Святые врата обители с надвратным храмом в честь Покрова Пресвятой Богородицы и ажурной двухъярусной колокольней над ним возведены царем Петром I в 1690 г. (первая Покровская церковь находилась на месте Боголюбского храма, в связи со строительством которого была разобрана). В указе о строительстве этого сооружения написал: «В память о погибших из-за него дядях, Иване и Афанасии Нарышкиных». Поэтому колокольня двухъярусная.
В 1924 г. Покровская церковь была закрыта.
В 1996 г. надвратный храм Покрова Пресвятой Богородицы восстановлен. Соединен с настоятельским корпусом, является домовым храмом Игумена монастыря.
В 1905 г. в южном пролете Святых врат со стороны ул. Петровка была освящена часовня в честь Казанской иконы Божией Матери. В начале 1923 г. часовня была закрыта, возобновлена в 2001 г. Главная святыня – чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Казанская».
Покровская церковь возвышается над Святыми вратами, ведущими в монастырь с улицы Петровки. Покровский храм уникален. Вряд ли найдется еще такая церковь, где престол, иконы, лампады и даже паникадило сделаны из… керамических плиток. По благословению Святейшего патриарха Алексия II, все освященные вещи и предметы для храма выполнил художник Г.В. Куприянов.
В мире больше нет ни одного храма , внутреннее убранство которого было бы целиком выполнено из керамики.
Особенно примечательно Распятие – размеры его точь-в-точь соответствуют размерам Креста, на котором распяли Спасителя. Традиционно Христос изображается с закрытыми глазами, а здесь его глаза открыты. Внимательного человека может удивить еще одна деталь: складки на ладонях Спасителя. Они должны быть над гвоздями, которыми прибиты руки Христа, ведь тело висит, его притягивает земля. Здесь же наоборот: складки загибаются вниз, под гвоздями, т. е. тело Спасителя как бы поднимается вверх, торжествуя над смертью.
Удивительно так же то, что керамическая икона Царственных Страстотерпцев появилась в Покровском храме за пять лет до прославления царя Николая II и его семьи, а икона блаженной Матроны Московской – за три года до ее прославления.
Уютно и тепло становится на душе, когда смотришь на эту сказочную красоту: на небольшие образки, развешенные по стенам храма на лампадки в виде птичек.
Внутреннее убранство храма сделано в стиле майолики. Майолика (от итал. Maiolica - Мальорка) - разновидность керамики, изготавливаемой из обожжённой глины с использованием расписной глазури. В технике майолики изготовляются как декоративные панно, наличники, изразцы и т. п., так и посуда и даже монументальные скульптурные изображения.
К сожалению, в надвратном храме богослужения совершаются только на праздника Покрова Пресвятой Богородицы. В другое время храм закрыт. Однако, вы можете посетить церковь, заказав экскурсию в нашем монастыре.
Надвратный храм Рождества Иоанна Предтечи (1693-1699)
В архитектурном ансамбле Лавры надвратный храм в честь Рождества святого Иоанна Предтечи над главным входом в Троице-Сергиеву Лавру играет особую роль: первым встречает и последним провожает всех посетителей Лавры. Храм был заложен на месте обветшавшей надвратной Сергиевской церкви начала XVI в. в 1693 г. по благословению Патриарха Андриана. Патриаршая благословенная грамота повелевала на новой церкви верх строить «против прочих церквей, а не шатровый, и алтарь круглый тройной» . Освящение храма во имя святого Иоанна Предтечи, небесного покровителя царя Иоанна Алексеевича, совершилось в 1699 г.
Надвратная церковь Лавры – двухъярусное сооружение высотой до верхней части свода более 22 метров. Нижний ярус прорезан воротной аркой; лестница в толще северного пилона выводит на верхнюю площадку-гульбище, первоначально открытую, служащую основанием стройного двусветного трехапсидного пятиглавого храма. В северо-восточном углу площадки сохранилась древнейшая в Лавре изразцовая печь XVII в.
Фасады надвратной церкви по образцу с расположенной неподалеку трапезной (1692 ) украшены декоративным белокаменным ордером и росписью стен «в шахмат». В интерьере церковь первоначально не имела настенных росписей; украшением служил пятиярусный золоченый иконостас с писанными «на красках» и «на золоте» иконами.
В мае 1746 г. надвратная церковь более других лаврских храмов пострадала от «великого пожара»: сгорели кровля и купола, иконостас и вся церковная утварь, пострадала роспись фасадов. В 1753 – 1760 гг. церковь была возобновлена: украшена внутри и снаружи живописным писанием с позолотой, получила новый золоченый иконостас с живописными иконами работы лаврских мастеров, луковичные купола заменили новыми с гранеными очертаниями. В 1763 г. обновленная надвратная церковь была освящена.
В XIX в. клеевую настенную живопись в интерьере храма заменили масляной с преобладанием сюжетов из жития св. Иоанна Предтечи, фасады окрасили в красно-кирпичный цвет с дополнительным выделением белокаменного декора побелкой. В 1872 г. в церкви был установлен новый иконостас, утраченный после закрытия Лавры в 1919 г. После возобновления монашеского общежития в 1946 г. в церкви был установлен новый золоченый резной иконостас первой трети XIX в. в стиле ампир.
Значительный объем реставрационных работ по надвратному храму проводился в 1974 – 1978 гг. При этом были восстановлены четыре боковые главы, разобранные еще в 1806 г., обновлены иконостас и настенная живопись в интерьере, живопись в арке ворот с изображениями сцен из жития преподобного Сергия.
В 2006 – 2010 гг. надвратная церковь вновь стала объектом усилий реставраторов. Работы начались с историко-архивных и натурных изысканий, с расчистки фасадов храма от более поздних покрасок и с исследования системы раскраски по типу бриллиантового руста стен и растительного орнамента белокаменных элементов колонн и пилястр. Полученные результаты позволили провести предварительные работы по восстановлению первоначальной системы покраски фасадов и приступить к восстановлению повреждений белокаменного декора.
В 2008 г. были отремонтированы каркасы и покрытия глав церкви, возобновлена позолота глав и крестов. В 2009 – 2010 гг. продолжились ремонтно-реставрационные работы по фасадам церкви, восстановлена их первоначальная полихромная раскраска в бриллиантовый руст (“шахмат”), возобновлена роспись колонн в виде виноградной лозы и полихромная раскраска профилированных карнизов и других деталей церкви.
Надвратная церковь Феодора Стратилата
Над западными святыми вратами обители, со стороны реки Серой, находится церковь святого великомученика Феодора Стратилата.
Храм был освящен в честь небесного покровителя ктитора обители Царя Федора Алексеевича (1676-1682), и построен в последний год его жизни. Об этом свидетельствовала надпись в иконостасе над образом Спасителя: «Небесный Царю, Благоверного царя нашего и Великого князя Федора Алексеевича укрепи, веру утверди, мир умири и святую обитель сию добре сохрани». Первый полотняный антиминс храма, присланный из Москвы, был освящен 15 мая 1682 года уже после кончины Благоверного Государя († 27 апреля 1682). Не дожил до освящения церкви и строитель ее, старец Корнилий († 11 августа 1681 г.). В память о нем на южной диаконской двери был написан образ мученика архидиакона Евпла – святого, в день памяти которого преставился ко Господу отец Корнилий.
Расположенный над святыми воротами храм включен в западное прясло кирпичной ограды монастыря. Центральная часть храма выделена высоким по сравнению с северным и южным притворами объемом, каждый увенчан барабаном с главкой и крестом. Восточный фасад церкви, обращенный к обители, украшен окнами с пламенеющими наличниками и ярусом закомар над его возвышенной частью. Западный фасад со стороны реки совершенно другой: он имеет узкие высокие окна-бойницы и выделен, повторяя декор стен, легким аркатурным поясом, характерным для памятников архитектуры Владимиро-Суздальской Руси. В интерьере каждая из частей храма перекрыта сводами с металлическими связями, центральная часть возвышается на 2 ступени, пол в храме был кирпичный.
С запада у святых врат была устроена белокаменная площадка. В центральной арке – створчатые деревянные ворота, над которыми сделаны росписи: «образ Господа Вседержителя с предстоящими Божиею Материю и Иоанном Предтечей и апостолы, на вратех росписаны живописью страшной суд, а по правую и по левую стороны стенах написаны архангелы Михаил и Гавриил» (опись 1764 г.). В боковых арках — две проходных калитки. В начале XIX века южную арку, в которой также была расположена лестница, ведущая в храм, заложили, храм с западной стороны укрепили двумя контрфорсами, и, как во всех храмах обители, тесовую крышу заменили железной, а слюдяные окошки — стеклянными.
У входа в храм, в углублении ограды, с XVII века в киоте находилась чудотворная Казанская икона Божией Матери, перед которой горела неугасимая лампада.
В 1923 году надвратный храм был закрыт. При возрождении обители в 1992 году возвращен монастырю. После реставрационных работ и устройства нового иконостаса в 1993 году Феодоровскую церковь заново освятили. Теперь в ней совершаются ночные Литургии, исповеди и пострижения монашествующих.
Рядом со святыми воротами одновременно была построена каменная приворотенная келья, как ее называли – «караульная палатка». Некоторое время в ней жил преподобный Корнилий. А потом, переселившись в дом за стенами монастыря, он приходил сюда выслушивать нужды сестер и для духовной беседы с ними. Позднее в келье этой жили монахини-привратницы. Сейчас памятная келья преподобного Корнилия восстановлена, при входе ее – небольшая экспозиция по истории монастыря.
Материал из Wiki
Троицкая надвратная церковь - православный храм, оформляющий главный вход в Киево-Печерскую лавру . Возведён в начале XII века, после чего неоднократно реконструировался.
Построена церковь была в 1106-1108 годах как часть фортификаций Лавры , над главным входом в подземный монастырь. Церковь была основана внуком князя черниговского и великого князя киевского Святослава Ярославича , который отказался от своего княжеского статуса и стал монахом Печерского монастыря 17 ноября 1106 года под именем Николай Святоша . Николай 36 лет был монахом, и основал в Лавре больницу.
После значительного разрушения Успенского собора во время монгольского нашествия в 1240 году, Троицкая надвратная церковь стала главной церковью монастыря
В 1957-1958 годах в церкви проводились реставрационные работы, включая работы по восстановлению утерянных элементов декора, позолоту свода и ретуширование внешних картин.
Церковь расположена над Святыми вратами, которые являются главным входом в монастырь . Возле входа находятся комнаты для караульных . Церковь вклинивается между стенами монастыря, помогая защищать ворота . Наружные поверхности стен монастыря, ведущих к воротам, покрыты фресками. Они были полностью обновлены в 1900-1901 годах Д. Сониным и другими .
Троицкая надвратная церковь разделена на три нефа, каждый из которых содержит сферические апсиды . Внешняя каменная лестница ведёт в церковь .
Троицкая надвратная церковь является типичной каменной церковью времён Киевской Руси . Домонгольскую кладку можно лицезреть на южном фасаде здания. В 17-18 столетиях мастер Стефанович произвёл реконструкцию, и церковь была обновлена в стилистике украинского барокко . Именно во время этой реконструкции на церкви появились грушевидные купола, тогда же было обновлено её художественное убранство.
Сильнейшим акцентом внутреннего убранства Троицкой надвратной церкви является деревянный позолоченный иконостас , выполненный в 1734 г. лаврскими сницарями Иваном Опанасовым и Яковом Оветко в стиле украинского барокко . Он изготовлен из липы в технике «сквозной резьбы» и расписан мастерами малярни Никольского больничного монастыря . Интерьер церкви дополняет паникадило на 16 свечей, отлитое в 1724 г. Его вес составляет 664 кг.
Стенопись Троицкой надвратной церкви - ценнейший памятник украинского монументального искусства 20-30-х гг. ХVІІІ в. Она выделяется безупречным рисунком, сочностью и выразительностью красок, высоким композиционным мастерством, включает в себя более 100 композиций и представляет собой своеобразный богословский трактат в цветах, в котором православное догматическое учение о церкви изложено художественным языком эпохи барокко , с присущими ему поэтическими и эстетичными приемами. Иконографическая программа росписей с её тщательно разработанной богословской концепцией была создана совместно лаврскими малярами, иконописцами и богословами.
На западной стене центрального нефа находится композиция «Первый Вселенский (Никейский) собор», посвященную новому этапу в развития христианства - церковному съезду в Никее в 325 году. Вдоль этой стены - ряд деревянных скамей, изготовленных в 30-е гг. ХVІІІ в., спинки которых украшены живописными пейзажами. Эти стасии (или скамьи) предназначались для престарелых и больных монахов Никольского больничного монастыря.
Пол церкви устлан фигурными чугунными плитами, отлитыми на брянских заводах Демидовых в 1732 году.
Координаты : 50°26′05″ с. ш. 30°33′19″ в. д. / 50.434715° с. ш. 30.555237° в. д. / 50.434715; 30.555237 (G) (Я)
|