Туристический портал - ChemodanChik56

Туристический портал - ChemodanChik56

» » Нижнее течение реки Койва на участке «Посёлок Кусье-Александровский — «Усть-Койва». Наш сплав по Койве от посёлка Кусье-Александровский до Усть-Койвы Сплав по реке Койва и Чусовая

Нижнее течение реки Койва на участке «Посёлок Кусье-Александровский — «Усть-Койва». Наш сплав по Койве от посёлка Кусье-Александровский до Усть-Койвы Сплав по реке Койва и Чусовая

25.07.2016 23:07:49

Койва – правый, третий по величине приток Чусовой (после Сылвы и Усьвы). Длина 180 км, на всем протяжении река течет по Пермскому краю. Исток Койвы находится на западном склоне северной оконечности хребта Уралёнок. Устье – ниже камня Филин напротив поселка Усть-Койва.

Название реки долгое время выводили из коми-пермяцких слов кой – «брызга» (от глагола койны – «брызнуть», «плеснуть») и ва – «вода», «река», получая в итоге «Вода с брызгами» или «Плещущаяся река». Сейчас эту версию считают малоубедительной: сочетание кой ва – в коми-пермяцко-русских словарях переводится как «брызганная вода», дословно «банная вода» или «вода, приготовленная для поддавания жару в русской бане». В наши дни большинство исследователей уверены в том, что в речном имени слово кой означает «ток», «токование птиц», так как глагол койны имеет второе значение – «токовать», то есть, Койва – «Токовая речка». И, действительно, по сравнению с протекающими севернее крупными реками Вижаем, Вильвой и Усьвой, Койва отличается гораздо большим количеством птиц, гнездящихся на ней в летнее время, особенно уток (с) С. Котельников.

/catalogue/ct_items/splavi-po-rekam-urala" target="_blank">«33 маршрута. Сплавы по рекам Урала».
Спав по реке Койва. Вариант 1: Усть-Тырым – Кустье-Александровский (14 км)
В устье реки Тырым в бассейне Койвы происходит резкая смена горных пород. Темные сланцы сменяются светлыми известняками. Береговые утесы на этом участке реки удивительно разнообразны: в одних пласты поставлены вертикально, в других наклонены, в третьих образуют живописные арки; где-то вершины плоские, а где-то – острые. И высота: от нескольких метров до сотни с лишним!

display: block; margin-left: auto; margin-right: auto;" title="Водопад Кусья. Автор: Александр Волокитин, Сергей Котельников" src="http://www.aziko.ru/images/NR3ae9d833a5b20eac213faa85c4cc5beb.jpg" alt="Водопад Кусья.

Спав по реке Койва. Вариант 2: Кусье-Александровский – Усть-Койва (30 км)
Русло Койвы здесь разбито отвалами алмазодобывающей драги на несколько проток, где длинные омуты чередуются со стремительными перекатами-сливами, которые могут еще и закладывать виражи. Кроме того, основная струя постоянно «ныряет» из одной протоки в другую. Все это делает маршрут интересным и захватывающим, повышая технику водного слалома его участников.

За горой в Койву впадает ручей Паршин Лог. Ниже его устья широкий, мелкий, быстрый Паршинский перекат. На нем надо уйти к левому берегу, где находится одно из чудес этого маршрута – небольшое скальное обнажение с пещерой, вход в которую представляет собой живописную арку шириной 4 и высотой 5 м, обращенную на север. Подземная полость протяженностью 14 м образовалась в центральной части, или, как говорят геологи, в ядре крутой антиклинальной складки...">

Выбор маршрута

Выбор региона

Два предыдущих года мы ездили в Башкирию (реки Инзер и Белая). Очень трудно, дорого и долго добираться туда из Свердловска. Особенно выматывает обратная дорога, т.к. выезд возможен только через Уфу, а там всегда проблемы с билетами на проходящие поезда, а прямых поездов до Свердловска нет. (Для москвичей и жителей европейской части страны добираться до Башкирии легче, чем нам из Свердловска.) Но больше всего нас утомила жара. Мы из-за жары даже в лес не ходили ни разу. Ни на гору, ни за грибами или ягодами, ни просто погулять... Во время днёвок сидели либо в тени, либо в воде. А ягод всё равно не было, хоть и жара стояла. Хватит нам южных рек.

Поэтому район был выбран быстро: Средний Урал.

Выбор реки производим с учётом особенностей нашей группы, привычек и пожеланий:

1. Выезжаем из Свердловска, поэтому до большинства уральских рек (особенно южных и северных) нам добраться сложнее, чем москвичам и жителям европейской части страны.

2. Река должна быть недалеко от Свердловска - надоели длинные переезды. Один из участников не совсем здоров, хорошо бы не уезжать от врача-специалиста далее, чем на сутки - двое.

3. Хороший подъезд к началу маршрута, т.к. у нас много детей, женщин и вещей, а мужики - старые и ленивые, не любят таскать груз на длинные дистанции. Хорошо бы заказать автобус из Свердловска до реки.

4. Катамаран туристического типа, с палубой из досок, тяжёлый. Однако, - традиция. Для сборки и достройки требуется место и время.

5. Возим с собой много груза, низкая осадка катамарана, поэтому препятствия проходим труднее, чем спортивные катамараны и байдарки.

Чусовую исключаем - перед башкирскими реками мы два года подряд по ней ходили.

Сылва. Тоже были неоднократно. В верхней части реки много деревень, а ниже Шамар неинтересно, правда, там есть с. Молёбка с инопланетянами, но проходя мимо места высадки инопланетян на другой день, мы так их и не увидели. Скучно.

Вильва. В первой половине маршрута много порогов, во второй половине, наоборот, заболоченное русло.

Межевая Утка. Надо подумать. Мы были там единственный раз в 1993 году и прошли её на пике чрезвычайного летнего паводка. Как она выглядит в нормальное лето - не знаем.

Усьва и Койва примерно одинаковы по набору достоинств и недостатков, но Койва немного поближе.

Койва. Выписываем столбиком достоинства и недостатки.

Достоинства (применительно к нашей группе)

Подъезд и отъезд - на прямом поезде, 15-20 километров на автобусе.
Мало деревень на маршруте.
Мало туристических групп - река не популярна у туристов.
Когда мы ходили по Койве - в 1991 и в 1995 годах, было очень много ягод.
Уже давно (7 лет) не были на Койве.

Недостатки.

Летом река маловодная, мелкая. Решили, что пройдём, т.к. лето в 2002 году наступило поздно и до самого нашего отъезда на реку погода была холодная и дождливая, воды должно быть побольше, чем обычно.

Мало скал по берегам, мало достопримечательностей - это для Урала нетипично. Но мы не за красотами едем, а пообщаться друг с другом. Но тем не менее хочется и на горки посмотреть, и на горку залезть...

Маршрут либо очень короткий (~70км), либо слишком для нас длинный (150 или 190 км). Короткий маршрут нас в этом году устроит - очень сильно устали на работе.

Нет прямого автобуса из Свердловска. И автодороги прямой тоже нет! (Впрочем, это же можно сказать обо всех реках пермской области.)

Поезд приходит на станцию высадки ночью, обратный поезд отходит тоже ночью. Потом весь день ходить в полусонном виде.

Ожидается проблема с обратными билетами. Но нам не привыкать. С билетами везде плохо.

Станция высадки очень маленькая - могут быть проблемы с закупкой хлеба и картошки на весь маршрут.

Общая характеристика реки

Расстояния по реке от пос. Тёплая Гора

пос. Тёплая Гора - 0 км
река Тискос - 20 км (12 ?)
пос. Старый Бисер - 60 км (42 ?)
порог Федотовский - 93 км
пос. Усть-Тырым - 118 км
пос. Кусье-Александровский - 131 км
пос. Усть-Койва (р. Чусовая) - 176 км (164 ?)
г. Чусовой - 211 км

Весь маршрут можно условно разделить на три участка:

От посёлка Тёплая Гора до посёлка Усть-Тырым река течёт в широкой долине. Горы обычно не подступают близко к руслу. Скальных обрывов почти нет. Летом река на этом участке очень мелкая: 20 - 30 см, очень много перекатов и мелей (обычно не реже, чем через 20 - 50 м), участков с глубиной более 50 см очень мало, а мест с глубиной более метра, наверно, вообще нет. Проходимо на байдарках и надувных плавсредствах, но от пос. Тёплая Гора до впадения реки Тискос значительную часть пути придётся проводить плавсредства пешком по воде - река здесь совсем узкая и мелкая.


В районе пос. Тырым долина резко сужается. Горы подступают ближе, появляются скальные обрывы, хоть и не такие высокие, как на Чусовой. Глубина реки увеличивается до 1 - 1,5 метра, течение ускоряется. После пос. Кусье-Александровское (на протяжении примерно 20 километров) река сильно петляет, много островов, меандров, прижимов и перекатов. Летом их прохождение не является ни сложным, ни опасным.


Третий участок маршрута - сплав по Чусовой. Ширина Чусовой в этом месте метров 50 - 100, течение ровное, перекатов, мелей, крутых поворотов нет.

Весенний сплав по реке более интересен, но по Койве я весной не ходил. Обобщая рассказы товарищей, мои наблюдения на Койве и мой опыт весенних сплавов по другим уральским рекам, могу высказать свои предположения. Уровень воды в весенний паводок выше летнего на 1 - 1,5 м. Скорость течения значительно выше, чем летом. Сложность маршрута, видимо, повышается до второй категории сложности, а прижимы ниже пос. Кусье-Александровский, возможно, добавляют "элементы" третьей категории сложности. Для неподготовленной группы прохождение маршрута облегчается тем, что сложный участок начинается не сразу с начала сплава, а после того, как группа уже приобрела некоторый опыт на относительно простом участке реки. Наибольшую опасность, как и на всех таёжных реках, представляют подмытые половодьем и нависающие над водой (или упавшие в воду) деревья.

Подъезд к началу маршрута

Железнодорожный транспорт

Севернее реки на расстоянии 15-25 километров от неё проходит железная дорога Чусовская - Нижний Тагил. По ней проходят поезда Свердловск - Соликамск, Москва - Нижний Тагил и другие, а также электропоезда из Чусовской и Нижнего Тагила (3 - 4 пары электричек в сутки).

Расстояния от железнодорожных станций до реки (или до посёлка, стоящего на берегу):

ст. Тёплая Гора - 1 км
ст. Усть-Тискос (до реки по рельсам) - 2,5 км
ст. Бисер - пос. Старый Бисер - 13 км, автобус
ст. Пашия (г. Горнозаводск) - пос. Кусье-Александровский - 15 км, автобус
ст. Чусовская (г. Чусовой) - 0,3 км

На станции Усть-Тискос поезд Свердловск - Соликамск теперь, возможно, не останавливается. Следует уточнить при покупке билетов. Другие поезда дальнего следования останавливаются только в Пашии и в Чусовской (может быть ещё в Тёплой Горе).

Автотранспорт

Автодорожная сеть развита очень слабо, дороги в плохом состоянии. Топографические карты и атласы автомобильных дорог не соответствуют реальному состоянию дорожной сети. Вследствие разрушения промышленности и сельского хозяйства некоторые дороги стали ненужными, а на ремонт остальных нет денег. Дороги разрушаются и зарастают лесом, мосты не ремонтируются. Следует быть очень осторожным при планировании заезда или отъезда на автотранспорте.

Дорога Горнозаводск - станция Бисер - посёлок Старый Бисер существует. Автобусное сообщение.

Дорога Старый Бисер - посёлок Тёплая Гора существует, но, возможно, проходима только для тяжёлых грузовиков, а дорога Старый Бисер - посёлок Усть-Тискос, показанная на карте, видимо, уже непроходима.

Дорог на восток через хребет в этом районе нет.

Автобусы ходят редко, нерегулярно и в основном по коротким маршрутам. Грузовые автомобили в июле заняты перевозкой местных жителей на покосы и сена с покосов, водители редко соглашаются на перевозку туристов, а, если соглашаются, то назначают довольно высокие цены.

Населённые пункты

Посёлок Тёплая Гора. Магазины. От станции до реки 1 км.

Станция Усть-Тискос. Здания станции нет. Негде укрыться от дождя. Если приехали ночью, следует сразу же идти на реку. Рельсы приведут к мосту. Магазина нет, хлеб привозят 2 раза в неделю по заказу (сведения 1995 года). Картошку купить так и не смогли ни в 1991 году, ни в 1995 году. А за хлебом в 1991 году пришлось ехать на электричках на восток (станции Европейская, Хребет Уральский, Азиатская...).

Станция Бисер. Есть здание станции (зал ожидания на ночь не запирается). 3 продуктовых магазина. В один из них хлеб привозят ежедневно в 10 часов (находится в здании станции), в другой магазин (метров 100 от станции) - не каждый день. Почта. Автобусы до посёлка Старый Бисер (на реке) и до Горнозаводска. В Старый Бисер автобусы ходят 1-2 раза в день, стоимость билета 25 руб. Расписание автобусов приведено в конце этого отчёта.

Посёлок Старый Бисер (на реке). 2 продуктовых магазина. Хлеб привозят из Горнозаводска 1 - 2 раза в неделю.

Посёлок Усть-Тырым.

Посёлок Кусье-Александровский. Посёлок большой, должны быть магазины. Автобусы на станцию Пашия (город Горнозаводск) ходят 4-6 раз в день, последний автобус идёт в 19 часов.

Посёлок Усть-Койва. Посёлок маленький. Есть магазин. Хлеб завозится один раз в неделю. Дорога в Кусье-Александровский (проходима для легкового автотранспорта).

Станция Чусовская (город Чусовой). Большой город. От реки до вокзала метров 300 - 500. От места разборки плавсредств до ближайшего магазина 20 метров (1999 г.).

Река

От посёлка Тёплая Гора до устья реки Тискос летом пройти довольно сложно из-за мелководья. Но можно, особенно после длительных дождей.

Если сплав начинается от устья реки Тискос , то придётся пройтись пешком: от станции Усть-Тискос до реки около трёх километров по железной дороге (летом ночью можно идти даже без фонариков - светло). По железнодорожному мосту переходим на другой берег, и сразу за мостом справа (т.е. выше по течению) есть большой луг. Можно собирать плавсредства. А ниже моста, тоже на правом берегу, раньше была небольшая поляна, на которой можно было построить плот. Могла зарасти лесом.

Посёлок Старый Бисер протянулся вдоль реки километра на три. Автомобильный мост. Останавливаться для закупок (или строиться) лучше в районе подвесного моста. Все магазины расположены на правом берегу. Если будет время, пока завхоз закупает продукты, можно пройтись по посёлку. Большой пруд на реке Бисер. Плотина. Под плотиной старинный завод (построен в 1786 году, вокруг него возник посёлок), сейчас завод выпускает чугунную печную арматуру. По теперешним меркам завод микроскопический. Весь виден с плотины. Леспромхоз. Почта. В окрестностях посёлка когда-то добывали железную руду для завода. Ещё совсем недавно добывали мрамор. Бело-голубой и розовый бисерский мрамор отправляли в Петербург, а позднее и в другие города для отделки зданий и станций метрополитена. В окрестностях села встречаются горный хрусталь и пирит. [про историю - из книги Торопова С.А.]

Вдоль села тянется длинная (более километра) шивера. Вода ровным слоем растеклась между камней. Бисерский перекат расположен в конце села, за мостом. В 1995 году в перекате лежали валуны с глубокими ямами между ними, а в 2002 году ни валунов, ни ям не было. Куда делись?

Федотовский порог для катамаранов и надувных лодок летом не представляет опасности. Можно проходить без разведки. Не задевая камней, всё равно пройти не удастся. Но, поскольку перепад воды небольшой, скорость течения и напор не сильные, то бояться "наезда" на камень не стоит. Удар будет несильный, наклон катамарана - не опасный, но рюкзаки, конечно, должны быть привязаны к раме репшнуром. Байдаркам прижима к камню, конечно, следует опасаться, но в крайнем случае, экипажу придётся "сойти за борт" - там глубина чуть более полуметра - и аккуратно провести байдарку. Протяжённость порога - около полукилометра. Весной порог, видимо, также не опасен, т.к. почти все камни скрыты под водой. Раньше в некоторых описаниях порог назывался Федосовским, и мы его лет 20 так называли, но теперь почти во всех изданиях и на топографических картах он называется Федотовским. Приходится переучиваться: Федотовский.

За порогом на правом берегу когда-то очень давно была деревня Федотовка - теперь на её месте только большая поляна.

За порогом на протяжении 8 - 10 километров нет удобных стоянок. Да и далее, вплоть до Тырыма, их очень немного.

Усть-Тырым. В деревню не заходили ни разу. Есть подвесной пешеходный мост, дорога в Кусье-Александровский (6 - 7 км). Раз в неделю к мосту подъезжает автобус до Кусья.

Молевой сплав леса от Тырыма прекращён лет 20 назад. Ниже Тырыма на левом берегу видны остатки старого лесосклада, заросшие ельником. На дне видны топляки (утонувшие и до сих пор не сгнившие стволы деревьев), но опасности они не представляют. В этом же районе на дне много железного хлама: крупногабаритные детали машин и механизмов, колёса, тросы, рельсы... Тоже не опасно, хотя и боязно, - всё это железо уже многократно "приглажено" половодьем (и прошедшими до вас туристами).



Мест для стоянок на этом участке вполне достаточно.

Посёлок Кусье-Александровский большой, протянулся вдоль реки километра на 3 - 4. Почти в конце посёлка реку пересекает подвесной пешеходный мост, а чуть далее впадает река Кусья. Строиться или разбираться лучше здесь, в устье реки под плотиной: просторный берег, рядом дорога, до автобусной остановки несколько сот метров. В посёлке есть чугунолитейный завод (основан в 1751 году, выпускал полосовое железо и пушечные ядра), деревообрабатывающий завод, трикотажная фабрика.

В конце посёлка (примерно через километр после подвесного моста) реку пересекает автодорожный мост. Летом высота моста над уровнем воды около двух метров, но весной при большой воде, возможно, придётся пригибаться.

Посёлок Усть-Койва. Посёлок маленький. Есть магазин. Хлеб завозится один раз в неделю (в 1991 году завозили по четвергам). Дорога в Кусье-Александровский проходима для легкового автотранспорта. Автобусы, возможно, не ходят совсем или ходят редко: один - два раза в неделю. Летом в деревне много дачников и отдыхающих городского вида, вероятнее всего, из Горнозаводска.

Устье Койвы - дельтавидное, вода широко растекается по песчаной отмели. Опять тащить! Но это - в последний раз.

Чусовая в этом месте широкая и глубокая. Много туристов, сплавляющихся с верховьев. Интересных скал нет - все они выше устья Койвы. Стоянки обычно заняты.

Последняя приличная стоянка перед Чусовым расположена километрах в 10 от конца маршрута. Понять, что она последняя, очень просто: издалека видно, что вдали прямолинейный участок реки "упирается" в необычайной высоты отвал карьера, а наверху, на высоте метров 50 (или даже больше) идёт непрерывная работа - движутся мощные самосвалы, шевелятся экскаваторы, светят прожекторы... Шум слышен издалека, иногда глухо грохочут взрывы. Вдали реку на большой высоте пересекает какой-то трубопровод. Справа большое поле наподобие футбольного. Вот здесь и нужно вставать на ночь. Места хватит хоть на 10 групп.

Отдельные детали маршрута

Из возможных вариантов маршрутов по Койве мы выбрали короткий - от Старого Бисера до Кусье-Александровского. На станцию Бисер мы приехали под утро и пока ожидали открытия магазинов, к нам подошли двое парней и предложили отвезти на реку на грузовике. Пока мы закупали продукты и хлеб, они подогнали разбитый ЗИЛ-157. Через полчаса мы были на реке.

Маршрут закончили в Кусье-Александровском. Машина тоже нашлась сама. За 250 рублей нас отвезли на грузовике в Горнозаводск.

Прохождение перекатов и порогов я не описываю, т.к. они все простые.

Но тем не менее, в 1995 году мы чуть не перевернулись. Причём оба плота, на одном и том же месте с интервалом в 10 минут. Дело было летом(!), при небольшой воде, днём в солнечную погоду. И хоть наши рюкзаки мы всегда крепко привязываем к раме, часть вещей всё-таки подмочили. Препятствием было дерево, поваленное в воду поперёк русла, как обычно - в прижиме, в узкой протоке, с нехарактерным сливом струи. К тому времени у нас был более, чем двадцатилетний опыт сплавов, в том числе и по весенним рекам. А на Койве расслабились. Бывает...

Ещё раз напомню. Обычно наибольшую опасность на таёжных реках, представляют деревья, подмытые половодьем и нависающие над водой (или упавшие в воду). А подмываются они обычно в прижимах, т.е. как раз там, куда вас несёт течение. При небольшой ширине реки возможности для ухода от преграды очень ограничены, особенно, если такой сюрприз появляется за очередным поворотом на небольшом расстоянии. Деревья, низко нависающие над водой, мы называем расчёсками - они очень быстро (за один проход) причёсывают и плот, и экипаж. Поскольку расчёски опасны своим неожиданным появлением и непредсказуемым поведением, то лучше заранее научиться отрабатывать команду "Ложись!" От веток нужно уворачиваться, и ни в коем случае нельзя хватать их руками - удержать плот не удастся: плот уйдёт, а вы останетесь висеть на ветке над бурным потоком. А вот дерево, лежащее на воде, может запросто перевернуть плот - тут уж как повезёт. (Многие не верят в то, что плот или катамаран может перевернуться. Запросто: нос наезжает на препятствие - камень или поваленное дерево, и под напором воды начинает подниматься вверх, корма при этом немного опускается вниз, под воду, её начинает заливать потоком и притапливать, нос поднимается ещё выше, а корма опускается ещё глубже, напор воды на корму ещё более усиливается... Приплыли. Процесс завершается ещё быстрее, если плот наезжает на препятствие боком.)

Горы и прибрежные скалы, конечно, есть, но высота их намного меньше, чем на Чусовой. Странно: Чусовая протекает совсем недалеко (10 - 30 км), но там есть прибрежные скалы высотой более ста метров, а здесь, на Койве, скалы редко бывают выше 10 -15 метров.


Койва


Койва

Ягод на Койве очень много: малина, чёрная смородина, красная смородина, жимолость, земляника (1991 г.). Но в этом году лето было позднее и холодное. И даже в конце июля ягоды ещё не созрели.

Рыбы очень мало, возможно из-за отсутствия глубоких участков и ям (река зимой, наверно, промерзает до дна). Немногочисленные рыбаки из местных жителей ловят на перекатах хариусов на кораблик.


Койва


Койва


Койва

Мало туристических групп на реке: обычно одна группа в день, правда встречали группы численностью в 30 и 60 человек.

Встречали объявление в газете о том, что какая-то пермская туристическая фирма организует групповые походы по Койве от пос. Кусье-Александровский до Чусового. Стоимость - 2000 руб. с человека.

Стоянки значительно чище, чем на более популярных реках. Многие стоянки расположены на обрыве берега (на террасе), в лесу и скрыты деревьями или кустами. С реки их трудно заметить, а поскольку посещаются они редко, то тропинки, ступеньки и другие следы пребывания человека малозаметны (это на Чусовой и на Белой к стоянкам ведут натоптанные дороги, видимые издалека).

Много "весенних" стоянок. Создаётся впечатление, что за 3 недели весеннего сплава по реке проходит народа больше, чем за 3 летних месяца.

Много сухостоя на дрова (после башкирских рек это радует).

В одном из отчётов по Койве встретилась фраза: "Пора сенокоса, по берегам местные косят и ругаются на нас - мол работать надо, а вы тут тащитесь....Что мы им плохого сделали - завидуют наверно." - искренне удивляется горожанин, никогда не живший в деревне. Действительно, вроде мы им ничего плохого не сделали, а они не рады нам... А ведь мы такие хорошие! Но представьте себя на месте крестьянина: уже два месяца без выходных, встал в 6 утра, протопал пешком 10 километров до покоса, жара, мухи, этот луг ещё косить до заката, потом пешком домой, потом приходить ворошить, стоговать, перевозить... И детишки тоже работают. Посмотрите, как они устали и как плохо одеты! А по реке в это время плывёт компания городских бездельников, морды сытые, довольные, одеты не по-деревенски, шум, визг, смех... Крестьянин ведь не знает, что у нас отпуск всего месяц в году, что мы работаем (или учимся) всё остальное время, что у нас нет денег на заграничный отдых. Да, если бы и знал, - всё равно труд его очень тяжёлый, а получает он (если вообще хоть что-нибудь получает) за этот труд просто издевательскую зарплату. Часто только корова спасает его семью от голода, а корову надо кормить. Мы же часто мешаем ему работать (на его же территории!), топчем луг, на котором он будет косить траву (а трава, потоптанная нами, не встанет несколько дней, и её уже не скосить). Конечно же, крестьянин боится, что туристы потопчут уже скошенную траву, и она не высохнет и сгниёт. Боится за сохранность стогов сена, в которые он вложил столько труда.

Да мы и сами встречали "туристов", которые для того, чтобы переспать одну ночь на мягком сене, растаскивали стог, запасённый крестьянином на зиму. Брали по-многу: чужого не жалко! И ведь не понимают! - видимо, думают, что это для них приготовлено. Да и этот мой призыв они читать не будут. Прочитают те, кто и сам знает, что воровать - плохо.

Уважайте чужой труд!

Перед тем, как остановиться на ночёвку на полянке, посмотрите - не покос-ли это, может быть всё-таки поставить палатки не на столь красивом месте? Может случиться, что завтра утром вас разбудят крестьяне, пришедшие на покос - скандала может и не будет, но и выспаться вам не удастся.

Не ходите по покосам, если трава ещё не скошена или не убрана.

Не трогайте сено. К стогу лучше вообще не подходить - это же чужая вещь.

На одной из днёвок - вечером - к нам подошёл местный мужик. Долго сидел с нами, видимо, надеялся, что нальём водки. Разговариваем... "А я видел, как вы вчера разгружались!" Мы выразили удивление: зачалились вечером, шёл дождь, по тропе никто не проходил... "А я вон там стоял под елью. С ружьём. Я его в лесу прячу..." Оказалось, что он сторожил своё сено на соседнем покосе - в прошлом году "туристы" сожгли у него стог. В этом году он повесил на стоге объявление: "Господа туристы! Пожалуйста, ..." Сторожил до темноты, но не уберёг: уже поздно вечером по реке прошла очень большая группа (человек 60) и встали лагерем на его покосе. Когда утром он пришёл на покос с проверкой, то обнаружил, что эти козлы сожгли на костре жерди, которыми были огорожены его стога. 80 жердей! Ну, не козлы разве? - лес ведь рядом, сухостоя полно, за 10 минут можно насобирать дрова для костра. Но даже, если в лесу нет дров, крестьянин не обязан работать на "господ туристов"! Без изгороди коровы сожрут и растащат его сено, значит надо восстанавливать изгородь - 2 дня тяжёлой работы... Увидев такое, он сначала откопал своё ружьё, а уж потом разъяренный побежал разбираться с "господами". Те перепугались, начали врать про каких-то "других" туристов, которые приехали ночью и уехали утром, пообещали натаскать жердей и восстановить изгородь. И сделали! - для шестидесяти человек это недолго. Напоили мужика. Он, доверчивый, и поверил им: - "Хорошие люди!" Повезло "хорошим людям", могло кончиться хуже: нервы у мужика - на пределе: колхоза нет, работы нет, семья, дети, единственный кормилец в семье, недавно попросил городских родственников помочь на покосе, они приехали, но начались дожди, просидели без дела и уехали, только кормить их пришлось, а то сено, что сам накосил, сгнило из-за дождей, и на машину, чтоб вывезти сено, денег нет, да и опять кого-то приглашать придётся, и пчёлы уже три года мёда не дают, даже прошлогодняя картошка уже кончилась, а новую ещё не скоро можно будет копать... Тупик. Не лентяй, работает, а из нищеты не выберется уже никогда. Или сопьётся от безысходности, или сядет за убийство господина... И вся деревня так живёт. Реформы...

Клещи есть. Поймали за 2 недели штук 5. Подробнее о клещах, их привычках и о методах борьбы с клещами читайте в моём отчёте о сплаве по реке Белая. Здесь приведены увеличенные сканографии клещей, пойманных в этом году. Все клещи голодные, кроме последнего - он был обнаружен только утром, но видно, что так и не успел попить кровушки вволю...




Советы

См. отчёт о сплаве по реке Белая.

Состав группы

Головин Владимир Васильевич
Дряхлова Ирина Александровна
Кобылкин Сергей Яковлевич
Кобылкин Константин Сергеевич
Кобылкина Наталия Сергеевна
Кучкина Ирина Александровна
Меллер Александр Леонидович
Меллер Татьяна Александровна

Расписания движения поездов и автобусов

Расписание движения поездов по станции Бисер
июль 2002 г.
Время московское

Н.Тагил - Чусовская 5.10
Чусовская - Н.Тагил 7.59
Н.Тагил - Пашия 8.37
Пашия - Н.Тагил 12.19
Н.Тагил - Чусовская 14.53
Чусовская - Н.Тагил 16.34
Чусовская - Тёплая Гора 20.54
Тёплая Гора - Чусовская 21.52
Соликамск - Свердловск 23.16
Свердловск - Соликамск 1.25

Расписание автобусов г. Горнозаводск
(на площади у станции)
июль 2002 г.
Время местное

Горнозаводск - Кусья
Горнозаводск: 6.20, 7.40, 9.30, 11.30, 13.30, 15.40, 17.30, 19.30, 21.40
Кусья: 7.00, 8.20, 10.30, 12.30, 14.20, 16.30, 18.30, 20.30, 22.30

Источники информации

1. Общегеографический атлас "Пермская область и республика Коми", 2001 г., масштаб: 1см - 2км
2. Рыжавский Г.Я. По Каме и её притокам. Москва. Физкультура и спорт. 1986 г.
3. Торопов С.А. По голубым дорогам прикамья. Пермское книжное издательство. 1976 г.
4. Сайт... (ничего полезного не нашёл, пришлось самому писать)
5. Кроки, записи и глазомерная съёмка автора, 1991, 1995, 2002 г.

Разрешается копирование и распространение этого отчёта без каких-либо ограничений.

– река в Пермском крае, правый приток Чусовой.

Название произошло от коми-пермяцких слов «кой» - «брызги» и «ва» - «вода».

Койва начинается в урочище Синее Болото на северо-восточных склонах горы Большая Хмелиха (на западном склоне Уральского хребта). Течёт на юго-запад до устья реки Малая Воронка, затем на север до устья реки Бисер, а потом - на запад. Впадает в реку Чусовую .

Скалы на реке Койве. Фото - sergej-mogilnickov

Длина Койвы – 180 километров. Площадь бассейна – 2 250 кв.км. Средний уклон реки - 1,5 м/км. Основные притоки: Тискос, Кырма, Ольховка, Тырым (левые), Бисер, Саранка, Кусья (правые).

Косьва - река горная, чистая и прозрачная, сильно петляет. Хороша транспортной доступностью.

Здесь много перекатов, есть пороги и шиверы. В верховьях узкая, встречаются завалы, расчески и прижимы.

Берега, заросшие хвойным лесом, живописны, много ягод. Во многих местах к воде подступают скалы-бойцы. В некоторых скалах есть небольшие пещерки.

Наиболее выразительный грот на Койве. Фото - Bogatyrev

Местами на Койве похозяйничала драга, оставив после себя перекопанное русло и многочисленные островки. Здесь добывали алмазы .

Именно в бассейне Койвы, на ее притоке речке Полуденке, в золотоносной россыпи Адольфова лога Крестовоздвиженских промыслов, в окрестностях современного поселка Промысла (сейчас это Горнозаводский район Пермского края) 5 июля 1829 года 14-летним Павликом Поповым был найден первый российский алмаз. За это он получил вольную. Позже алмазы были найдены и в других местах на Койве и ее притоках. Здесь, в бассейне Койвы, берет начало отечественная алмазодобывающая промышленность.

В 1942 года с Койвы на оборонные заводы начали поступать необходимые абразивные алмазы. До этого предприятиям приходилось их скупать у населения для изготовления абразивов. Здесь во время войны геологи обнаружили главные россыпи и создали современную алмазодобывающую промышленность.

Уральские алмазы самые красивые и более ценные (300-500 $ за карат), чем алмазы Якутии и Ботсваны. Пермские алмазы до 1956 года (пока не открыли месторождение в Якутии) были единственными в России.

В поселках Тырым, Кусье-Александровский, Пашия, Промысла, Медведка работали обогатительные алмазные фабрики. На Койве с 1950-х годов работала первая в мире алмазодобывающая драга, реконструированная из золотодобывающей. Она была куда меньше по размеру от построенных позже огромных четырехэтажных драг с глубиной погружения ковша в грунт русла реки до 7 метров.

Койва с вершины скалы. Фото Юрия Кривова

В прошлом по Койве сплавляли лес. Местами на дне можно увидеть утонувшие с тех времен стволы деревьев.

В долине Койвы встречаются окаменелости, есть несколько геологических памятников: карьер Вавилон с комплексом рифейских строматолитов (в 4-х км выше по течению от пос. Бисер на правом берегу), камень Стрельный с проявлением диагенетических кремней (в 2 км ниже пос. Кусья на левом берегу), Дублинский Камень, сложный габброидный массив (юго-западнее пос. Теплая Гора), разрез Усть-Койва с пограничными отложениями карбона и перми (на правом берегу Койвы, в 2,5 км выше устья и одноименного поселка).

Населенных пунктов на Койве немного, самые крупные из них: Теплая Гора, Старый Бисер и Кусье-Александровский. Они удобны для заброски-выброски.

Сплав по Койве

Есть несколько вариантов маршрута сплава по реке Койва . Начинать туристический сплав туристы-водники могут в Теплой Горе, Усть-Тискосе, Старом Бисере или Кусье-Александровском. А заканчивать можно либо в Кусье-Александровском, либо в Усть-Койве или городе Чусовом на одноименной реке.

До точки начала сплава на реке Койва можно доехать на личном или заказном автотранспорте, либо на железнодорожном транспорте.

На поезде сообщением Нижний Тагил – Чусовская (либо Екатеринбург – Соликамск) можно доехать до станций Теплая Гора, Усть-Тискос, Бисер или Пашия . Если вы поедете со стороны Перми, то понадобится пересадка в Чусовом. От Бисера и Пашии (Горнозаводск) ходят автобусы до Старого Бисера и Кусье-Александровского соответственно, расположенных на Койве.

От остановки поезда в Теплой Горе до реки 1 километр, в Усть-Тискосе – 2,5 километра.

Лучше всего сплавляться по Койве по большой воде – в мае или июне, либо после обильных осадков. Большинство туристов-водников отправляется на Койву именно в весеннее половодье. Летом река мелеет, особенно в верхнем течении. Весной она пригодна для сплава от станции Теплая Гора и вплоть до слияния с Чусовой (лучше всего плыть до города Чусовой).

Самая высокая вода через 4-5 дней после вскрытия. Весной река многоводна и стремительна. Скорость течения в это время доходит до 7-7,5 км/час. Летом Койва мелеет, в русле много выступающих камней, мелких перекатов, скорость передвижения может падать до 2-3 км/час.

Скалы на реке Койве. Фото - sergej-mogilnickov

Начав сплав в Теплой Горе , до станции Усть-Тискос река Койва около 8 километров течет поблизости от железной дороги. Летом на этом участке средняя глубина реки 20-30 сантиметров, много приходится идти пешком.

При сплаве по большой воде опасности представляют пороги, шиверы, прижимы, нависающие над водой или упавшие деревья. Длина шивер доходит до 2 километров.

Летом стоит начинать сплав от Кусье-Александровского . Тем не менее, и здесь придется нередко проводить судно на мелях. Участок сплава от Кусье-Александровского до Усть-Койвы считается самым сложным.

Кусье-Александровский – самый большой населенный пункт на Косьве. Чугуноделательный завод у места слияния рек Кусьи и Койвы, давший начало этому поселку, возник в 1751 году.

В Кусье-Александровском интерес представляет рукотворный водопад на речке Кусье близ ее устья. Некоторые экстремалы проходят этот слив на катамаранах или каяках. Это крайне опасно и требует большого опыта.

Водопад в Кусье-Александровском. Фото - Bogatyrev

Помимо быстрых перекатов на Койве встречаются пороги и шиверы. Особенно значительны Федотовский и Шемахинский порог, Калистратовская шивера.

Федотовский порог не представляет большой опасности, но проходить его все же стоит осторожно, у левого берега. Он образован большим камнем уходящем с правого берега в воду примерно на 6-8 метров. Река в этом месте (если смотреть по карте) делает резкую петлю. Протяженность Федотовского порога – около 500 метров.

Раньше около этого порога стояла деревня Федотовка. Сейчас от нее осталась лишь полянка, название порога да урочища на карте.

Общая протяженность маршрута туристического сплава по Койве от Теплой Горы до устья – около 170-180 километров, еще примерно 35 километров до города Чусового по реке Чусовой, на которой также много красивого и интересного (описания и фото Чусовой смотрите ). Весной при стремительном течении весь маршрут от Теплой Горы до города Чусового можно проплыть за три-пять дней.

Рыбалка на Койве

Рыбы на Койве немного. Тем не менее на уху наловить можно, в том числе попадаются хариус, щука, окунь.

© RekiUrala. ru

Средний Урал способен подарить незабываемые впечатления всем, кто ценит активный отдых и непередаваемую красоту северных пейзажей! Именно в этих удивительных местах, заселенных со времен палеолита, были найдены первые алмазы.

Пермский край: незабываемый отдых на Урале

Компания Nordural предлагает увлекательный сплав по реке Койва. Оказавшись наедине с первозданной природой, среди береговых скал и пещер, вы сможете привести в порядок все свои мысли и чувства. Возвращайтесь домой с новыми силами!

Продолжительность сплава составляет два дня. Доверив организацию активного отдыха инструкторам и гидам нашей компании, вы проведете это время с максимальной пользой для тела и духа. Стоянка – в поселке Усть-Койва.

На случай, если вы не захотите сразу прощаться с уральской идиллией, мы предусмотрели возможность продления тура еще на день. Вы сможете получить от этого увлекательного путешествия все, и даже больше!

Наша компания не просто продает туры – мы сами продумываем маршруты и организуем максимально возможный уровень комфорта для путешественников. Отлично зная историю и особенности уральского края, мы стремимся подарить вам самые незабываемые впечатления.

Туризм с компанией Nordural

Закажите сплав по Койве в нашей компании! У нас есть:

  • аренда катамаранов;
  • прокат туристского снаряжения и палаток;
  • аренда бытового оборудования для туристов.

Безопасность передвижения по реке, ее устью, камням и перекатам является одной из основных задач для инструкторов. Большой опыт сплавов по самым бурным рекам позволяет нам обеспечить максимальную безопасность туристических групп в горах.

Вам останется лишь наслаждаться красотой склонов и первозданной тишиной, которая успокаивает с первых минут.

Чтобы сделать заказ на туристический сплав по Койве, звоните в нашу компанию по телефонам, указанным на сайте. Мы также принимаем заявки, отправленные вами по электронной почте. Очень удобны туры выходных дней с ночевкой.

Расширьте рамки стандартного отдыха в «тепличных» условиях – с командой профессионалов Nordural вы получите новые впечатления и сможете сполна насладиться красотами северной природы!


Река Койва берет начало в урочище Синее болото, что расположено в северо-восточных отрогах горы Большая Хмелиха. Половину пути Койва течет на юг, вторую половину - на юго-запад. На 180-м км. впадает в реку Чусовую справа. Название реки, очевидно, коми-пермяцкое: «кой» - брызги, «ва» - вода. Название свое река оправдывает. Весной она многоводна, сильна и стремительна, вырывает с корнем деревья. Скорость течения в это время местами достигает 2 м/сек. Летом Койва смирная, скорость падает до 0,5-0,7 м/сек, в русле много выступающих камней, перекаты мелкие. В Койву впадает более 50 притоков. Вода чистая, водится много рыбы.

п. Кусье -Александровский – п. Усть-Койва 42 км по реке

Продолжительность: 3 дня (возможно и 2,5 дня)

Достопримечательности маршрута : к. Малый шайтан, к. Стрельный, Койвинская печка, Дыроватый камень, Усть-Койвинская карстовая арка.

1-й день: Сбор по адресу ул. Куйбышева 113 в 8 - 00 или по запросу группы, дорога до п. Кусье-Александровский 200 км (3-3,5 часа). По прибытию: получение снаряжения, прохождение инструктажа, ознакомление с распорядком дня и правилами дежурства, сбор катамаранов, обед, сплав по реке, разбитие лагеря ужин, вечерний костер.

2-й день: Завтрак, сбор лагеря, сплав, остановка на ночлег, разбивка палаточного лагеря, ужин, вечерний костёр, посвящение в туристы.

3-й день: Завтрак, сбор лагеря, сплав до п. Усть-Койва Обед, сбор катамаранов, сдача снаряжения, обратная дорога в Пермь Расстояние 220 км.

Стоимость путешествия 4 700 рублей на одного человека (при группе не менее 12 взрослых человек), дети до 10 лет 3 400 руб. В стоимость входит: трансфер, сопровождение инструктора, 3х разовое питание, аренда туристического снаряжения (катамаран, палатка, спальный мешок, пенка, гермомешок, спасательный жилет), экскурсии по программе, страховка от несчастного случая.

Туристы активно принимают участие во всех делах, обеспечивающих комфортабельный отдых, а именно: сборка и разборка катамаранов, организация лагеря, приготовление пищи, дежурство на кухне, заготовка дров.

Дополнительно можно заказать повара,сборщиков катамаранов, гребцов.

Сплав по Койве, как правило, проходит с пятницы по воскресенье, либо в любые даты по запросу группы.

Возможны изменения графика движения по маршруту в зависимости от запроса группы и погодных условий.