Туристический портал - ChemodanChik56

Туристический портал - ChemodanChik56

» » Что принадлежит перу есенина пришествие. Какое из стихотворений принадлежит перу С. А. Есенина. Как я стоял

Что принадлежит перу есенина пришествие. Какое из стихотворений принадлежит перу С. А. Есенина. Как я стоял

«Законченно русский поэт», по меткому выражению М.Горького, — Сергей Есенин – тонкий мастер, лирик, всё своё творчество посвятил родине — России.

Викторина «Творчество Есенина» содержит 12 вопросов. На все вопросы даны ответы.

Составитель викторины: Ирис Ревю

1. Какие строки принадлежат перу Есенина?

«Бегут часы и дни…ещё удел изгнанья
Меня, как узника темница, тяготит,
Но мне уж грезится блаженный миг свиданья,
И голос ласковый о радостях твердит…»

«Солнце грустно в тучи опустилось
Не дрожит печальная осина,
В мутной луже небо отразилось,
И на всём знакомая кручина…»

«Снова я вижу знакомый обрыв
С красною глиной и сучьями ив,
Грезит над озером рыжий овес,
Пахнет ромашкой и мёдом от ос» +

2. Какое дерево стало национальным поэтическим символом России, благодаря поэту Есенину?
Ива
Черёмуха
Берёза +

3. Какая главная стихия творчества Есенина?
Природа +
Философия
Кавказ

4. Как назывался первый поэтический сборник Есенина?
«Радуница» +
«Трерядница»
«Преображение»

5. Кто автор этих слов?
«Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия.»
Ответ: А.М. Горький

6. В какие периоды времени Есенин входил в группу имажинистов?
В 1919–1923 +
В 1916-1918
В 1920-1923

7. Какие излюбленные деревья поэта?
Рябина, липа, черемуха +
Верба, клен, сосна
Дуб, ольха, ель

8. В каком периодическом издании были впервые опубликованы стихи Есенина?
Ответ: В 1914 году в детском журнале «Мирок» впервые увидели свет стихотворения Есенина.

9. Был ли присущ Есенину «антропоморфизм» (наделение человеческими качествами животных, предметов, явлений)
Ответ: У Есенина складывался свой, особый, есенинский «антропоморфизм»:

10. Приведите стихотворения Есенина, в названии которых присутствует слово «Русь»?

Ответ: «О, Русь, взмахни крылами»
«Русь советская»
«Гой ты, Русь, моя родная»
«Русь уходящая»

11. Есенин с воодушевлением встретил революцию. Какие произведения, проникнутые радостным предчувствием «преображения» жизни, появляются у него в этот период?

Ответ: «Иорданская голубица»
«Инония»
«Небесный барабанщик»

12. Каковы основные направления лирики Есенина?
Ответ: природа, Родина, деревня; фольклорные, общечеловеческие, философские, евангельские мотивы

Литературная викторина по творчеству С.А.Есенина

Составила Малинина Е.Ю

учитель русского языка и литературы

1 этап Обратитесь к биографии поэта.

1. Матушка в купальницу по лесу ходила.// Охнула кормилица, тут и … А когда родился поэт?

2. На берегу какой реки родился Есенин?

3. Что говорил поэт о своем происхождении «У меня отец – крестьянин, ну а я …» Кто?

4. Кем хотели видеть родители Есенина, выбрав для него определенное учебное заведение?

5. В каком году Есенин был призван в армию?

6. Как назывался первый сборник стихов Есенина?

7. О каком литературном направлении Есенин писал: она (литературная школа) не имела под собой почвы и умерла сама собой.

8. Кто из известных поэтов помогал Есенину в начале его творческого пути?

9. С кем в мае 1922 гола Есенин отправился в заграничное путешествие?

10. «С новой семьей вряд ли получится, здесь все наполнено великим старцем» - о чем идет речь в данном письме.

2 этап Закончить строчки, ставшие афоризмами

1. Как мало пройдено дорог…

2. Лицом к лицу лица не увидать…

3. И зверье, как братьев наших меньших, …

4. Но коль черти в душе гнездились…

5. В саду горит костер рябин красной…

6. Коль нет цветов среди зимы…

7. Я скажу не надо рая…

8. Предназначенное расставанье…

9. В этой жизни умереть не ново…

10. Ты такая же простая как все…

3 этап Необычайно разнообразен мир природы у Есенина, вспомните:

1. С кем хотел повенчать розу белую на земле?

2. «Я хожу в цилиндре не для женщин…» А для чего и для кого?

3.Какая картина изображена в «Сорокоусте» для того, чтобы показать, что живых коней победила стальная конница?

4. О чем просит поэт собаку Качалова?

5. «Отговорила роща золотая…» каким языком?

4 этап Какие стихотворения вошли в сборник «Москва кабацкая» из перечисленных?

А) Вы помните, вы всё, конечно, помните…

Б) Не жалею, не зову, не плачу..

В) Дорогая, сядем рядом…

Г) Снова выплыли годы из мрака…

Д) Мне осталась одна забава…

Е) Сыпь, гармоника. Скука… Скука…

Ж) Мне грустно на тебя смотреть…

5 этап Какие из перечисленных строф принадлежат перу Есенина, кому – другие?

1. Не буди того, что отмечталось,

Не волнуй того, что не сбылось.

Слишком раннюю утрату и усталость

Испытать мне в жизни привелось

2. Цветок засохший, безуханный

Забытый в книге вижу я.

И вот уже мечтою странной

Душа наполнилась моя

3. До свиданья, друг мой, до свиданья.

Милый мой, ты у меня в груди.

Предназначенное расставанье

Обещает встречу впереди…

4. Ты ведь видишь, что небо серое

Так и виснет и липнет к очам.

Ты прости, что я в Бога не верую,

Я молюсь ему по ночам

5. И странной близостью закованный,

Смотрю на темную вуаль

И вижу берег зачарованный

И зачарованную даль…

6. В полдневный жар в долине Дагестана

С свинцом в груди лежал недвижим я.

Глубокая еще дымилась рана,

По капле кровь сочилася моя

7. Нынче юность моя отшумела,

Как подгнивший под окнами клён.

Но припомнил я девушку в белом,

Для которой был пес почтальон

8. Ты меня не любишь, не жалеешь,

Разве я немного некрасив?

Не смотря в лицо, от страсти млеешь,

На колени руки опустив

Ответы:

    Породила

    Крестьянский сын

    Учителем

    1916

    Радуница

    Имажинизм

    А. Блок

    Айседора Дункан

    О женитьбе на Софье Толстой

    как много сделано ошибок

    большое видится на расстоянье

    никогда не бил по голове

    значит ангелы жили вней

    но никого не может он согреть

    то и жалеть о них не надо

    дайте родину мою

    обещает встречу впереди

    но и жить, конечно, не новей

    как сто тысяч других в России

    С черной жабою

    Чтоб овса давать кобылам

    Жеребенок тщетно пытается догнать поезд

    Дай, Джим, на счастье лапу мне ….

Ты лизни ей нежно руку

    Берёзовым весёлым языком..

5этап

1,3,4,7,8

2 – А.Пушкин

5 – А. Блок

6 – М.Лермонтов

В архивах КГБ найдено стихотворение С. Есенина

Читатели помнят, что по Указу Президента РСФСР архивы Комитета государственной безопасности СССР передаются в Госархив республики, и, как мы уже сообщали, в Томске создана специальная комиссия из работников архива с участием народных депутатов, которая и занялась решением этого вопроса. И вот сегодня ещё раз об архивах.

Как и в последние годы, сотрудники Управления, теперь уже Министерства безопасности и внутренних дел (МБВД) России, совместно с большой группой историков, журналистов, членов

историко-просветительского общества «Мемориал» продолжают разработку архива, регулярно публикуя на страницах газет и журналов наиболее интересные и ценные в историческом и культурном плане материалы и документы. А Западно-Сибирской студией кинохроники на основе архивных уго-ловных дел в истекшем году был снят и уже показан по Томскому телевидению до-кументальный фильм «Ко-нец дворянского гнезда. Не-известный террор».

Еще одним результатом разработки архива явился выход в свет Книги памяти томичей, репрессированных в годы сталинизма «Боль людская». Пользуясь случа-ем, замечу, что в ближай-шие дни выйдет из печати второй том книги.

Но, отмечая это, необхо-димо, видимо, сразу огово-риться. У определенной ча-сти населения, в основном представителей творческих кругов, сложилось мнение, что в наших архивах скры-ты сотни и тысячи произве-дений литературы и искус-ства, изъятых в ходе аре-стов в годы репрессий у представителей творческой интеллигенции. Но это да-леко не так. Очень и очень редко удается обнаружить автографы либо ранее не публиковавшиеся произведе-ния. Так уж действовал ре-прессивный аппарат — по-сле окончания следствия аб-солютное большинство изъя-тых материалов уничтожа-лось.

И все-таки время от вре-мени удается что-либо обна-ружить. Вот и сегодня мы рискнули предложить стихи, под которыми стоит подпись «С. Есенин». В результате проведенных исследований установлено, что этот авто-граф известен, является ко-пией и, возможно, не при-надлежит перу С. Есенина. Но, учитывая наличие раз-ных точек зрения специали-стов на авторство (одни признают авторство за С. Есениным, другие отрица-ют), мы решили представить эти стихи к публикации.

В. Уйманов,

сотрудник Управления АФБ РСФСР по Томской области.

Послание евангелисту Демьяну Бедному от С. Есенина

Я часто думаю, за что его казнили!

За то ль, что враг субботы,

Он против всякой гнили

За то ли, что в стране проконсула Пилата, .

Где культом Кесарю полны и свет, и тень,—

Он с кучкой небольшой из бедных рыбаков

За Кесарем признал лишь силу злата;

За то ли, что себя, на части разорвав,

Он к горю каждого был милосерд и чуток,

И всех благословлял, мучительно любя,

И маленьких детей, и грязных проституток.

Не знаю я, Демьян, в «Евангельи» твоем

Я ее нашел правдивого ответа.

В нем много бойких слов (ах, как их много в нем).

Но слова нет, достойного поэта.

Я не из тех, кто признает попов,

Кто безотчетно верит в Бога,

Кто лоб свой расшибить готов,

Молясь у каждого церковного порога.

Я не люблю религии paба,

Покорного от века и до века,

И вера у меня в чудеса слаба -

Я верю в знание и силу человека.

Я знаю, что, стремясь по нужному пути,

Здесь, на Земле, не расставаясь с телом,

Не мы, так кто-нибудь ведь должен же дойти

Воистину к божественный пределам.

И все-таки, когда я в «Правде» прочитал

Неправду о Христе блудливого Демьяна —

Мне стало стыдно так, как будто я попал

В блевотину, изверженную спьяна.

Пусть Будда, Моисей, Конфуций и Христос —

Далекий миф; мы это понимаем,

Но все-таки нельзя ж, как годовалый пес

На всех и вся захлебываться лаем.

Христос — сын плотника, когда-то был казнен -

Пусть это миф, но все ж, когда прохожий

Спросил Его: «Кто Он?» Ему ответил он:

«Сын человеческий», а не сказал: «сын Божий».

Пусть миф Христос, как мифом был Сократ.

Так что ж! От этого и надобно подряд

Плевать на то, что в человеке свято?

Ты испытал, Демьян, всего один арест,

А уж скулишь: «Ах, крест мне выпал лютый!»

А это, когда б тебе Голгофский дали крест

Иль чашу с едкою.цикутой?

Хватило б у тебя величья до конца

В последний час, по их примеру тоже

Благословлять весь мир под тернием венца

Иль о бессмертии учить на смертном ложе?

Нет, ты, Демьян, Христа не оскорбил,

Ты не задел его нимало;

Разбойник был, Иуда был,

Тебя лишь только не хватало!

Ты сгустки крови у креста копнул ноздрей,

Как толстый боров,

Ты только хрюкнул на Христа,

Ефим Лакеевич Придворов.

Но ты свершил двойной тяжелый грех —

Своим дешевым балаганным вздором —

Ты оскорбил поэтов вольный цех

И малый свой талант покрыл позором.

Ведь там, за рубежом, прочтя твои стихи,

Небось, злорадствуют российские кликуши:

«Еще тарелочку Демьяновой ухи,

Соседушка, мой свет, покушай!»

А русский мужичок, читая «Бедноту»,

Где образцовый стих печатался дуплетом,

Ещё отчаянней потянется к Христу,

А «коммунизму» «мать» пошлет при этом.

Ответ Есенина Демьяну Бедному

Весной 1925 года «Союз безбожников» в 11 номерах «Правды» и одновременно в газете «Беднота» напечатал стихотворение «Новый завет без изъяна Евангелиста Демь-яна». Автор этого стихотво-рного издевательства над Свя-щенным писанием был Ефим Алексеевич Придворов, он же Демьян Бедный, - по собст-венной характеристике, «му-жик вредный». Вскоре эта па-родия вышла отдельным изда-нием. Это было «достойным венцом» беспрецедентной кам-пания травли и репрессий про-тив православной церкви, дру-гих религий.

Сегодня даже стыдно и жутко об этом вспоминать. Авторы статьи о жизни и творчестве Демьяна Бедного в прекрасном библиографиче-ском словаре «Русские писа-тели», вышедшем в 1990 году в издательстве «Просвещение», очевидно, по этим соображе-ниям ни словом не обмолви-лись об этих позорных стра-ницах жизни и творчества Демьяна Бедного.

В газете «Беднота» в это время работала Галина Бениславская, у которой тогда Есенин жил. Самую свежую ин-формацию он получал из пер-вых уст. Творение Демьяна Бедного вызвало резкое не-приятие Есенина, который к этому времени, по меткому выражению Георгия Иванова, очнулся от угара револю-ции. Благодаря певцу Малинину каждый знает есенинские слова, написанные после возвращения из-за границы: «Сты-дно мне, что я в Бога не ве-рил, горько мне, что не ве-рю теперь».

Новые взгляды Есенина от-личались от господствующей идеологии. «Я перестаю пони-мать, какой революции я при-надлежал. Вижу только одно, что ни к февральской, ни к октябрьской, по-видимому. В нас скрывался и скрывается какой-нибудь ноябрь», — пи-сал он Кусикову. Есенину бы-ло что скрывать. Потомки Есенина считают, что социаль-но-политические мотивы в сти-хах Есенина после возвраще-ния его из-за границы были направлены на сокрытие ис-тинных взглядов поэта.

В середине 25-го года среди литературного мира России в списках стали распространять-ся стихи «Ответ Евангелисту Демьяну». Все знали их как стихи Есенина. Через три ме-сяца после трагической и загадочной до сегодняшнего дня смерти Есенина его сест-ра Катя поторопилась без убедительных доводов публично отречься от есенинского автор-ства «Ответа...». Поторопилась или ее поторопили?

Имажинист Матвей Ройзман радостно сообщил всем в на-чале 70-х годов, что автор этих стихов Н. Н. Горбачев — «графоман с контрреволюци-онным душком» был найден и наказан.

Но живы еще люди, кото-рые помнят то время, слыша-ли и сохранили списки этого стихотворения. Некоторые зна-ли Есенина лично и не сомне-ваются в авторстве. Живут они в Москве и Подмосковье, в Ленинграде, в Витебске, Ростове, в Севастополе и других городах. В прошлом году лично знавшая Есенина и весь поэтический мир 20—30-х годов поэтесса из Истры Екатерина Холина, напрягая уже уставшую от долгой не-легкой жизни память, пыта-лась для членов есенинского общества «Радуница» восста-новить его звучание:

Я знаю: жизнь не так проста,

И ты всего лишь толстый боров.

Ты только хрюкнул на Христа,

Ефим Лакеевич Придворов.

Наверное, именно хлесткость фразы и смелость образа со-храняют у них уверенность в принадлежности этого стиха Есенину.

Некоторые утверждают, что участие Есенина ограничива-лось лишь правкой стиха, на-писанного другим автором. И это, очевидно, потому, что Есенин, занявшись стихотвор-ной конспирацией, применив не свойственный размер и от-дельные слова, не мог не ос-таться самим собою. Да ему и не очень хотелось отдавать кому-то свое авторство.

Нет- нет да и мелькнет есе-нинское словечко или образ: «к божественным пределам», «годовалый пес», «захлебы-вался лаем», «на смертном ложе» и др. Главное же — стихотворение звучит от 1-го лица, сохраняет есенинскую жизненную позицию, отноше-ние к православию и его не-примиримость к автору паро-дии, ранее выраженную строч-кой: «Я вам не кенар! Я поэт! И не чета каким-то там Демьянам».

К сожалению, серьезного ис-следования по стихотворению «Ответ Евангелисту Демьяну» еще не сделано. Есть и про-тивники авторства Есенина.

По инициативе «Книжного обозрения» (№ 39, 1990 года) вновь обращено общественное внимание к «Ответу...». Поло-жительно, что на основании множественных вариантов спи-ска восстановлены в первом приближении недостающие строки.

Но вот новая находка. Ра-ботая над Книгой памяти, со-трудники Томского УКГБ об-наружили в архиве еще одну рукопись «Ответа Евангелис-ту Демьяну». Внимание прив-лекла подпись: «С. Есенин». Подпись действительно в первых трех буквах сохраняет все основные признаки есенинской подписи последних лет жизни. Затем, особенно в написании буквы «н», эти приз-наки исчезают. Что это — не-умелая подделка? Но тогда почему автор так тщательно выписал первые буквы? И совсем не позаботился о дос-товерности концовки. Или, что более вероятно, лихо начав подпись, пишущий вдруг вспом-нил о необходимости прятаться и закончил уже по-другому.

Все буквы в словах соеди-нены — так Есенин не писал в 25-м году. Но... он умеет писать в соединении — в мо-лодости он все соединял и, ко-нечно, не забыл, как это де-лается!

Почерк неустойчив. Похоже-сти в написании букв мало. Но одну букву не скроешь. Пять раз автор пишет заглав-ную букву «А», я во всех пяти случаях эта буква написана так, как в письме Есенина Блоку, в письмах Панфило-ву, в стихотворении «К Пуш-кину» и др. Есть похожесть в заглавной букве «Я» и неко-торых других буквах.

Сравнивая текст найденного автографа со списком, кото-рый прислал мне в свое вре-мя внук Бенуа Юрий Валерь-янович, - можно найти мало различий. Все так же отсутст-вует 23-я строка, которая бы-ла восстановлена «Книжным обозрением» и прозвучала: после «... был Сократ»... «..,и не было его в стране Пиката...». Спорная последняя строка звучит не так, как в парижском издании, где было: «А коммунизму мат пошлет при этом».

Так что есть над чем поду-мать литературоведа и есениноведам.

Публикация В. Н. Уйманова, несомненно, большой по-дарок всем любителям Есе-нина в дни его памяти.

Николаев В.

Из книги Спецназ против террора автора Болтунов Михаил Ефимович

ГОД 1996. ПЕРУ: 126 ДНЕЙ ПРОТИВОСТОЯНИЯ В тот роковой вторник 17 декабря 1996 года японский посол в Перу устроил пышный дипломатический прием по случаю национального праздника - дня рождения императора Японии.В роскошных залах посольства собралось почти 500 сановных лиц.

Из книги Шекспир автора Аникст Александр Абрамович

Последняя встреча с собратьями по перу Недалеко от Стратфорда в имении Генри Рейнсфорда часто и подолгу жил поэт Майкл Дрейтон, один из постоянных участников встреч в таверне «Сирена». Бывая здесь, он, конечно, не забывал навестить Шекспира, когда тот напоследок прочно

Из книги Театральная улица автора Карсавина Тамара Платоновна

Часть первая. Воспитанница Часть вторая. Мариинский театр Часть третья. Европа Часть четвертая. Война и революция Часть пятая. Дягилев Часть

Из книги Дневник мотоциклиста: Заметки о путешествии по Латинской Америке автора Че Гевара де ла Серна Эрнесто

В центральном Перу Наше путешествие продолжалось без особых перемен; время от времени удавалось перехватить что-нибудь из еды, что случалось, когда какая-нибудь сострадательная душа проникалась сочувствием к нашему бедственному положению. Но питались мы всегда скудно,

Из книги Банкир в XX веке. Мемуары автора

Перу. Из путевых заметок Лима не очень похожа на Кордову, но на ней всегда лежала и будет лежать печать города колониального или, лучше сказать, провинциального. Мы отправились в консульство, где нас ожидала почта и, прочтя ее, пошли взглянуть, как обстоят дела с

Из книги Верещагин автора Кудря Аркадий Иванович

ПЕДРО БЕЛЬТРАН: БУДУЩИЙ ПРЕМЬЕР-МИНИСТР ПЕРУ За год, проведенный в Лондоне, у меня появился целый ряд хороших друзей, однако наиболее интересным был Педро Херальдо Бельтран, человек почти на 20 лет старше меня. Педро происходил из знаменитой семьи перуанских помещиков и

Из книги Поль Гоген автора Левандовский Анатолий Петрович

Глава тридцать четвертая ОТ ПАЛИТРЫ - К ПЕРУ ПУБЛИЦИСТА Привезенные в Христианию картины Верещагин планировал показать в 1900 году в составе художественной экспозиции русского отдела на Всемирной выставке в Париже, о чем уже имел договоренность с генеральным комиссаром

Из книги Виктор Конецкий: Ненаписанная автобиография автора Конецкий Виктор

Из книги Путь ученого автора Осипов Осип Миронович

Товарищам по перу Смех сквозь прозу Краткое пособие для пишущих путевые очерки Доказывать надо тонко, очаровывать в меру, убеждать горячо: во всем этом и проявляется сила оратора. Цицерон Бурное развитие науки и техники породило большое количество средств

Из книги Фрэнсис Дрейк автора Губарев Виктор Кимович

Глава IX. В кругу учеников и в кругу семьи В 1883 году умер Егор Иванович. После его смерти Анна Николаевна окончательно переехала в Москву и уже до конца своей жизни не расставалась с Николаем Егоровичем.Ее присутствие мало изменило установившийся порядок в жизни

Из книги Записки некрополиста. Прогулки по Новодевичьему автора Кипнис Соломон Ефимович

ГРАБЕЖИ У БЕРЕГОВ ЧИЛИ И ПЕРУ Двигаясь вдоль побережья Чили на север, «Золотая лань» 12 декабря достигла места, называемого Тонгой. Оно находится на 30° 15? южной широты, и где-то здесь Дрейк рассчитывал встретиться со своими потерявшимися во время шторма судами. Несколько

Из книги Путешествие вокруг света на корабле «Бигль» автора Дарвин Чарльз Роберт

КРОВЬ ДИКТОВАЛА ПЕРУ Когда на одной из могил увидел доску с фамилией Иловайская Александра Александровна (?-1928), то подумалось: а не в родстве ли она с Иловайским, известным историком?Иловайского звали Дмитрий Иванович, значит, если и родственница, то не такая уж близкая. А

Из книги Человек, который продал жизнь на eBay автора Ашер Йэн

Глава XVI. Северное Чили и Перу Прибрежная дорога в Кокимбо. – Большие тяжести, переносимые горняками. – Кокимбо. – Землетрясение. – Ступенчатые террасы. – Отсутствие современных отложений. – Одновременность третичных формаций. – Экскурсия вверх по долине. – Дорога

Из книги Рома едзе. Кніга 2 (2015) автора Свечников Роман

Глава 8 Недели 71–80 Остров Рождества – Исландия – Англия – Южная Африка – Зимбабве – Замбия – Чили – Перу Аргентина – Бразилия Поскольку бо?льшая часть моей дальнейшей серии перелетов была заказана и оплачена, у меня было полным-полно времени, чтобы не торопясь

Из книги Рома едет. Вокруг света без гроша в кармане автора Свечников Роман

Из книги автора

Глава 15 Рома в Колумбии, Эквадоре и Перу

_________________________________________________________________________________________

Уважаемые гости и участники сообщества!
Предлагаю вам поучаствовать в викторине по жизни и творчеству Сергея Есенина.
Проверить свои знания!

При желании,можно сделать плейкасты с вашими ответами.
В таком случае каждый,сделавший работу,получит подарок!
Ну,поехали!

1. Откуда родом был Сергей Есенин?

2.Какие строки принадлежат перу Есенина?

* «Бегут часы и дни…ещё удел изгнанья
Меня, как узника темница, тяготит,
Но мне уж грезится блаженный миг свиданья,
И голос ласковый о радостях твердит…»

* «Солнце грустно в тучи опустилось
Не дрожит печальная осина,
В мутной луже небо отразилось,
И на всём знакомая кручина…»

* «Снова я вижу знакомый обрыв


Пахнет ромашкой и мёдом от ос»

3. Назовите первое появившееся в печати стихотворение Есенина?

4. Встреча с каким поэтом определило творчество поэта?

5. Какая знаменитая танцовщица была музой Есенина?

6. Какое дерево стало национальным поэтическим символом России, благодаря поэту Есенину?
Ива
Черёмуха
Берёза

7. Какая главная стихия творчества Есенина?

Природа
Философия
Кавказ

8. Как назывался первый поэтический сборник Есенина?
«Радуница»
«Трерядница»
«Преображение»

9. Кто автор этих слов?
«Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия.»

10. Из какого стихотворения данный отрывок:

11. В какие периоды времени Есенин входил в группу имажинистов?
В 1919-1923
В 1916-1918
В 1920-1923

12. Какие излюбленные деревья поэта?
Рябина, липа, черемуха
Верба, клен, сосна
Дуб, ольха, ель

13. В каком периодическом издании были впервые опубликованы стихи Есенина?

14.Как называется стихотворение, в котором Есенин рассказывает о тяжелой утрате собаки своих щенков?

15. Продолжите строку:

«Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, ….»

16. Приведите стихотворения Есенина, в названии которых присутствует слово «Русь»?

17. Есенин с воодушевлением встретил революцию. Какие произведения, проникнутые радостным предчувствием «преображения» жизни, появляются у него в этот период?

18. Каковы основные направления лирики Есенина?

19. В каком стихотворении Есенин называет себя скандалистом и шарлатаном?

20. Откуда данный отрывок?

«Вы помните,

Вы все, конечно, помните,

Как я стоял,

Приблизившись к стене,

Взволнованно ходили вы по комнате

И что-то резкое

В лицо бросали мне.»

21. Как звали вторую жену поэта?

22. Из какого стихотворения данный отрывок:

«В этой жизни умирать не ново,

Но и жить, конечно, не новей.»

23. Кто назвал Сергея Есенина «Законченно русским поэтом»?
Музыкально-поэтический перформанс

Немногие поэты имеют судьбу, так легко становящуюся легендой. Эту легенду они творят сами - еще при жизни. Именно так свою судьбу создавали два великих русских поэта XX века - Сергей Есенин и Владимир Высоцкий. По экспрессии, эмоциональному накалу, драматургии стиха им нет равных, и это их сближает, ставит рядом. Есенина и Высоцкого объединяет еще и ярко выраженное певческое, музыкальное начало…

«Его песни поют везде - от благонадежных наших гостиных до тюрьмы». Так в 1925 году советский классик Леонид Леонов написал о Есенине. Но высказывание в полной мере можно отнести и к Высоцкому. Оба - люди, сделавшие себя сами. Через их поэзию, музыку и музыкальность мы поговорим о их жизни и судьбе.

На вечере прозвучит гражданско-патриотическая лирика С. Есенина и военные песни В. Высоцкого.

Выступает Вячеслав Григорьев .

Стоимость билета - 250 руб.

Билеты можно приобрести в кассе музея или онлайн. Количество билетов ограничено.

Купить билет

Место проведения - Б. Строченовский переулок, 24, стр. 2

Проезд: м. Серпуховская 9 , Добрынинская 5 или Павелецкая 2 (далее 5 – 10 минут пешком).

«Законченно русский поэт», по меткому выражению М.Горького, - Сергей Есенин – тонкий мастер, лирик, всё своё творчество посвятил родине - России.

Викторина «Творчество Есенина» содержит 12 вопросов. На все вопросы даны ответы.

Составитель викторины: Ирис Ревю

1. Какие строки принадлежат перу Есенина?

«Бегут часы и дни…ещё удел изгнанья
Меня, как узника темница, тяготит,
Но мне уж грезится блаженный миг свиданья,
И голос ласковый о радостях твердит…»

«Солнце грустно в тучи опустилось
Не дрожит печальная осина,
В мутной луже небо отразилось,
И на всём знакомая кручина…»

«Снова я вижу знакомый обрыв
С красною глиной и сучьями ив,
Грезит над озером рыжий овес,
Пахнет ромашкой и мёдом от ос» +

2. Какое дерево стало национальным поэтическим символом России, благодаря поэту Есенину?
Ива
Черёмуха
Берёза +

3. Какая главная стихия творчества Есенина?
Природа +
Философия
Кавказ

4. Как назывался первый поэтический сборник Есенина?
«Радуница» +
«Трерядница»
«Преображение»

5. Кто автор этих слов?
«Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия.»
Ответ: А.М. Горький

6. В какие периоды времени Есенин входил в группу имажинистов?
В 1919–1923 +
В 1916-1918
В 1920-1923

7. Какие излюбленные деревья поэта?
Рябина, липа, черемуха +
Верба, клен, сосна
Дуб, ольха, ель

8. В каком периодическом издании были впервые опубликованы стихи Есенина?
Ответ: В 1914 году в детском журнале «Мирок» впервые увидели свет стихотворения Есенина.

9. Был ли присущ Есенину «антропоморфизм» (наделение человеческими качествами животных, предметов, явлений)
Ответ: У Есенина складывался свой, особый, есенинский «антропоморфизм»:

10. Приведите стихотворения Есенина, в названии которых присутствует слово «Русь»?

Ответ: «О, Русь, взмахни крылами»
«Русь советская»
«Гой ты, Русь, моя родная»
«Русь уходящая»

11. Есенин с воодушевлением встретил революцию. Какие произведения, проникнутые радостным предчувствием «преображения» жизни, появляются у него в этот период?

Ответ: «Иорданская голубица»
«Инония»
«Небесный барабанщик»

12. Каковы основные направления лирики Есенина?
Ответ: природа, Родина, деревня; фольклорные, общечеловеческие, философские, евангельские мотивы

В архивах КГБ найдено стихотворение С. Есенина

Читатели помнят, что по Указу Президента РСФСР архивы Комитета государственной безопасности СССР передаются в Госархив республики, и, как мы уже сообщали, в Томске создана специальная комиссия из работников архива с участием народных депутатов, которая и занялась решением этого вопроса. И вот сегодня ещё раз об архивах.

Как и в последние годы, сотрудники Управления, теперь уже Министерства безопасности и внутренних дел (МБВД) России, совместно с большой группой историков, журналистов, членов

историко-просветительского общества «Мемориал» продолжают разработку архива, регулярно публикуя на страницах газет и журналов наиболее интересные и ценные в историческом и культурном плане материалы и документы. А Западно-Сибирской студией кинохроники на основе архивных уго-ловных дел в истекшем году был снят и уже показан по Томскому телевидению до-кументальный фильм «Ко-нец дворянского гнезда. Не-известный террор».

Еще одним результатом разработки архива явился выход в свет Книги памяти томичей, репрессированных в годы сталинизма «Боль людская». Пользуясь случа-ем, замечу, что в ближай-шие дни выйдет из печати второй том книги.

Но, отмечая это, необхо-димо, видимо, сразу огово-риться. У определенной ча-сти населения, в основном представителей творческих кругов, сложилось мнение, что в наших архивах скры-ты сотни и тысячи произве-дений литературы и искус-ства, изъятых в ходе аре-стов в годы репрессий у представителей творческой интеллигенции. Но это да-леко не так. Очень и очень редко удается обнаружить автографы либо ранее не публиковавшиеся произведе-ния. Так уж действовал ре-прессивный аппарат - по-сле окончания следствия аб-солютное большинство изъя-тых материалов уничтожа-лось.

И все-таки время от вре-мени удается что-либо обна-ружить. Вот и сегодня мы рискнули предложить стихи, под которыми стоит подпись «С. Есенин». В результате проведенных исследований установлено, что этот авто-граф известен, является ко-пией и, возможно, не при-надлежит перу С. Есенина. Но, учитывая наличие раз-ных точек зрения специали-стов на авторство (одни признают авторство за С. Есениным, другие отрица-ют), мы решили представить эти стихи к публикации.

В. Уйманов,

сотрудник Управления АФБ РСФСР по Томской области.

Послание евангелисту Демьяну Бедному от С. Есенина

Я часто думаю, за что его казнили!

За то ль, что враг субботы,

Он против всякой гнили

За то ли, что в стране проконсула Пилата, .

Где культом Кесарю полны и свет, и тень,-

Он с кучкой небольшой из бедных рыбаков

За Кесарем признал лишь силу злата;

За то ли, что себя, на части разорвав,

Он к горю каждого был милосерд и чуток,

И всех благословлял, мучительно любя,

И маленьких детей, и грязных проституток.

Не знаю я, Демьян, в «Евангельи» твоем

Я ее нашел правдивого ответа.

В нем много бойких слов (ах, как их много в нем).

Но слова нет, достойного поэта.

Я не из тех, кто признает попов,

Кто безотчетно верит в Бога,

Кто лоб свой расшибить готов,

Молясь у каждого церковного порога.

Я не люблю религии paба,

Покорного от века и до века,

И вера у меня в чудеса слаба -

Я верю в знание и силу человека.

Я знаю, что, стремясь по нужному пути,

Здесь, на Земле, не расставаясь с телом,

Не мы, так кто-нибудь ведь должен же дойти

Воистину к божественный пределам.

И все-таки, когда я в «Правде» прочитал

Неправду о Христе блудливого Демьяна -

Мне стало стыдно так, как будто я попал

В блевотину, изверженную спьяна.

Пусть Будда, Моисей, Конфуций и Христос -

Далекий миф; мы это понимаем,

Но все-таки нельзя ж, как годовалый пес

На всех и вся захлебываться лаем.

Христос - сын плотника, когда-то был казнен -

Пусть это миф, но все ж, когда прохожий

Спросил Его: «Кто Он?» Ему ответил он:

«Сын человеческий», а не сказал: «сын Божий».

Пусть миф Христос, как мифом был Сократ.

Так что ж! От этого и надобно подряд

Плевать на то, что в человеке свято?

Ты испытал, Демьян, всего один арест,

А уж скулишь: «Ах, крест мне выпал лютый!»

А это, когда б тебе Голгофский дали крест

Иль чашу с едкою.цикутой?

Хватило б у тебя величья до конца

В последний час, по их примеру тоже

Благословлять весь мир под тернием венца

Иль о бессмертии учить на смертном ложе?

Нет, ты, Демьян, Христа не оскорбил,

Ты не задел его нимало;

Разбойник был, Иуда был,

Тебя лишь только не хватало!

Ты сгустки крови у креста копнул ноздрей,

Как толстый боров,

Ты только хрюкнул на Христа,

Ефим Лакеевич Придворов.

Но ты свершил двойной тяжелый грех -

Своим дешевым балаганным вздором -

Ты оскорбил поэтов вольный цех

И малый свой талант покрыл позором.

Ведь там, за рубежом, прочтя твои стихи,

Небось, злорадствуют российские кликуши:

«Еще тарелочку Демьяновой ухи,

Соседушка, мой свет, покушай!»

А русский мужичок, читая «Бедноту»,

Где образцовый стих печатался дуплетом,

Ещё отчаянней потянется к Христу,

А «коммунизму» «мать» пошлет при этом.

Ответ Есенина Демьяну Бедному

Весной 1925 года «Союз безбожников» в 11 номерах «Правды» и одновременно в газете «Беднота» напечатал стихотворение «Новый завет без изъяна Евангелиста Демь-яна». Автор этого стихотво-рного издевательства над Свя-щенным писанием был Ефим Алексеевич Придворов, он же Демьян Бедный, - по собст-венной характеристике, «му-жик вредный». Вскоре эта па-родия вышла отдельным изда-нием. Это было «достойным венцом» беспрецедентной кам-пания травли и репрессий про-тив православной церкви, дру-гих религий.

Сегодня даже стыдно и жутко об этом вспоминать. Авторы статьи о жизни и творчестве Демьяна Бедного в прекрасном библиографиче-ском словаре «Русские писа-тели», вышедшем в 1990 году в издательстве «Просвещение», очевидно, по этим соображе-ниям ни словом не обмолви-лись об этих позорных стра-ницах жизни и творчества Демьяна Бедного.

В газете «Беднота» в это время работала Галина Бениславская, у которой тогда Есенин жил. Самую свежую ин-формацию он получал из пер-вых уст. Творение Демьяна Бедного вызвало резкое не-приятие Есенина, который к этому времени, по меткому выражению Георгия Иванова, очнулся от угара револю-ции. Благодаря певцу Малинину каждый знает есенинские слова, написанные после возвращения из-за границы: «Сты-дно мне, что я в Бога не ве-рил, горько мне, что не ве-рю теперь».

Новые взгляды Есенина от-личались от господствующей идеологии. «Я перестаю пони-мать, какой революции я при-надлежал. Вижу только одно, что ни к февральской, ни к октябрьской, по-видимому. В нас скрывался и скрывается какой-нибудь ноябрь», - пи-сал он Кусикову. Есенину бы-ло что скрывать. Потомки Есенина считают, что социаль-но-политические мотивы в сти-хах Есенина после возвраще-ния его из-за границы были направлены на сокрытие ис-тинных взглядов поэта.

В середине 25-го года среди литературного мира России в списках стали распространять-ся стихи «Ответ Евангелисту Демьяну». Все знали их как стихи Есенина. Через три ме-сяца после трагической и загадочной до сегодняшнего дня смерти Есенина его сест-ра Катя поторопилась без убедительных доводов публично отречься от есенинского автор-ства «Ответа...». Поторопилась или ее поторопили?

Имажинист Матвей Ройзман радостно сообщил всем в на-чале 70-х годов, что автор этих стихов Н. Н. Горбачев - «графоман с контрреволюци-онным душком» был найден и наказан.

Но живы еще люди, кото-рые помнят то время, слыша-ли и сохранили списки этого стихотворения. Некоторые зна-ли Есенина лично и не сомне-ваются в авторстве. Живут они в Москве и Подмосковье, в Ленинграде, в Витебске, Ростове, в Севастополе и других городах. В прошлом году лично знавшая Есенина и весь поэтический мир 20-30-х годов поэтесса из Истры Екатерина Холина, напрягая уже уставшую от долгой не-легкой жизни память, пыта-лась для членов есенинского общества «Радуница» восста-новить его звучание:

Я знаю: жизнь не так проста,

И ты всего лишь толстый боров.

Ты только хрюкнул на Христа,

Ефим Лакеевич Придворов.

Наверное, именно хлесткость фразы и смелость образа со-храняют у них уверенность в принадлежности этого стиха Есенину.

Некоторые утверждают, что участие Есенина ограничива-лось лишь правкой стиха, на-писанного другим автором. И это, очевидно, потому, что Есенин, занявшись стихотвор-ной конспирацией, применив не свойственный размер и от-дельные слова, не мог не ос-таться самим собою. Да ему и не очень хотелось отдавать кому-то свое авторство.

Нет- нет да и мелькнет есе-нинское словечко или образ: «к божественным пределам», «годовалый пес», «захлебы-вался лаем», «на смертном ложе» и др. Главное же - стихотворение звучит от 1-го лица, сохраняет есенинскую жизненную позицию, отноше-ние к православию и его не-примиримость к автору паро-дии, ранее выраженную строч-кой: «Я вам не кенар! Я поэт! И не чета каким-то там Демьянам».

К сожалению, серьезного ис-следования по стихотворению «Ответ Евангелисту Демьяну» еще не сделано. Есть и про-тивники авторства Есенина.

По инициативе «Книжного обозрения» (№ 39, 1990 года) вновь обращено общественное внимание к «Ответу...». Поло-жительно, что на основании множественных вариантов спи-ска восстановлены в первом приближении недостающие строки.

Но вот новая находка. Ра-ботая над Книгой памяти, со-трудники Томского УКГБ об-наружили в архиве еще одну рукопись «Ответа Евангелис-ту Демьяну». Внимание прив-лекла подпись: «С. Есенин». Подпись действительно в первых трех буквах сохраняет все основные признаки есенинской подписи последних лет жизни. Затем, особенно в написании буквы «н», эти приз-наки исчезают. Что это - не-умелая подделка? Но тогда почему автор так тщательно выписал первые буквы? И совсем не позаботился о дос-товерности концовки. Или, что более вероятно, лихо начав подпись, пишущий вдруг вспом-нил о необходимости прятаться и закончил уже по-другому.

Все буквы в словах соеди-нены - так Есенин не писал в 25-м году. Но... он умеет писать в соединении - в мо-лодости он все соединял и, ко-нечно, не забыл, как это де-лается!

Почерк неустойчив. Похоже-сти в написании букв мало. Но одну букву не скроешь. Пять раз автор пишет заглав-ную букву «А», я во всех пяти случаях эта буква написана так, как в письме Есенина Блоку, в письмах Панфило-ву, в стихотворении «К Пуш-кину» и др. Есть похожесть в заглавной букве «Я» и неко-торых других буквах.

Сравнивая текст найденного автографа со списком, кото-рый прислал мне в свое вре-мя внук Бенуа Юрий Валерь-янович, - можно найти мало различий. Все так же отсутст-вует 23-я строка, которая бы-ла восстановлена «Книжным обозрением» и прозвучала: после «... был Сократ»... «..,и не было его в стране Пиката...». Спорная последняя строка звучит не так, как в парижском издании, где было: «А коммунизму мат пошлет при этом».

Так что есть над чем поду-мать литературоведа и есениноведам.

Публикация В. Н. Уйманова, несомненно, большой по-дарок всем любителям Есе-нина в дни его памяти.

Николаев В.

На 92-м году ушел из жизни сын поэта Сергея Есенина - Александр Есенин-Вольпин. Унаследовав бунтарский дух родителей, он прожил долгую и пеструю жизнь. «ВМ» рассказывает о его судьбе и вспоминает других детей поэта.

Год назад его показали по ТВ: в бледном, худом старике невозможно было узнать черт золотоволосого поэта; да и известного диссидента тоже узнать было сложно. К нему приставали с вопросами об отце; старику явно хотелось спать. И вдруг - проблеск, шутка, острое словцо. Александр Сергеевич будто зажегся… И сразу стало понятно, каким он был. Удивительным, ярким… Он ушел из жизни совсем недавно - 16 марта.

Разные судьбы

У Сергея Есенина романов было - не счесть. И четверо детей. Старший сын, Георгий Изряднов (от Анны Изрядновой), после школы поступил в авиатехникум, потом пошел в армию, служил на Дальнем Востоке. В 1937 году был расстрелян как террорист - ему только-только исполнилось 22 года.

От Зинаиды Райх у Сергея Есенина были сын Константин (1920 - 1986) и дочь Татьяна (1918 - 1992). Им тоже довелось хлебнуть горя. Константин прошел всю Великую Отечественную, заслужил три ордена Красной Звезды. В мирной жизни занимался спортивной журналистикой. Татьяна тоже стала журналистом, автором книг о родителях и Мейерхольде (Татьяна спасла архив Мейерхольда, спрятав его на даче).

Многогранный Вольпин

О сограждане, коровы и быки!

До чего вас довели большевики...

...Но еще начнется страшная война,

И другие постучатся времена...

Эти строки принадлежат перу Александра Есенина-Вольпина. Человека, безусловно, многогранного. Талантливого - на грани помешательства. Он был известным математиком, право- защитником, диссидентом.

И еще - поэтом. Хотя для нас, в первую очередь, Александр Сергеевич Вольпин - сын великого русского поэта Сергея Александровича Есенина.

Там, на севере, девушка тоже…

Эти известные строки из «Шаганэ» - «Там, на севере, девушка тоже. На тебя она страшно похожа. Может, думает обо мне…» - посвящены Надежде Вольпин, поэтессе. С ней у Сергея Есенина случился яркий роман, который так и не перерос в брак.

Слишком она была непокорная, Надежда. Познакомился с ней поэт в кафе на Тверской в 1919 году. Была вторая годовщина Октябрьской революции; в честь праздничной даты поэты собрались читать стихи. А Сергей вдруг «включил звезду», как сказали бы сейчас. Сказал: «Выступать не охота!» Тогда к нему подошла поклонница его творчества, красавица Наденька Вольпин. И попросила - стихи прочитать! Сергей ответил: «Для вас - с удовольствием!» Стихи читал, имел успех… Они начали встречаться, но сначала Надежда не отвечала на ухаживания Есенина. Вся Москва судачила о его донжуанском списке. А Надежда была девушкой строгих правил. Он подарил ей книгу с двусмысленной подписью: «Надежде Вольпин с надеждой». А она позже написала в мемуарах о том, как он осаждал ее три года. Она отдалась Есенину весной 1922 года, о чем Есенин рассказал в пьяной компании. «Этот персик я раздавил!» - хвалился.

А она отвечала: «Раздавить персик недолго, а вы зубами косточку разгрызите!» «Ершистая!» - смеялся Есенин. Такие уж это были отношения. Любовь-ненависть. Они ссорились из-за стихов.

Есенин даже подумывал жениться на непокорной Наденьке, но требовал, чтобы та оставила поэзию. Когда она призналась ему, что беременна, Сергей радости не выказал. У него уже были дети… Гордая Вольпин уехала в Ленинград и родила 12 мая 1924 года мальчишку. Есенин видел его только один раз. Надежда разорвала с поэтом все отношения.

Диссидент

Сын Есенина и Вольпин в полной мере унаследовал бунтарский дух родителей. В 1949 году он стал кандидатом математических наук, тогда же его арестовали в первый раз за написание «антисоветских стихов» и отправили на принудительное лечение в психиатрическую клинику… Психушка сменилась ссылкой в Караганду. Но сломить его было невозможно. Вернувшись, начал заниматься правозащитной деятельностью. И опять его лечили. И так - более десяти лет. Потом - изгнание.

В 1972 году Вольпин эмигрировал в США, где работал в университете Буффало, а потом в Бостоне. Он исповедовал скептицизм: отрицал все теории, которые нельзя подтвердить научно. Потому что Вольпин был гениальным математиком. И на веру не принимал ничего. Диссидент Владимир Буковский как-то сказал, что болезнь, от которой Вольпина лечили всю жизнь, называется патологической правдивостью. Александр Сергеевич Вольпин собирался прожить 120 лет. Но умер на 92-м году жизни. Дай Бог, как говорится, каждому…