Туристический портал - ChemodanChik56

Туристический портал - ChemodanChik56

» » Надвратной церкви при входе в лавру. Троицкая надвратная церковь (Киево-Печерская лавра)

Надвратной церкви при входе в лавру. Троицкая надвратная церковь (Киево-Печерская лавра)

Святые врата обители с надвратным храмом в честь Покрова Пресвятой Богородицы и ажурной двухъярусной колокольней над ним возведены царем Петром I в 1690 г. (первая Покровская церковь находилась на месте Боголюбского храма, в связи со строительством которого была разобрана). В указе о строительстве этого сооружения написал: «В память о погибших из-за него дядях, Иване и Афанасии Нарышкиных». Поэтому колокольня двухъярусная.

В 1924 г. Покровская церковь была закрыта.

В 1996 г. надвратный храм Покрова Пресвятой Богородицы восстановлен. Соединен с настоятельским корпусом, является домовым храмом Игумена монастыря.

В 1905 г. в южном пролете Святых врат со стороны ул. Петровка была освящена часовня в честь Казанской иконы Божией Матери. В начале 1923 г. часовня была закрыта, возобновлена в 2001 г. Главная святыня – чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Казанская».

Покровская церковь возвышается над Святыми вратами, ведущими в монастырь с улицы Петровки. Покровский храм уникален. Вряд ли найдется еще такая церковь, где престол, иконы, лампады и даже паникадило сделаны из… керамических плиток. По благословению Святейшего патриарха Алексия II, все освященные вещи и предметы для храма выполнил художник Г.В. Куприянов.

В мире больше нет ни одного храма , внутреннее убранство которого было бы целиком выполнено из керамики.

Особенно примечательно Распятие – размеры его точь-в-точь соответствуют размерам Креста, на котором распяли Спасителя. Традиционно Христос изображается с закрытыми глазами, а здесь его глаза открыты. Внимательного человека может удивить еще одна деталь: складки на ладонях Спасителя. Они должны быть над гвоздями, которыми прибиты руки Христа, ведь тело висит, его притягивает земля. Здесь же наоборот: складки загибаются вниз, под гвоздями, т. е. тело Спасителя как бы поднимается вверх, торжествуя над смертью.

Удивительно так же то, что керамическая икона Царственных Страстотерпцев появилась в Покровском храме за пять лет до прославления царя Николая II и его семьи, а икона блаженной Матроны Московской – за три года до ее прославления.

Уютно и тепло становится на душе, когда смотришь на эту сказочную красоту: на небольшие образки, развешенные по стенам храма на лампадки в виде птичек.

Внутреннее убранство храма сделано в стиле майолики. Майолика (от итал. Maiolica - Мальорка) - разновидность керамики, изготавливаемой из обожжённой глины с использованием расписной глазури. В технике майолики изготовляются как декоративные панно, наличники, изразцы и т. п., так и посуда и даже монументальные скульптурные изображения.

К сожалению, в надвратном храме богослужения совершаются только на праздника Покрова Пресвятой Богородицы. В другое время храм закрыт. Однако, вы можете посетить церковь, заказав экскурсию в нашем монастыре.

Надвратный храм Рождества Иоанна Предтечи (1693-1699)

В архитектурном ансамбле Лавры надвратный храм в честь Рождества святого Иоанна Предтечи над главным входом в Троице-Сергиеву Лавру играет особую роль: первым встречает и последним провожает всех посетителей Лавры. Храм был заложен на месте обветшавшей надвратной Сергиевской церкви начала XVI в. в 1693 г. по благословению Патриарха Андриана. Патриаршая благословенная грамота повелевала на новой церкви верх строить «против прочих церквей, а не шатровый, и алтарь круглый тройной» . Освящение храма во имя святого Иоанна Предтечи, небесного покровителя царя Иоанна Алексеевича, совершилось в 1699 г.

Надвратная церковь Лавры – двухъярусное сооружение высотой до верхней части свода более 22 метров. Нижний ярус прорезан воротной аркой; лестница в толще северного пилона выводит на верхнюю площадку-гульбище, первоначально открытую, служащую основанием стройного двусветного трехапсидного пятиглавого храма. В северо-восточном углу площадки сохранилась древнейшая в Лавре изразцовая печь XVII в.

Фасады надвратной церкви по образцу с расположенной неподалеку трапезной (1692 ) украшены декоративным белокаменным ордером и росписью стен «в шахмат». В интерьере церковь первоначально не имела настенных росписей; украшением служил пятиярусный золоченый иконостас с писанными «на красках» и «на золоте» иконами.

В мае 1746 г. надвратная церковь более других лаврских храмов пострадала от «великого пожара»: сгорели кровля и купола, иконостас и вся церковная утварь, пострадала роспись фасадов. В 1753 1760 гг. церковь была возобновлена: украшена внутри и снаружи живописным писанием с позолотой, получила новый золоченый иконостас с живописными иконами работы лаврских мастеров, луковичные купола заменили новыми с гранеными очертаниями. В 1763 г. обновленная надвратная церковь была освящена.

В XIX в. клеевую настенную живопись в интерьере храма заменили масляной с преобладанием сюжетов из жития св. Иоанна Предтечи, фасады окрасили в красно-кирпичный цвет с дополнительным выделением белокаменного декора побелкой. В 1872 г. в церкви был установлен новый иконостас, утраченный после закрытия Лавры в 1919 г. После возобновления монашеского общежития в 1946 г. в церкви был установлен новый золоченый резной иконостас первой трети XIX в. в стиле ампир.

Значительный объем реставрационных работ по надвратному храму проводился в 1974 1978 гг. При этом были восстановлены четыре боковые главы, разобранные еще в 1806 г., обновлены иконостас и настенная живопись в интерьере, живопись в арке ворот с изображениями сцен из жития преподобного Сергия.

В 2006 2010 гг. надвратная церковь вновь стала объектом усилий реставраторов. Работы начались с историко-архивных и натурных изысканий, с расчистки фасадов храма от более поздних покрасок и с исследования системы раскраски по типу бриллиантового руста стен и растительного орнамента белокаменных элементов колонн и пилястр. Полученные результаты позволили провести предварительные работы по восстановлению первоначальной системы покраски фасадов и приступить к восстановлению повреждений белокаменного декора.

В 2008 г. были отремонтированы каркасы и покрытия глав церкви, возобновлена позолота глав и крестов. В 2009 2010 гг. продолжились ремонтно-реставрационные работы по фасадам церкви, восстановлена их первоначальная полихромная раскраска в бриллиантовый руст (“шахмат”), возобновлена роспись колонн в виде виноградной лозы и полихромная раскраска профилированных карнизов и других деталей церкви.

Надвратная церковь Феодора Стратилата

Над западными святыми вратами обители, со стороны реки Серой, находится церковь святого великомученика Феодора Стратилата.

Храм был освящен в честь небесного покровителя ктитора обители Царя Федора Алексеевича (1676-1682), и построен в последний год его жизни. Об этом свидетельствовала надпись в иконостасе над образом Спасителя: «Небесный Царю, Благоверного царя нашего и Великого князя Федора Алексеевича укрепи, веру утверди, мир умири и святую обитель сию добре сохрани». Первый полотняный антиминс храма, присланный из Москвы, был освящен 15 мая 1682 года уже после кончины Благоверного Государя († 27 апреля 1682). Не дожил до освящения церкви и строитель ее, старец Корнилий († 11 августа 1681 г.). В память о нем на южной диаконской двери был написан образ мученика архидиакона Евпла – святого, в день памяти которого преставился ко Господу отец Корнилий.

Расположенный над святыми воротами храм включен в западное прясло кирпичной ограды монастыря. Центральная часть храма выделена высоким по сравнению с северным и южным притворами объемом, каждый увенчан барабаном с главкой и крестом. Восточный фасад церкви, обращенный к обители, украшен окнами с пламенеющими наличниками и ярусом закомар над его возвышенной частью. Западный фасад со стороны реки совершенно другой: он имеет узкие высокие окна-бойницы и выделен, повторяя декор стен, легким аркатурным поясом, характерным для памятников архитектуры Владимиро-Суздальской Руси. В интерьере каждая из частей храма перекрыта сводами с металлическими связями, центральная часть возвышается на 2 ступени, пол в храме был кирпичный.

С запада у святых врат была устроена белокаменная площадка. В центральной арке – створчатые деревянные ворота, над которыми сделаны росписи: «образ Господа Вседержителя с предстоящими Божиею Материю и Иоанном Предтечей и апостолы, на вратех росписаны живописью страшной суд, а по правую и по левую стороны стенах написаны архангелы Михаил и Гавриил» (опись 1764 г.). В боковых арках — две проходных калитки. В начале XIX века южную арку, в которой также была расположена лестница, ведущая в храм, заложили, храм с западной стороны укрепили двумя контрфорсами, и, как во всех храмах обители, тесовую крышу заменили железной, а слюдяные окошки — стеклянными.

У входа в храм, в углублении ограды, с XVII века в киоте находилась чудотворная Казанская икона Божией Матери, перед которой горела неугасимая лампада.

В 1923 году надвратный храм был закрыт. При возрождении обители в 1992 году возвращен монастырю. После реставрационных работ и устройства нового иконостаса в 1993 году Феодоровскую церковь заново освятили. Теперь в ней совершаются ночные Литургии, исповеди и пострижения монашествующих.

Рядом со святыми воротами одновременно была построена каменная приворотенная келья, как ее называли – «караульная палатка». Некоторое время в ней жил преподобный Корнилий. А потом, переселившись в дом за стенами монастыря, он приходил сюда выслушивать нужды сестер и для духовной беседы с ними. Позднее в келье этой жили монахини-привратницы. Сейчас памятная келья преподобного Корнилия восстановлена, при входе ее – небольшая экспозиция по истории монастыря.

Материал из Wiki

Троицкая надвратная церковь - православный храм, оформляющий главный вход в Киево-Печерскую лавру . Возведён в начале XII века, после чего неоднократно реконструировался.

История

Построена церковь была в 1106-1108 годах как часть фортификаций Лавры , над главным входом в подземный монастырь. Церковь была основана внуком князя черниговского и великого князя киевского Святослава Ярославича , который отказался от своего княжеского статуса и стал монахом Печерского монастыря 17 ноября 1106 года под именем Николай Святоша . Николай 36 лет был монахом, и основал в Лавре больницу.

После значительного разрушения Успенского собора во время монгольского нашествия в 1240 году, Троицкая надвратная церковь стала главной церковью монастыря

В 1957-1958 годах в церкви проводились реставрационные работы, включая работы по восстановлению утерянных элементов декора, позолоту свода и ретуширование внешних картин.

Архитектура


Церковь расположена над Святыми вратами, которые являются главным входом в монастырь . Возле входа находятся комнаты для караульных . Церковь вклинивается между стенами монастыря, помогая защищать ворота . Наружные поверхности стен монастыря, ведущих к воротам, покрыты фресками. Они были полностью обновлены в 1900-1901 годах Д. Сониным и другими .

Троицкая надвратная церковь разделена на три нефа, каждый из которых содержит сферические апсиды . Внешняя каменная лестница ведёт в церковь .

Троицкая надвратная церковь является типичной каменной церковью времён Киевской Руси . Домонгольскую кладку можно лицезреть на южном фасаде здания. В 17-18 столетиях мастер Стефанович произвёл реконструкцию, и церковь была обновлена в стилистике украинского барокко . Именно во время этой реконструкции на церкви появились грушевидные купола, тогда же было обновлено её художественное убранство.

Сильнейшим акцентом внутреннего убранства Троицкой надвратной церкви является деревянный позолоченный иконостас , выполненный в 1734 г. лаврскими сницарями Иваном Опанасовым и Яковом Оветко в стиле украинского барокко . Он изготовлен из липы в технике «сквозной резьбы» и расписан мастерами малярни Никольского больничного монастыря . Интерьер церкви дополняет паникадило на 16 свечей, отлитое в 1724 г. Его вес составляет 664 кг.

Стенопись Троицкой надвратной церкви - ценнейший памятник украинского монументального искусства 20-30-х гг. ХVІІІ в. Она выделяется безупречным рисунком, сочностью и выразительностью красок, высоким композиционным мастерством, включает в себя более 100 композиций и представляет собой своеобразный богословский трактат в цветах, в котором православное догматическое учение о церкви изложено художественным языком эпохи барокко , с присущими ему поэтическими и эстетичными приемами. Иконографическая программа росписей с её тщательно разработанной богословской концепцией была создана совместно лаврскими малярами, иконописцами и богословами.

На западной стене центрального нефа находится композиция «Первый Вселенский (Никейский) собор», посвященную новому этапу в развития христианства - церковному съезду в Никее в 325 году. Вдоль этой стены - ряд деревянных скамей, изготовленных в 30-е гг. ХVІІІ в., спинки которых украшены живописными пейзажами. Эти стасии (или скамьи) предназначались для престарелых и больных монахов Никольского больничного монастыря.

Пол церкви устлан фигурными чугунными плитами, отлитыми на брянских заводах Демидовых в 1732 году.

Координаты : 50°26′05″ с. ш. 30°33′19″ в. д.  /  50.434715° с. ш. 30.555237° в. д.  / 50.434715; 30.555237 (G) (Я)

Напишите отзыв о статье "Троицкая надвратная церковь (Киево-Печерская лавра)"

Примечания

Ссылки

  • (Ukrainian). . Проверено 8 марта 2007. .
  • Kilesso, S.K. Kiev-Pecherskaya Lavra. - Iskusstvo, 1966-1970. - P. 144. - ISBN ISBN.
  • Umantsev, F. Troitska nadbramna tserkva Kyievo-Pecherskoi Lavry. - Mystetstvo, 1970. - P. 144. - ISBN ISBN.

Отрывок, характеризующий Троицкая надвратная церковь (Киево-Печерская лавра)

Несколько десятков тысяч человек лежало мертвыми в разных положениях и мундирах на полях и лугах, принадлежавших господам Давыдовым и казенным крестьянам, на тех полях и лугах, на которых сотни лет одновременно сбирали урожаи и пасли скот крестьяне деревень Бородина, Горок, Шевардина и Семеновского. На перевязочных пунктах на десятину места трава и земля были пропитаны кровью. Толпы раненых и нераненых разных команд людей, с испуганными лицами, с одной стороны брели назад к Можайску, с другой стороны – назад к Валуеву. Другие толпы, измученные и голодные, ведомые начальниками, шли вперед. Третьи стояли на местах и продолжали стрелять.
Над всем полем, прежде столь весело красивым, с его блестками штыков и дымами в утреннем солнце, стояла теперь мгла сырости и дыма и пахло странной кислотой селитры и крови. Собрались тучки, и стал накрапывать дождик на убитых, на раненых, на испуганных, и на изнуренных, и на сомневающихся людей. Как будто он говорил: «Довольно, довольно, люди. Перестаньте… Опомнитесь. Что вы делаете?»
Измученным, без пищи и без отдыха, людям той и другой стороны начинало одинаково приходить сомнение о том, следует ли им еще истреблять друг друга, и на всех лицах было заметно колебанье, и в каждой душе одинаково поднимался вопрос: «Зачем, для кого мне убивать и быть убитому? Убивайте, кого хотите, делайте, что хотите, а я не хочу больше!» Мысль эта к вечеру одинаково созрела в душе каждого. Всякую минуту могли все эти люди ужаснуться того, что они делали, бросить всо и побежать куда попало.
Но хотя уже к концу сражения люди чувствовали весь ужас своего поступка, хотя они и рады бы были перестать, какая то непонятная, таинственная сила еще продолжала руководить ими, и, запотелые, в порохе и крови, оставшиеся по одному на три, артиллеристы, хотя и спотыкаясь и задыхаясь от усталости, приносили заряды, заряжали, наводили, прикладывали фитили; и ядра так же быстро и жестоко перелетали с обеих сторон и расплюскивали человеческое тело, и продолжало совершаться то страшное дело, которое совершается не по воле людей, а по воле того, кто руководит людьми и мирами.
Тот, кто посмотрел бы на расстроенные зады русской армии, сказал бы, что французам стоит сделать еще одно маленькое усилие, и русская армия исчезнет; и тот, кто посмотрел бы на зады французов, сказал бы, что русским стоит сделать еще одно маленькое усилие, и французы погибнут. Но ни французы, ни русские не делали этого усилия, и пламя сражения медленно догорало.
Русские не делали этого усилия, потому что не они атаковали французов. В начале сражения они только стояли по дороге в Москву, загораживая ее, и точно так же они продолжали стоять при конце сражения, как они стояли при начале его. Но ежели бы даже цель русских состояла бы в том, чтобы сбить французов, они не могли сделать это последнее усилие, потому что все войска русских были разбиты, не было ни одной части войск, не пострадавшей в сражении, и русские, оставаясь на своих местах, потеряли половину своего войска.
Французам, с воспоминанием всех прежних пятнадцатилетних побед, с уверенностью в непобедимости Наполеона, с сознанием того, что они завладели частью поля сраженья, что они потеряли только одну четверть людей и что у них еще есть двадцатитысячная нетронутая гвардия, легко было сделать это усилие. Французам, атаковавшим русскую армию с целью сбить ее с позиции, должно было сделать это усилие, потому что до тех пор, пока русские, точно так же как и до сражения, загораживали дорогу в Москву, цель французов не была достигнута и все их усилия и потери пропали даром. Но французы не сделали этого усилия. Некоторые историки говорят, что Наполеону стоило дать свою нетронутую старую гвардию для того, чтобы сражение было выиграно. Говорить о том, что бы было, если бы Наполеон дал свою гвардию, все равно что говорить о том, что бы было, если б осенью сделалась весна. Этого не могло быть. Не Наполеон не дал своей гвардии, потому что он не захотел этого, но этого нельзя было сделать. Все генералы, офицеры, солдаты французской армии знали, что этого нельзя было сделать, потому что упадший дух войска не позволял этого.
Не один Наполеон испытывал то похожее на сновиденье чувство, что страшный размах руки падает бессильно, но все генералы, все участвовавшие и не участвовавшие солдаты французской армии, после всех опытов прежних сражений (где после вдесятеро меньших усилий неприятель бежал), испытывали одинаковое чувство ужаса перед тем врагом, который, потеряв половину войска, стоял так же грозно в конце, как и в начале сражения. Нравственная сила французской, атакующей армии была истощена. Не та победа, которая определяется подхваченными кусками материи на палках, называемых знаменами, и тем пространством, на котором стояли и стоят войска, – а победа нравственная, та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага и в своем бессилии, была одержана русскими под Бородиным. Французское нашествие, как разъяренный зверь, получивший в своем разбеге смертельную рану, чувствовало свою погибель; но оно не могло остановиться, так же как и не могло не отклониться вдвое слабейшее русское войско. После данного толчка французское войско еще могло докатиться до Москвы; но там, без новых усилий со стороны русского войска, оно должно было погибнуть, истекая кровью от смертельной, нанесенной при Бородине, раны. Прямым следствием Бородинского сражения было беспричинное бегство Наполеона из Москвы, возвращение по старой Смоленской дороге, погибель пятисоттысячного нашествия и погибель наполеоновской Франции, на которую в первый раз под Бородиным была наложена рука сильнейшего духом противника.