Туристический портал - ChemodanChik56

Туристический портал - ChemodanChik56

» » Иерусалимский монастырь. Новоиерусалимский монастырь в Истре – частичка Палестины на московской земле. Детище предстоятеля Русской церкви

Иерусалимский монастырь. Новоиерусалимский монастырь в Истре – частичка Палестины на московской земле. Детище предстоятеля Русской церкви

История Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря тесно связана с памятью его основателя патриарха Никона . Обитель эта была любимейшей из трех основанных им монастырей: Иверского, Крестного и Воскресенского. Здесь он прожил более восьми лет после своего удаления из Москвы и все свои силы употребил на воплощение своего замысла – создать в Подмосковье точное подобие знаменитого Иерусалимского храма Воскресения Господня , чтобы дать возможность русскому народу созерцать места спасительных страстей и Воскресения Христова не подвергаясь дорогостоящему и небезопасному путешествию на Ближний Восток.

Строительство, начатое Патриархом в году, еще во время его дружбы с царем Алексеем Михайловичем , и продолжавшееся при его пособии даже в период охлаждения этой дружбы с по гг., почти на 14 лет приостановилось со ссылкой Патриарха в конце года, но возобновилось усердием царя Федора Алексеевича и благодаря старанию его тетки царевны Татьяны Михайловны в году. В его же царствование исполнилось и желание Патриарха живым или мертвым вернуться в свою любимую обитель, он получил позволение вернуться в Новый Иерусалим, но скончался на пути из ссылки и был погребен в приделе Усекновения Иоанна Предтечи Воскресенского собора 26 августа года. К большому сожалению в 30-е годы советские власти вскрыли гроб Патриарха Никона и местонахождение его останков до настоящего времени неизвестно.

После смерти царя Федора Алексеевича, при котором все здание воскресенского собора было доведено до сводов, строительство продолжалось при царях Иоанне и Петре Алексеевичах и 18 января года собор был освящен патриархом Иоакимом . В году державные ктиторы Воскресенского собора даровали Воскресенской обители жалованную, так называемую «вечно утвержденную грамоту» на все ее тогдашние вотчины и угодья.

Наследники царей, строивших собор Воскресения Христова, продолжали особенно милостиво относиться к Ново-Иерусалимской обители. В царствование императрицы Елизаветы Петровны, после падения в году шатрового завершения ротонды, под которым находилась часовня Гроба Господня, и пожара года, клонившийся к окончательному разрушению собор в - годах был возобновлен по ее воле и отделан внутри лепниной по проекту и рисункам зодчего графа Растрелли, под непосредственным наблюдением настоятеля обители архимандрита Амвросия (Зертис-Каменского) . Императрица Екатерина II продолжала благоустройство Воскресенского монастыря и также пожертвовала средства для возобновления монастырских зданий после пожаров и годов.

Последующие Государи устраивали в Воскресенском соборе престолы в память рождения наследника, императорами Павлом и Николаем устроены два придела во имя святого благоверного Александра Невского и придел во имя Рождества Пресвятой Богородицы в память рождения в этот день цесаревича Николая Александровича.

В XIX и в начале века монастырь был одним из самых популярных центров паломничества, число его посетителей особенно возросло после проведения поблизости от него Николаевской, а затем Рижской железных дорог. В году монастырь посетило около 35000 человек, на средства монастыря были построены странноприимный дом для бедных паломников и гостиницы. О постоянном внимании императорской семьи к монастырю и в это время свидетельствуют богатые вклады в ризницу.

К XIX веку относится начало научного изучения истории Нового Иерусалима, крупнейшим историком монастыря стал архимандрит Леонид (Кавелин) , исследователь памятников христианского Востока, рукописей Нового Иерусалима, калужских древностей и надписей Троице-Сергиевой Лавры. Его фундаментальный труд «Историческое описание Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого монастыря», изданный году содержит не только исторический очерк, но и публикацию многих ныне утраченных ценных документов XVII века. Архимандрит Леонид основал монастырский музей, в котором были выставлены личные вещи Патриарха Никона, картины, иконы, книги, ткани из собрания монастыря.

В году архимандрит Амфилохий (Сергиевский-Казанцев) издает «Описание библиотеки Воскресенского монастыря», в котором описаны 242 рукописи XI-XVIII веков и 135 печатных книг XVI-XVII веков. В библиотеке Воскресенского монастыря хранились Воскресенская и Никоновская летописи, «Изборник Святослава 1073 года» - вторая по древности датированная русская рукопись. В году рукописные книги из монастырской библиотеки были переданы в Синодальную библиотеку, где составили особое Воскресенское собрание, в году Воскресенское собрание было передано в Исторический музей, где хранится и поныне.

В июле года по решению Звенигородского уездного съезда советов Воскресенский монастырь был закрыт а его имущество национализировано. В фондах действующего Историко-архитектурного и художественного музея «Новый Иерусалим» хранится музейная доска с таким текстом «Великая русская революция передала Новоиерусалимский монастырь и собор народу. Отныне, перестав служить делам культа, он является художественно-историческим памятником старины Всероссийского значения». В 20-х годах века наиболее ценные предметы из ризницы Воскресенского собора были переданы в Оружейную палату.

В декабре года Новый Иерусалим оказался в зоне ожесточенных боев за Москву, здания монастыря сильно пострадали, некоторые были полностью разрушены, сведения о разрушениях в Новом Иерусалиме фигурировали в Нюренбергском процессе. Начиная с 50-х годов в монастыре велись активные реставрационные работы, в результате которых архитектурный комплекс монастыря был поднят из руин, начаты работы по реставрации внутренней отделки Воскресенского собора.

18 июля года Священный Синод Русской Православной Церкви слушал сообщение Патриарха Московского и всея Руси Алексия II о возобновлении деятельности Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря и о назначении наместника обители. Было вынесено следующее решение: «С благодарностью ко Господу принять весть о возрождении Ново-Иерусалимской обители под каноническим управлением Патриарха Московского и всея Руси. Утвердить архимандрита Никиту (Латушко) наместником Ставропигиального Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря».

23 июля года Новый Иерусалим посетили патриарх Алексий II и президент России Д.А. Медведев . Они осмотрели сооружения обители, и, убедившись в том, как много еще предстоит сделать для возрождения прежнего благолепия монастыря, приняли решение о создании Благотворительного фонда по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря и согласились стать сопредседателями его Попечительского Совета.

Настоятели, наместники

  • Стефан (1656 - 1658)
  • Герасим (1658 - октябрь 1665)
  • Акакий (25 декабря 1666 - 1670)
  • Феодосий (упом. 1671)
  • Филофей (1672 - январь 1680)
  • Варсонофий (февраль - 25 октября 1680)
  • Герман I (1681 - 1682)
  • Никифор (январь 1683 - 1685)
  • Никанор (1685 - 1698)
  • Герман II (13 октября 1698 - 26 июня 1699)
  • Арсений (30 июля 1699 - 1703)
  • Игнатий (1703 - 1709)
  • Антоний (1709 - 1722)
  • Лаврентий (Горка) (29 апреля 1722 - 8 сентября 1723)
  • Киприан (Скрипицын) (август 1723 - 27 сентября 1727)
  • Мелхиседек (Борщов) (июнь 1727 - апрель 1736?)
  • Карион (Голубовский) (19 июля 1737 - 1742)
  • Петр (Смелич) (6 сентября 1742 - 27 ноября 1744)
  • Свт. Иларион (Григорович) (17 декабря 1744 - 22 мая 1748)
  • Амвросий (Зертис-Каменский) (10 мая 1748 - 2 августа 1765)
  • Никон (Зертис-Каменский) (2 августа 1765 - 29 сентября 1771)
  • Сильвестр (Страгородский) (1771 - 3 октября 1785)
  • Павел (Пономарёв) (13 октября 1785 - 14 января 1786)
  • Аполлос (Байбаков) (1786 - 1788)
  • Платон (Любарский) (21 июня 1788 - 31 марта 1792)
  • Нектарий (Чернявский) (31 марта 1792 - 2 апреля 1792) был назначен, но скончался
  • Варлаам (Головин) (13 апреля 1792 - 17 января 1799)
  • Иероним (Понятовский) (17 января 1799 - 4 июня 1802)
  • Гедеон (Ильин-Замацкий) (19 июля 1802 - 20 августа 1805)
  • Мелхиседек (Минервин) (25 сентября 1805 - 29 июня 1813)
  • Иона (Павинский) (31 декабря 1813 - 22 июля 1817)
  • Филарет (Амфитеатров) (28 июля 1817 - 1 июня 1819)
  • Афанасий (Телятев) (30 октября 1819 - 10 марта 1821)
  • Аполлос (Алексеевский) (9 февраля 1821 - 19 февраля 1837)
  • Грандиозный проект патриарха Никона (1605-1681), направленный на воссоздание почитаемых мест Священной Земли.
  • Планировка монастыря напоминает Храм Гроба Господня в Иерусалиме.
  • Интересный памятник архитектуры XVII-XVIII веков, построенный и реконструированный лучшими архитекторами, в том числе Б. Растрелли.

Ставропигиальный Воскресенский Ново-Иерусалимский мужской монастырь - один из самых известных в Подмосковье. Это - уникальное святое место, удивительное и по своему замыслу, и по его воплощению, в котором участвовали знаменитые архитекторы сразу нескольких эпох. Он воспроизводит расположение главных святынь Иерусалима: Воскресенский храм - аналог храма Гроба Господня с приделами, подземная церковь Константина и Елены - аналог пещерной палестинской церкви, Рождественская трапезная церковь. Природный рельеф местности носит библейские названия: горы (холмы) Фавор, Ермон, Синай, Елеон, река Иордан (Истра), Гефсиманский сад.

Монастырь был основан в XVII веке патриархом Никоном, и некоторые сохранившиеся святыни (гробница и скит) связаны с его именем. Это , и здесь же проводятся экскурсии, работает воскресная школа для детей и взрослых, действует гостиница для паломников. При монастыре открыт небольшой музейно-выставочный комплекс, постоянная экспозиция которого посвящена русскому церковному искусству, а также археологии и истории Московской области. В парке комплекса Ново-Иерусалимского монастыря под открытым небом расположен Музей деревянного зодчества.

Личность патриарха Никона

Основатель монастыря, патриарх Никон (1605-1681), оставил противоречивый след в истории. В православной среде далеко не все приняли его церковную реформу, начатую в 1653 году и во многом приблизившую Русскую православную церковь к европейской Константинопольской. Старообрядцы видели в этом ущемление исконной Русской церкви. Сопротивление реформе Никона привело к трагедии: к старообрядцам не только не прислушивались, их массово преследовали и казнили.

Царь Алексей Михайлович вначале горячо поддерживал Никона. Однако после русско-польской и русско-шведской войн, во время которых патриарх своеобразно занимался внутренней политикой вместо занятого военными действиями государя, Никон был вынужден отречься от патриаршего престола. Никон был подвергнут опале и сослан в отделенный Ферапонтов монастырь, где провел 15 лет. После смерти царя Алексея Михайловича новый царь - Фёдор Алексеевич - разрешил Никону вернуться в любимый им Ново-Иерусалимский монастырь. По дороге Никон скончался и был погребен по обряду патриарха в этом монастыре, под Голгофой.

История возведения монастыря

Место для постройки монастыря патриарх Никон выбирал сам. Он часто посещал крупный Иверский монастырь в городе Валдай, по пути останавливаясь для отдыха в селе Воскресенское (ныне город Истра). Топография этой местности натолкнула его на грандиозный план. Обитель под Истрой должна была стать символом Третьего Рима: военное и политическое влияние России росло как на западе, так и на востоке, и центр влияния в православном мире также сместился в Москву.

В 1656 году Никон начал скупать земли, переименовывая местности в соответствии со своим планом. Через год была построена деревянная Воскресенская церковь на горе Елеон, в память об освящении которой вместе с царем Алексеем Михайловичем патриарх возвел Поклонный крест (восстановлен в 2006 году). Сам монастырь был заложен западнее Елеонского холма, на холме Сион. Севернее его находится Фаворский холм. Река Истра была переименована в Иордан. На въезде в город был небольшой женский монастырь, названный Вифанией. Таким образом, полностью была воспроизведена топография Палестины и возник Ново-Иерусалимский монастырь.

До своей ссылки патриарх Никон не успел достроить монастырь. В 1685 году, при регентстве царевны Софьи, сестры будущего , в обители были совершены значительные доработки. Пётр I, напротив, не благоволил к монастырям: при нём штат монахов и доходы монастыря резко сократились; вдобавок в 1726 году монастырь был почти полностью уничтожен пожаром. И лишь спустя 20 лет императрица Елизавета Петровна взялась восстанавливать монастырь, назначив архитекторами проекта Карла Ивановича Бланка и (Варфоломея Варфоломеевича) Растрелли.

Архитектура Ново-Иерусалимского монастыря

Формы главного храма обители - Воскресенского собора - были вдохновлены не только храмом Гроба Господня, но и, возможно, описаниями храма Соломона, почерпнутыми из Библии, а также храма Святой Софии Константинопольской. Об иерусалимском храме зодчие имели представление по деревянной модели, привезенной из Палестины. Главным зодчим храма был назначен Аверкий Мокеев, который участвовал также в постройке Никоном двух других крупных монастырей - Крестного монастыря на Кий-острове и Иверского монастыря на Валдае.

Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря состоит из трех частей: большой ротонды с шатром, четырехстолпного храма и подземной церкви Константина и Елены. Кроме того, в соборе изначально были усроены приделы Усекновения главы Иоанна Предтечи, Успения Богоматери и верхняя Голгофская придельная церковь. При последующих реставрациях число приделов возросло. Особенно выделяется в общем многосоставном силуэте храма огромное шатровое завершение ротонды. В ротонде находится кувуклия - часовня Гроба Господня. Многие удивляются завершению ротонды: ведь патриарх Никон впоследствии запретил возведение шатровых крыш в церквях. Вероятно, патриарх не хотел, чтобы храм был повторен, поскольку в этом случае сакральное значение Воскресенского собора было бы снижено: на Руси мог быть только один аналог Гроба Господня.

Хотя собор строился в эпоху русского средневековья, он всё же апеллирует к ордерным формам, которые русские мастера узнавали из книг и гравюр, привезенных из Западной Европы. Замечательными образцами непосредственно русского искусства являются изразцы. Ими занимался, в частности, знаменитый мастер Степан Полубес, украсивший изразцами многие московские храмы. При Никоне были созданы даже керамические иконостасы.

В эпоху царствования Елизаветы Петровны при реставрации монастыря главенствующий стиль изменился: им стало барокко. Тяжелый каменный шатер Воскресенского храма был заменен деревянным, с большим количеством люкарн, благодаря которым ротонда стала освещена.

С востока к Воскресенскому собору примыкает подземная церковь Константина и Елены, освященная в честь константинопольского императора и его матери. Церковь подземная: так мастера пытались воспроизвести аналог церкви Константина и Елены в Палестине, которая вырублена в скале. В XVIII веке церковь приобрела дополнительные купола и ров вокруг, для защиты от подземных вод.

Высокую крепкую стену монастыря украшают башни: Гефсиманская, Сионская, Давидов дом, надвратная Елизаветинская, Инноплеменичья, Фаруха, Ефремова и Дамасская (по часовой стрелке). Башни схожи между собой, но имеют некоторые различия в декоре, ширине оконных проемов и форме архитектурных объемов. Башни претерпели значительные изменения со времен Никона. Больше всего «досталось» Елизаветинской.

Помимо башен, стену украшает Входоиерусалимская надвратная церковь, выстроенная под руководством архитектора Якова Бухвостова. Это церковь имеет форму восьмерика на четверике, при этом нижний объем оформлен полукружиями притворов. Несмотря на сложный силуэт и общую устремленность вверх, надвратная церковь не перекрывает ротонду Воскресенского храма, которая является главной доминантой ансамбля.

В западной части монастыря расположены преимущественно хозяйственные постройки, выстроенные большей частью в конце XVII века по приказу царевен Софьи и Татьяны. Это трапезная с церковью Рождества, больничные палаты, архимандричьи палаты, палаты «монастырских деток». Почти все постройки подвергались значительным переделкам и реставрациям. Исключение составляют палаты Татьяны Михайловны, солодовые и кузнечные палаты . Первые сооружены значительно более нарядно - украшены ордерными наличниками и пилястрами.

Говоря о комплексе Ново-Иерусалимского монастыря, стоит упомянуть еще одну постройку, лежащую за Гефсиманским садом, - скит патриарха Никона. Именно о нём писал («Оставленная пустынь предо мной…»). Несмотря на минорный настрой стихотворения, сама постройка выглядит довольно нарядно: она украшена изразцами и майоликой и внешне совсем не похожа на монашеский скит. Однако внутри она весьма аскетична, как подлинное жилище отшельника.

Во время монастырь, находившийся в зоне боевых действий, был почти полностью разрушен. Самая первая после войны реконструкция комплекса была начата под руководством легендарного архитектора П. Барановского, который хотел восстановить собор преимущественно в изначальных формах XVII века. Реставрации проводились в 1970–1990-х годах, однако не всё из задуманного было сделано. Основные споры вызывало покрытие над ротондой, точнее - его высота и материал. На сайте монастыря выложены архивные фотографии, которые дают представление о памятнике после взрыва в 1941 году и этапах последующей реставрации. В 2008 году была начата последняя реставрация, которая продолжается до сих пор.

Вопрос о том, в каком стиле должен быть восстановлен монастырь - в средневековом (как при патриархе Никоне) или в барочном (как при императрице Елизавете Петровне), - подробно обсуждался. В итоге специалисты склонились к варианту восстановления монастыря по образу, который был создан в XVIII веке: для этого образа сохранилось намного больше достоверных данных и изображений, да и вариант известнейшего архитектора Растрелли сам по себе не менее историчен, чем вариант постройки Никона.

Святыни Ново-Иерусалимского монастыря

Главный храм Ново-Иерусалимского монастыря - Воскресенский. У основного входа есть каменная летопись архимандрита Никанора, написанная акростихом. Считается, что она сама по себе обновляется, то есть не стирается с годами, а напротив - становится ярче. То же, по преданиям, происходит и с эпитафией на гробнице Никона. В ротонде Воскресенского собора можно посетить кувуклию - часовню храма Гроба Господня. Там находится святая плащаница, которую в Великую пятницу полагают на Камень миропомазания. В Иерусалиме на такой камень было положено снятое с креста тело Спасителя. Сама же плащаница является аналогом Гроба Господня в Иерусалиме.

В приделе Усекновения главы Иоанна Предтечи находится гробница патриарха Никона (в Иерусалиме в аналогичном месте захоронен ветхозаветный царь Мельхиседек). В 2013 году ее вскрыли, но она оказалась пустой, и куда и когда были перенесены мощи патриарха после его захоронения, неизвестно. Тем не менее, у саркофага регулярно проводятся службы. Здесь же находится изразцовый иконостас XVII века с современными конами. Редкие изразцовые иконостасы также представлены в приделах Страстей Христовых и архистратига Михаила. В этом же приделе находятся список с Тихвинской иконы Богоматери и могила Иоанна Шушерина - сподвижника и биографа патриарха Никона.

Из святынь, имеющих непосредственное отношение к патриарху Никону, в монастыре можно увидеть также часть его омофора и антиминс. В придельной Голгофской церкви, в которой больше всего любил служить Никон, расположен аналог Лобного места, где был распят Христос. Там устроено деревянное Распятие, вырезанное из кипариса, а также находится сохранившийся иконостас XVIII в.

В Воскресенском соборе устроена придельная Темничная церковь, освященная в честь Успения Пресвятой Богородицы. В Палестине в утесе горы Голгофы держали приговоренных к казни; там Богоматерь оплакивала Своего Сына. Церковь монастыря мало похожа на темную пещеру - это хорошо освещенный небольшой храм. В Успенском пределе Воскресенского собора находится ковчежец с мощами св. Татианы, подаренный монастырю в XVII веке царевной Татьяной.

На территории монастыря можно набрать воды из «Силоамского» источника в Гефсиманском саду или из колодца «Живоносный источник» в подземной церкви Константина и Елены. На Святой земле именно в этом месте и на такой же глубине (6 м) константинопольская императрица Елена обрела Крест Господень. Примерное нахождение Креста Елене указал житель Иерусалима, который впоследствии принял крещение с именем Кириак, был убит христианскими гонителями и почитается как святой мученик. В связи с этими событиями в церкви имеется одноименный придел.

Окунуться можно в реке Иордан (Истра). Удобных раздевалок и оборудованных сходов к воде пока нет, но это не мешает сотням верующих окунуться в освященную воду в прорубях на праздник Крещения. По преданию, в крещенскую ночь - с 18 на 19 января - можно увидеть чудо, происходящее на реке Истре: в 1.30 ночи вода останавливается, и течение в реке на протяжении пяти минут едва заметно.

Рядом с рекой, на горе Елеон, находится Поклонный крест. Это реплика, сделанная в 2006 году. Оригинальный крест был установлен в XVII веке в знак освящения первого храма в монастыре. Надпись гласит, что государь Алексей Михайлович «нашел окрестности прекрасными, как Иерусалим Небесный, поэтому назвал имя местности и строящемуся монастырю Новый Иерусалим». Так началась история монастыря.

Святая топография

Наверное, самая главная святыня монастыря - топография Русской Палестины — воспроизведение святых мест, отчасти созданное самой природой.

Имевшаяся до строительства монастыря топография местности удивительным образом напомнила Никону палестинские святыни. Аналогом храма Гроба Господня в Иерусалиме, центром всего ансамбля выступила прежняя Воскресенская церковь в вотчине боярина Боборыкина. На севере находилась церковь Преображения Господня в селе Бужарово, на Востоке - церковь Вознесения в селе Алексино. На юге и юго-востоке от храма Воскресения находились церкви Илии Пророка и Рождества Христова. Если ориентироваться на топонимику Палестины, то на это место приходятся Вифлеем, где родился Спаситель, и неподалеку - монастырь св. Илии IV века. Местечку Раму рядом с Иерусалимом, где родился пророк Самуил, соответствует церковь Рождества Богородицы с приделом пророка Самуила. Есть в Палестине и монастырь Саввы Освещенного, а рядом с Русской Палестиной расположен Саввино-Сторожевский монастырь.

Новоиерусалимский монастырь, подмосковный город Истра. Поехали на один день. Слева от основного входа в монастырь есть очень удобная большая парковка.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Мы оценили, что встали именно туда, когда закончились экскурсии и мы пошли гулять по саду, выход из сада – прямо на парковку.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Белокаменные стены монастыря возвышаются на 9 метров, толщина – 3 метра. Башни крепостной стены имеют палестинские названия, кроме Елизаветинской, через нее можно попасть в Гефсиманский сад.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Ограда монастыря – неправильный шестиугольник, а периметр – более километра. Так что территория значительная. Внутри идет обустройство территории, поэтому обойти все постройки не удалось.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Ограда имеет восемь башен, которые названы по воротам в Иерусалиме. Оказывается, башни разделены перекрытиями, и внизу помещения используются для хозяйственных нужд, а верхние этажи это – кельи, в них живут.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Вдоль монастырских стен идем к входу

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Башни ограды необычные, какие-то двойные. Причем они все разные при детальном рассмотрение, а кажется – одинаковые. Они увенчаны каменными шатрами, а одна башня – Иноплеменничья заново перекрыта деревянным шатром, так как кренилась вбок.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Показалась надвратная церковь

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Справа находится небольшая выставка пушек и звонница

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Вход через восточные ворота. Сейчас пока это единственный вход – через трехпролетные Святые ворота. У каждого пролета – свое название: центральная арка – это Красные врата, правая – Въездные врата, а в левой расположен вход наверх, в церковь Входа Господня в Иерусалим.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Сама надвратная церковь Входа Господня в Иерусалим

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Нам повезло, мы идем через Святые (Красные) врата, хотя они всегда закрыты, используются для въезда транспорта. Рабочие делают настил, видимо, для транспорта, поэтому мы так свободно проходим:)

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Это вид на церковь Входа Господня в Иерусалим с территории монастыря

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Вот он – главный храм – Воскресенский. Как видите, ходить по территории невозможно, проход – только к храму и все.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

При входе висят листы с информацией, если хотите экскурсию – звоните. Мы позвонили, нам мило сообщили, что экскурсия будет через 15 минут, объяснили куда подходить.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Мой совет – обязательно берите экскурсию, если вы впервые или давно не были. Стоимость на 31 мая 2016 года: взрослые – 250 руб., дети – 100 руб. Нам экскурсию проводила экскурсовод паломнического центра Ирина Анатольевна Алексеева. Замечательно! Огромное ей спасибо, почти 2 часа пролетели незаметно, причем, она готова была еще отвечать на все вопросы и заново пошла показывать, присоединившимся к экскурсии людям, начало нашей экскурсии.

Благоустройство территории

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Очень долго колокольни не было в этом Новоиерусалимском монастыре, аж с 1941 года, когда немцы, отступая заминировали весь комплекс и колокольня была тоже взорвана, полностью уничтожена.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Перед воскресенским собором находится церковь Константина и Елены, это подземная церковь, единственная, которая не была разрушена немцами. Вот она – правее – нежно розового цвета. Около нее – захоронения.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Очень примечательное надгробие А.С. Цуриковой, она была благотворительницей монастыря, жила в XIX веке. Икона Богородицы выполнена по эскизу В.Васнецова.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Церковь Константина и Елены углублена на 6 метров. По преданию, именно на 6-метровой глубине царица Елена нашла крест, на котором был распят Иисус Христос. А искала она его, потому, что он был сброшен с Голгофы в отходную яму и пролежал там 3 века. Да, там нашли еще 2 креста – от разбойников. В самой церкви есть фреска, посвященная этому событию. Об этом чуть позже.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Церковь Константина и Елены строилась долго, так как при рытье котлована забил источник, это осложнило работы. Причем вода проступила на том месте, гда по плану (и по преданию) царица Елена нашла Животворящий Крест.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Новоиерусалимский монастырь задуман патриархом Никоном (XVII век). Начало работ 1658 год. Возводится монастырь с Воскресенским храмом, подобным иерусалимскому храму с Гробом Господнем. Никон посылает иеромонаха Арсения Суханова в Иерусалим, чтобы он привез точные чертежи и планы Воскресенского храма.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Никон понимал, что мало кто сможет себе позволить побывать в Иерусалиме. Дорого, да и времени займет несколько лет, это ведь не то, что сейчас. Хотя, первая причина для многих из нас так и осталась актуальной. Поэтому цель Никона и была, чтобы ознакомить русских верующих со священными местами казни, погребения и воскресения Христова.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Итак, Воскресенский храм — топографическая копия храма Гроба Господня в Иерусалиме.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Если планировка довольно точно соответствует прототипу, то внутренняя и внешняя отделка придуманы Никоном, ни на что не похожа, своеобразна.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Никон задумал украсить храм изразцами.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Вход в Воскресенский собор, справа белокаменные плиты с резной летописью о строительстве собора. Летопись написана в стихах, причем, если прочесть первые буквы строк текста, то выясним, что летопись писал архимандрит Никанорис, так себя увековечив.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Заходим – справа находится Голгофа, место казни Христа, но храм был закрыт. Поэтому мы сразу же прошли к гробу Господню.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Перед нами открывается история смерти Иисуса Христа и чудеса, которые потом происходили.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Белокаменная часовня, в ней находится главная святыня – Гроб Господень.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Часовня называется кувуклия (опочивальня), она состоит из двух частей – пещеры Гроба Господня и предела Ангела.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Керамические колонки – аркады, здесь, у нас повторяют мраморные колонны, которые в Иерусалиме.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Входим в часовню с востока, в предел Ангела, там лежит небольшой округлый камень. Это подобие камня, который был отвален от пещеры с Гробом Господня в ночь Воскресения. Сначала камень в Иерусалиме был большим, ведь он закрывал вход в пещеру, но от него стали откалывать части для других храмов, как святыню. Поэтому к XVII веку камень стал таким маленьким. Здесь он немного виден.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Далее через низкий проем попадаем к Гробу Господню, пустому гробу. На нем повязка головная, плащаница и два ангела. При реставрации оставили копоть на своде кувуклии, как напоминание о Великой Отечественной войне, когда храм практически весь был разрушен.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Все время идет народ

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Часовня окружена ротондой с шатром.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Красота необыкновенная. Шатер над ротондой

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Ротонда, фрески с историческими событиями, все подробно рассказывает экскурсовод

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Воскресенский Новоиерусалимский храм один из более уважаемых известных общин, пребывающих в центре Российской федерации, при этом характерное его свойство является то, что находящийся тут Воскресный монастырь был возведён по сходству и иконы Храма Гроба Господня что располагается на горе Голгоф что находится в Иерусалиме. Но согласно наружному виду данные 2 общины совершенно не похожи одна на другую. А выяснить как добраться к монастырю, график служб, какие святые места есть в монастыре и многочисленное – иное возможно из данной статьи.

Хроника формирования монастыря

Монастырь кроме того общепринято именовать Новым Иерусалимом. Основоположник Никон принял решение построить в Подмосковье палестинские святые храмы, для того чтобы российскому населению можно было увидеть святые местности Христова Воскресенья.

Выстраивался Новоиерусалимский храм не в один этап. Первоначальный этап имел продолжительность с 1656 года по 1666 год (в момент, когда у трона был Тишайшия Алексей Михайлович). Потом построение было прекращено из – за опалы Патриарха Никона и продолжились в 1679 году по постановлению Фёдора Алексеевича.

В 1685 году был окончен строительный процесс монастыря Константина и Елена, а кроме того и Воскресного храма, а построение надвратного монастыря Входа Божьего и защитной стены окончились в 1697 году, при правлении Петра первого.

Но на данном периоде строительства по возведению монастыря не закончились, потому что, не выстояв и 30 — ти лет шатёр монастыря Воскресения обрушился. Возобновление монастыря продолжалось до 1761 года, во время окончания властвования императрицы Елизаветы.


Образы и святые места

В стенах монастыря верующие люди смогут лицезреть подобные святыни:

Образец Храма Господнего Гроба – данную модификацию привезли в столицу России в 1649 году и применялась Патриархом Никоном в период возведения монастыря;

Хранительница даров из придела равноапостольной Благословенной Марии Магдалины – на вид она похожа на священную ёмкость, в которой лежат на сохранении Кровушка и туловище Иисуса Христа;

Антиминс семнадцатого столетия – это кусок ткани, на нём представлено расположение в гробнице Всевышнего;

Не так давно приобретением стал образ, который был преподнесён в дар от президента Новоиерусалимскому храму, на котором нарисован Вседержитель Создатель Бог на Троне (дотируемый восемнадцатым столетием).


График служб

В монастыре для мужчин ведутся богослужения в соответствии с последующим расписанием:

По понедельникам. Пятая Седмица Великого воздержания. Преподобный Венедикт Нурсийский:

Сутра в восемь часов проходит – утреннее богослужение, часы с проговариванием Святого писания;

Второй день недели. Мученик и 7 страдальцев: Дионисия, Ромила, Пуплия, Дионисия, Александра, Тимолая:

Сутра в восемь часов проходит – утреннее богослужение, часы с прочтением Святого писания;

В вечернее время в пять часов – вечернее богослужение, величавая молитва.

По средам. Преподобный Алексия, Господний человек:

В утреннее время в восемь часов – утреннее богослужение, часы, вечерняя, осуществление литургии Даров Преждеосвященных;

В вечернее время суток в пять часов – утреннее с прочтением знаменитой молитвы Святого Андрею Критскому.

По четвергам. Преподобный Макарий Калязинский:

В утреннее время в восемь часов – проходит акафист Даров Преждеосвещенных;

Вечером в пять часов – вечернее богослужение, величавая молитва.

По пятницам . Иерусалимский епископ Святой Кирилл (те люди которые ведут подготовительные работы к осуществлению Священного Таинства Причащения, необходимо отказаться от употребления еды за шесть часов перед походом в монастырь):

По утру в восемь часов проходит – утреннее богослужение, часы с прочтения Святого писания;

В вечернее время в пять часов проходит – песнопение величавое, осуществление литургии Даров Преждеосвященных.

По субботам. Прочтение песнопения субботнего. Возвышение хвалы Благословенной Божьей Матери:

По утру в восемь часов – утренняя служба с прочтением акафиста, божественная молитва;

В вечернее время в пять часов – богослужение всенощное.

По воскресеньям . 4 – ая неделя Великого воздержания. Преподобный Иоанн Лествичник:

Сутра в семь часов – часы, утреннее богослужение;

В утреннее время в десять часов – поздняя божественная молитва;

В вечернее время в пять часов – пассия и вечерняя служба;

В вечернее время в пять часов – проходит ритуал таинства.


В каком месте располагается

Чёткий адрес монастыря: Российская федерация, московская область, город Истра, по улице Советска дом номер два, Новоиерусалимский храм.

Доехать к монастырю все жаждущие смогут такими способами

На общественном транспорте: от остановки метрополитена «Тушино» до города Истры отходит микроавтобус номер 372 и едет до остановки «Почта». Вся дорога предположительно будет длиться один час.

Как добраться на электричке?

Электричка отходит от Курского вокзала либо возможно поехать от платформы «Тушино» (в близи от неё находится одноимённая остановка метрополитена). При чём стоимость билета от станции «Тушино» по стоимости будет немножко ниже чем от стоимости в электричке, однако необходимо принимать во внимание, что в летний сезон электрички могут быть слишком заполнены, так как едут много людей на дачные участки. Пройти необходимо до платформы «Истра» либо «Новоиерусалимская». Затем необходимо прогуляться пешком по времени прогулка займёт минут двадцать, а по километражу примерно два километра, либо же на микроавтобусе следует проехать до остановки «Монастырь».


Если добраться автотранспортом

Вам потребуется проехать по Новорижской трассе (от кольцевой автодороги предстоит проехать приблизительно сорок пять километров), а потом через город Истра в Новоиерусалимский храм для мужчин.

На стоимости экскурсий возможно сберечь денежные средства, так как у входа в монастырь и над кассовыми помещениями имеется детальное изображение храма, а гида при большом хотении возможно слушать и так, потому что они повествуют довольно громко.

Пускай Вас всегда оберегает Всевышний!

Где находится Новоиерусалимский монастырь

Как добраться до Новоиерусалимского монастыря

Есть несколько способов доехать до монастыря, каждый из которых имеет свои преимущества.

  • На электропоезде вы можете добраться до Истры где-то за час. Вам нужно сесть на электричку Рижского направления и ехать до ст. «Ново-Иерусалимская» (отсюда будет немного быстрее) либо «Истра». Потом садитесь на автобус и едете до ост. «Монастырь». От ж/д станции «Ново-Иерусалимская» до монастыря можно дойти и пешком, это займет минут 20.
  • От Москвы вы также можете добраться до монастыря на автобусе №372 , который отъезжает от м. «Тушинская». Вам необходимо ехать до ост. «Почта», а потом пересесть на автобус до ост. «Монастырь».
  • На собственном автомобиле вы можете доехать до г. Истра из Москвы по Новорижскому либо Волоколамскому шоссе. Дорога длится около 45 км.

Особенности посещения монастыря

Новоиерусалимский монастырь в Истре открыт ежедневно для посещения паломников и туристов, время его работы – с 7:00 до 20:00.
Каждый день в стенах монастырских храмов совершаются Божественные таинства : богослужения, исповеди, причащения, крещения, поминовения и другие.

Ныне на монастырской территории действуют несколько экскурсионных программ:
  • Обзорная экскурсия , в процессе которой вы познакомитесь не только с храмами и святынями монастыря, но и узнаете много нового о его истории и сокровищах;
  • «Евангелие для детей» – детская экскурсия, специально адаптированная для детей дошкольного и школьного возраста, которая познакомит ваших чад с монастырем и главными библейскими ценностями;
  • Сборные экскурсии по монастырю , рассчитанные на людей, путешествующих в одиночку. Начинаются в 11:00, 13:00 и 15:00 ежедневно. Для группы менее 10 человек стоимость такой экскурсии составит 2500 рублей, если в группе наберется более 10 участников – 250 рублей/чел. (100 рублей для детей до 16 лет).

Важно! Помните, что на территории монастыря, в особенности в храмах, необходимо соблюдать строгие правила, о которых вы можете узнать в Паломнической службе либо на сайте монастыря.

Также в Новоиерусалимском монастыре вы можете заказать Таинства и требы . Для этого обратитесь в свечной ящик либо позвоните по телефонам, указанным выше.
Очень интересен Музей Новоиерусалимского монастыря , который вы можете посетить за дополнительную плату с 10:00 до 18:00 в любой день кроме понедельника.

Расписание служб в монастыре в Истре

Знаете ли вы? Новоиерусалимский монастырь, как и большинство других, составляет свое расписание богослужений в зависимости от церковного календаря. Точное расписание на каждую седмицу уточняйте на сайте монастыря либо по телефону Паломнической службы.

  • Первые утренние богослужения начинаются, как правило, в 7:00 (в 8:00 по воскресеньям);
  • а вечерние – в 17:00;
  • по воскресеньям обычно также читается поздняя утренняя Литургия в 10:00.

Где можно остановиться рядом с монастырем

В г. Истра есть множество гостиниц и отелей на любой вкус и различной стоимости, где вы можете остановиться на несколько дней либо переночевать.
Паломническая служба монастыря обычно рекомендует Гостиницу «Ливадия» либо «Дом-гостиницу» . У них хорошие, комфортные условия проживания, стоимость номера может составить от 1400 до 6000 рублей.

История Новоиерусалимского монастыря в Истре

История монастыря тесно связана с жизнью Патриарха Никона , который основал собор в 1656 году .

Знаете ли вы? Личность великого Патриарха оставила противоречивые следы в истории, начав раскол Православной церкви. До сих пор среди церковных служителей встречаются ярые поклонники и противники его действий, а однозначное мнение о жизни церковного деятеля составить достаточно сложно.

Как бы там ни было, основание многих монастырей, среди которых «любимчиком» Патриарха стал именно Новоиерусалимский – важная заслуга Никона.
По разным причинам строительство монастыря длилось довольно долго, несколько раз приостанавливалось. Главный его собор был освящен в 1685 году .
В XVIII веке монастырь несколько раз был частично разрушен при пожарах, но его успешно восстанавливали с помощью русских правителей.

С XIX по начало XX века монастырь стал одним из самых популярных мест для паломничества .
С приходом Советской власти монастырь закрывают, но даже тогда его признают ценным Историко-архитектурным объектом Всероссийского значения и продолжают заботу об этом месте, создав здесь Краеведческий музей .
Сильно пострадал монастырь в годы ВОВ, многие его храмы были почти полностью разрушены. Уже с 50-х гг. прошлого века началось медленное восстановление монастыря.
В 1994 году монастырь был снова возвращен Русской Православной Церкви , реставрационные работы начались с удвоенной силой, а в его храмах вновь зазвучали Божественные песнопения.
Реставрация монастыря все еще продолжается. Нынешние русские правители продолжают традиции своих предков и выделяют немало средств на помощь Новоиерусалимскому монастырю.

Достопримечательности монастыря

Воскресенский собор является не только главным храмом Новоиерусалимского монастыря, но и одной из главных его архитектурных достопримечательностей.
Это очень красивое и в самом деле монументальное строение, которое состоит из 4 основных частей:

  • Собор Воскресения Христа – четырехстопный крестово-купольный храм, который завершается главой;
  • Церковь свв. Константина и Елены – необычная подземная церковь, находящаяся на глубине 6 м.;
  • Красивая колокольня , которая была полностью разрушена в 1941 г. и недавно восстановлена;
  • Ротонда , располагающаяся над Часвоней Гроба Господня (кувуклией).
  • Собор прекрасен и снаружи, и внутри. Внутри лично мне он нравится даже больше – здесь можно увидеть очень светлые, просторные и нарядные залы, богато украшенные лепниной и росписью.
    Красива сама по себе и облагороженная территория монастыря, и другие его храмы. Здесь находится Монастырский парк (Гефсиманский сад) с множеством своих достопримечательностей.

    Важно! В связи с реставрационными работами часть объектов может быть закрыта.

  • Также рекомендую посетить Музейно-выставочный комплекс «Новый Иерусалим» , находящийся на территории монастыря. Рядом расположился еще один интереснейший объект – Музей деревянного зодчества.

Святыни Новоиерусалимского монастыря

Поскольку монастырь в какой-то степени повторяет главный христианский храм, есть тут все «атрибуты», повествующие о жизни Спасителя. Здесь вы можете увидеть Голгофу, Иордан, и многое другое.
К главным святыням монастыря относят:

  • Разборную модель , которая была выполнена в XVII веке в Иерусалиме из кипариса, слоновой кости и перламутра и использовалась как модель для строительства Воскресенского собора;
  • Фрагмент омофора Патриарха Никона, который был изготовлен на в 1597 году;
  • Дарохранительницу из придела св. Марии Магдалины – священный сосуд, предназначенный для хранения Тела и Крови Христовой, выполнена из серебра с золочением в конце XVIII – начале XIX века;
  • Антиминс , датируемый XVII веком, с подписью Патриарха Никона, освятившего его.

Новоиерусалимский монастырь славится также и своими иконами. Самой ценной и почитаемой из них является икона «Господь Вседержитель со св. Филиппом и Патриархом Никоном» , написанная в 1657 году в честь перенесения в Москву мощей свт. Филиппа. Сейчас икона находится в экспозиции музея «Новый Иерусалим».

Знаете ли вы? В окрестностях Истры также было обнаружено несколько святых источников с целебной водой.

Фото Новоиерусалимского монастыря

Монастырь, выглядывающий из утренней туманной дымки, выглядит особенно романтично.

Вот так выглядит грандиозный комплекс почти отреставрированного монастыря.


Это Воскресенский собор – главный храм монастыря.


А это внутри (Кулуквия и Ротонда) – масштабы потрясают!


Один из алтарей храма – вот такая красивая лепнина украшает почти все стены храма.


Вход в уникальную подземную церковь.

Новоиерусалимский монастырь на видео

Как по мне, Новоиерусалимский монастырь стоит посетить всем – как глубоко верующим людям, так и любопытным туристам – каждый здесь найдет что-то для себя и, возможно, вдохновится вспомнить о душе и о вечных ценностях. Так что всем желаю плодотворного путешествия.

А если вы уже бывали в этом великолепном месте, с радостью почитаю ваши комментарии с впечатлениями от поездки.