Туристический портал - ChemodanChik56

Туристический портал - ChemodanChik56

» » "Летучий голландец" французского флота: жизнь и смерть подводной лодки "Сюркуф". Канувшие в бездну Летучий голландец подводная лодка немецкая

"Летучий голландец" французского флота: жизнь и смерть подводной лодки "Сюркуф". Канувшие в бездну Летучий голландец подводная лодка немецкая

1 февраля 1960 года, залив Гольфо-Нуэво, что в тысяче трехстах километрах к югу от Буэнос-Айреса. Суровые, неприветливые берега, где и по сию пору витают тени каравелл Магеллана, с упорством и настойчивостью искавшего новый — западный — путь в Индию. Итак, в тот день моряки аргентинского сторожевика «Муратуре» засекли с помощью гидролокатора полузатонувший объект — он находился на тридцатиметровой глубине, в нескольких милях от корабля. Не исключено, что это были обломки потерпевшего крушение судна. А может — неизвестная подводная лодка: ведь несколькими днями раньше в туманной дымке, у самой линии горизонта, видели странный корабль, глубоко сидевший в воде, — на поверхности торчала только надстройка, похожая на орудийную башню; однако вскоре неопознанный корабль исчез из вида.

И сигнал, отраженный на экране гидролокатора «Муратуре», лишний раз подтверждал это предположение. Надо было заставить неизвестную подлодку всплыть. В ход пошли учебные глубинные бомбы. Вслед за тем послышались глухие отзвуки взрывов, вспенивших поверхность залива во многих местах. Потом наступила тишина. И долгие минуты ожидания.
Но море было пустынно.

Между тем гидролокатор аргентинского сторожевика продолжал перехватывать таинственные сигналы. Моряки на «Муратуре» пребывали в недоумении и растерянности: что же это за цель — недосягаемая, неуязвимая. Ну прямо настоящий корабль-призрак. Что верно, то верно, только на этот раз им оказалась подводная лодка — первый «летучий голландец» морских глубин.

Логично было думать, что атакованная подлодка попытается уйти в открытое море. Однако на самом деле она предпочла искать убежище там же, в Гольфо-Нуэво, даже несмотря на то, что залив мог стать для нее западней.

Призрак Гольфо-Нуэво

Залив Гольфо-Нуэво уходит в глубь Южноамериканского материка на добрую сотню километров; берега его сплошь изрезаны песчанистыми бухтами в окаймлении отвесных скал, за которыми тянутся волнообразные дюны. На всем побережье — один-единственный городишко, Пуэрто-Мадрин. В общем, залив этот мало кто знает, однако за какую-нибудь пару недель о нем узнали многие, потому как именно он стал своего рода сценой, на которой разыгралась одна из величайших трагикомедий, что когда-либо происходили на море.

А началась она с того, что в один прекрасный день в безмятежном небе над Гольфо-Нуэво появилась бригада бомбардировщиков с тяжелыми бомбами на борту. Летчики кружили над заливом в поисках цели — и со стороны это казалось даже очень забавным. Но вот самолеты устремились в атаку. И вслед за тем водная гладь словно вскипела — в воздух взметнулись столбы пены и брызг, которые медленно рассыпались под дуновением легкого ветра.

Затем самолеты пронеслись над самой поверхностью залива, едва не касаясь крыльями угасающей зыби, поднятой взрывами бомб. И вдруг в воде промелькнула длинная, сигарообразная, с неровными очертаниями, тень. «Мы засекли подводную лодку на малой глубине, — докладывал потом один из летчиков. — Длина ее корпуса превышала сто метров. На носу и корме мы разглядели шахты пусковых ракетных установок».

Но на этом дело не закончилось. Вода над лодкой вспенилась — на поверхности появилось какое-то пятно. Черное, переливающееся маслянистое пятно.

Подводная лодка, похоже, была подбита. Однако на следующий день, 4 февраля, она всплыла на поверхность и на полном ходу устремилась к выходу из залива, двигаясь зигзагами, чтобы не попасть под обстрел сторожевых кораблей, а потом снова ушла на глубину.

Через два дня подлодка предприняла еще одну попытку оторваться от преследования. Сигнал на гидролокаторах аргентинских сторожевиков становился все слабее и в конце концов исчез вовсе...

Так уж получилось, что события, произошедшие в Гольфо-Нуэво, породили легенду: в диком, пустынном месте вдруг появляется таинственный, неопознанный объект — он то всплывает на поверхность, то исчезает под водой, потом снова появляется как ни в чем не бывало, и ничем его не прошибешь — ни бомбами, ни снарядами. Пока объект несколько дней таился на глубине, в Аргентине начали говорить о каком-то странном недоразумении, или видении, или даже заурядном надувательстве. Но вот на сцене появился священнослужитель — архиепископ Мариатио Перес. Однажды он ехал вдоль Гольфо-Нуэво на машине и вдруг заметил на сверкающей в лучах полуденного солнца глади залива продолговатый серый предмет, который с четверть часа шел на малой скорости, а потом погрузился под воду.

Аргентинские власти удивились: надо же, служитель церкви, а все туда же — разглагольствует про какие-то видения! Но потом призадумались: а что, если это и правда была подводная лодка?

Да, но чья? На официальный запрос из Буэнос-Айреса Вашингтон ответил, что вблизи аргентинских берегов нет ни одной американской подводной лодки. Ближайшая же в феврале находилась в двух с половиной тысячах километров от Гольфо-Нуэво. СССР также подтвердил, что в то время близ берегов Аргентины не было ни одной советской подлодки.

Сотрудники Главного штаба аргентинских ВМС пребывали в недоумении. Самый верный способ узнать, какой стране принадлежит таинственная лодка, — заставить ее наконец всплыть на поверхность. И тогдашний президент Аргентины Фрондиси не уставал повторять: «Надо действовать...», но против кого?..

Соединенные Штаты направили в Аргентину самые современные вооружение и средства обнаружения... Едва на экранах гидролокаторов начинал трепетать сигнал, с авианосца «Индепенденс», крейсировавшего у входа в Гольфо-Нуэво, тотчас взмывали в небо самолеты. Гладь залива взбухала от разрывов бомб — но все безрезультатно, если не считать тонны оглушенной рыбы, всплывавшей на поверхность.

Тогда-то и поползли по стране всевозможные слухи: в заливе, дескать, выловили тело аквалангиста, который был убит как раз в тот момент, когда ремонтировал поврежденный взрывом корпус подводной лодки. А кое-кто даже утверждал, что неизвестная подлодка высадила на берег отряд диверсантов, с тем чтобы убить президента Эйзенхауэра во время его предстоящего визита в Аргентину. Вскоре пошли разговоры и о наваждениях...

25 февраля аргентинские власти объявили о том, что поиски подводной лодки прекращены. Но с чего бы это вдруг? То ли лодка убралась восвояси? То ли еще по какой-то неведомой причине? И все же — какой? Как всегда бывает в подобных случаях, ни на один из поставленных вопросов не было дано точного ответа. Зато по стране опять поползли слухи. К примеру, такие: советское правительство направило-де президенту Фрондиси секретную ноту. Интересно знать, что это была за нота? Быть может, в ней содержалось решительное требование закрыть дело о загадочных событиях в Гольфо-Нуэво?..

Как знать, как знать, однако дело это так никогда и не закончилось — оно получило дальнейшее продолжение. Так подводная лодка-призрак навсегда вошла в историю тайн и загадок, связанных с морем.

На пути к бегству

Многие предполагали, что таинственная подлодка из Гольфо-Нуэво принадлежала ВМФ «третьего рейха», а к берегам Южной Америки, за тридевять земель, ее занесло в поисках надежного убежища — хотя с тех пор, как капитулировала фашистская Германия, минуло полтора десятка лет. Так родилась легенда, и основана она была, как и многие легенды, на вполне реальных фактах.

Ранним утром 10 июля 1945 года у аргентинского берега, прямо напротив города Мардель-Плата, всплыла подводная лодка и на малой скорости направилась к кораблю морской пограничной охраны «Белграно». Подойдя ближе, она подала световой сигнал — просьбу предоставить ей убежище в аргентинском порту. Это была подлодка U-530, командовал ею Отто Вермоутт. Он заявил, что вышел из Киля 19 февраля. Переждав какое-то время у берегов Норвегии, он прорвался в Атлантику и пересек океан с севера на юг — чтобы не попасть в руки к русским.

Но только ли по этой причине Отто Вермоутт отважился на столь долгий и опасный переход? Скорее всего, причин на самом деле было несколько. И главная — во всяком случае, так поговаривали в то время — заключалась в другом. Было известно, что где-то на побережье Норвегии действителен» базировался секретный дивизион немецких подводных лодок, находившийся в полном распоряжении руководителей «третьего рейха». И 16 июля «Таймс» даже предположила, что одна из них доставила Гитлера в Аргентину.

17 июля 1945 года у аргентинского побережья были замечены еще две подводные лодки. 17 августа в Мардель-Плата зашла U-977 под командованием Хайнца Шеффера, — у нее было на исходе горючее. U-977 и U-530 были не единственными немецкими подводными лодками, покинувшими берега Европы в последние дни второй мировой войны. В действительности, их было гораздо больше, вот только многие из них пропали без вести, некоторые были потоплены, как, например, знаменитая U-853, груженная золотом на общую сумму миллион долларов. И лишь далеко не многим удалось добраться до далеких берегов, где они рассчитывали обрести верное убежище. Так, 25 сентября 1946 года капитан американского китобойца «Джулиана II» заявил, что неподалеку от Фолклендских островов он наткнулся на подводную лодку, и ее командир приказал американцам отдать весь запас топлива. По другим, непроверенным, сведениям, немецкие подводные лодки видели у берегов Патагонии даже в пятидесятых годах. Что, если «летучий голландец», зашедший в Гольфо-Нуэво, был одной из них? Впрочем, маловероятно. Не имея ремонтной базы, запасных частей и, что самое главное, топлива и продовольствия, ни одна подлодка не смогла бы плавать автономно столько лет.

Как бы то ни было, немецкие подводные лодки времен второй мировой войны давали о себе знать и в 1965 году. Например, 2 июня американский водолаз Ли Приттимэн обнаружил и сфотографировал на сорокадвухметровой глубине близ Нью-Йорка, между Лонг-Айлендом и побережьем, обломки большой подводной лодки. Предположительно это были обломки знаменитого «Сюркуфа».

Официально считалось, что «Сюркуф» затонул 18 февраля 1942 года в результате столкновения с транспортным кораблем. Но не у Лонг-Айленда, а в трех тысячах восьмистах километрах от Нью-Йорка и в ста сорока километрах к востоку-северо-востоку от входа в Панамский канал.

В свое время «Сюркуф» был самой крупной и самой мощной в мире подводной лодкой — настоящим крейсером, с огромной рубкой, сплошь утыканной стволами 203-миллиметровых пушек и зенитных пулеметов; на лодке имелись десять торпедных аппаратов, кроме того, на ее борту помещался гидросамолет и служили сто пятьдесят человек команды.

Эта громадина должна была сеять ужас в морях и океанах: ибо назвали ее в честь знаменитого корсара, чье имя, пережив века, стало легендарным. Однако в 1939 — 1940 годах, когда началась война, «Сюркуфу» была уготовлена роль сторожевого подводного корабля, которому надлежало сопровождать канадские конвои. В июне 1940 года «Сюркуф» стоял в ремонтном доке во французском порту Брест, когда туда нагрянули немцы. Лодке чудом удалось выйти в море — и она благополучно дошла до Плимута. Там-то и начались ее злоключения. Английские моряки попытались было завладеть «Сюркуфом». Французы воспротивились. Со стороны англичан последовали угрозы. Вспыхнула ссора. В ход пошли револьверы. В перестрелке были убиты двое английских офицеров и один французский матрос...

В дальнейшем, переоснащенный на средства «Свободной Франции» («Свободная Франция» — патриотическое движение за освобождение Франции от фашистских оккупантов, возглавляемое Шарлем де Голлем.), «Сюркуф» снова отправился сопровождать морские конвои. 12 февраля 1942 года он снялся с Бермудских островов и взял курс на Таити — через Панамский канал. С тех пор его больше никто не видел.

18 февраля американский транспорт «Томсон Лайке» покинул Кристобаль (Кристобаль — порт в Панаме, расположенный на выходе из Панамского канала, в Карибском море.) и направился в бухту Гуантанамо (Гуантанамо — бухта на юго-восточном побережье острова Куба.) в тот день было пасмурно, на море стояла легкая зыбь.

Надвигалась ночь. Волнение на море усилилось. Ходовые огни на «Томсон Лайке» в целях маскировки затемнены: ничего не попишешь — война. На мостике, обступив рулевого, безмолвно стоят трое — капитан и два вахтенных офицера; горит только одна лампочка — освещающая картушку компаса, и в ее слабом свете лица у всех четверых кажутся неестественно осунувшимися. Напряженные взгляды устремлены в ночь. Видимость оставляет желать лучшего.

В 22 часа 30 минут — едва различимая вспышка на мгновение разорвала тьму. Может, моряков подвело зрение?
А может, это обыкновенное свечение моря? Впрочем, не исключено, что прямо по курсу — корабль. Раздается крик: «Лево на борт, живо!»

Штурвал резко поворачивается по команде — «Томсон Лайке» всей своей тяжестью заваливается на левый борт. Корпус корабля вздрагивает под ударами волн и на мгновение исчезает за стеной пенных брызг.
Секунды тянутся долго, очень долго.

Капитан и его подчиненные стоят, открыв рты от удивления, брови нахмурены, руки сжаты в кулаки — моряки продолжают ощупывать беспокойными взглядами тьму, которая становится еще гуще, словно пытаясь скрыть надвигающуюся беду. На лицах моряков появляется слабая надежда: что, если призрачный огонь им и впрямь привиделся...
Ан нет! Вот он снова — огонь. Уже очень близко. Сомнений нет: это — корабль. До него, кажется, совсем рукой подать.

Капитан отдает новую команду: «Право руля!» Надо попытаться обойти неизвестный корабль с кормы.
Однако все усилия безнадежны. И тщетны. Раздается удар — где-то под днищем «Томсон Лайке». Глухой удар — и пронзительное эхо по всему кораблю.

Дальше был сущий ад: в черное небо взметнулся огромный столб пламени, озаривший мрачными отблесками вздыбившийся нос транспорта и ослепивший моряков. Огонь, который, казалось, вырвался из самых глубин моря, принес на палубу едкий, удушающий смрад горящего топлива.

Потом и правда было нечто, напоминающее видение. Вдоль правого борта «Томсон Лайке» проплыло что-то огромное и черное, похожее на торчащие из воды обломки корабля. За видением последовал взрыв, потрясший тяжело загруженный транспорт, как утлую лодчонку, в воздух вновь взвились языки пламени, слившиеся в один огненный фонтан, как бы увенчавший трагедию. Когда пламя, чуть ослабнув, опустилось на палубу, на море опять воцарились ночь и безмолвие.

Все это напоминало кошмар, в котором смешались пространство и время, — пробуждение было нелегким и мучительным. На «Томсон Лайке» вспыхнул сначала один прожектор, потом другой. Оба луча, прорезав тьму, упали в море. Оно было пустынно — ни обломков кораблекрушения, ни шлюпок, ни воздетых над волнами рук спасшихся людей. Единственное, что было более или менее ясно различимо на поверхности, — широкое, переливающееся маслянистое пятно.
«Томсон Лайке» крейсировал до самого рассвета, то и дело меняя курс — прочесывая злополучный участок Карибского моря миля за милей...

Пришло время дать оценку случившемуся. Этим занялись эксперты. Заслушав показания капитана «Томсон Лайке» и членов экипажа, следственная комиссия пришла к единодушному заключению: транспорт потопил подводную лодку.

Гибель неизвестной подлодки многим показалась тогда нелепой — тут уж наверняка не обошлось без злой иронии судьбы. В самом деле, подводная лодка способна потопить любой корабль, грузовой, пассажирский или военный... и даже выиграть войну. Зато на поверхности, да еще в ночное время, она довольно уязвима — особенно если столкнется с надводным кораблем, каким бы то ни было. Тогда подводная лодка идет ко дну. А потом — и такое иногда случалось — обломки могут вновь всплыть на поверхность, подобно призраку, восставшему из преисподней.

В случае с «Томсон Лайке» обломков не было, и подтверждение тому — прошедший мимо транспорта, уже после взрыва, таинственный черный объект, низко сидящий в воде, который вслед за тем бесследно исчез. Потому-то все и решили, что транспортное судно потопило немецкую подводную лодку.

И это — что именно немецкую — казалось вполне невероятным. Почему? Да очень просто. 11 декабря 1941 года Германия вступила в войну с Соединенными Штатами, и сразу же после этого у восточного побережья Америки — от Нью-Йорка до Флориды — появились подводные лодки «третьего рейха». В начале января 1942 года их было пять, в июле — семьдесят, а в сентябре — уже добрая сотня. И действовали они на редкость эффективно, что ввергало американцев в ужас. Еще бы: ведь только с января по апрель 1942 года они отправили на дно сто девяносто восемь кораблей, причем едва ли не на выходе из портов.

Американцы не оказывали агрессорам никакого сопротивления. Хотя, впрочем, и рады были бы — но чем? В самом начале военных действий на вооружении американской береговой охраны состояла всего лишь дюжина сторожевиков да сотня самолетов-развалюх, тогда как в сложившихся обстоятельствах и того, и другого требовалось раз в десять больше. Лишь несколько судов-ловушек (Судно-ловушка — обычно торговое судно, переоборудованное для борьбы с подводными лодками.) совершали бесстрашные рейды в Карибское море — и среди них была одна большая яхта с мощным мотором, вооруженная тяжелыми пулеметами, базуками, глубинными бомбами и оснащенная надежными средствами маскировки. А командовал яхтой сорокатрехлетний здоровяк с коротко стриженной бородой, обрамлявшей скуластое лицо, — словом, не кто иной, как знаменитый писатель Эрнест Хемингуэй. Он действовал дерзко и решительно — подпускал вражеские подлодки как можно ближе и открывал по ним огонь из всех видов оружия, что имелось у него на борту.

В первые годы войны немецких подводных лодок в Карибском море было не счесть. Они пиратствовали там повсюду — грабили сухогрузы и выходившие из Маракайбо и с Кюрасао нефтеналивные танкеры. И все же в период с января по июнь 1942 года немцы потеряли двадцать одну лодку. Что, если как раз одну из них и потопил «Томсон Лайке»?

Что же касается «Сюркуфа», американское правительство сделало в связи с его исчезновением вполне официальное заявление, где среди прочего говорилось, что «подводную лодку «Сюркуф», вышедшую с Бермудских островов курсом на Таити, следует считать пропавшей без вести, поскольку она довольно долго не дает о себе знать»...

Массовому вторжению немецких подводных лодок в американские территориальные воды после вступления Соединенных Штатов в войну предшествовал период долгой подготовки. Некоторые даже утверждали, что какая-то немецкая лодка не раз побывала в гавани Ньюпорта еще в декабре 1941 года. Это был большой транспорт, предназначенный для снабжения других подлодок. Его обслуживала французская команда. Да и плавал он под трехцветным флагом.

И вот однажды ночью, буквально через несколько дней после начала военных действий, эту громадину застал врасплох американский противолодочный корабль (ПЛК) — как раз в то время, когда с нее переправляли на борт другой лодки запасы продовольствия. Американцы открыли огонь — и подводная плавбаза вмиг затонула. Где же это произошло? Как раз неподалеку от Лонг-Айленда. И немецкий моряк, знакомец Ли Приттимэна, утверждал, что это и был «Сюркуф», в один злополучный день захваченный немцами и переданный на вооружение ВМФ «третьего рейха», — только под французским флагом.

Как ни удивительно, прикоснувшись к этой загадочной истории, мы как бы переступили грань, лежащую между реальностью и фантазией. Однако на этот раз фантазия превзошла самое себя. Ведь «Сюркуф», как известно, покинул Бермуды 12 февраля 1942 года. Стало быть, немцы никак не могли захватить его до вступления Соединенных Штатов в войну — то есть до 13 декабря 1941 года.

Однако, даже если допустить, что «Сюркуф» торпедировали немцы или по ошибке сами же американцы, как это могло случиться вблизи Нью-Йорка, если он лежит много севернее от трассы Бермуды — Панама?

Конечно, наиболее вероятным было предположить, что «Сюркуф» затонул в результате столкновения с транспортным кораблем. Но столь обычный — хотя и трагический — конец подлодки-гиганта, разумеется, мало кого бы устроил, и потому ее загадочное исчезновение тотчас легло в основу легенды.

«Титаник» морских глубин

В 1955 году в подводном флоте произошла революция. 17 января капитан одной подлодки впервые послал в эфир сообщение: «Идем на атомном двигателе».

Отныне отпала всякая необходимость пополнять запасы топлива в дальнем походе — энергии маленького уранового стержня с лихвой хватало, чтобы обогнуть земной шар двадцать раз кряду. Теперь даже не нужно было всплывать на поверхность, чтобы рассчитать координаты, — автоматический радиосекстант, улавливающий электромагнитные волны звезд, позволял определять местоположение в постоянном подводном режиме. Кроме того, благодаря регенераторам воздуха, опреснительным и холодильным установкам — для хранения больших запасов продуктов — подводная лодка уже могла находиться на глубине, не всплывая, от двух до трех месяцев. Так, например, в 1960 году «Тритону» понадобилось всего-навсего восемьдесят четыре дня, чтобы совершить автономное кругосветное плавание под водой.

Вскоре атомные подлодки снискали себе славу непотопляемых. Таким, к примеру, был «Трешер», «самая быстрая, самая надежная и самая маневренная подводная лодка американских ВМС», — словом, «Титаник» морских глубин.

10 апреля 1963 года телетайпы разнесли по всему миру короткую — однако совершенно невероятную — весть: «Во время учебного погружения пропала без вести американская атомная подводная лодка «Трешер». Что?.. Неужели это морское чудище, словно воскресшее из средневековых легенд и нагонявшее, благодаря своему суперсовременному вооружению, ужас на надводные корабли, пошло ко дну из-за какой-нибудь пустяковой течи или механической поломки? Да быть того не может!

Все произошло на удивление просто — и это только усугубило несчастье. Накануне трагедии «Трешер» покинул портсмутский арсенал, где его отремонтировали и перевооружили, и вышел в открытое море, чтобы пройти ходовые испытания в подводном положении. 10 апреля он достиг предельной глубины. За ходом погружения следил корабль «Скайларк». Каждые четверть часа из глубин океана по гидрофону доносился голос. Подлодка прошла полпути до предельной глубины — до критической точки погружения осталось сто метров. Наконец предельная глубина достигнута. В 9 часов 12 минут в гидрофоне снова послышался спокойный, чуть гнусавый, металлический голос, прозвучавший далеким-далеким эхом, как будто исходил он из самой преисподней: «Испытываем незначительные осложнения. Переходим на положительный угол подъема. Пытаемся продуть балласт. До связи».
Дальше — молчание.

Долгое, напряженное молчание. Слишком долгое. И слишком напряженное. Люди на «Скайларке» уже теряли терпение. И вот в гидрофоне, с поверхности, прозвучал вопрос: «Как там у вас — лодка слушается управления?» Казалось бы, самый обычный вопрос — но сколько в нем тревоги! Однако ответа на него не последовало...

Наконец сквозь бесчисленные помехи из бездны донеслись обрывочные, невнятные крики: «Испытательная глубина!..», и дальше что-то вроде: «...перешли допустимый предел...» Потом раздались щелчки — и снова наступила тишина. Однако, по свидетельству экипажа батискафа, спущенного со «Скайларка», тишина не была мертвой — ее наполняли тысячи далеких, едва различимых звуков, к которым вскоре примешался отчетливый треск и следом за тем — странный грохот, точно от взрыва. Великан «Трешер», непобедимый, непотопляемый «Трешер», сплющился на огромной глубине, как жалкая консервная банка, и разлетелся на множество обломков, которые медленно опустились на морское дно.

В течение следующих нескольких дней обломки «Трешера» — или хотя бы следы крушения — искали тридцать три надводных корабля. На другой день после катастрофы какая-то подводная лодка поймала «отчетливые, резкие звуковые сигналы». Откуда они взялись? Быть может, их подавали подводники, чудом уцелевшие в каком-нибудь наглухо задраенном отсеке полуразрушенной лодки? Но министерство ВМС Соединенных Штатов не приняло в расчет эту последнюю надежду: на «Трешере» не было передатчика, могущего передавать похожие сигналы. Итак, «Трешер» исчез, причем бесследно.

А дальше произошла довольно странная вещь. Точнее, это был мираж, подобный тому, что моряки, рыщущие в поисках затонувших кораблей, видели уже не раз. Однажды со «Скайларка», поймавшего последние сообщения «Трешера», заметили неизвестный корабль «грязно-серого цвета». Он двигался, глубоко осев в воде, надстроек на нем не было — только какой-то странный предмет треугольной формы над мостиком. Что за предмет? Один из матросов «Скайларка» позже сообщил: «Сначала мы было решили, что это подводная лодка с парусом...» Чудеса, да и только: атомная подлодка с парусом!

Однако шутки в сторону. В том, что «Трешер» затонул, увы, не возникало никаких сомнений: в том месте, где случилась катастрофа, на поверхности моря вскоре были обнаружены нефтяные пятна и разные предметы, бесспорно, принадлежавшие «Трешеру».

Но отчего все-таки лодка затонула? Не выдержал корпус? Что ж, вполне возможно: ведь засек же гидролокатор «Скайларка» шум, похожий на треск. Да, но в таком случае на поверхность всплыло бы куда больше обломков. Скорее всего, трещали водонепроницаемые переборки, не выдержавшие шального напора воды, хлынувшей внутрь лодки в образовавшуюся под огромным давлением течь.

Чуть позднее на глубину 2800 метров, где покоились обломки «Трешера», опустился батискаф «Триест». Находившиеся на его борту изыскатели сфотографировали все, что осталось от развалившейся на куски подлодки, и подняли на поверхность отдельные части трубопровода.

Покуда эксперты скрупулезно изучали извлеченные с океанского дна находки, пошли слухи, будто «Трешер» затонул оттого, что его отремонтировали на скорую руку, что он стал жертвой диверсии или что его атаковала советская подлодка. Подобного рода домыслы к тому же подкреплялись докладом экипажа «Боинга-707»: 11 апреля летчики, пролетая над Атлантикой, наблюдали на поверхности океана странный водоворот; да, но это случилось в 2500 километрах от места катастрофы.

Если причина гибели «Трешера» была более или менее ясна, то катастрофа атомной подводной лодки «Скорпион» осталась полной загадкой — величайшей из морских тайн.

После учений в Средиземном море «Скорпион» отправился на базу в Норфолк, штат Вирджиния. Лодка должна была подойти к американскому берегу 21 мая 1968 года, в 17 часов ровно. Однако в тот день она так и не вернулась на базу. Что же с нею стряслось?

Обширный по площади квадрат в восьмидесяти километрах от берега — между точкой, откуда поступило последнее «радио» от «Скорпиона», и Норфолком — миля за милей обшарили 55 кораблей и 30 самолетов. Впрочем, их могло быть больше или меньше — какая разница. Главное, чего недоставало морякам и летчикам, — удачи и везения.

Через некоторое время в 1 300 километрах от Азорских островов поисковый самолет заметил на поверхности океана маслянистое пятно и одинокий предмет оранжевого цвета. Но подоспевшие в указанное место спасательные корабли ничего похожего на описанный летчиками предмет не обнаружили. Может, то был сигнальный буек, выпущенный потерпевшими кораблекрушение подводниками. А может, и нет. Ведь в океане дрейфует великое множество самых разных обломков, и у каждого есть своя история и тайна.

Но вот в один прекрасный день какой-то радиолюбитель из Йоркшира поймал невероятное сообщение: «На связи «Скорпион». У нас вышел из строя конденсатор. Но мы попытаемся дотянуть до базы». Однако в министерстве ВМС США опять только пожали плечами. Если сообщение ретранслировалось через аварийный радиобуй, выпущенный со «Скорпиона», оно должно было повториться несколько раз: аварийные радиобуи запрограммированы на постоянную передачу сигнала бедствия. Так что высшие чины американского ВМФ отнеслись к известию йоркширского радиолюбителя с очевидным недоверием.

Но, как бы то ни было, надежда отыскать «Скорпион» пока не пропала. 31 мая другая американская подводная лодка засекла с помощью гидролокатора объект вытянутой, сигарообразной, формы, лежавший на пятидесятипятиметровой глубине в ста десяти километрах от мыса Генри. В указанное место тут же опустились аквалангисты — «объектом» оказался ржавый, обросший водорослями и ракушками корпус немецкой подлодки, затонувшей в годы второй мировой войны...

8 июня «Ньюсуик» писал, что «Скорпиону» было поручено секретное задание наблюдать за советской атомной подводной лодкой. Дальше журнал намекал, что даже в мирное время подобные операции слежения нередко заканчиваются трагически. Однако бывают и исключения.

Так, например, в мае 1974 года неподалеку от Петропавловска-Камчатского, вспенив гладь океана, всплыла подводная лодка. На первый взгляд, казалось бы, ничего необычного. Но через несколько минут на поверхности, в том же месте, появилась другая подлодка. Быть может, обе лодки вернулись из совместного плавания? Ничуть не бывало. Первая из них — «Пинтадо» — была американская. А вторая — советская. И они следили друг за другом. Причем дистанция между ними была столь мала, что во время очередного маневра на двухсотметровой глубине они попросту столкнулись. Так едва не случилась очередная трагедия, о которой навряд ли бы кто узнал, тем более что произошла бы она на значительной глубине. Однако, слава Богу, на этот раз все обошлось, трагедия обернулась трагикомедией, и жертв не было — и русские, и американцы отделались лишь незначительными повреждениями. А конец у этой истории и вовсе был забавный: лодки развернулись друг к дружке кормой и ушли каждая на свою базу...

19 марта 1975 года «Нью-Йорк таймс» писала, что русские лишились атомной подлодки — в Тихом океане, в 1500 километрах от Гавайских островов, и затонула она на пятитысячеметровой глубине. Это случилось в 1960 году. Тогда гидролокаторы американских кораблей противолодочного дозора засекли в том районе глубинный взрыв и установили точное место, где он произошел.

Прошло время — и американцам удалось поднять со дна океана часть корпуса лодки. По сообщениям все той же «Нью-Йорк таймс», ЦРУ организовало в районе катастрофы секретную поисковую экспедицию под кодовым названием «Операция «Дженнифер», которую финансировал Говард Хьюз.

В этой дорогостоящей операции участвовал корабль, оснащенный специальным радиоэлектронным оборудованием, позволяющим быстро расшифровывать засекреченные опознавательные коды советских подводных лодок.

После долгой, тщательной подготовки корпус лодки наконец с огромным трудом подцепили за тали и начали осторожно поднимать на поверхность. Однако во время подъема он развалился пополам — и та часть подлодки, где размещались ракеты, двигатели и узел связи, безвозвратно канула в бездну.

Так «Операция «Дженнифер», проводившаяся в режиме строжайшего молчания, потерпела фиаско: ядерное сердце, силовые и ракетные установки суперсовременной советской атомной подводной лодки, вместе со всей сверхсекретной судовой документацией, остались навеки покоиться на дне океана. Зато в результате на свет появилась новая легенда о «летучем голландце» морских глубин. А сколько их будет еще — одному Богу известно.

Робер де Лак французский писатель | Перевел с французского И. Алчеев

7.00 "Секретный фарватер" - замечательный советский художественный фильм в 4-сериях про таинственную немецкую подлодку "Летучий голландец". Всем кто не смотрел - смотреть.
Действие происходит в годы в годы Великой Отечественной войны на Балтийском флоте и в послевоенное время. Во время выполнения боевой задачи командир торпедного катера Борис Шубин обнаруживает секретный фарватер для немецкой подводной лодки, которая должна пройти по нему ночью в надводном положении. Шубин решает продолжить наблюдение за фарватером, его ожидания подтверждаются - на следующий день между островами всплывает подводная лодка без опознавательных знаков . Она немецкая, слышен разговор немецких офицеров. Подлодка называется "Летучий голландец", а экипаж её выполняет сверхсекретные задания для высшего командования Третьего Рейха.

По возвращению Борис Шубин решает как можно больше разузнать об этой секретной подводной лодке, в этом ему помогает освобожденный из концлагеря английский моряк Нейла, он видел эту немецкую субмарину у берегов Бразилии. Пока Борис Шубин еще даже не предполагает, что вскоре сам окажется на "Летучем голландце".

Секретный фарватер. 1 серия

Секретный фарватер. 2 серия

Секретный фарватер. 3 серия

Секретный фарватер. 4 серия


Год: 1986
Страна: СССР
Режиссер: Вадим Костроменко
Жанры Фильма: приключения, военный
В ролях снимались: Анатолий Котенёв Лариса Гузеева Сергей Быстрицкий Леонид Трутнев Владимир Наумцев Валерий Юрченко Улдис Думпис Станислав Рий Видас Пяткявичюс Арунас Сторпирстис

Занимательные факты о фильме:

  • Взрослого Шурку Ластикова, воспитанника главного героя, играет Сергей Быстрицкий, который всего на пять лет младше исполнителя главной роли Анатолия Котенева.
  • Номера, выбитые на посуде, которой пользовались на борту «Летучего голландца», указывают, что под таинственной подводной лодкой авторы картины подразумевали лодку U-127, однако на самом деле эта подводная лодка погибла еще в 1941 году и не могла быть участницей описываемых событий.
  • В роли торпедных катеров выступили речные сторожевые артиллерийские бронекатера «Шмель». С них была демонтирована система залпового огня, и на ее место установлены муляжи трубчатых торпедных аппаратов.
  • В имени командира «Летучего голландца» скрыта аллюзия на знаменитый роман Жюля Верна о капитане Немо «Двадцать тысяч лье под водой». Герхард фон Цвишен в переводе с немецкого означает «Герхард из между», что представляет собой аналогию имени капитан «Никто».
  • Во времена Советского Союза фильм всегда показывали во время летних каникул.
  • Это была четвертая картина актера Анатолия Котенева на тот момент, во всех он исполнял роли военных.
  • Некоторые эпизоды биографии книжного героя Шурки Ластикова (закрытие пробоины радиатора своим телом и медаль Ушакова среди наград) почерпнуты из реальной жизни выпускника Соловецкой школы юнг А. Ф. Ковалёва (Рабиновича).
  • В фильме в роли U-127 «Летучего голландца» выступает советская дизель-электрическая подводная лодка проекта 613.
  • Во 2-й серии Совинформбюро сообщает по радио: «Войска Карельского фронта, продолжая наступление из района Петсамо (Печенга), вышли к государственной границе СССР с Норвегией». Граница СССР с Норвегией была установлена в 1947 году в результате передачи Финляндией Советскому Союзу территории, разделявшей эти страны.
  • В конце 4-й серии Шубин быстро конвоирует нарушителя по берегу к вёсельной лодке, при этом из кармана последнего выпадает кассета магнитной проволоки - одна из тех, что он забрал в сейфе подземной базы. Таким образом, советским властям попадают не все аудио-записи.
  • У диверсанта прибывшего на остров в качестве оружия используется спортивный пистолет Марголина, производства СССР.

27 лет назад Центральное телевидение показало четырехсерийный фильм "Секретный фарватер", снятый В. Костроменко по мотивам одноименного романа Леонида Платова.
По сей день эту скромную ленту регулярно демонстрируют на разных телеканалах, и уже новое поколение зрителей с удовольствием следит за приключениями командира советского торпедного катера Шубина, который сумел обезвредить грозную немецкую подлодку. Но мало кто знает, что в "Секретном фарватере" впервые в мировом кино снят проход настоящей подводной лодки под водой.

Лодки нет, а кино осталось
Действие фильма происходит в 1944 году на Балтийском море. Выполняя боевую задачу, командир торпедного катера Борис Шубин случайно обнаруживает секретный фарватер немецкой подводной лодки без опознавательных знаков. Непредвиденный случай забрасывает его на "Летучий голландец" и дает возможность приоткрыть завесу строжайшей тайны Третьего рейха, которая ее окружает.
Естественно, что в картине, где действует подводная лодка, трудно было обойтись без сцен под водой. Поначалу предполагалось, что погружение и всплытие подлодки снимут в знаменитом бассейне Одесской киностудии.
Этот бассейн был построен для съемки морских батальных сцен. Вода в бассейн наливалась так, чтобы она переливалась через край. В бассейн запускали макеты кораблей разных эпох, преимущественно парусного флота, и при помощи разных приспособлений их приводили в действие. На заднем плане открывалась панорама на Черное море, благодаря чему создавалась иллюзия морской дали.
Местные мастера комбинированных съемок умудрялись устраивать вполне правдоподобные морские сражения. Сегодня, пересматривая эти картины, трудно поверить, что в этих сценах на самом деле были задействованы не реальные корабли, а их совсем небольшие по размерам макеты.
Макет подлодки готовился и для "Секретного фарватера", но, когда режиссер увидел погружение реальной подлодки, он буквально заболел желанием снять эту сцену в натуре.

- Когда подводная лодка погружается, - поясняет свое решение Вадим Васильевич Костроменко, - возникает такой водоворот, такая потрясающая картина, что в бассейне создать подобный эффект просто невозможно.
Хотя по сюжету действие фильма происходило на Балтике, подводные сцены снимали в Крыму, в Балаклаве, тем более что вода в этих местах была удивительно прозрачной.
К кинематографистам в ту пору относились уважительно, тем более что фильм рассказывал о героизме советских моряков, так что все, что требовалось для съемочной группы, флотское командование выдавало без лишних слов и бесплатно. (В нынешних условиях подобные съемки стоили бы миллионы гривен, а то и долларов). Однако с этим эпизодом поначалу не складывалось.

Съемочной группе выдали водолазный борт, у которого жёсткий трап уходит глубоко под воду. Режиссер решил, что на конце этого трапа будет сидеть оператор, естественно, соответствующим образом экипированный, и со специальной камерой для подводной съёмки. А рядом с ним должна была пройти подводная лодка.

И вот наступил день съемки. Подводная лодка пришла, но...
- Я поставил перед командиром лодки задачу, - вспоминает В. В. Костроменко. - Он на меня посмотрел и говорит: "Вадим Васильевич, в тюрьму мы сядем оба. Вы думаете, что я по шоссе еду? Я же под водой буду плыть. Чуть-чуть не туда - и ваш оператор попадёт мне под винты. И всё - сядем. Нет, я этого делать не буду!"
Развернул свою лодку и ушел.
Пришлось режиссеру ехать в Севастополь к командующему флотом.
- Я его понимаю, - сказал командующий, выслушав рассказ режиссера. - Тут нужен человек рисковый.
И распорядился дать другую лодку, с другим командиром. Съемка прошла отлично, ожидаемый эффект получился. Во время нашей беседы Вадим Васильевич признался, что не запомнил фамилию лихого командира подлодки. Помнит только его уникальное имя-отчество - Африкан Африканович. Зато фамилию, как нам удалось установить, моряк носил самую простецкую - Попов.
А командовал капитан-лейтенант Попов А. А. дизель- электрической подводной лодкой С-296 проекта 613, заводской номер 152. Первый выход в море этой лодки помечен 1955 годом, а 1 октября 1990 года экипаж был расформирован. По всей видимости, в ходе последующих бурных лет лодка пошла на металлолом. Но в историю мирового кино она успела войти...


С весельем и отвагой

Вадим Васильевич вспоминает и о других интересных ситуациях во время крымских съемок. Предстояло снять несколько подводных сцен встречи двух героев. В кино существует неписаный закон: во время съемок опасных и ответственных эпизодов постановщик обязательно должен находиться на съемочной площадке. В данном случае такой площадкой было подводное царство, так что режиссеру пришлось в ускоренном темпе пройти курс аквалангиста и даже сделать первое пробное погружение.
- Но, как только я погрузился, вода заполнила маску , - вспоминает В. В. Костроменко. - Я вынырнул и говорю: "Ребята, что вы мне за маску дали, которая пропускает воду?" А мне отвечают: "Вадим Васильевич, маска не виновата, усы сбрить надо".
- Ну не могу я сбрить усы!
- улыбаясь, продолжает режиссер и рассказывает, что, когда однажды в молодости он совершил эту процедуру, то чувствовал себя так, как будто находится без штанов.

Тупиковую эту ситуацию разрешил исполнитель главной роли Анатолий Котенев, который уговорил режиссера оставаться на берегу, поскольку эта подводная съемка технически была совсем несложной. Скрепя сердце постановщик согласился. Но на душе скребли кошки: ведь актерам предстояло сниматься без аквалангов: они должны были нырнуть в воду и быстро вынырнуть.

Однако прошло уже довольно много времени, а никто из моря не появлялся. В. Костроменко в ужасе метался на берегу, предполагая, что случилось самое страшное. А актеры между тем просто решили разыграть постановщика. Они быстро сняли эпизод, потом заплыли подальше от режиссерских глаз и преспокойно себе загорали.

Сейчас, конечно, рассказывать об этом весело, но то, что я тогда высказал "шутникам", я вам повторить не могу, - улыбается Вадим Васильевич.
Сам исполнитель главной роли вспоминал, что консультант картины - адмирал, увидев его на съемках, спросил: "Ты, наверное, на флоте служил? У тебя походка, выправка флотские" .
Между тем прежде артист к флоту не имел никакого отношения. Он служил в артиллерии, к тому же большую часть службы провел на сцене, поскольку уже имел начальное театральное образование. Помогли занятия спортом, которые пригодились и во время съемок "Секретного фарватера", где актеру пришлось прыгать с парашютом, плавать под водой и долго держаться на плаву в открытом море. Правда, признавался артист, под водой по большей части плавал один мой дублер, другой - прыгал с парашютом, а сам исполнитель в это время бегал в катакомбах, где с "немцем" - каскадером Петром Шерекиным - изображал драку. А вот в воде ему пришлось провести целую съемочную смену.

- Нашли длинный пирс, уходящий в море,
- рассказывал впоследствии артист, - с него и снимали на фоне моря. Я там плаваю, изображаю что-то, а с пирса кричат: "Толя! Побарахтайся немножко! Сейчас мы камеру перезарядим!" И вижу, как помощник оператора неуклюже карабкается в гору, к автобусу с аппаратурой. А я плаваю. Вот тогда я понял, что, пока камера работает, актер и в огонь пойдет, и в воду... да на все пойдет! И пока я слышал громкий треск камеры "Конвас", я самоотверженно барахтался в воде.

Но однажды А. Котеневу захотелось лично прыгнуть с парашютом, хотя снимали общий план и его вполне мог заменить дублер. Однако артист уговорил режиссера дать ему возможность прыгнуть, заверив, что имеет опыт целых пяти прыжков.
"Правда , - глядя честными глазами на постановщика, сказал актер, - документы об этом у меня остались дома" . Проблема заключалась в том, что во время войны использовались круглые парашюты, которых сорок лет спустя на складах уже не было. С огромным трудом нашли старый круглый парашют, тщательно его проверили и наконец дали согласие на съемку. Прозвучала команда, включили камеру, и из самолета вылетел комочек. Он летел подозрительно долго и лишь почти у самой земли раскрылся парашют.
"Толя, что случилось?" - подбежал к артисту обеспокоенный режиссер.
"Ничего особенного, - "на голубом глазу" ответил тот, - я просто хотел вам показать, что такое затяжной прыжок".

Еще один забавный эпизод случился во время съемок на Балтике. В сценарии было написано: "Флотилия входила в залив, вода кипела от взрывов" . Чтобы снять эту сцену, пиротехники целый день на лодочке закладывали взрывпакеты. Но никто не подумал о последствиях взрывов. А они не заставили себя ждать. Ибо, как только закончилась съемка эпизода, на поверхность вспыли тысячи рыбьих трупов.
И, как на грех, откуда ни возьмись, появился инспектор рыбнадзора, который потребовал, чтобы съемочная группа заплатила штраф. Но в смете фильма такой статьи, естественно, не было. Пришлось провести с инспектором беседу на предмет того, что это за фильм. Кто в нем снимается и т. п. А моряки тем временем из оглушенной рыбы сварили прекрасную уху, от которой инспектор не смог отказаться...

Интересные факты о фильме
- Некоторые эпизоды биографии книжного героя Шурки Ластикова (закрытие пробоины радиатора своим телом и медаль Ушакова среди наград) почерпнуты из реальной жизни выпускника Соловецкой школы юнг А. Ф. Ковалёва (Рабиновича).
- В фильме таинственной немецкой субмариной является U-127. На это указывает номер, выбитый на тарелке, из которой кормят Шубина на этой подводной лодке, и номер на согнутой вилке, обнаруженной в куче мусора на корабельном кладбище в Пиллау. Реальная лодка U-127 погибла ещё в 1941 году.
- В качестве торпедных катеров снимался речной сторожевой артиллерийский бронекатер проекта 1204 "Шмель". С нескольких "Шмелей" демонтировали реактивную систему залпового огня БМ-14- 17, установив на освободившееся место муляжи трубчатых торпедных аппаратов. После чего в своём новом виде 73-тонные "Шмели" в фильме исполнили роли 15-тонных торпедных катеров Г- 5.
- Имя командира "Летучего голландца" - Герхард фон Цвишен. В переводе с немецкого это означает "Герхард из между", то есть из ниоткуда, и является аллюзией на капитана Немо (Немо по- латыни значит "никто") из романа Жюля Верна "Двадцать тысяч лье под водой".
- Диверсанта-аквалангиста, реально сыграл спецназовец Шерекин Пётр Павлович. Мастер спорта СССР по рукопашному бою. Первый командир Республиканского отряда специального назначения МВД Украинской ССР. Первый абсолютный чемпион Украины по каратэ-до.
Представитель тай-дзюцу в Украине от World Federation HOKU SHIN KO RYU BUDJUTSU. Пожизненный член в JU JUTSU INTERNATIONAL, член Академии черных поясов и Дома Самурая.

Секрет долголетия - искренность
Шутки шутками, но, как полагает режиссер, его картина в определённой мере оказалась пророческой. Ибо в последней сцене на подводной лодке фашистский командир произносит такой текст: "Это безумный, дурной Гитлер войну проиграл. И я хочу, чтобы вы поняли, как легко и свободно мы внедримся в послевоенный мир. Мы будем пользоваться покровительством важных людей, мы сохраним национал-социализм и будем заботливо его выращивать на новой почве".
- Мне горько от того, что кое-где, даже у нас, фашизм снова поднимает голову, - говорит В. В. Костроменко. - Наш фильм довольно часто показывают по телевидению, и хочется верить, что эти слова заставят кого-то задуматься...

"Секретный фарватер" принес популярность исполнителю главной роли Анатолию Котенёву. Сейчас он - один из ведущих артистов Белоруссии, снялся в 60 фильмах и сериалах и даже избран вице- президентом Белорусской гильдии актёров кино.
Нет надобности представлять и Ларису Гузееву, которая снималась в этой картине вскоре после оглушительного успеха "Жестокого романса". Ей было интересно сыграть роль в военной форме. Вот только некоторые зрители остались недовольными гибелью героини, и режиссер после выхода картины получил немало писем с гневным вопросом: "Почему вы убили такую красивую женщину?"
"Секретный фарватер" не назовешь шедевром мирового кинематографа. Честная, добротная работа, которая и четверть века спустя смотрится с неослабевающим вниманием. В чем секрет такого долголетия? На этот вопрос даже сам постановщик не знает ответа. Скорее всего, в искренности, чувстве личной причастности, с каким снимал фильм В. В. Костроменко - "дитя войны".

Американские же кинематографисты - при всей своей технической изощренности - только лишь через пять лет рискнули снять реальное погружение подводной лодки. Так что лавры первооткрывателей остались за нашими киношниками.

"ПОДЛОДКА ПРИЗРАК" - Всем,наверное,известен "Летучий Голландец,но мало кто знает,что и во флоте России был подобный корабль,а вернее - ПОДВОДНАЯ ЛОДКА!Итак,после русско - японской войны известный кораблестроитель И. Г. Бубнов разработал два проекта: малый получил название «Минога», большой - «Акула». Обе лодки считались Морским техническим комитетом «опытными, постройка которых должна послужить к самостоятельному развитию отечественного подводного строительства». 3 мая 1905 года проект «Акулы» был утверждён на заседании МТК. Проект предусматривал оснащение лодки двумя бензиновыми двигателями по 600 л. с. 25 сентября И. Бубнов направил главному инспектору кораблестроения докладную записку, в которой предлагал в связи с высокой взрывоопасностью бензиновых двигателей заменить их дизельными. Для сохранения проектной скорости предлагалось уменьшить ширину лодки и отказаться от деревянной обшивки. Предложения были приняты, и с началом финансирования проект ушёл в строительство. Лодка была спущена на воду 22 августа 1909 года.А 11 июля 1882 года в городе Брянск родился Никола́й Алекса́ндрович Гу́дим,в семье потомственного орловского дворянина Александра Гудима. В 1902 году окончил Морской кадетский корпус. Окончил курсы учебного воздухоплавательного парка в 1903 году. В ноябре 1903 г. на время отсутствия М.Н.Большева назначен заведующим временной воздухоплавательной станцией в Севастополе. Участвовал в русско-японской войне проходя службу на крейсере 1-го ранга «Россия». Так же в 1904-1905 гг. во Владивостоке проходит службу в воздухоплавательном парке Морского министерства. В 1907 году Окончил Офицерский класс подводного плавания. Командовал подводными лодками: «Скат», «Окунь», «Дракон», «Акула». С 6 декабря 1914 года капитан 2 ранга. В 1910 году переведен на службу в Балтийский флот. В 1910 году совместно с заведующим плавмастерской транспорта «Ксения» Борисом Сальяром предложил применить телескопическую трубу для судовой вентиляции и удлинить газоотводную трубу от дизелей (прообраз современных шнорхелей). Погиб вместе с подводной лодкой "Акула" при выходе к Мемелю 15 ноября 1915 г..Но,это важное изобретение "положили под сукно"Во время Первой мировой войны «Акула» совершила 16 боевых походов, участвовала в постановке минных заграждений, первой из российских лодок применила тактику поиска цели в море вместо ожидания цели на фиксированной позиции. 15 ноября 1916 года во время 17-го похода с целью минной постановки у Мемеля лодка погибла во время шторма. Предполагается, что расположенные на палубе мины сместили вверх положение центра тяжести и лодка перевернулась, после чего затонула.Так вот, кое-в чем это не совсем верно. Н.А.Гудим все-таки смог установить на «Акулу» РДП силами рабочих СРМ и экипажа.Якобы,имеются фото «Акулы» с РДП (Работа Дизеля Под водой,тоже самое - "шнорхель"). И в свой крайний поход лодка ушла именно со шнорхелем.!Благодаря РДП, «Акула» удачно произвела минную постановку и начала отход с позиции. По одним данным была протаранена эсминцем и затонула, по другим – подорвалась на мине. Доподлинно известно только то, что через месяц после исчезновения радиостанции Балтфлота приняли радио с «Акулы»: « Поднялся с грунта. Продолжаю патрулирование. Лейтенант Гудим». Радиограмме не придали значения, шла война, вполне возможная провокация противника не исключалась. Потом – революция, и так далее. Стало не до флота и его дел. Однако,начали происходить странные вещи – то тут, то там, в свежую погоду моряки стали встречать «Акулу», идущую с задраенными люками без людей на мостике. Причем некоторые встречи имели документальное подтверждение в виде записей в Судовых журналах. Именно такие записи и послужили для Алексея Толстого толчком к написанию его знаменитого рассказа.В частности, наибольшее доверие вызывает запись о встрече «Акулы» с пароходом СовТоргФлота «Мироныч» в 1925 году. Одно время было в ходу мнение, что погибшая вместе с экипажем лодка пролежала какое-то время на грунте, по каким-то причинам крепления подкильного балласта (конструктивные особенности лодок Бубнова типов «Акула» и «Барс») свободились, ПЛ всплыла, т.к. герметичность была не нарушена, и теперь мертвая просто дрейфует по Балтике. Со временем история притихла. Новое развитие она получила с началом Великой Отечественной, во время трагического Таллиннского перехода. В момент гибели легендарного эсминца «Новик», переименованного в 1923 г. в «Яков Свердлов», под командованием капитана 2 ранга А. М. Спиридонова участвовавшего в прорыве советских кораблей из Таллина в Кронштадт 28 августа 1941 года, охраняя флагманский корабль крейсер «Киров». «Яков Свердлов» погиб, по одним данным - подорвавшись на мине у мыса Юминданина при перемене своего места в ордере, по другим - около 21:00. подставившего себя под торпеду немецкой ПЛ, командир МО № 202 И.Чернышев подошел к месту затопления, чтобы подобрать уцелевших. В этот момент всплыла и немецкая лодка. Чернышеву ничего не оставалось, как принять бой, но в этом случае моряки с «Новика» были бы обречены. Чернышев в своей книге «На Морском Охотнике» (Воениздат.1972) вспоминает: «…Неожиданно рядом с нами по правому борту забурлила вода и на поверхность метрах в 50-ти от нас выскочила сначала рубка, а затем и вся лодка неизвестной мне конструкции. (И. Чернышеву тогда было всего 25 лет.) Корпус и поверхность самой рубки были настолько изьедены ржавчиной, что это было заметно даже сквозь плёнку покрывавшего их слоя топочного мазута, растекшегося по воде из цистерн погибшего эсминца. Я тотчас отдал команду на кормовое орудие (45мм) о переносе цели, так как силуэт лодки мне знаком не был, но приказа на открытие огня отдать не успел. Неизвестная субмарина быстро набирала ход и ворочала в направлении «немки». На вражеской подлодке её тоже заметили, было видно, как расчет палубного орудия разворачивает ствол в ее сторону. Командир носового орудия старшина первой статьи В. Полуэктов закричал: «-Это «Акула»! «Акула»!» Я приказал расчету носового орудия и расчету правого пулемёта открыть беглый огонь по «немке», аварийной партии продолжать подъем моряков с эсминца. В этот момент фашисты открыли орудийный огонь по шедшей на них полным ходом неизвестной лодке и было очень заметно, как их снаряды попадали в её рубку, не причиняя, к моему удивлению и какой-то злобной радости никакого вреда.А вражеские подводники, видя безрезультатность своих действий и неся потери под нашими пулемётными очередями, начали быстро прыгать в люк – «немка» готовилась к срочному погружению. В этот момент на неизвестной лодке вспыхнул прожектор и столб света упёрся прямо в рубку немецкой субмарине. Неизвестная лодка ещё больше увеличила ход, хотя двигалась практически бесшумно и таранила так и не успевшего погрузиться врага, буквально разрезав его корпус пополам. Раздался отчётливый звук сильного удара металла о металл, и менее, чем за минуту обе лодки скрылись под водой. Мы закончили приёмку на борт спасшихся с эсминца, и под одним мотором (второй мотор из-за подтекающего бензопровода я держал в резерве на случай экстренной необходимости дать полный ход;) пошли догонять конвой. Что это была за лодка, я до сих пор не знаю, в круговерти страшного и тяжёлого для нас 41-го года ничего узнать не удалось, да было и не до этого. Рассказывали разное – будто это когда-то бесследно пропавшая еще в Империалистическую войну подлодка «Акула» помогает нашим морякам защищать от врагов Балтику…» Во время войны «Акулу» видели не раз, и не два, в разных районах Балтики и Финского залива. И всегда она появлялась именно в тот момент, когда нашим морякам угрожала смертельная опасность. С изъеденным ржавчиной корпусом, с задраенными люками, лодка вдруг всплывала из глубины и приходила на помощь. Прикрывала собой от огня с берега потерявшие ход катера или тральщики, ведя за собой в кильватерной струе, показывала проходы в сетях и заграждениях, а потом так же быстро, тихо уходила под воду и и бесследно исчезала. Ей были нипочём ни боны, ни бомбы, ни минные поля. В этом – коренное отличие этой легенды от легенды о «Летучем Голландце», которого видят перед бедой или катастрофой, поэтому повстречать «Летучего» считается на всех флотах плохой приметой. Наверное, самой плохой. Очередной раз моряки заговорили о лодке Николая Гудима в 1985-м, после гибели от смещения груза ролкера «Механик Тарасов». Тогда из всего экипажа (52 человека) выжили только четверо; остальные погибли от переохлаждения, хотя подобрали всех – частью наши, частью – норвеги. Среди спасшихся – 4-й механик С.А.Рудаков - рассказывал, что его и ещё троих моряков из экипажа «Тарасова» (те, кто выжил) приняла на палубу неизвестно откуда взявшаяся вдруг всплывшая рядом лодка, очень небольших размеров, ржавая настолько, что было просто удивительно, как она вообще держится на воде. Люки были задраены, на палубе и мостике не было никого. Шторм как будто на неё не действовал вовсе. Лодка очень быстро и бесшумно набрала ход и в непосредственной близости от норвежского рыболова снова ушла под воду, оставив моряков на поверхности. Но одно то, что время нахождения в воде для них было минимальным, и позволило в конечном итоге ребятам не погибнуть от переохлаждения..."А что же подлодка "Акула"?Итак,15 ноября 1915 года во время 17-го похода с целью минной постановки у Мемеля лодка погибла. Предполагалось, что лодка погибла во время шторма, потеряв остойчивость из-за расположенных на палубе мин.21-22 июня 2014 года, поисковики водолазного судна "Deep Explorer" обнаружили у берегов эстонского острова Хийумаа на глубине 30 метров остов затонувшей российской субмарины «Акула». 29 июня 2014 года на левой стороне кормовой части обнаружена чёткая, хорошо сохранившаяся надпись «Акула". По результатам экспедиции к остову лодки 29 июня 2014 года установлена истинная причина гибели лодки: подрыв носом на дрейфующей мине во время перехода в надводном положении. Нос лодки оторван и лежит в 20 метрах за кормой, надводный компас на рабочей позиции, перископы убраны, на носовой части лодки видны следы воздействия взрыва с наружной стороны. Лодка лежит по направлению из Финского залива. Рядом с лодкой на дне обнаружены 4 мины, которые она перевозила на палубе...

Приветствую, ув. коллеги!
Сегодняшняя заметка будет посвящена разгону тумана над историей подлодки U534.
Не знаю станет ли для вас это новостью, но похоже, благодаря стараниям различных мистификаторов, самыми известными немецкими субмаринами давно стали U997 и U530. Их "слава" давно уже затмила U9 Веддигена, U47 Прина и U99 Кречмера. Чего только 977-й и 530-й не приписывают различные "мастера пера" от журналистики. То они фюрера в Аргентину возят, то в Антарктиду и на счету каждой не одно секретное задание, назначение которых и сами авторы этих "рассказов" толком объяснить не могут. Фантазии не хватает. Однако эту пару лодок стремительно догоняет по количеству легенд, которыми он "обрастает" все снова и снова, еще один "летучий голландец" - U534. "Зерна" мистификации в отношении этой лодки были брошены в плодовитую "почву" фантазии на Западе, но они успешно проросли и у нас, так как образ "Летучего голландца" из "Секретного фарватера" прочно вжился в умы наших "любителей" истории.

Итак, согласно Веденееву, U534 находилась в апреле в Атлантике, откуда её отозвали в Киль.

Цитата:
"В конце апреля 1945 года, когда исход войны давно стал предельно ясен, капитан немецкой подводной лодки U-534 Герберт Ноллау получил по радио шифрованный приказ срочно прибыть в Киль — главную базу военно-морского флота гитлеровской Германии.

Ноллау был опытным моряком и дисциплинированным офицером, воспитанным в духе лучших традиций немецкого подводного флота, которые старательно прививал своим подчинённым адмирал Дёниц, прозванный подводниками «папаша Карл». Подводная лодка U-534 показала себя хорошим боевым кораблём, и капитан хотел сохранить её, поэтому делал большие переходы преимущественно по ночам — над Атлантикой, где находилась подводная лодка, господствовала дальняя авиация англичан и американцев, старательно выискивавших немецкие корабли. Времена, когда люфтваффе навязывало противнику свою волю, давно и безвозвратно миновали.

До Киля субмарине удалось дойти вполне благополучно, и Ноллау уже вздохнул с облегчением — честно говоря, болтаться в море при такой обстановке не слишком приятно. С другой стороны, стоять у пирса в Германии, уже более чем наполовину оккупированной войсками стран антигитлеровской коалиции, — тоже не самый лучший вариант. Особенно, если учитывать жуткие бомбёжки американцев, старавшихся смести бомбами с лица земли всё, что лежало далеко внизу под крыльями их «летающих крепостей». (с)

Изложенное выше на поверку не выдерживает никакой критики.
U534 под командованием Ноллау вышла в свой первый боевой поход утром 27 апреля 1944 из Киля. Через три дня она прибыла в Кристиансанд (Норвегия), где задержалась на день для пополнения запаса топлива. 6 мая она пришла в Берген (Норвегия) и задержалась там на 2 суток из-за поломки дизеля. После ухода из Бергена лодка отправилась в Северную Атлантику, где согласно приказу она должна была наблюдать за погодой и передавать данные о погоде в штаб. 26 мая Ноллау отправил первое сообщение с метеосводкой. 20 июня второе. 13 июля третье и последнее. 20 июля лодка должна была начать возвращение на базу в Бордо (Франция). U534 пришла в Бордо 13 августа совместно с U857 и 437, выдержав несколько нападений самолетов ПЛО союзников на подходах к базе. С 14 по 24 августа лодка проходила ремонт на верфи.

В эти дни войска союзников подходили к Бордо и 25 августа U534 вместе с U857 и 437 ушли из Франции, став таким образом последними немецкими лодками, покинувшими Бордо. Переход в Норвегию под "шнорхелем" занял у Ноллау 2 месяца - U534 пришла в Кристиансанд рано утром 24 октября 1944. На следующий день в темное время суток 534-я совместно с U518, 714 и 245 начала переход на Балтику. 28 октября Ноллау прибыл во Фленсбург. 1 ноября лодка покинула Фленсбург и перешла в Штеттин, где встала на верфь на ремонт, который продолжался до 28 апреля 1945. 29 апреля 534-я перешла из Штеттина в Киль.

После знакомства с реальной историей походов и перемещений лодки Ноллау в 1944 году, "вздох облегчения" Ноллау от В. Веденеева воспринимается просто с улыбкой, так как очевидно, что возвращение U534 из Атлантики в Киль представляется не более, чем выдумкой. Пока В. Веднеев "мурыжил" U534 в Атлантике длинными переходами, она в реальности проходила ремонт на "Oderwerke AG" в Штеттине.

Хотелось бы отметить на сколько автор этой истории разбирается в том, о чем он пишет.
"Капитан подводной лодки" звучит так же нелепо, как "начальник пехотного полка". Но оставлю это на совести автора, как и многое другое, раз ему не известно, что боевыми кораблями командуют не капитаны, а командиры.

Цитата:
"Машины подогнали ближе к пирсу, и матросы начали сгружать с них одинаковые по
размеру, герметически закрытые алюминиевые ящики. Груз оказался
достаточно габаритным, и его размещение в отсеках субмарины потребовало
усилий. Помощник насчитал при погрузке около дюжины таких ящиков, но за
давностью лет не может ручаться, все ли он заметил и упомнил?
Характерно, что одинаковые ящики имели различный вес: некоторые казались
довольно лёгкими, а с другими с большим трудом управлялись по несколько
дюжих матросов
." (с)

Но как и в случае с "приходом" лодки в Киль из Атлантики, все цитируемое совершенно не соответствует реальности. Лодка Ноллау после прихода в Киль провела там не более суток, после чего 2 мая встала на якорь в проливе Эресунн на рейде датского города Хельсингор вместе с U3523, 3017 и 3503. Лодки занимались передачей другу другу топлива и ожидали приказа о дальнейших действиях. Весьма очевидно, что не смотря на "правдоподобное"описание В.Веденеева, U534 в Киле не было и история о загрузке на неё каких-то ящиков автором выдумана. Более того, весьма трудно представить себе процесс загрузки по описанию В.Веденеева. Это очень интересный момент на который стоит обратит особое внимание. Честно говоря, я даже немного теряюсь в догадках, что знает автор о конструкции подводной лодки типа IX, раз он так одним махом "пера" разместил габаритные ящики в отсеках(!) лодки в течении часа! Смею напомнить, что в отсеки лодки можно было попасть через рубочный люк, расположенный на мостике, и три люка на верхней палубе: два торпедозагрузочных (по обе стороны рубки каждый) и люк камбуза, располагавшийся перед площадкой палубного орудия. Но по своим размерам, они были совершенно не приспособлены для загрузки чего-то габаритного! Для того, что бы разместить груз на лодке, ей необходимо посетить верфь, где и проводились подобные работы.

Далее Веденеев утверждает, что Ноллау предложили отпустить на берег весь экипаж, предложив ему на замену около 40 неизвестных личностей в комбинезонах и масках с утверждением, что это укомплектованный экипаж. Сам же Ноллау был весьма удивлен этим фактом и высказал предположение, что 40 человек экипажа ему много.

Цитата:
"
Капитан субмарины вскрыл новый конверт, прочёл приказ и остолбенел: ему
предписывалось срочно списать на берег весь свой экипаж и принять на
борт новый, который ему предоставят оберст и майор из абвера. Из всего
старого экипажа на борту должен остаться только он один — капитан
Ноллау...
— Их около сорока человек, герр оберст, — обратился
капитан Ноллау к абверовскому полковнику. — Моя субмарина не нуждается в
столь многочисленном экипаже. И вообще, есть ли среди них моряки, в том
числе опытные подводники? Нужны штурман, первый помощник, акустики,
торпедные машинисты, мотористы, рулевые…
— Экипаж полностью укомплектован, — подняв руку, прервал его оберст. — Остальные люди — ваши пассажиры. Выполняйте прика
з! " (с)

Все это вызывает изумление. Подобные действия с заменой всего экипажа вероятно должны были по мнению автора создать ауру таинственности и вызвать у читателей дополнительные убеждения в секретности миссии U534. Однако, разумеется, на лодке никто экипаж не менял, так как к этому не было никаких предпосылок. Стандартная комплектация экипажа лодки типа IXC-40 составляла 48 человек. Кажется автор об этом и не подозревал. Таким образом он собирался отправить в воды Арктики лодку с неукомплектованным экипажем, да еще и с командиром, который не знал район предстоящего плавания..

Ну и последним на что стоит обратить внимание у В.Веденеева, это приказ, который якобы получил Ноллау от загадочных людей из абвера.

Цитата:
"К немалому изумлению капитана Ноллау и
его первого помощника вскрытый пакет содержал приказ U-534 следовать… к
берегам советского Заполярья, в море Лаптевых, с промежуточным заходом
на секретные базы, расположенные во фьордах Норвегии. Подводники ожидали
приказа следовать курсом куда-нибудь в Латинскую Америку, хотя бы в тот
же Уругвай или Аргентину, а тут Заполярье?!

Конечным пунктом
маршрута предполагалась секретная база на Новой Земле. Там
предписывалось выгрузить все ящики и замуровать их в указанном для
обустройства тайника месте. Затем заправиться топливом и тем же
маршрутом вернуться в Киль. Что делать с пассажирами в масках, укажет
новый первый помощник капитана. При успешном выполнении специального
секретного задания капитана Герберта Ноллау и его экипаж ожидали высокие
награды рейха и повышения в званиях — этому в немецких вооружённых
силах придавалось очень большое значение. " (с)

Исключительно любопытным представляется тот факт, что автор, не задумываясь, отправляет лодку туда, где её командир, воевавший исключительно в Атлантике, ни разу не был и при этом дает ему совершенно незнакомый экипаж, да еще и неукомплектованный. И это для выполнения "секретного" задания. Ну а секретные базы в Норвегии являются сильным аргументом, то есть немцам мало было не секретных баз в этой стране, они еще и секретных там понаделали. Рейх без секретности - это не Рейх. На сколько я помню, одно из любопытных описаний таких баз оставил в своей книге А. Сергеев, указав, что такие секретные базы являли собой тент и две бочки с топливом для гидросамолетов. Видимо Ноллау предстояло ими воспользоваться. Тема подобных секретных баз в Советской Арктике, давно уже является предметов всевозможных спекуляций от псевдоисториков. Чего они там только не "размещали". К примеру, некто Артем Денисов договорился до того, что предположил наличие пусковых площадок для ФАУ-2 (см. ) для обстрела ими США. Безграмотность в этих вопросах таких фантазеров и мистификаторов, представляющих Третий Рейх могучей технократической цивилизацией с Марса или великой империей магов "темного" Генриха, давно уже не вызывает удивления. Такой экш, как "Возвращение в замок Вольфенштайн" глубоко пустил корни в сознание.

Отдельно стоит упомянуть о наградах и повышению в званиях в случае выполнения задания. В данном случае, В.Веденеев демонстрирует не только плохое знание истории U534, но Второй Мировой Войны в целом. В то время, пока на лодку по мнению автора грузят ящики, меняют экипаж и вручают пакеты, адмирал фон Фридебург подписывает локальную капитуляцию Северо-Западной Германии, а еще через несколько дней Рейх капитулировал полностью. Предположительно поход к Новой Земле и обратно занял бы у Ноллау от одного до двух месяцев. Так кто же тогда бы ждал Ноллау по его возвращению в Киль и повышал в звании и вручал награды? Веденеев об этом почему-то не задумывается, как и о многом другом.

В итоге, становится ясно, что информация, которую приводит в своей книге В. Веденеев, об U534 является не более чем выдумкой автора. Не стоит отрицать, что автор в данном случае проявил неплохую фантазию, что бы создать вокруг последнего похода U534, как можно больше таинственности. Его выдумки на счет нахождения лодки в Киле столько времени, загрузка на неё каких-то габаритных ящиков, замены экипажа и загадочный приказ должны были создать особую атмосферу тайны на раскрытие которой особо рассчитывать не приходится. Ведь лодку спустя много лет обнаружили на дне и возможно, по мнению Веденеева, уничтожили взрывом. Стоит отметить, что Веденеев придал истории U534 особый колорит, так как подобные "исследователи" на Западе, как раз носились с идеей, что лодка Ноллау должна была перевезти золото и высших партийный функционеров Рейха, включая и Генриха Гиммлера в Южную Америку. Этому способствовала информация, что 17-летний радист лодки был родом из Аргентины. Но автор книги о тайнах Рейха преподнес новую версию, решил отправить Ноллау в Арктику. Видимо в ссылку:-)

Как обычно над разбором корпел Владимир Нагирняк.