Туристический портал - ChemodanChik56

Туристический портал - ChemodanChik56

» » Храмовый комплекс амона ра в луксоре. Луксорский храм: описание и фото. Стоимость посещения и режим работы Луксорского храма

Храмовый комплекс амона ра в луксоре. Луксорский храм: описание и фото. Стоимость посещения и режим работы Луксорского храма

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Сохранившиеся сооружения храмового комплекса Амона-Ра на правом берегу Нила, в южной части древней столицы Верхнего Египта города Фивы. Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО с 1979 г.
Местонахождение: г. Луксор в Египте.
Язык: арабский.
Денежная единица: египетский фунт.
Река: Нил.
Аэропорт: Луксор (международный).

ЦИФРЫ

Длина храмового комплекса от входа до самой северной стены: 260 м.
Размеры пилона: высота - 20 м, длина - 70 м.
Длина центрального здания: 190 м.
Общее количество колонн храма: 151.
Дорога сфинксов: длина - 2,7 км, количество фигур сфинксов на ней в древности- 1350.
Площадь Луксора: 416 км².
Население Луксора: 505 588 чел. (2012 г.).
Плотность населения Луксора: 1215,4 чел/км².

Святилище бога Амона-Ра

Ипет Ресет (Южный храм), каковым считалось Луксорское святилище в Древнем Египте в период Нового царства (1550-1069 гг. до н. э.), был вторым по своей сакральной значимости после Карнакского храма Ипет Сет (Северный храм). Оба храма были посвящены богу Амону-Ра и по большому счету составляли единый грандиозный архитектурный ансамбль в «городе Амона» (отметим, что Фивы - это греческое название столицы Верхнего Египта, появившееся после завоевания Египта Александром Македонским, а сами египтяне называли его Нот-Имн - город Амона (в Библии Фивы именуются Но-Амон, или Но), а самое древнее название города - Уасет или Уаст). Кроме того, храмы были посвящены еще двум персоналиям «фиванской триады» - богине-матери, покровительнице материнства Мут, супруге Амона, и их сыну Хонсу, божеству Луны. Дорога, или Аллея, сфинксов, общая для двух храмов, раздваивалась: правая ее часть сворачивала к храму Мут, левая - к храму Хонсу.

Честь основания храма древнеегипетские и древнегреческие источники отдают великой женщине-фараону XVIII династии Хатшепсут (1490/1489-1468 гг. до н. э., 1479-1458 гг. до н. э. или 1504-1482 гг. до н. э.) и ее приемному сыну и преемнику на троне Тутмосу III (1479-1425 гг. до н. э. или 1490-1436 гг. до н. э.). Они создали здесь небольшое святилище Амона, к которому в дни важнейшего для египтян праздника Опет, или Ипт, длившегося от двух до четырех недель, прибывали украшенные цветами лодки из связок папируса со статуями Амона, Мут и Хонсу на борту в сопровождении жрецов, выступавших в ролях певцов и музыкантов.

При фараоне Аменхотепе III (1388-1353/1351 гг. до н. э.) той же династии началось уже капитальное строительство храма под руководством великого зодчего - жреца Аменхотепа, сына Хапу. Материалом служил песчаник из каменистой пустыни к западу от Фив. Строительство, расширение и украшение храма продолжилось при фараонах Тутанхамоне (правил примерно в 1332-1323 гг. до н. э.) и Рамзесе II, фараоне уже XIX династии (правил примерно в 1279-1213 гг. до н. э.). Первыми сооружениями храма при Аменхотепе III стали гипостильный зал с колоннами в виде пучков папируса с бутонами цветов в виде капителей, вестибюль и святилище - внутренние помещения. Затем - внутренний двор (перистиль) с папирусовидными колоннами в более поздней, гладкой форме и без каннелюр. Последний фараон XVIII династии Хоремхеб возвел прецессионную колоннаду - двойной ряд, каждый из 7 массивных колонн - между внешним двором и двором Аменхотепа. Колонны были высотой 19 м и имели завершение в виде распустившихся цветков папируса, их украшали раскрашенные рельефы, рассказывавшие о торжествах в честь Амона. Сначала колоннаду покрывала крыша и окружали стены, создававшие сумрак в ней.

Рамзес II, как полагают одни исследователи, обнесхрам внешней оградой с 74 колоннами, другие придерживаются мнения, что она появилась раньше, возможно, еще при Тутмосе III. А вот то, что великолепные статуи установил Рамзес, несомненно. Среди них были скульптурные воплощения самого царя и его супруги Нефертари. Рамзес действовал не без того, чтобы со свойственной ему бесцеремонностью сбить картуши - таблички с именами тех, при ком появились те или иные статуи, и оставить там автограф себя, несравненного.

Неизвестно, был ли таков замысел Аменхотепа-строителя или ориентация храма с северо-запада на юго- восток играет здесь свою роль, но все формы храма поданы так, что здесь возникают резкие, почти мистические по ощущениям контрасты света и тени. На западной стороне перистиля между колоннами стоят шесть царских статуй, у которых одна нога выставлена вперед, они словно выходят из тьмы к солнцу, воплощаемому Амоном-Ра.

Луксорский храм был возведен вдоль правого, восточного берега Нила в Фивах, в «городе живых», именовавшемся так, в отличие от «города мертвых» на западном берегу Фив и всего Верхнего Египта. С Карнакским храмом, отстоящим от него к северу почти на три километра, его соединяла общая для обоих святилищ Дорога сфинксов. В наши дни эти храмы разделяют плотно застроенные кварталы города Луксор.

ЯВИВШИЙСЯ ИЗ ЗАБВЕНИЯ

Сейчас такое трудно себе представить, но в истории Луксорского храма был долгий период, когда его значительная часть была занесена песком и мусором.

У потерь, которые претерпел храм, своя летопись. Первым урон ему нанес фараон еще XVIII династии Аменхотеп IV, более известный как Эхнатон (1375-1336 гг. до н. э.)| сын Аменхотепа III, религиозный реформатор, отрицавший культ Амона-Ра и перенесший столицу государства из Фив в Амарну. Но прежде он уничтожил в храме все изображения Амона, скульптурные и рельефные. Тутанхамон (по одной из версий, сын Эхнатона), однако, быстро восстановил разрушенное.

Один из мощных трапециевидных пилонов при северном входе в храм относится ко времени царствования Рамзеса II и покрыт рельефами с изображениями одержанных им побед над хеттами. Здесь же стояли и шесть колоссов Рамзеса, из которых сохранилось лишь три. Строительными работами при этом властителе Египта руководил не менее выдающийся зодчий, чем Аменхотеп, Бакенхонсу. Он разбил вокруг и внутри храма сады, снабдив их оросительной системой, о чем оставил собственноручное свидетельство в иероглифах на одной из стен. У одного из пилонов северного входа он установил два обелиска из розового гранита, «красота которых достигает небес», как писал сам Бакенхонсу. Сейчас там стоит один из них. Второй, точно такой же символ царской власти, в 1831 г. тогдашний правитель Египта Мехмет Али подарил королю Франции Луи-Филиппу, и с 1836 г. этот обелиск украшает площадь Согласия в Париже.

Святая святых комплекса - храм Амона-Ра - был возведен уже при Александре Македонском (356-323 гг до н. э.), завоевавшем Египет в 332 г до н. э. и называвшем себя сыном Амона, конечно, в символическом смысле. В 667 и 663 гг. до н. э. Фивы были завоеваны ассирийцами. В 146 г. до н. э. - римлянами, в 85 г. до н. э. - наказаны диктатором Суллой за то, что в его войне с царем парфян Митридатом II приняли сторону последнего. Некогда блистательный город был заброшен римлянами и довольно быстро пришел в запустение. Как и все его храмовые сооружения.

Арабское завоевание Египта началось в 634-654 гг. К храмам древних египтян у новых хозяев берегов Нила отношение было более чем пренебрежительное, и к началу Средних веков Луксорский храм практически исчез под наплывом речных отложений и беспорядочными россыпями каменных фрагментов - следов разрушений.

На месте некоторых прежних сооружений комплекса арабы возводили свои строения. Самым значительным из них была мечеть, предположительно XI-XIII вв., Абу-Хаггаг, посвященная суфию-шейху Абу эль-Хаггагу, здесь похороненному. Предполагается, что мечеть стоит (частично) на том месте, где размещалось первое здесь святилище Амона, заложенное Хатшепсут. После того как храм Амона был расчищен, выяснилась еще одна интересная подробность. Как оказалось, на месте храма Амона, еще задолго до мечети, существовала церковь ранних христиан, и мусульмане не полностью уничтожили ее рельефы, как поступали с христианскими храмами обычно, просто покрыли штукатуркой, благодаря чему сохранились фрагменты этих рельефов.

Исходя из того, что обелиск, подаренный Франции, был откопан в начале XIX в., локальные раскопки велись здесь примерно с этого времени. Дата самого начала возрождения и возвращения Луксорского храма человеческой цивилизации по всем правилам археологии - 1884 г., когда здесь начала раскопки экспедиция французского египтолога Гастона Масперо (1846-1916 гг.). Это было чрезвычайно трудоемкое дело, осложненное тем, что при снесении мусора можно было что-то повредить. Не хватало знаний о планировке храма. Такие знания удалось получить к началу 1930-х гг., а в виде, который уже можно было считать максимально в наше время полным, храм предстал к 1960-м гг.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

  • Гипостильный зал.
  • Пилоны.
  • Портик.
  • Внутренний двор.
  • Колоссы Рамзеса II и другие статуи.
  • Обелиск.
  • Аллея сфинксов.
  • Зал (дом) рождения маммизи.
  • Мечеть Абу-Хаггаг, или Белая мечеть.
  • Артефакты из храма в Луксорском музее.

ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ

Маммизи - это в буквальном переводе с коптского «дом рождения». А в Луксорском храме - зал, где царица Мутемуйи родила будущего фараона Аменхотепа III, очередного сына Амона-Ра. По мифологии Древнего Египта все фараоны рождались от плоти Амона-Ра. В данном случае в настенных изображениях представлена вся история появления на свет Аменхотепа III и ее действующие лица. Богиня материнства Хатхор, находившая среди самых прекрасных женщин государства мать очередного дитя бога. Этой чести удостаивалась обычно супруга действующего царя, как Мутемуйи, жена Тутмоса IV. Царицы не нарушали обета верности, ибо Амон для сего священнодействия принимал облик царя. Супружеское ложе охраняют богиня охоты и войны Нейт и дочь Ра Селкет, богиня мертвых. Бог творения Хнум создает на гончарном круге младенца и его жизненную энергию Ка. Будущей матери фараона сообщает о событии бог мудрости Тот. В зал для родов избран- ницу Амона-Ра приводят Хатхор и Хнум. Богиня родов Месхенет воплощается в повитух: Нут - Великую, Тефнут - Старшую, Исиду - Прекрасную и Нефтиду - Превосходную. Охраняют зал Бес и Таурт, божества миллионов лет жизни. Священные коровы Сехатхор и Хесат кормят новорожденного своим молоком. Богиня письма и счета Сешат заносит его имя в свитки Жизни при свидетелях: это Хнум и бог магии и волшебства Хек. В заключение действа Амон-Ра берет сына на руки и целует его.

На территории Луксорского храма существовали также римский военный лагерь и форт, а после их ухода - святилища первых в Египте христиан.

Существует предание о том, как Абу эль-Хаггаг (Отец Паломников) получил свое уважительное прозвание. Караван с паломниками шел в Мекку. Настал такой момент, когда посреди знойной пустыни у путников кончилась вода и взять ее было неоткуда. Тогда один из паломников стал молиться, и его бутыль наполнилась чистой прохладной водой благодаря тому, что он нашел самые глубокие и живые слова в своем обращении к Аллаху. Бутыль наполнялась снова и снова, пока все люди не напились. А спасителя стали звать Абу эль-Хаггаг.

План
1. Общая характеристика периода строительства выбранного памятника искусства.
2. Общая характеристика архитектурно-художественного памятника.
3. Описание изучаемого архитектурно-художественного памятника.
4. Анализ архитектурных особенностей изучаемого архитектурно-художественного памятника, сохранившихся памятников скульптуры, рельефных и живописных памятников.
5. Заключение.
6. Иллюстрации
Список литературы

Введение
Каждая эпоха оставляет за собой след. Это памятники культуры и искусства. Живопись, скульптура, архитектура могут многое рассказать о жизни предыдущих поколений, о том, что они думали, что чувствовали, каким представляли мир. На формирование художественных взглядов влияют многие факторы и потому каждый исторический памятник это - своего рода повествование о временах, когда он был создан. Внимательный зритель сможет узнать много интересного, вглядываясь в живописные полотна, скульптуры, особенности архитектурно сооружения.

Храмовый комплекс Ипет-Рес в Луксоре один из самых ярких архитектурных памятников Древнего Египта.

Анализ архитектурно-художественных особенностей луксорского храма станет для нас увлекательной экскурсией в Египет времён Нового Царства.
Общая характеристика периода строительства выбранного памятника искусства.

Храмовый комплекс Ипет-Рес в Луксоре - подлинная каменная летопись египетского зодчества периода Нового Царства. В это время большое культовое строительство велось во всей стране, от истоков Нила до его дельты. Наибольшее количество храмов было воздвигнуто на восточном берегу Нила - в Фивах, в древних Ипет-Сут и Ипет-Рес, современных Карнаке и Луксоре.

Особенности архитектуры и культуры Древнего Египта были обусловлены географической изолированностью Египта. Народ Египта с подозрением относился к чужеземцам. Нубийцы, ливийцы, азиаты и кочевники западной и восточной пустынь традиционно считались врагами и являлись олицетворением хаоса, угрожающего гармонии египетского государства. Географические и климатические особенности государства сформировали особое мировоззрение местного населения.
Огромное место в жизни египетского государства играла религия. Именно религия оказала огромное влияние на искусство и архитектуру Египта. Особенно важны два момента: сложение египетского пантеона богов и заупокойный культ. Ключевой фигурой был Амон. Фараон провозглашался сыном Амона. Именно в честь Амона воздвигаются самые грандиозные святилища. Храмы Нового царства, так же как Великие пирамиды Древнего, прославили египетское зодчество навеки.

Какими же были основные черты храмовой архитектуры Нового царства? Прежде всего, надо отметить, что в начале этой эпохи происходит отделение места погребения от заупокойного храма. Храм строился в пределах нильской долины, располагаясь на ровном участке. Погребение переносилось за горный хребет и устраивалось в выдолбленной в скале пещере. Весь участок, занятый храмом, окружала высокая массивная стена. К храму от Нила вела широкая мощёная дорога, заставленная правильными рядами сфинксов из красного песчаника. Погребение производилось тайно, и вход в гробницу тщательно маскировался с целью предохранения от ограбления. Большая часть гробниц фараонов Нового царства сосредоточена в уединённой Долине Царей (Гибан-эль-Молук) на левом, западном берегу Нила. Особенно грандиозный размах в период Нового царства храмовое строительство получило на противоположном от Дейр-эль-Бахри, восточном берегу Нила, в столице Египта - прославленных Фивах. Хотя храмы Нового царства очень разнообразны по оформлению фасада, по построению внутреннего пространства и декору интерьеров, в основе их планировки лежал один и тот же принцип. Храмовый участок, имевший форму вытянутого прямоугольника, был обнесён мощной стеной. К расположенному на фасаде входу вела широкая дорога, обставленная по сторонам статуями сфинксов. Своеобразие этих скульптур заключалось в том, что каждая из них представляет собой самостоятельное произведение, но все статуи повторяют друг друга; поэтому они не рассчитаны на длительное рассмотрение, не требуют ни обхода, ни остановки. Ряд повторяющихся скульптур направлял движение молящегося, создавал настроение торжественности перед входом в храм. Затем на пути входящего вставала преграда. Вход в храм оформлялся в виде пилона - двух высоких башен с узким проходом между ними. Башни эти были очень велики и массивны, их боковые стороны имели лёгкий наклон. Египетский мастер, учитывая своеобразие зрительного восприятия, по которому абсолютно прямая высокая стена вблизи кажется падающей вперёд, скашивал поверхность пилона, благодаря чему пилон при рассмотрении вблизи кажется идеально прямым. Перед пилоном стояли колоссальные статуи фараона, обрамлявшие вход. Вся поверхность пилона покрывалась рельефами, прославлявшими военные подвиги фараона. В период Нового царства излюбленным стал углублённый рельеф; такая техника позволяла лучше детализировать фигуры, вместе с тем, она предохраняла рельеф, расположенный на наружной стене, от выветривания и повреждения. Глубоко врезанные контуры усиливали светотеневую моделировку и делали изображение более пластичным. Пройдя через вход, посетитель попадал в открытый ярко освещенный солнцем двор, обрамленный со всех сторон колоннадой. За двором находился многоколонный гипостильный зал; расположенные в несколько рядов колонны разделяли пространство зала на проходы - нефы. Центральный неф, более высокий, чем боковые, имел в крыше окна, которые освещали зал неярким ровным светом. За большим залом иногда располагались залы меньшего размера. Композиция замыкалась одной или несколькими молельнями, в которых стояли статуи божеств. Молельни не имели окон и освещались только искусственным светом. Хотя в зависимости от времени строительства, местоположения и, наконец, от творческой индивидуальности зодчего, руководившего постройкой, облик храма менялся, почти все храмы, сооружённые в период Нового царства, построены по данному каноническому плану.

Общая характеристика храмового комплекса в Луксоре
Храмовый комплекс в Луксоре (Ипет-Рес) - культовый памятник.
Построен в честь бога Амон-Ра
Начало строительства - XIV век до н.э. при фараоне Аменофисе
Размер храмового комплекса - 208 метров в длину и 54 метра в ширину

Описание изучаемого архитектурно-художественного памятника
Луксорский храм - храмовый комплекс, построенный в честь бога Амон-Ра. Его начали строить при фараоне Аменофисе в XIV веке до н.э., и в годы расцвета древнего Египта, он состоял из нескольких дворов окруженных гигантскими колоннами и статуями фараонов. Это храмовый комплекс размером 208 метров в длину и 54 метра в ширину, на внутренних стенах которого имеются многочисленные барельефы изображающие культовые обряды в храме, а внешние стены украшены барельефами победоносной битве Рамсеса II при Кадеше.

На протяжении тысячелетий храм достраивался и видоизменялся, он становился красивее и величественнее, ведь каждый фараон считал своим долгом увековечить бога Амон-Ра - божественного отца всех фараонов, и оставить о себе память. Сегодня храм в Луксоре, это в большой степени развалины. Луксорский храм пришёл в упадок. Мало, что сохранилось от первоначального величия, и сегодня храм в Луксоре, это в большей степени развалины. Началом упадка и забвения египетской культуры стало поражение войска Александра Македонского. Армии завоевателей сменялись и Египет уже не мог им противостоять. Со временем храм был занесён слоем песка, мусора и грунта. Многие учёные утверждают, что именно благодаря этому храм в Луксоре не был полностью разрушен. Но даже то, что мы можем увидеть сегодня, говорит о былом величии храма.

Анализ архитектурных особенностей изучаемого архитектурно-художественного памятника, сохранившихся памятников скульптуры, рельефных и живописных памятников.
Время правления Аменхотепа III рассматривается как один из величайших периодов расцвета древнеегипетской цивилизации, о чём свидетельствуют грандиозные храмовые комплексы и превосходные памятники скульптуры, изящные туалетные вещицы и многие другие произведения искусств. Царствование Аменхотепа было отмечено грандиозным строительством. На юге Фив был построен храм Ипет-Рес (Луксорский храм, Внутренние палаты, Южный покой) – одно из самых изысканных творений египетских зодчих. В конце лета, когда Нил выходил из берегов и вода становилась красной, как кровь, начинался фестиваль OPET. Божественные образы Амона (бог солнца), его супруги Мут (богиня войны) и сына Хонсу (бог Луны) пышной процессией путешествовали из Карнакского храма в Луксорский, для обновления Бога-царя, вместе с обновлением земли после долгой засухи.

К храму вёл величественный проход между двумя рядами каменных колонн высотой 16 метров. Похожие проходы были воздвигнуты им перед соседним храмом Мут, и перед храмом в Сульбе (между 2 и 3-им порогами). Всеми строительными работами в Карнаке, Луксоре и в Фивах в целом руководили два зодчих - два брата близнеца Хори и Сути.

Рассмотрим план храма Ипет-Рес: в нём нетрудно выделить три основные части.

Первая - вытянутый прямоугольник, обозначающий первый открытый двор с колоннадой по центральной оси (около 20 метров высоты с капителями в виде цветущего папируса).

Вторая - квадратная, обозначающая второй открытый двор, обнесённый двухрядной колоннадой.

Третья - самая обширная, прямоугольная, обозначающая комплекс помещений, расположенных по центральной оси (святилища и молельни со статуями богов) и рядом с ней (кладовые). Эта третья часть начинается вестибюлем с 32 колоннами.

Постепенное движение к молельням через величественно-гигантские «заросли» каменного папируса имело и «световую драматургию» от ярко освещенного солнцем двора, через сумрак колонного зала, куда свет проникал сквозь верхние зарешёченные проёмы, к таинственному полумраку искусственно освещённой молельни. Некоторые учёные считают, что египетское храмовое сооружение является скорее дорогой для процессий, нежели пространством для пребывания.

В Луксорском храме гармоничная ясность замысла скрашивает все «чрезмерности». Для него характерна исключительно чёткая планировка. В вытянутый с севера на юг храм проходили через гипостильный зал с 32-мя колоннами, выполненными в форме связок папируса. Этот зал соединялся с большим перистилем - открытым двором, обнесённым портиками, колонны которого повторяли форму колонн гипостильного зала. В глубине гипостильного зала располагался вход в святилище храма, в который проникали всё же не сразу, а лишь пройдя несколько небольших культовых помещений.

К северной части перистильного двора примыкала центральная, или процессионная колоннада Аменхотепа III: 14 окаменевших «стеблей» папируса, увенчанных распустившимися цветами-капителями. На сохранившихся стенах колоннады сохранились рельефы, рассказывающие о великом празднике Амона-Ра: центральное место здесь занимают священные ладьи богов Амона, Мут и Хонсу. Их сопровождают жрецы, музыканты и танцовщицы, процессии священных животных и, наконец, сам фараон. Новый величественный храм получил название Ипет-рес-Амон («Южный покой Амона»).
В царствование Рамзеса II перед храмом был выстроен новый пилон с большим перистильным двором с 74-мя колоннами, между которыми стояли гигантские статуи фараона. одна из них, изображающая Рамзеса II, сидящем на престоле, называлась «Солнце властителей стран иноземных». У ног владыки стоит миниатюрная, но при этом полная грации и величия фигура Нефертари, любимой жены фараона. Перед пилоном стояли шесть колоссов Рамзеса II: две средние статуи были выполнены из чёрного гранита и представляли фараона сидящим, четыре были из розового гранита и представляли Рамзеса стоящим. Высота каждой статуи около 20 метров. Композицию завершали два огромных гранитный обелиска. Стены и колонны покрыты рельефами, посвящёнными богам и прославлению победоносных войн Рамзеса II. На стене храма записана и поэма, воспевающая отвагу Рамзеса в битве с хеттами. Тут же изображена и сама битва: фараон, мчащийся на колеснице, бегущие хетты, вереницы воинов.

От могучего пилона Луксорского храма Амона-Ра к Карнакскому вела аллея сфинксов. Первоначально они были с головой барана - священного животного бога Амона, и телом льва. Во времена XX династии они были заменены сфинксами с человеческими головами. Эта аллея вскоре разделилась на две: правая вела к храму Мут, а левая - к храму Хонсу. Луксорский храм таким образом оказывался включённым в Карнакский комплекс.

Храм Ипет-Рес до сих пор поражает пропорциональностью, гармонией, совершенством форм, а также оригинальными фресками, рельефами и древними письменами.

Некогда входной пилон был украшен шестью монументальными статуями. Сегодня можно увидеть только три огромных статуи (до 20 метров высотой): фараона Рамзеса II, Нефертари (его супруги) и один из двух гранитных обелисков.
Даже Александр Македонский оставил свой след в истории Луксорского храма - в честь него к задней стороне здания был присоединён гранитный храм. Христианская эра внесла свои коррективы - в это время гипостильный зал храма служил христианской церковью, причём оставался ею и некоторое время после.

В настоящее время Луксорский храм находится на стадии раскопок. Вплоть до 19 века исторический памятник был погребён под слоем песка. В конце концов над ним была построена мусульманская мечеть, которая, несмотря на процесс раскопок, сохранена и является частью исторического комплекса. Здание храма не просто огромно - в высоту его колонны достигают 70 метров, а внутри ранее помещалась целая деревня.

Архитекторы и научные работники посвящают годы восстановлению величественного здания, а также аллеи, соединяющей два храма - Луксорский и Карнакский. В длину аллея сфинксов достигает 2 километров и в настоящее время большая её часть уже восстановлена.

К сожалению, стены великолепной колоннады храма сохранились лишь на треть, но на них можно рассмотреть рельефы, описывающие проведение праздника Опет, посвящённому Амону Ра. В центре изображений расположены священные ладьи богов, сопровождаемые жрецами, веселящиеся по поводу праздника люди и, разумеется, сам фараон. Как величайший мудрец и талантливый архитектор, Аменхотеп, сын Хапу, был обожествлён при жизни и пользовался признанием и славой. На трёх его статуях, сохранившихся по сей день, высечены истории, рассказывающие о его жизни.

Знамениты и фрески храма. Одни из самых важных ценностей считаются рельефы, посвящённые рождению фараона от самого бога небес. Амон-Ра долго искал и нашёл прекраснейшую женщину на Земле Мутемуйу, жену фараона Тутмоса IV. Приняв вид супруга самой прекрасной из женщин, бог Амон-Ра проник на её ложе, и они зачали будущего фараона Аменхотеп III. Красавица царица, однако догадалась, что отцом ребёнка стал сам бог Амон-Ра, а посланец богов Тот подтвердил её догадки, сообщив ей благую весть, что он станет матерью сына бога.
Весь пантеон богов постарался что-либо сделать для новорождённого, каждый преподнёс дары, ограждающие дитя от бед, и все предрекают тысячелетнее процветание рода: бог Хатхор из глины вылепил для младенца особую «жизненную силу», богиня родов Месхенет приняла новорождённого на кирпичах в зале рождений. Эти кирпичи символизируют четырёх великих богинь, выполняющих роли повитух и кормилиц: Нут - Великую, Тефнут - Старшую, Исиду - Прекрасную и Нефтиду - Превосходную. Хатхор и Мут дают новорождённого сына отцу, который берёт его на руки, тем самым, по египетским законам, признаёт своё отцовство. Ребёнка кормят божественным молоком. Это молоко разрешено испить при рождении царя, его коронации и после смерти, чтобы обрести власть и в миру потустороннем, обрести право на воскрешение. Имя ребёнка вносится богами в храмовые списки жизни.

Заключение
На сегодняшний день Луксорский храмовый комплекс входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Ежегодно миллионы туристов приезжают увидеть этот великолепный архитектурный памятник. Даже в соседстве с современной городской инфраструктурой, которая окружает Луксорский храм, он не становится менее притягательным. В вечернее время храм эффектно подсвечивается, что только добавляет ему мистической загадочности. Хотя и при лунном свете храм обретает таинственный ореол.

Луксорский храм - святилище древних богов вновь и вновь поражает воображение не только совершенством пропорций и грандиозностью, но и внутренней гармонией, незыблемостью и каким-то неземным спокойствием. Мощные колонны, величественные фигуры царей, уста которых замерли в загадочной полуулыбке, таинственные иероглифы, высеченные в камне помогают перенестись во времена давно минувших дней. Кажется, что образы этих великих фараонов обретают новую жизнь каждый вечер с закатом солнца, когда с необычайным искусством подсвеченный храм, словно мираж возвышается над берегом Нила.

Иллюстрации




Название :

Местонахождение : Луксор (Египет)

Создание : конец XV в. до н.э

Заказчик / Основатель : при фараоне Аменхотепе III










  1. Святилище , перед которым расположено несколько небольших культовых помещений. Почти все они украшены колоннами. В одном из юго-восточных помещений находится рельеф, на котором изображена сцена рождения Аменхотепа III. Эта тема представляет собой развитие мотива, который уже встречался в храме Хатшепсут в Дейр эль-Бахри.
  2. Гипостильный зал с 32 колоннами , имеющими закрытые папирусообразные капители и расчлененные на отдельные «стебли» стволы. Благодаря видимой абаке в колоннах такого типа, особенно в месте стыка каменных бутонов и абаки, с большой силой проявляется опорная роль колонны.
  3. Двор , размером 45 на 51 м, обнесенный с трех сторон колоннадами с двумя рядами колонн. Всего в колоннадах 64 колонны.
  4. Первый пилон.
  5. Центральная колоннада , построенная на месте проектируемого огромного двора. При Аменхотепе III двор построить не успели, а возвели только колоннаду из 14 колонн с раскрытыми папирусообразными капителями. Высота колонн - 20 м. Так как их абаки почти не видны из-за капителей, колонны не кажутся слишком массивными. Благодаря закрытости абаки колоколом капители в колоннах такого типа создается видимый интервал между капителью и архитравными балками, и тем самым маскируется опорная роль колонны.

В Луксоре перед храмом также было найдено множество блоков, декорированных во времена Эхнатона, и доказывающих, что он не обошел вниманием этот комплекс.

Рамсес II расширил храм Аменхотепа III до 245 м, добавив к нему двор, окруженный со всех сторон колоннадами с двумя рядами колонн, общее число которых - 74. Колонны моностильные, с нерасчлененными на отдельные «стебли» стволами. В интерколумниях в южной части двора были поставлены огромные статуи Рамсеса II. В северо-западной части двора расположено святилище фиванской триады богов: Амона-Ра, Мут и Хонсу. Ось этого двора отклоняется от оси всего остального храма. Перед вторым пилоном Рамсес II поставил две колоссальные статуи и два обелиска, один из которых в 1831 г. был перевезен в Париж и установлен на площади Согласия.

Во времена правления Шабаки перед пилоном с двух сторон от обелисков были поставлены 4 ряда по 5 колонн, образующие небольшой двор. Отсюда начиналась мощеная аллея сфинксов, соединяющая Луксорский храм с Карнаком.

Во время пребывания в Египте Александра Македонского в храме были проведены восстановительные работы. Перед главным святилищем храма была сооружена новая часовня для барки Амона.

В римский период около храма возник военный лагерь, а сам храм стал центром римского императорского культа. В Средние Века передний двор был частично перестроен и превращен в мечеть.

    Источники:

  • Т. Саваренская “История градостроительного искусства. Рабовладельческий и феодальный периоды”. Москва. Стройиздат. 1984 г.
  • “Description de l’Egypte, ou, Recueil des observations et des recherches qui ont été faites en Egypte pendant l’expédition de l’armée française. Atlas géographique”. 1818

Луксорский храм – один из памятников культуры и архитектуры Древнего Египта. Он находится на месте не существующей ныне столицы этого государства – города Фивы.

Общая информация

Луксорский храм расположен на восточном берегу Нила. Сейчас это территория современного города Луксор, а раньше здесь находились Фивы – столица древнеегипетского государства. Храмовая постройка располагалась на юге города. Конечно, до нашего времени она сохранилась не в первоначальном виде, но в некоторых местах еще встречаются следы краски, а в самом храме видны очертания залов. Изначально храм в Луксоре соединялся со знаменитым Карнакским храмом трехкилометровой мощеной аллеей сфинксов.

Красота и размеры Луксорского храма поистине впечатляющи – его длина достигает 260 метров, а с каждой стороны от входа расположены мощные пилоны высотой 20 метров и длиной около 70 метров. Один из пилонов построен при Рамзесе II и украшен рельефами с изображениями одержанных им побед. Известно, что во времена Древнего Египта у входа в храм стояли 6 статуй этого правителя, но сейчас мы можем увидеть лишь три из них. У одного из входов находится обелиск. Раньше рядом с ним был еще один, но его увезли во Францию в конце XIX столетия. А первый обелиск хорошо виден на многочисленных фото этого места.

Сразу после входа в Луксорский храм вы попадете в перистильный зал, созданный при Рамзесе II. Пройдя по нему, вы выйдете к колоннаде, возведенной при Аменхотепе III. Аллея из колонн имеет протяженность 100 метров и состоит из 14 рядов столпов в виде свитков папируса. Затем следует еще одна колоннада – гипостильный зал, образованный 32 колоннами и ведущими в сердце храма – святилище. Пройдя еще немного, вы попадете в Храм Амона в Луксоре – самое позднее из зданий храмового комплекса. Он возведен уже в период царствования великого полководца Александра Македонского.


История и судьба сооружения

Луксорский храм предположительно построен уже в эпоху Нового Царства – в XIV-XI веках до нашей эры. Хотя ученые и сейчас не могут прийти к единому мнению по поводу того, когда же все-таки была возведена эта постройка. Есть мнение, что закладка храма произошла еще в эпоху Среднего Царства – свидетельством этого служили иероглифы на стенах Белого храма.

Луксорский храм выполнял возложенные на него функции вплоть до покорения Египта Александром Великим, который в 320 году до нашей эры попытался возродить его славу времен Аменхотепа III. Но после смерти Александра наместник Рима на территории Египта Птолемей разрушил Фивы и его великолепные храмы. Это случилось в 84 году до нашей эры.

Уже в VII веке нашей эры Египет был захвачен мусульманами. Уже тогда Луксорский храм и большая часть его построек была скрыта под толстым слоем нильского ила. В XIII веке на вершине храма была построена мечеть Абу Хаттаг. До наших дней дожил лишь один из ее минаретов.

В конце XIX века археолог из Франции Гастон Мосперо организовал раскопки Луксорского храма. И хотя активно его стали раскапывать лишь в 30-х годах прошлого столетия, официальным годом открытия храма считается 1884 год. А в 1989 году произошло очень значимое событие – под полом храма были обнаружены 26 статуй. Скорее всего, жрецы спрятали их, чтобы спасти от разрушения во время разграбления. Сегодня эти статуи находятся в Луксорском музее.


Религиозное значение Луксорского храмового комплекса

Луксорский храм был возведен в честь самой главной фиванской триады божеств: бога Солнца Амона Ра, богине Мут – его супруги, и Хонсу – его сына. Он был связующим звеном между царем, власть которого считалась божественной, и богами. Иными словами, храм являлся олицетворением божественной природы власти фараона Египта.

Помимо этого, Луксорский храмовый комплекс был местом проведения ежегодного религиозного праздника разлива Нила, который проходил здесь на протяжении тысяч лет, пока Египет не оказался захваченным войском Александра Македонского. А уже во времена Византийской империи некоторые из помещений комплекса были превращены в христианские святилища.

Нынешнее состояние постройки

До наших дней Луксорский храм сохранился в очень хорошем состоянии – отчетливо видны и границы залов, и многие архитектурные элементы вплоть до изображений на колоннах. В древности он многократно реставрировался и перестраивался, а его хорошее нынешнее состояние археологи объясняют толстым слоям земли, которыми он обрастал с течением времени. Не сохранилась лишь высокая ограда, которую построил Рамзес, и которая скрывала множество величественных статуй и построек от глаз и посягательств посторонних людей. А раскопки длинной аллеи сфинксов ведутся до сих пор.


Храм очень популярен у туристов. Каждый, кто прибывает в Луксор, не упускает возможности побывать в этом месте, сохранившем в веках следы былого величия Древнего Египта, и сделать памятное фото.

Информация для туристов

Луксорский храм находится прямо в центре города Луксор. С разных курортов Египта сюда ежедневно прибывают экскурсионные автобусы. Приобрести билет на экскурсию можно в отеле или в любом турагентстве. Памятник открыт для всех желающих с 7 утра до 9 вечера, за вход нужно будет заплатить 20 египетских фунтов.

Храмовые комплексы Луксора и Карнака - это основные достопримечательности Луксора, или, как его называют, «Города живых». Луксор находится на правом берегу р. Нил, на месте прежней Фив.

Современный город Луксор представляет собой жилой район с магазинами, гостиницами, древнейшими многочисленными памятниками и ресторанами, где Луксорский и занимают особое место, кроме того пользуются пристальным вниманием туристов, которые отдыхают на курортах Египта.

Эти храмы между собой соединены 3-километровой аллеей сфинксов. Это всё, что осталось от знаменитого Коридора Света, некогда соединявшего храмовые комплексы в один ансамбль.

Луксорский храм: описание

Он является жемчужиной среди оставшихся Древнего Египта. Это яркий пример силы фараонов, выдержанный в традициях градостроения тех лет. Безусловно, памятник до наших времен сохранился не в своем первозданном виде, хотя на некоторых колоннах можно еще увидеть следы изначальной краски, при этом в полуразрушенном храме есть возможность разглядеть очертания его залов. Луксорский поражает своими масштабами, совершенством форм и величием, а также гармонией архитектуры с пейзажем, которую даже соседство с современным Луксором не смогло испортить.

Строительство

Храм располагается на месте Фив - древней столицы Египта. Он посвящен трем божествам: Амону, Мут - его супруге, а также Хонсу - их сыну. Возведение его началось в период правления Аменхотепа III, но еще за двести лет до этого Тутмос III и Хатшепсут построили маленькое святилище, посещаемое в праздник Опет. Хотя именно Аменхотеп III свое имя увековечил благодаря возведению этого комплекса.

Архитекторы фараона строительство начали с внутренних помещений (гипостильного зала, вестибюля и святилища), потом к северу создали внутренний двор, окруженный колоннами в форме пучков стеблей папируса. Известная Прецессионная колоннада, состоящая из 12-метровых колон в виде распустившихся цветков папируса, также является творением архитекторов фараона. Колонны, кроме этого, украшены иероглифами, которые повествуют о боге Амоне.

Луксорский храм в Луксоре продолжил строить фараон Рамсес II, известный своими памятниками в Древнем Египте. Его архитекторы установили огромный столб, окруженный статуями фараона и 74 колоннами. Самыми примечательными являются фигура Рамсеса II и его супруги Нефертари. Своим величием шокируют 6 статуй фараона, словно выступающих из тени храма. По-настоящему зловещий эффект достигается при лунном освещении ночью.

Памятники древности

Несмотря на то что Луксорский храм в Египте является памятником истории и впечатляет даже издалека своим величием и спокойствием, на его территории также есть огромное количество культурных ценностей. К примеру, фрески, которые сохранились до наших дней, поражают воображение каждого историями, о которых они повествуют, и витиеватостью форм. Самым ценным является рельеф, рассказывающий о том, что фараон был рожден от бога Амона, который нашел самую красивую женщину и, обратившись в облик ее мужа, вместе с ней зачал ребенка - будущего Аменхотепа III. Новорожденному преподнес дары весь пантеон богов, которые ему давали процветание, силу, вечную память и славу.

Возле входа в Луксорский храм в Египте расположен обелиск из гранита розового цвета, а также две статуи Рамсеса II. С самого начала вход украшали два обелиска, только в 1819 г. один из них был подарен Сам Луксорский храм начинается с пилона, оформленного фресками, которые описывают победу над хеттами. Далее и остальные фараоны на пилоне запечатлевали свои победы.

Другой достопримечательностью храма являются аллеи сфинксов, соединяющих основное здание с храмами богини Мут и Хонса. Сфинксы словно охраняют путь фараона, их абсолютное спокойствие прежде всего говорит о мире и безопасности живых и мертвых.

Александр Македонский

Луксорский храм, фото которого можно посмотреть в данной статье, своим вниманием не обошел и Александр Македонский, великий завоеватель. В период своего правления он смог внести штрихи в этот памятник древности. Так, к задней части храма пристроили Луксорский храм уже в его честь. Также поверх египетских фресок во внутреннем части комплекса была размещена римская лепнина, несмотря на то что местные жрецы всеми силами пытались противиться подобным «усовершенствованиям».

Мусульманский памятник

Луксорский храм интересен также мечетью Абу-эль-Хаггаг. Она выделяется из всего ансамбля достопримечательностей. Это памятник святому, который при паломничестве мусульман в Мекку смог спасти от смерти животных и людей. Предание гласит, что когда караван двигался через пустыню, рискуя погибнуть из-за жажды, святой начал молиться аллаху, а тот его бутыль наполнил водой. Так святой весь караван напоил, что его спасло от гибели.

Согласно другой версии, Абу-эль-Хаггаг женился на принцессе Тарзе. После этого он себе пообещал, что умереть должен только в Луксорском храме. Только болезнь его настигла вдали отсюда. Тогда Господь к нему послал двух ангелов, которые перенесли его домой. На том самом месте, где они оставили святого, возвели мечеть.

В нынешний момент на крыше мечети находится нильская лодка. Ежегодно перед началом разлива Нила она снимается и красится. Потом почетным эскортом с ней обходят все близлежащие поля. Данный эскорт включает в себя шестьдесят пеших солдат и двух полицейских, далее за ними идут верблюды в попонах, украшенные колокольчиками и перьями. Потом к процессии присоединяются потомки святого и члены религиозного братства. Данное шествие - это напоминание о древних обрядах, которые посвящены плодородию земли.

Луксорский храм является памятником истории. При том, что он «зажат» со всех сторон городом с его магазинами и шумными улицами, святилище древних богов до сих пор поражает воображение своим неземным спокойствием, величием, внутренней гармонией и грандиозностью…

Знаменитый Карнакский храм

Он представляет собой комплекс размером 700 м на 1,5 км, включающим 33 храма, а также залы. Он изменялся и дополнялся в течение 2000 лет. Каждый фараон в храм старался внести свою лепту, увековечив в нем свое имя.

Строение храма

Он включает в себя 3 части:

  • Центральная часть - храм Амона Ра, посвященный Это самое интересное и большое строение здесь, которое начали возводить при правлении Аменхотепа Третьего;
  • Севернее расположены руины храма Монту;
  • Южнее находится храм Мут, посвященный жене Амона-Ра и царице Мут.

Комплекс значимые перемены претерпел при царствовании Рамсеса I, II, III, Аменхотепа III, царицы Хатшепсут, Тутмоса I и III, Птолемея и ливийских царей 22 династии.

Во время правления Хатшепсут в храме Амона были установлены 2 гигантских 30-метровых обелиска, созданных в ее честь, а также 8 пилонов.

При Тутмосе III комплекс был застроен стенами, при этом на барельефы были нанесены изображения побед народа Египта.

Священное озеро

Немного южнее храма расположено Священное озеро. Оно представляет собой пруд омовения, рядом с которым была установлена колонна, которую венчает огромный жук-скарабей. Стоит отметить, что для древних египтян он был символом благоденствия.

Карнакский храм, как и большинство до XIX века был под слоем песка, хотя сейчас является одним из наиболее популярных туристических направлений страны.

Карнакский и Луксорский храмы занимают 2-е место по популярности и посещаемости среди туристов, которые отдыхают на египетских курортах. Экскурсия в Луксор вас перенесет в прошлое, которое скрыто и сегодня в настенных рисунках и письменах. Такое путешествие оставит много незабываемых и ярких впечатлений!