Туристический портал - ChemodanChik56

Туристический портал - ChemodanChik56

» » Маленькое государство хунза на границе с пакистаном. Племя хунза. Народ хунза. Особенности питания

Маленькое государство хунза на границе с пакистаном. Племя хунза. Народ хунза. Особенности питания

Долину реки Хунза (граница Индии и Пакистана) называют «оазисом молодости». Продолжительность жизни обитателей этой долины - 110-120 лет. Они почти никогда не болеют и выглядят молодо.

Значит, существует некий образ жизни, приближающийся к идеальному, когда люди чувствуют себя здоровыми, счастливыми, не стареют, как в других странах, уже к 40-50-летнему возрасту. Любопытно, что жители долины Хунза, в отличие от соседних народностей, внешне очень похожи на европейцев (как и калаши, которые живут совсем рядом).

Согласно легенде, расположенное здесь карликовое горское государство основала группа воинов армии Александра Македонского во время его Индийского похода. Они, естественно, установили тут строгую боевую дисциплину - такую, что жителям с мечами и щитами пришлось и спать, и есть, и даже плясать…

При этом хунзакуты с легкой иронией относятся к тому, что кого-то еще в мире называют горцами. Ну, в самом деле, не очевидно ли, что с полным правом это имя должны носить лишь те, кто живет возле знаменитого «места горной встречи» - точки, где сходятся три высочайшие системы мира: Гималаи, Гиндукуш и Каракорум. Из 14 пиков-восьмитысячников Земли пять находятся поблизости, в том числе вторая после Эвереста К2 (8611 метров), подъем на которую в альпинистском сообществе ценится даже больше, чем покорение Джомолунгмы. А что сказать о не менее прославленной здешней «вершине-убийце» Нанга-Парбат (8126 метров), похоронившей рекордное число восходителей? А о десятках семи- и шеститысячников, буквально «толпящихся» вокруг Хунзы?

Пройти через эти скальные массивы будет не под силу, если вы не спортсмен мирового уровня. Вы сможете лишь «просочиться» узкими перевалами, ущельями, тропами. Издревле эти редкие артерии контролировались княжествами, которые облагали значительной пошлиной все проходящие караваны. Хунза считалась среди них одним из самых влиятельных.

В далекой России про этот «затерянный мир» известно немного, причем по причинам не только географическим, но и политическим: Хунза, наряду с некоторыми другими долинами Гималаев, оказалась на территории, за которую почти 60 лет ведут яростный спор Индия и Пакистан (главным его предметом остается куда более обширный Кашмир).

СССР - от греха подальше - всегда старался дистанцироваться от конфликта. К примеру, в большинстве советских словарей и энциклопедий та же К2 (другое имя - Чогори) упомянута, но без указания местности, в которой она находится. Здешние, вполне традиционные названия были стерты и с советских карт, и, соответственно, из советского новостного лексикона. Но вот что удивительно: в Хунзе про Россию как раз знают все.

Два капитана

«Замком» многие местные жители почтительно называют Балтитский форт, нависающий со скалы над Каримабадом. Ему уже около 700 лет, и в свое время он служил местному независимому правителю и дворцом мира, и крепостью. Не лишенный импозантности снаружи, изнутри Балтит кажется мрачным и сырым. Полутемные помещения и бедная обстановка - обычные горшки, ложки, гигантская печь… В одном из помещений в полу люк - под ним мир (князь) Хунзы держал своих личных пленников. Светлых и больших помещений немного, пожалуй, лишь «балконный зал» производит приятное впечатление - отсюда открывается величественный вид на долину. На одной из стен этого зала - коллекция старинных музыкальных инструментов, на другой - оружие: сабли, мечи. И шашка, подаренная русскими.

В одной из комнат висит два портрета: британского капитана Янгхазбенда и русского капитана Громбчевского, которые решили судьбу княжества. В 1888 году на стыке Каракорума и Гималаев чуть не появилась русская станица: когда к тогдашнему миру Хунзы Сафдару Али прибыл с миссией русский офицер Бронислав Громбчевский. Тогда на границе Индостана и Средней Азии шла Большая Игра, активное противостояние двух сверхдержав XIX века - России и Великобритании. Не только военный, но и ученый, а впоследствии даже почетный член Императорского географического общества, этот человек не собирался завоевывать для своего царя земли. Да и было с ним тогда всего шестеро казаков. Но все же речь шла о скорейшем устройстве торговой фактории и политическом союзе. Россия, имевшая к тому времени влияние на всем Памире, устремила теперь свой взор к индийским товарам. Так капитан вступил в Игру.

Сафдар очень тепло принял его и охотно заключил предлагаемое соглашение - он опасался напиравших с юга англичан.

И, как оказалось, не без оснований. Миссия Громбчевского не на шутку встревожила Калькутту, где в то время находился двор вице-короля Британской Индии. И хотя специальные уполномоченные и шпионы успокаивали власти: вряд ли стоит опасаться появления русских войск на «макушке Индии» - с севера в Хунзу ведут слишком трудные перевалы, к тому же закрытые снегом большую часть года, - сюда было решено срочно отправить отряд под командованием Фрэнсиса Янгхазбенда.

Оба капитана были коллегами - «географами в погонах», они не раз встречались в памирских экспедициях. Теперь им предстояло определить будущее бесхозных «хунзакутских бандитов», как их называли в Калькутте.

В Хунзе тем временем потихоньку появлялись русские товары, оружие, а во дворце Балтит появился даже парадный портрет Александра III. Далекое горское правительство начало дипломатическую переписку с Санкт-Петербургом и предложило разместить у себя казачий гарнизон. А в 1891 году из Хунзы пришло сообщение: мир Сафдар Али официально просит о приеме его со всем народом в российское подданство. Эта весть скоро дошла и до Калькутты, в результате 1 декабря 1891 года горные стрелки Янгхазбенда захватили княжество, Сафдар Али бежал в Синьцзян. «Дверь в Индию для царя захлопнута», - написал британский оккупант вице-королю.

Так что российской территорией Хунза считала себя всего четыре дня. Правитель хунзакутов пожелал видеть себя русским, но официального ответа так и не успел получить. А британцы закрепились и держались тут до самого 1947 года, когда в ходе распада получившей независимость Британской Индии княжество вдруг оказалось на территории, подконтрольной мусульманам.

Сегодня Хунза управляется пакистанским Министерством по делам Кашмира и Северных территорий, но теплая память о несостоявшемся исходе Большой Игры осталась.

Более того, местные жители спрашивают у русских туристов, почему так мало туристов из России. При этом, хотя британцы и ушли почти 60 лет назад, до сих пор их хиппи наводняют территории.

Абрикосовые хиппи

Считается, что Хунзу заново для Запада открыли именно хиппи, которые бродили в 1970-е годы по Азии в поисках истины и экзотики. Причем популяризовали это место настолько, что даже обычный урюк американцы сегодня называют Hunza Apricot. Впрочем, сюда «детей цветов» влекли не только эти две категории, но и индийская конопля.

Одна из основных достопримечательностей Хунзы - ледник, который широкой холодной рекой спускается в долину. Впрочем, на многочисленных террасных полях выращивают картофель, овощи и коноплю, которую здесь не сколько курят, как добавляют в качестве приправы к мясным блюдам и супам.

Что же касается молодых длинноволосых ребят с надписью Hippie way на майках - то ли настоящих хиппи, то ли любителей ретро, - то они в Каримабаде в основном уплетают абрикосы. Это, несомненно, главная ценность хунзакутских садов. Весь Пакистан знает, что только здесь растут «ханские плоды», которые сочатся ароматным соком еще на деревьях.

Хунза привлекательна вовсе не только для радикальной молодежи - сюда едут и любители горных путешествий, и поклонники истории, и просто любители забраться подальше от родины. Дополняют картину, конечно, многочисленные скалолазы…

Поскольку долина находится на полдороге от Хунджерабского перевала до начала индостанских равнин, хунзакуты уверены, что контролируют путь вообще в «верхний мир». В горы как таковые. Трудно сказать, действительно ли это княжество когда-то основали солдаты Александра Великого или это были бактрийцы - арийские потомки когда-то единого великого русского народа, но какая-то тайна в появлении этого небольшого и самобытного в своем окружении народа, безусловно, есть. Говорит он на своем собственном языке бурушасхи (Burushaski, родство которого до сих пор не установлено ни с одним из языков мира, хотя все здесь знают и урду, а многие - английский), исповедует, конечно, как и большинство пакистанцев, ислам, но особого толка, а именно исмаилитского, одного из самых мистических и таинственных в религии, который исповедует до 95% населения. Поэтому в Хунзе вы не услышите привычных призывов на молитву, несущихся из динамиков минаретов. Все тихо, молитва - личное дело и время каждого.

Здоровье

Хунзы купаются в ледяной воде даже при 15-градусном морозе, до ста лет играют в подвижные игры, 40-летние женщины у них выглядят как девушки, в 60 лет сохраняют стройность и изящество фигуры, а в 65 лет еще рожают детей. Летом они питаются сырыми фруктами и овощами, зимой - высушенными на солнце абрикосами и пророщенными зернами, овечьей брынзой.

Река Хунза являлась естественной преградой для двух средневековых княжеств Хунза и Нагар. С XVII века эти княжества постоянно враждовали, воровали друг у друга женщин и детей и продавали в рабство. И те и другие жили в укрепленных деревнях. Интересно еще одно: у жителей есть период, когда фрукты еще не поспели, - он зовется «голодной весной» и продолжается от двух до четырех месяцев. В эти месяцы они почти ничего не едят и лишь раз в день пьют напиток из сушеных абрикосов. Такой пост возведен в культ и строго соблюдается.

Шотландский врач МакКаррисон, первым описавший Счастливую долину, подчеркивал, что потребление белков там находится на низшем уровне нормы, если вообще это можно назвать нормой. Суточная калорийность хунзы составляет в среднем 1933 ккал и включает в себя 50 г белка, 36 г жира и 365 г углеводов.

Шотландец жил в непосредственной близости от долины Хунза в течение 14 лет. Он пришел к выводу, что именно диета является основным фактором долголетия этого народа. Если человек питается неправильно, то от болезней его не спасет и горный климат. Поэтому неудивительно, что соседи хунза, живущие в тех же климатических условиях, страдают самыми различными заболеваниями. Их продолжительность жизни в два раза короче.

МакКаррисон, вернувшись в Англию, поставил интересные эксперименты на большом количестве животных. Одни из них питались обычной пищей лондонской рабочей семьи (белый хлеб, сельдь, сахар-рафинад, консервированные и вареные овощи). В итоге в этой группе стали появляться самые разнообразные «человеческие болезни». Другие же животные находились на диете хунза и на протяжении всего опыта оставались абсолютно здоровыми.

В книге «Хунзы - народ, который не знает болезней» Р. Бирхер подчеркивает следующие очень существенные достоинства модели питания в этой стране:

Прежде всего оно вегетарианское;
- большое количество сырых продуктов;
- в ежедневном рационе преобладают овощи и фрукты;
- продукты естественные, без всякой химизации, и приготовленные с сохранением всех биологически ценных веществ;
- алкоголь и лакомства потребляют исключительно редко;
- очень умеренное потребление соли;
- продукты, выращенные только на своей отечественной почве;
- регулярные периоды голодания.

К этому надо добавить и другие факторы, благоприятствующие здоровому долголетию. Но способ питания имеет здесь, несомненно, очень существенное, решающее значение.

В 1963 году в Хунзе побывала французская медицинская экспедиция. В результате проведенной ею переписи населения было выяснено, что средняя продолжительность жизни у хунзакутов составляет 120 лет, что вдвое превышает этот показатель среди европейцев. В августе 1977 года в Париже на международном раковом конгрессе было сделано заявление: «В соответствии с данными геоканцерологии (науки по изучению раковых заболеваний в разных регионах мира) полное отсутствие раковых заболеваний имеет место только среди народности хунза».

В апреле 1984 года одна из гонконгских газет сообщила о следующем удивительном случае. Один из хунзакутов, которого звали Саид Абдул Мобуд, прибывший в лондонский аэропорт Хитроу, привел в недоумение работников эмиграционной службы, когда предъявил паспорт. В соответствии с документом, хунзакут родился в 1823 году и ему исполнилось 160 лет. Сопровождавший Мобуда мулла отметил, что его подопечный считается святым в стране Хунза, славящейся своими долгожителями. У Мобуда отличное здоровье и здравый рассудок. Он прекрасно помнит события начиная с 1850 года.

О своем секрете долголетия местные жители говорят просто: будь вегетарианцем, трудись всегда и физически, постоянно двигайся и не меняй ритма жизни, тогда и проживешь лет до 120-150. Отличительные черты хунз как народа, обладающего «полноценным здоровьем»:

1) Высокая трудоспособность в широком смысле слова. У хунзов эта трудоспособность проявляется как во время работы, так и во время плясок и игр. Для них пройти 100–200 километров - все равно что для нас совершить короткую прогулку возле дома. Они необычайно легко взбираются на крутые горы, чтобы передать какое-то известие, и возвращаются домой свежие и веселые.

2) Жизнерадостность. Хунзы постоянно смеются, они всегда в хорошем расположении духа, даже если голодны и страдают от холода.

3) Исключительная стойкость. «У хунзов нервы крепкие, как канаты, и тонкие и нежные, как струна, - писал МакКарисон. - Они никогда не сердятся и не жалуются, не нервничают и не выказывают нетерпения, не ссорятся между собой и с полным душевным спокойствием переносят физическую боль, неприятности, шум и т.п.».

Долина реки Хунза находится на границе Индии и Пакистана, ее еще называют «оазисом молодости». Почему? Продолжительность жизни местных жителей - 110-120 лет. Они почти никогда не болеют и выглядят молодо.

Их долголетие до сих пор заводит в тупик исследователей. Интересно знать подробнее расскажет об жизни горного народа. Значит, существует некий образ жизни, приближающийся к идеальному, когда люди чувствуют себя здоровыми, счастливыми, не стареют, как в других странах, уже к 40-50-летнему возрасту. Любопытно, что жители долины Хунза, в отличие от соседних народностей, внешне очень похожи на европейцев (как и калаши, которые живут совсем рядом).

Согласно легенде, расположенное здесь карликовое горское государство основала группа воинов армии Александра Македонского во время его Индийского похода. Они, естественно, установили тут строгую боевую дисциплину - такую, что жителям с мечами и щитами пришлось и спать, и есть, и даже плясать…

При этом хунзакуты с легкой иронией относятся к тому, что кого-то еще в мире называют горцами. Ну, в самом деле, не очевидно ли, что с полным правом это имя должны носить лишь те, кто живет возле знаменитого «места горной встречи» - точки, где сходятся три высочайшие системы мира: Гималаи, Гиндукуш и Каракорум. Из 14 пиков-восьмитысячников Земли пять находятся поблизости, в том числе вторая после Эвереста К2 (8 611 метров), подъем на которую в альпинистском сообществе ценится даже больше, чем покорение Джомолунгмы. А что сказать о не менее прославленной здешней «вершине-убийце» Нанга-Парбат (8 126 метров), похоронившей рекордное число восходителей? А о десятках семи- и шеститысячников, буквально «толпящихся» вокруг Хунзы?

Пройти через эти скальные массивы будет не под силу, если вы не спортсмен мирового уровня. Вы сможете лишь «просочиться» узкими перевалами, ущельями, тропами. Издревле эти редкие артерии контролировались княжествами, которые облагали значительной пошлиной все проходящие караваны. Хунза считалась среди них одним из самых влиятельных.

В далекой России про этот «затерянный мир» известно немного, причем по причинам не только географическим, но и политическим: Хунза, наряду с некоторыми другими долинами Гималаев, оказалась на территории, за которую почти 60 лет ведут яростный спор Индия и Пакистан (главным его предметом остается куда более обширный Кашмир).

СССР - от греха подальше - всегда старался дистанцироваться от конфликта. К примеру, в большинстве советских словарей и энциклопедий та же К2 (другое имя - Чогори) упомянута, но без указания местности, в которой она находится. Здешние, вполне традиционные названия были стерты и с советских карт, и, соответственно, из советского новостного лексикона. Но вот что удивительно: в Хунзе про Россию как раз знают все.
Два капитана

«Замком» многие местные жители почтительно называют Балтитский форт, нависающий со скалы над Каримабадом. Ему уже около 700 лет, и в свое время он служил местному независимому правителю и дворцом мира, и крепостью. Не лишенный импозантности снаружи, изнутри Балтит кажется мрачным и сырым. Полутемные помещения и бедная обстановка - обычные горшки, ложки, гигантская печь… В одном из помещений в полу люк - под ним мир (князь) Хунзы держал своих личных пленников. Светлых и больших помещений немного, пожалуй, лишь «балконный зал» производит приятное впечатление - отсюда открывается величественный вид на долину. На одной из стен этого зала - коллекция старинных музыкальных инструментов, на другой - оружие: сабли, мечи. И шашка, подаренная русскими.

В одной из комнат висит два портрета: британского капитана Янгхазбенда и русского капитанаГромбчевского, которые решили судьбу княжества. В 1888 году на стыке Каракорума и Гималаев чуть не появилась русская станица: когда к тогдашнему миру Хунзы Сафдару Али прибыл с миссией русский офицер Бронислав Громбчевский. Тогда на границе Индостана и Средней Азии шла Большая Игра, активное противостояние двух сверхдержав XIX века - России и Великобритании. Не только военный, но и ученый, а впоследствии даже почетный член Императорского географического общества, этот человек не собирался завоевывать для своего царя земли. Да и было с ним тогда всего шестеро казаков. Но все же речь шла о скорейшем устройстве торговой фактории и политическом союзе. Россия, имевшая к тому времени влияние на всем Памире, устремила теперь свой взор к индийским товарам. Так капитан вступил в Игру.

Сафдар очень тепло принял его и охотно заключил предлагаемое соглашение - он опасался напиравших с юга англичан.

И, как оказалось, не без оснований. Миссия Громбчевского не на шутку встревожила Калькутту, где в то время находился двор вице-короля Британской Индии. И хотя специальные уполномоченные и шпионы успокаивали власти: вряд ли стоит опасаться появления русских войск на «макушке Индии» - с севера в Хунзу ведут слишком трудные перевалы, к тому же закрытые снегом большую часть года, - сюда было решено срочно отправить отряд под командованием Фрэнсиса Янгхазбенда.

Оба капитана были коллегами - «географами в погонах», они не раз встречались в памирских экспедициях. Теперь им предстояло определить будущее бесхозных «хунзакутских бандитов», как их называли в Калькутте.

В Хунзе тем временем потихоньку появлялись русские товары, оружие, а во дворце Балтит появился даже парадный портрет Александра III. Далекое горское правительство начало дипломатическую переписку с Санкт-Петербургом и предложило разместить у себя казачий гарнизон. А в 1891 году из Хунзы пришло сообщение: мир Сафдар Али официально просит о приеме его со всем народом в российское подданство. Эта весть скоро дошла и до Калькутты, в результате 1 декабря 1891 года горные стрелки Янгхазбенда захватили княжество, Сафдар Али бежал в Синьцзян. «Дверь в Индию для царя захлопнута», - написал британский оккупант вице-королю.

Так что, российской территорией Хунза считала себя всего четыре дня. Правитель хунзакутов пожелал видеть себя русским, но официального ответа так и не успел получить. А британцы закрепились и держались тут до самого 1947 года, когда в ходе распада получившей независимость Британской Индии княжество вдруг оказалось на территории, подконтрольной мусульманам.

Сегодня Хунза управляется пакистанским Министерством по делам Кашмира и Северных территорий, но теплая память о несостоявшемся исходе Большой Игры, осталась.

Более того, местные жители спрашивают у русских туристов, почему так мало туристов из России. При этом британцы, хотя и ушли почти 60 лет назад, до сих пор их хиппи наводняют территории.

Абрикосовые хиппи

Считается, что Хунзу заново для Запада открыли именно хиппи, которые бродили в 1970-е годы по Азии в поисках истины и экзотики. Причем, популяризовали это место настолько, что даже обычный урюк американцы сегодня называют Hunza Apricot. Впрочем, сюда «детей цветов» влекли не только эти две категории, но и индийская конопля.

Одна из основных достопримечательностей Хунзы - ледник, который широкой холодной рекой спускается в долину. Впрочем, на многочисленных террасные полях выращивают картофель, овощи и коноплю, которую здесь не сколько курят, как добавляют в качестве приправы к мясным блюдам и супам.

Что же касается молодых длинноволосых ребят с надписью Hippie way на майках - то ли настоящих хиппи, то ли любителей ретро, - то они в Каримабаде а в основном уплетают абрикосы. Это, несомненно, главная ценность хунзакутских садов. Весь Пакистан знает, что только здесь растут «ханские плоды», которые сочатся ароматным соком еще на деревьях.

Хунза привлекательна вовсе не только для радикальной молодежи - сюда едут и любители горных путешествий, и поклонники истории, и просто любители забраться подальше от родины. Дополняют картину, конечно, многочисленные скалолазы…

Поскольку долина находится на полдороги от Хунджерабского перевала до начала индостанских равнин, хунзакуты уверены, что контролируют путь вообще в «верхний мир». В горы, как таковые. Трудно сказать, действительно ли это княжество когда-то основали солдаты Александра Великого, или это были бактрийцы – арийские потомки когда-то единого великого русского народа, но какая-то тайна в появлении этого небольшого и самобытного в своем окружении народа, безусловно, есть. Говорит он на своем собственном языке бурушасхи (Burushaski, родство которого до сих пор не установлено ни с одним из языков мира, хотя все здесь знают и урду, а многие - английский), исповедует, конечно, как и большинство пакистанцев, ислам, но особого толка, а именно исмаилитского, одного из самых мистических и таинственных в религии, который исповедует до 95% населения. Поэтому в Хунзе вы не услышите привычных призывов на молитву, несущихся из динамиков минаретов. Все тихо, молитва - личное дело и время каждого.
Здоровье

Хунзы купаются в ледяной воде даже при 15 градусном морозе, до ста лет играют в подвижные игры, 40-летние женщины у них выглядят как девушки, в 60 лет сохраняют стройность и изящество фигуры, а в 65 лет ещё рожают детей. Летом они питаются сырыми фруктами и овощами, зимой - высушенными на солнце абрикосами и пророщенными зернами, овечьей брынзой.

Река Хунза являлась естественной преградой для двух средневековых княжеств Хунза и Нагар. С XVII века эти княжества постоянно враждовали, воровали друг у друга женщин и детей и продавали в рабство. И те, и другие жили в укрепленных деревнях. Интересно еще одно: у жителей есть период, когда фрукты еще не поспели - он зовется «голодной весной» и продолжается от двух до четырех месяцев. В эти месяцы они почти ничего не едят и лишь раз в день пьют напиток из сушеных абрикосов. Такой пост возведен в культ и строго соблюдается.

Шотландский врач МакКаррисон, первым описавший Счастливую долину, подчеркивал, что потребление белков там находится на низшем уровне нормы, если вообще это можно назвать нормой. Суточная калорийность хунзы составляет в среднем 1933 ккал и включает в себя 50 г белка, 36 г жира и 365 углеводов.

Шотландец жил в непосредственной близости от долины Хунза в течение 14 лет. Он пришел к выводу, что именно диета является основным фактором долголетия этого народа. Если человек питается неправильно, то от болезней его не спасет и горный климат. Поэтому не удивительно, что соседи хунза, живущие в тех же климатических условиях, страдают самыми различными заболеваниями. Их продолжительность жизни в два раза короче.

Мак Каррисон, вернувшись в Англию, поставил интересные эксперименты на большом количестве животных. Одни из них питались обычной пищей лондонской рабочей семьи (белый хлеб, сельдь, сахар- рафинад, консервированные и вареные овощи). В итоге в этой группе стали появляться самые разнообразные «человеческие болезни». Другие же животные находились на диете хунза и на протяжении всего опыта оставались абсолютно здоровыми.

В книге «Хунзы - народ, который не знает болезней» Р. Бирхер подчеркивает следующие очень существенные достоинства модели питания в этой стране:

Прежде всего оно вегетарианское;
- большое количество сырых продуктов;
- в ежедневном рационе преобладают овощи и фрукты;
- продукты естественные, без всякой химизации и приготовленные с сохранением всех биологически ценных веществ;
- алкоголь и лакомства потребляют исключительно редко;
- очень умеренное потребление соли; продукты, выращенные только на своей отечественной почве;
- регулярные периоды голодания.

К этому надо добавить и другие факторы, благоприятствующие здоровому долголетию. Но способ питания имеет здесь, несомненно, очень существенное, решающее значение.

В 1963 году в Хунзе побывала французская медицинская экспедиция. В результате проведенной ею переписи населения было выяснено, что средняя продолжительность жизни у хунзакутов составляет 120 лет, что вдвое превышает этот показатель среди европейцев. В августе 1977 года в Париже не международном раковом конгрессе было сделано заявление: «В соответствии с данными геоканцерологии (науки по изучению раковых заболеваний в разных регионах мира) полное отсутствие раковых заболеваний имеет место только среди народности хунза».

В апреле 1984 г. одна из гонконгских газет сообщила о следующем удивительном случае. Один из хунзакутов, которого звали Саид Абдул Мобут, прибывший в лондонский аэропорт Хитроу, привел в недоумение работников эмиграционной службы, когда предъявил паспорт. В соответствии с документом, хунзакут родился в 1823 году и ему исполнилось 160 лет. Сопровождавший Мобуда мулла отметил, что его подопечный считается святым в стране Хунза, славящейся своими долгожителями. У Мобуда отличное здоровье и здравый рассудок. Он прекрасно помнит события, начиная с 1850 г.

О своем секрете долголетия местные жители говорят просто: будь вегетарианцем, трудись всегда и физически, постоянно двигайся и не меняй ритма жизни, тогда и проживешь лет до 120-150. Отличительные черты хунз как народа, обладающего «полноценным здоровьем»:

1) Высокая трудоспособность в широком смысле слова. У хунзов эта трудоспособность проявляется как во время работы, так и во время плясок и игр. Для них пройти 100–200 километров - все равно, что для нас совершить короткую прогулку возле дома. Они необычайно легко взбираются на крутые горы, чтобы передать какое-то известие, и возвращаются домой свежие и веселые.

2) Жизнерадостность. Хунзы постоянно смеются, они всегда в хорошем расположении духа, даже если голодны и страдают от холода.

3) Исключительная стойкость. «У хунзов нервы крепкие, как канаты, и тонкие и нежные, как струна,- писал МакКарисон.- Они никогда не сердятся и не жалуются, не нервничают и не выказывают нетерпения, не ссорятся между собой и с полным душевным спокойствием переносят физическую боль, неприятности, шум и т. п.»

Долина реки Хунза находится на высоте около 2000 метров над уровнем моря, между двумя самыми высокими горными хребтами на Земле: Гиндукушем и Каракорумом. Эта территория на границе Индии и Пакистана почти полностью изолирована от остального мира высокими горами и опасными ледниками. Но заслуженно считается «оазисом молодости». Ведь именно здесь живут осколки удивительного народа хунза.

Имеется множество свидетельств о том, что на Земле существует удивительное племя, представители которого никогда не болеют, выглядят молодо и удивительно долго живут. Они называют себя хунза, или хунзакуты. По разным данным, их численность составляет от 15 до 87 тысяч человек. Хунзакуты живут в очень суровых условиях на севере Индии, в штате Джамму и Кашмир, в 100 километрах от самого северного города Индии Гилгита. Географическая изоляция позволила им сохранить свои естественные привычки и образ жизни, который формировался в течение тысячелетий.

Любопытно, но хунза, в отличие от соседних народностей, внешне очень похожи на европейцев. Не исключено, что основателями их первых общин были купцы и воины из армии Александра Македонского, которые осели здесь во время похода по горным долинам реки Инд.

Столица этого района — Каримабад. Более 95% населения — мусульмане, господствующий язык — бурушаски. До сих пор не установлено родство этого уникального языка с каким-либо другим языком или языковой семьей мира. Река Хунза являлась естественной преградой для двух средневековых княжеств -Хунза и Нагар. С XVII века эти княжества постоянно враждовали, воровали друг у друга женщин и детей и продавали их в рабство. И те, и другие жили в хорошо укрепленных деревнях.

Народ хунза живет неподалеку от племени калашей и внешне похож на них. И у хунза и у калашей много голубоглазых и светловолосых.

Пройти через эти скальные массивы можно лишь по узким перевалам, ущельям и тропам. С древнейших времен эти пути контролировались княжествами, которые облагали значительной пошлиной все проходящие караваны. Среди них Хунза считалось одним из самых влиятельных. Под влиянием хунзакутов было ущелье, по которому пролегал путь из Синьцзяна в Кашмир. Здесь они занимались регулярными грабежами и поборами с купцов и путников.

Поэтому их опасались как кашмирские войска на юге, так и кочевники-киргизы на севере. Так что хунза были далеко не так миролюбивы, как о них пишут в европейских источниках. Однако прославились они не своей воинственностью, а поразительным здоровьем и уникальным долголетием.

Люди этого племени доживают в среднем до 120 лет, причем даже в столетнем возрасте они работают и ходят в горы. Их 40-летние женщины выглядят как юные девушки, а в 60 лет они еще очень активны. Утверждают, что женщины хунза способны рожать и в 65 лет.

Волшебная диета

Традиционно считается, что впервые о хунза рассказал европейцам талантливый английский военный врач Роберт Мак-Каррисон. В начале XX века он семь лет лечил больных в этом забытом богом районе, и якобы за все эти годы не встретил ни одного больного хунзакута. Он зафиксировал лишь несколько переломов костей и воспаление глаз.

На самом деле одним из первых исследователей этого района был британский полковник Джон Бидделф, живший в Гилгите с 1877 по 1881 год. Этот военный и по совместительству исследователь широкого профиля написал объемный труд «Племена Гиндукуша», в котором, наряду с другими народностями, описал и хунзакутов. Об их потрясающем здоровье и долголетии писали и другие ученые.

Большинство из них сделали вывод, что секрет долголетия хунза заключается в системе их питания. Потребление белков у горцев находится на низшем уровне нормы, а вынужденная диета и приводит к долгожительству. Если человек питается неправильно, то от болезней его не спасет и горный климат. Поэтому неудивительно, что соседи хунза постоянно болеют и живут в два раза меньше.

Свой секрет долголетия местные жители видят в вегетарианстве, физическом труде и постоянном движении. Их основными продуктами питания являются овощи, зерновые культуры и свежие фрукты. Единственный плод, который они засушивают, -это абрикосы. Часть овощей употребляется в сыром виде, часть в тушеном. Хлеб едят только черный. Причем при обмолоте зерна отруби не выбрасываются, а употребляются вместе с мукой.

Часть зерновых культур употребляется в виде проросших зерен. Молоко и молочные продукты, соль, лакомства и алкоголь употребляются в крайне малом количестве. Надо признать, что хунза не являются строгими вегетарианцами. Тем не менее использование животной пищи очень скромное. Большинство из них только один или два раза в год едят мясо. Так как большинство хунза мусульмане, они никогда не употребляют свинину и кровь.

Раз в год, в то время, когда деревья не плодоносят, у племени наступает период голодания. Он может длиться от двух до четырех месяцев. Хунза его называют «голодной весной». В это время жители пьют воду, настоянную на сушеных абрикосах. Такой режим питания возведен в культ и строго соблюдается. Интересно, что дни вынужденного голодания никого не беспокоят и не тревожат. Хунза живут в это время так же интенсивно, как и в «сытые» дни. Видимо, вынужденное голодание является мощным стимулом для очищения организма и сохранения здоровья.

Назло болезням

На самом деле мнение, что хунзакуты практически не болеют, не совсем верно. Они действительно не знают о раке, сердечно-сосудистых заболеваниях, диабете и преждевременном старении. Мак-Каррисон проработал на должности хирурга в Гилгите с 1904 по 1911 год и, по его словам, не обнаружил у хунзакутов расстройств пищеварения, язвы желудка, аппендицита, колита и рака. Однако упор в исследованиях он делал на заболеваниях, связанных исключительно с питанием. Множество других болезней осталось вне его поля зрения.

Отец и сын

В 1964 году эту область посетила группа американских врачей-кардиологов. Они обследовали 25 человек в возрасте 90-110 лет и пришли к выводу, что у них абсолютно все было в норме: и кровяное давление, и уровень холестерина, и функция сердца.

Но не все так безоблачно, как пытаются представить многие журналисты или адепты вегетарианства. Например, полковник Дэвид Лоример, проживший в Хунзе два года (1933-й и 1934-й) отметил в своей книге: «После зимы дети хунзакутов выглядят истощенными и страдают различного вида кожными болезнями, которые проходят, лишь когда земля дает первые урожаи». Причиной этого, по его мнению, был недостаток витаминов.

Еще более конкретным был американский ученый Джон Кларк. В 1950 году он отправился в княжество, где проработал в общей сложности 20 месяцев и вел подробную статистику лечения местных жителей. За это время он принял 5 тысяч 684 пациента (население княжества на тот момент составляло менее 20 тысяч человек). То есть примерно четвертая часть хунзакутов нуждалась в лечении.

Какие же это были болезни? «К счастью, у большинства были легко диагностируемые заболевания: малярия, дизентерия, трахома, стригущий лишай, кожная сыпь и так далее», — отмечал врач. Кроме того, Кларк описал один случай цинги и диагностировал у хунзакутов серьезные проблемы с зубами и глазами, особенно у стариков. Зубы болели от почти полного отсутствия в еде жиров и витамина D. Проблемы же с глазами у них возникали из-за того, что в домах топили «по-черному», а дым очага с годами разъедал глаза.

И тем не менее в 1963 году в Хунзе побывала французская медицинская экспедиция, которая провела перепись населения и установила, что средняя продолжительность жизни здесь составляет 120 лет, что вдвое превышает этот уровень у европейцев. В августе 1977 года в Париже на международном раковом конгрессе было сделано заявление, что «полное отсутствие раковых заболеваний имеет место только среди народности хунза».

Похоже, что хунза реально обладают завидным здоровьем и их с полным основанием можно считать единственным относительно здоровым народом в мире. Для них пройти 100-200 километров — обычное дело. Они легко взбираются на крутые горы и возвращаются домой свежими и веселыми.

Утверждают, что хунза постоянно смеются и всегда в хорошем настроении, они никогда не нервничают и не ссорятся между собой. Учитывая же их исключительную бедность и отсутствие какой-либо внушительной собственности, становятся понятными их оптимизм, юмор и стабильно безмятежное настроение. Благодаря этому хунзакутов можно считать и самыми счастливыми людьми на Земле.

Значит, существует некий образ жизни, приближающийся к идеальному, когда люди чувствуют себя здоровыми, счастливыми, не стареют, как в других странах, уже к 40-50-летнему возрасту. Любопытно, что жители долины Хунза, в отличие от соседних народностей, внешне очень похожи на европейцев (как и калаши, которые живут совсем рядом).

Согласно легенде, расположенное здесь карликовое горское государство основала группа воинов армии Александра Македонского во время его Индийского похода. Они, естественно, установили тут строгую боевую дисциплину - такую, что жителям с мечами и щитами пришлось и спать, и есть, и даже плясать…

При этом хунзакуты с легкой иронией относятся к тому, что кого-то еще в мире называют горцами. Ну, в самом деле, не очевидно ли, что с полным правом это имя должны носить лишь те, кто живет возле знаменитого «места горной встречи» - точки, где сходятся три высочайшие системы мира: Гималаи, Гиндукуш и Каракорум. Из 14 пиков-восьмитысячников Земли пять находятся поблизости, в том числе вторая после Эвереста К2 (8611 метров), подъем на которую в альпинистском сообществе ценится даже больше, чем покорение Джомолунгмы. А что сказать о не менее прославленной здешней «вершине-убийце» Нанга-Парбат (8126 метров), похоронившей рекордное число восходителей? А о десятках семи- и шеститысячников, буквально «толпящихся» вокруг Хунзы?

Пройти через эти скальные массивы будет не под силу, если вы не спортсмен мирового уровня. Вы сможете лишь «просочиться» узкими перевалами, ущельями, тропами. Издревле эти редкие артерии контролировались княжествами, которые облагали значительной пошлиной все проходящие караваны. Хунза считалась среди них одним из самых влиятельных.

В далекой России про этот «затерянный мир» известно немного, причем по причинам не только географическим, но и политическим: Хунза, наряду с некоторыми другими долинами Гималаев, оказалась на территории, за которую почти 60 лет ведут яростный спор Индия и Пакистан (главным его предметом остается куда более обширный Кашмир).

СССР - от греха подальше - всегда старался дистанцироваться от конфликта. К примеру, в большинстве советских словарей и энциклопедий та же К2 (другое имя - Чогори) упомянута, но без указания местности, в которой она находится. Здешние, вполне традиционные названия были стерты и с советских карт , и, соответственно, из советского новостного лексикона. Но вот что удивительно: в Хунзе про Россию как раз знают все.

Два капитана

«Замком» многие местные жители почтительно называют Балтитский форт, нависающий со скалы над Каримабадом. Ему уже около 700 лет, и в свое время он служил местному независимому правителю и дворцом мира, и крепостью. Не лишенный импозантности снаружи, изнутри Балтит кажется мрачным и сырым. Полутемные помещения и бедная обстановка - обычные горшки, ложки, гигантская печь… В одном из помещений в полу люк - под ним мир (князь) Хунзы держал своих личных пленников. Светлых и больших помещений немного, пожалуй, лишь «балконный зал» производит приятное впечатление - отсюда открывается величественный вид на долину. На одной из стен этого зала - коллекция старинных музыкальных инструментов, на другой - оружие: сабли, мечи. И шашка, подаренная русскими.

В одной из комнат висит два портрета: британского капитана Янгхазбенда и русского капитана Громбчевского, которые решили судьбу княжества. В 1888 году на стыке Каракорума и Гималаев чуть не появилась русская станица: когда к тогдашнему миру Хунзы Сафдару Али прибыл с миссией русский офицер Бронислав Громбчевский. Тогда на границе Индостана и Средней Азии шла Большая Игра, активное противостояние двух сверхдержав XIX века - России и Великобритании. Не только военный, но и ученый, а впоследствии даже почетный член Императорского географического общества, этот человек не собирался завоевывать для своего царя земли. Да и было с ним тогда всего шестеро казаков. Но все же речь шла о скорейшем устройстве торговой фактории и политическом союзе. Россия, имевшая к тому времени влияние на всем Памире, устремила теперь свой взор к индийским товарам. Так капитан вступил в Игру.

Сафдар очень тепло принял его и охотно заключил предлагаемое соглашение - он опасался напиравших с юга англичан.

И, как оказалось, не без оснований. Миссия Громбчевского не на шутку встревожила Калькутту, где в то время находился двор вице-короля Британской Индии. И хотя специальные уполномоченные и шпионы успокаивали власти: вряд ли стоит опасаться появления русских войск на «макушке Индии» - с севера в Хунзу ведут слишком трудные перевалы, к тому же закрытые снегом большую часть года, - сюда было решено срочно отправить отряд под командованием Фрэнсиса Янгхазбенда.

Оба капитана были коллегами - «географами в погонах», они не раз встречались в памирских экспедициях. Теперь им предстояло определить будущее бесхозных «хунзакутских бандитов», как их называли в Калькутте.

В Хунзе тем временем потихоньку появлялись русские товары, оружие, а во дворце Балтит появился даже парадный портрет Александра III. Далекое горское правительство начало дипломатическую переписку с Санкт-Петербургом и предложило разместить у себя казачий гарнизон. А в 1891 году из Хунзы пришло сообщение: мир Сафдар Али официально просит о приеме его со всем народом в российское подданство. Эта весть скоро дошла и до Калькутты, в результате 1 декабря 1891 года горные стрелки Янгхазбенда захватили княжество, Сафдар Али бежал в Синьцзян «Дверь в Индию для царя захлопнута», - написал британский оккупант вице-королю.

Так что российской территорией Хунза считала себя всего четыре дня. Правитель хунзакутов пожелал видеть себя русским, но официального ответа так и не успел получить. А британцы закрепились и держались тут до самого 1947 года, когда в ходе распада получившей независимость Британской Индии княжество вдруг оказалось на территории, подконтрольной мусульманам.

Сегодня Хунза управляется пакистанским Министерством по делам Кашмира и Северных территорий, но теплая память о несостоявшемся исходе Большой Игры осталась.

Более того, местные жители спрашивают у русских туристов, почему так мало туристов из России. При этом, хотя британцы и ушли почти 60 лет назад, до сих пор их хиппи наводняют территории.

Считается, что Хунзу заново для Запада открыли именно хиппи, которые бродили в 1970-е годы по Азии в поисках истины и экзотики. Причем популяризовали это место настолько, что даже обычный урюк американцы сегодня называют Hunza Apricot. Впрочем, сюда «детей цветов» влекли не только эти две категории, но и индийская конопля.

Одна из основных достопримечательностей Хунзы - ледник, который широкой холодной рекой спускается в долину. Впрочем, на многочисленных террасных полях выращивают картофель, овощи и коноплю, которую здесь не сколько курят, как добавляют в качестве приправы к мясным блюдам и супам.

Что же касается молодых длинноволосых ребят с надписью Hippie way на майках - то ли настоящих хиппи, то ли любителей ретро, - то они в Каримабаде в основном уплетают абрикосы. Это, несомненно, главная ценность хунзакутских садов. Весь Пакистан знает, что только здесь растут «ханские плоды», которые сочатся ароматным соком еще на деревьях.

Хунза привлекательна вовсе не только для радикальной молодежи - сюда едут и любители горных путешествий, и поклонники истории, и просто любители забраться подальше от родины. Дополняют картину, конечно, многочисленные скалолазы…

Поскольку долина находится на полдороге от Хунджерабского перевала до начала индостанских равнин, хунзакуты уверены, что контролируют путь вообще в «верхний мир». В горы как таковые. Трудно сказать, действительно ли это княжество когда-то основали солдаты Александра Великого или это были бактрийцы - арийские потомки когда-то единого великого русского народа, но какая-то тайна в появлении этого небольшого и самобытного в своем окружении народа, безусловно, есть. Говорит он на своем собственном языке бурушасхи (Burushaski, родство которого до сих пор не установлено ни с одним из языков мира, хотя все здесь знают и урду, а многие - английский), исповедует, конечно, как и большинство пакистанцев, ислам, но особого толка, а именно исмаилитского, одного из самых мистических и таинственных в религии, который исповедует до 95% населения. Поэтому в Хунзе вы не услышите привычных призывов на молитву несущихся из динамиков минаретов. Все тихо, молитва - личное дело и время каждого.

Здоровье

Хунзы купаются в ледяной воде даже при 15-градусном морозе, до ста лет играют в подвижные игры, 40-летние женщины у них выглядят как девушки, в 60 лет сохраняют стройность и изящество фигуры, а в 65 лет еще рожают детей. Летом они питаются сырыми фруктами и овощами, зимой - высушенными на солнце абрикосами и пророщенными зернами, овечьей брынзой.

Река Хунза являлась естественной преградой для двух средневековых княжеств Хунза и Нагар. С XVII века эти княжества постоянно враждовали, воровали друг у друга женщин и детей и продавали в рабство. И те и другие жили в укрепленных деревнях. Интересно еще одно: у жителей есть период, когда фрукты еще не поспели, - он зовется «голодной весной» и продолжается от двух до четырех месяцев. В эти месяцы они почти ничего не едят и лишь раз в день пьют напиток из сушеных абрикосов. Такой пост возведен в культ и строго соблюдается.

Шотландский врач МакКаррисон, первым описавший Счастливую долину, подчеркивал, что потребление белков там находится на низшем уровне нормы, если вообще это можно назвать нормой. Суточная калорийность хунзы составляет в среднем 1933 ккал и включает в себя 50 г белка, 36 г жира и 365 г углеводов.

Шотландец жил в непосредственной близости от долины Хунза в течение 14 лет. Он пришел к выводу, что именно диета является основным фактором долголетия этого народа. Если человек питается неправильно, то от болезней его не спасет и горный климат. Поэтому неудивительно, что соседи хунза, живущие в тех же климатических условиях, страдают самыми различными заболеваниями. Их продолжительность жизни в два раза короче.

МакКаррисон, вернувшись в Англию, поставил интересные эксперименты на большом количестве животных. Одни из них питались обычной пищей лондонской рабочей семьи (белый хлеб , сельдь, сахар-рафинад, консервированные и вареные овощи). В итоге в этой группе стали появляться самые разнообразные «человеческие болезни». Другие же животные находились на диете хунза и на протяжении всего опыта оставались абсолютно здоровыми.

В книге «Хунзы - народ, который не знает болезней» Р. Бирхер подчеркивает следующие очень существенные достоинства модели питания в этой стране:

Прежде всего оно вегетарианское;
- большое количество сырых продуктов;
- в ежедневном рационе преобладают овощи и фрукты;
- продукты естественные, без всякой химизации, и приготовленные с сохранением всех биологически ценных веществ;
- алкоголь и лакомства потребляют исключительно редко;
- очень умеренное потребление соли;
- продукты, выращенные только на своей отечественной почве;
- регулярные периоды голодания.

К этому надо добавить и другие факторы, благоприятствующие здоровому долголетию. Но способ питания имеет здесь, несомненно, очень существенное, решающее значение.

В 1963 году в Хунзе побывала французская медицинская экспедиция. В результате проведенной ею переписи населения было выяснено, что средняя продолжительность жизни у хунзакутов составляет 120 лет, что вдвое превышает этот показатель среди европейцев. В августе 1977 года в Париже на международном раковом конгрессе было сделано заявление: «В соответствии с данными геоканцерологии (науки по изучению раковых заболеваний в разных регионах мира) полное отсутствие раковых заболеваний имеет место только среди народности хунза»

В апреле 1984 года одна из гонконгских газет сообщила о следующем удивительном случае. Один из хунзакутов, которого звали Саид Абдул Мобуд, прибывший в лондонский аэропорт Хитроу, привел в недоумение работников эмиграционной службы, когда предъявил паспорт. В соответствии с документом, хунзакут родился в 1823 году и ему исполнилось 160 лет. Сопровождавший Мобуда мулла отметил, что его подопечный считается святым в стране Хунза, славящейся своими долгожителями. У Мобуда отличное здоровье и здравый рассудок. Он прекрасно помнит события начиная с 1850 года.

О своем секрете долголетия местные жители говорят просто: будь вегетарианцем, трудись всегда и физически, постоянно двигайся и не меняй ритма жизни, тогда и проживешь лет до 120-150. Отличительные черты хунз как народа, обладающего «полноценным здоровьем»:

1) Высокая трудоспособность в широком смысле слова. У хунзов эта трудоспособность проявляется как во время работы, так и во время плясок и игр. Для них пройти 100–200 километров - все равно что для нас совершить короткую прогулку возле дома. Они необычайно легко взбираются на крутые горы, чтобы передать какое-то известие, и возвращаются домой свежие и веселые.

2) Жизнерадостность. Хунзы постоянно смеются они всегда в хорошем расположении духа, даже если голодны и страдают от холода.

3) Исключительная стойкость. «У хунзов нервы крепкие, как канаты, и тонкие и нежные, как струна, - писал МакКарисон. - Они никогда не сердятся и не жалуются, не нервничают и не выказывают нетерпения, не ссорятся между собой и с полным душевным спокойствием переносят физическую боль, неприятности, шум и т.п.».

На границе Пакистана и Индии расположена долина Хунза, через которую протекает одноименная река. Здесь сходятся три высочайшие горные системы мира: Гималаи, Гиндукуш и Каракорум. Но не этим славится Хунза. Неофициальные ее названия – «долина долгожителей», «оазис здоровья» – говорят сами за себя. Местные жители никогда не болеют, а средняя продолжительность их жизни составляет… 120 лет! Прожить столько, по мнению хунзакутов, может каждый.

Значительная часть народа Хунзы живут 100 и более лет при этом жизненные силы в этом возрасте у них существенно сохраняются. Долгое время считалось, что необычные эффекты долговечности племя хунза имеют благодаря генетическим факторам.

Тем не менее, исследования показали, что экологические факторы играют более важную роль, чем наследственность. Эти факторы включают в себя:

  1. диета, которая основывается, прежде всего, на продуктах растительного происхождения
  2. простой и естественный образ жизни с большим количеством физической активности.

Племя долгожителей хунза не знают о:

  • раке,
  • сердечно-сосудистых заболеваниях,
  • диабете
  • и преждевременном старении.

Здоровые привычки Хунза

Известные американские врачи-кардиологи посетили эту область в 1964 году и выполнили различные исследования, в которых принимали участия 25 человек в возрасте 90-110 лет. Врачи пришли к выводу, что абсолютно все было в норме, и кровяное давление, и уровень холестерина и функция сердца.

Диета Хунза очень простая. Она основывается на свежих и сушеных фруктах, орехах, бобовых и зерновых культурах. Также они потребляют молоко в очень небольших количествах, и большинство из них только один или два раза в год едят мясо.
Следует подчеркнуть, что Хунзы едят только два раза в день , несмотря на суровый климат и географические условия, в которых они живут.

Хунзы - питание

Злаки

Значительную часть рациона Хунза состоит из зерен: ячменя, проса, пшеницы и гречихи. Они используется для приготовления пресного хлеба, который они едят при каждом приеме пищи. В хлебе, в дополнение к крахмалу, который является основным ингредиентом в белой муке, содержатся также ростки пророщенной пшеницы и отруби. Они особенно богаты витамином Е, который является мощным противораковым антиоксидантом.

Фрукты и овощи

Фрукты и овощи являются неотъемлемой частью рациона людей Хунза. Они, как правило, потребляются в сушенном или сыром виде. Если пища проходит термическую обработку, обычно это овощи, то они готовятся очень быстро.

К наиболее потребляемым фруктам относятся: абрикосы, яблоки, груши, персики, вишня, шелковица, ежевика и виноград. В основном выращивается абрикос, который едят в свежем и сушеном виде . Кроме того едят зерна абрикос, которые находятся в косточках.

Хунза используют свежие абрикосовые косточки для изготовления масла. Ядра измельчают на каменной мельнице, а затем полученную массу давят между плоскими камнями. Масло используется для приготовления пищи или как соус для салата.
Оно также служит в качестве лосьона для лица и волос. Также абрикосы используется для приготовления освежающего напитка.

Абрикосовый напиток пью во время «голодной весны» - времени ежегодного поста . Весной еды много и около 2 месяцев это народ проводит в посте - максимальное воздержание от пищи.

При приготовлении сладких блюд они не используют сахар , так известно, что плоды богаты сложными углеводами, которые в отличие от рафинированного белого сахара, очень полезны для человеческого тела.

К наиболее потребляемым овощам относятся: фасоль, горох, нут, морковь, пастернак, картофель, тыква, салат и шпинат.

Орешки

Рецепт миндального масла, которые используются для приготовления пищи, долгожители хунза передают из поколения в поколение, Как питание часто встречается сочетание фруктов и овощей с орехами. Орехи содержат моно- и полиненасыщемые жирные кислоты, такие как линолевая, линоленовая и олеиновая, которые очень необходимы в рационе людей. Насыщенные жирные кислоты, которыми богаты продукты животного происхождения, наоборот являются ненужными и часто вредными для человеческого тела.

Продукты животного происхождения

Надо признать, что народность хунза не является строгими вегетарианцами. Тем не менее, использование животной пищи очень скромное. Мясо едят почти исключительно на праздники, такие как Ид аль-Адха, а некоторые торжества, такие как день рождение или свадьба. В тех редких случаях, когда они едят мясо, то оно подается в скромных порциях, нарезанное небольшими длинными кусочками, сваренное ранее в кипящей воде. Так как большинство Хунза мусульмане, следующие религиозному указу не потреблять кровь, содержащуюся в животной плоти. Этот указ пришел из Библии, где Бог это повелел Моисею и еврейскому народу. Мусульмане приняли эту заповедь, потому что Моисей (Муса) считается пророком Божьим. Дело в том, что кровь и жир животного содержит вредные вещества для здоровья человека: мочевую кислоту, насыщенные жирные кислоты, холестерин, вредные бактерии и вирусы, а также различные паразиты. Хунза обычно потребляют курицу, а баранину и говядину в самых редких случаях. Понятно, что говядина используется редко, поскольку в этих горных регионах скот является настоящим сокровищем.