийной партии отвечает:

За готовность личного состава аварийной партии к борьбе живучесть корабля;

За готовность к использованию средств борьбы с пожарами и водой, закрепленных за аварийной партией.

Командир аварийной партии при получении кораблем повреждений руководит действиями аварийной партии по борьбе за живучесть в помещениях и отсеках не занятых командными пунктами и боевыми постами. При оказании помощи личному составу какого-либо боевого поста командир аварийной партии имеет право принять руководство борьбой за живучесть на себя.