Туристический портал - ChemodanChik56

Туристический портал - ChemodanChik56

» » Загадки симонова монастыря на автозаводской - анар гасимов. Московский симонов монастырь Симонов монастырь схема

Загадки симонова монастыря на автозаводской - анар гасимов. Московский симонов монастырь Симонов монастырь схема

Использованы только собственные фотографии - дата съемки 26.04.2010 и 21.03.15

М."Автозаводская"
Адрес: Восточная улица, 6.

Симонов монастырь был основан в 1370 г. преподобным Феодором, учеником Сергия Радонежского. Название свое получил по имени инока Симона (в миру боярина Ховрина), на землях которого он был построен.
В 1380 г. в церкви Рождества Богородицы, были захоронены останки героев Куликовской битвы иноков Пересвета и Осляби.
Симонов монастырь играл важнейшую роль в обороне южных подступов к Москве. Пожалуй, ни один из монастырей-сторожей не имел таких мощных укреплений. Ему неоднократно приходилось выдерживать нападения сначала татарских орд, а потом и польско-литовских интервентов.
В XVI в. здесь жил и писал свои сочинения Максим Грек. Впечатляющим был архитектурный ансамбль монастыря. Достаточно сказать, что в Симоновском монастыре было 6 храмов. Главными достопримечательностями монастыря были Собор Успения Богородицы, построенный в 1389-1405 г.г., и пятиярусная колокольня высотой более 94 м, построенная в 1839 г. по проекту архитектора К.А.Тона. Территория монастыря была окружена стеной с пятью башнями.
В Симонове монастыре находился большой некрополь. В соборе были похоронены С.В.Ховрин и многие Ховрины-Головины, сын Дмитрия Донского Константин (1430 г.).
Кладбище находилось у восточной ограды, за Успенским собором и Тихвинской церковью. Там были похоронены: писатель С.Т. Аксаков (1859 г.) со своими родными, композитор А.А. Алябьев (1851 г.) с родными, поэт Д.В. Веневитинов (1827 г.) со своими родственниками (состояли в родстве с А.С.Пушкиным), дядя А.С.Пушкина Н.Л.Пушкин (1821 г.), коллекционер А.П.Бахрушин (1904 г.) и многие другие выдающиеся деятели нашей истории и культуры.
Симонов монастырь был закрыт в 1923 г., освободившиеся монастырские помещения отдали под жилье для рабочих Симоновской слободы. Уничтожали Симонов монастырь постепенно. Последний храм был закрыт в мае 1929 г. Памятники на монастырском кладбище сохранялись до ноября 1928 г., затем некрополь был снесен, а на его месте разбили сквер.
В 1930 г. стены монастыря, а также пять из шести его храмов были взорваны. В последующие годы на его территории был построен Дворец культуры завода ЗИЛ.
От укреплений монастыря остались лишь три южные башни, соединенные остатком стены. Среди уцелевших - угловая башня "Дуло", построенная в XVI в. известным зодчим Федором Конем, строителем укреплений московского Белого города. Уцелели, хотя и сильно пострадали, церковь Тихвинской Божьей матери, построенная в 1677 г., трапезная монастыря, построенная в 1680 г., а также ряд хозяйственных построек.
В настоящее время церковь Тихвинской Божьей матери передана верующим. Здесь образовалась православная община глухих и слабослышащих.
Сохранилась и церковь Рождества Богородицы ("в Старом Симонове"), которая в 1930-е годы оказалась на территории завода "Динамо" и использовалось под производственные помещения. В настоящее время церковь, нынешнее здание которой было построено в 1509 г., отреставрирована и возвращена Русской Православной церкви, восстановлены могилы Пересвета и Осляби.

в Старом Симонове
Сайт Рождественского храма
Нынешний каменный храм Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове выстроен в 1510 г. Существует легенда, что храм был построен Алевизом Новым, но летописными данными она не подтверждена.
В XVIII в. около церкви были обнаружены захоронения героев Куликовской битвы.
В 1785-1787 г. вместо деревянных построены каменные трапезная и колокольня, в 1849-1855 г.г. они были перестроены. В трапезной устроены два придела: Св.Николая и Св.Сергия.
В Сергиевском приделе в 1870 г. установлено чугунное надгробие героев Куликовской битвы Александра Пересвета и Андрея (Родиона) Осляби.
В 1928 г. церковь была закрыта.
В 1932 г. снесена колокольня, чугунное надгробие героев Куликовской битвы пошло на металлолом. Впоследствии, при расширении завода «Динамо», церковь оказалась на территории предприятия. Доступ к храму был закрыт. Здание церкви был расположен компрессорный цех завода «Динамо» - в пол церкви врыли мощный мотор, который, работая, сотрясал стены. В результате чего церковь оказалась на грани разрушения.
В 1989 г. церковь была передана верующим.
В 2006 г. восстановлена колокольня, на которой помещён колокол «Пересвет» (2200 кг), принятый в дар от губернатора Брянской области, родины героев-иноков Пересвета и Осляби. В ХХ в. они были причислены к лику святых.

Завод "Динамо" им.Кирова (ул. Ленинская Слобода, 26)
Московский завод «Динамо» им.С.М.Кирова был одним из крупнейших электромашиностроительных предприятий СССР. Производил электродвигатели и аппаратуру для электрического городского транспорта, краново-подъёмных устройств, экскаваторов, прокатных станов, морских судов и др. Часть продукции экспортировалась за границу.
Завод основан в 1897 г. на базе бельгийского акционерного общества, являлся российским подразделением американской фирмы "Вестингауз". Поначалу именовался «Центральное электрическое общество в Москве». Производил полукустарным способом электрооборудование по зарубежной технической документации.
К 1932 г. завод выпустил первые в СССР тяговые электродвигатели для электровозов, а 6 ноября был построен первый электровоз советской разработки - «Владимир Ленин» (ВЛ19).
В годы Великой Отечественной войны выпускал оружие и ремонтировал танки. Основные технологические процессы были механизированы и автоматизированы: действовало более 100 конвейерных и поточных линий общей протяжённостью свыше 3,5 км.
С 2009 г. завод не существует. Производство прекращено, помещения разбираются на металлолом или сдаются в аренду. В основном здесь находятся автосервисы. Часть оборудования перенесена на площадки в других городах.

Симонов монастырь, вид со стороны Москвы-реки

Солевая башня. Построена в 1640-х гг., когда ограда монастыря, разрушенная в Смутное время, строилась заново. Восьмигранный шатер башни с окошечками-слухами опирается на промежуточный восьмерик, прорезанный арками. Шатер завершается двухъярусной смотровой вышкой.

Кузнечная башня.

Башня "Дуло". Построена в XVI в. известным зодчим Федором Конем, строителем укреплений московского Белого города.

Старая Трапезная Палата. Построена в 1485 г. Одно из старейших строений Москвы.

Здание трапезной с Тихвинской церковью было построено Парфеном Петровым в 1680 г. Однако стиль работы мастера не удовлетворил заказчика, и спустя три года трапезная была перестроена под руководством известного зодчего Осипа Старцева. Нижняя часть сооружения имеет гораздо более древнюю историю: в подклете храма обнаружены фрагменты постройки конца XV века. Здание, построенное Осипом Старцевым имеет формы "московского барокко". Особенно живописно выглядит западный фасад трапезной, украшенный фигурным ступенчатым фронтоном. В середине XIX в. к церкви пристроили два придела, тогда же, в 1840 г. храм переосвятили в честь Тихвинской иконы Божией Матери.

Церковь Тихвинской иконы Божьей матери

Сушило или Солодежня. Оно предназначалось для хранения продовольственных запасов и сушки солода и зерна. Здание было сооружено одновременно с трапезной палатой зодчим Парфеном Потаповым и первоначально было окружено галереей на столбах. На втором и третьем этажах располагаются большие бесстолпные зальные помещения.

Камень на месте, где был монастырский святой колодец.

Остатки старых захоронений и вход в церковь.

Солевая башня


Фрагмент монастырской стены


Церковь Тихвинской иконы Божьей матери

Углубления в монастырских стенах

Украшение наличников окон церкви Тихвинской икона Божьей матери

Ворота Симонова монастыря

Церковь Тихвинской иконы Божьей матери

Кузнечная башня


Церковь Тихвинской иконы Божьей матери

Витражи в окнах церкви Тихвинской иконы Божьей матери


Камни в основании башни "Дуло"



Старинные надгробия, которые в советское время использовались в качестве бордюрного камня

Стихи, осуждающие осквернение могил предков

Восточная ул., 6. Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове


Восточная ул., 6. Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове.


Храм Рождества Пресвятой Богородицы


Храм Рождества Пресвятой Богородицы

Храм Рождества Пресвятой Богородицы


Храм Рождества Пресвятой Богородицы, колокольня

Воссозданное надгробие Пересвета и Осляби. Скульптор В.М.Клыков, 1988 г.

Вместо разрушенной колокольни в 1991 г. поставили небольшую каменную звонницу, а восстановление колокольни окончилось только к 2006 г.

Церковная постройка


Коль ты чувствителен, прохожий, воздохни! (прогулки по Москве)

«За Таганкой город кончался. Между Крутицкими казармами и Симоновым монастырем лежали обширные капустные поля. Здесь находились также пороховые погреба. Сам монастырь красиво возвышался... на берегу Москвы-реки. От него теперь осталась только половина прежней постройки, хотя архитектурой этого монастыря Москва могла бы гордиться не в меньшей степени, чем гордятся своими замками французы и немцы."
Историк М.Н. Тихомиров

Улица Восточная, 4... официальный адрес в справочниках старейшего монастыря Москвы - Симоновского. Он расположен недалеко от станции метро «Автозаводская».

Симонов мужской монастырь основан был в 1379 году племянником и учеником преподобного Сергия Радонежского - игуменом Феодором. Построение его благословили митрополит Московский и всея Руси Алексий и преподобный Сергий Радонежский. Новый монастырь расположился в нескольких километрах от Кремля на высоком берегу Москвы-реки на земле, подаренной обители боярином Степаном Васильевичем Ховрой (Ховриным), который впоследствии в этом монастыре постригся в монахи под именем инока Симонона. Рядом - проходила оживлённая Коломенская дорога. С запада - участок ограничивался крутым левым берегом над изгибом Москвы-реки. Местность была наикрасивейшая.

Четверть века постройки монастыря были деревянными. Владимир Григорьевич Ховрин строит в Симоновом монастыре храм Успения Богородицы. Этот храм, один из самых больших тогда в Москве, до сих пор высится на массивном белокаменном подклете и весьма изукрашен по-итальянски (в его перестройке в конце XV века принимал участие ученик самого Аристотеля Фиораванти). Возведение его было завершено в 1405 году. Видя это величественное сооружение, современники говорили: «Такой ляпоты ещё не бывало в Москве». Известно, что в XIX веке в храме хранилась икона Господа Вседержителя, принадлежавшая Сергию Радонежскому. По преданию, этой иконой Сергий благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву. После перестройки в конце XV века Успенский собор стал пятиглавым.

Успенский собор Симонова монастыря 1379-1404 гг.

(реконструкция П.Н.Максимова по результатам натурных исследований 1930 г)

Кроме же монастырского Успенского собора, Владимир Григорьевич и «ограду кирпичну около монастыря сделал». Это была первая в московской архитектуре каменная монастырская ограда, возведенная из нового тогда в Москве материала - кирпича. Его производство только что наладил все тот же Аристотель Фиораванти недалеко от Симонова, в селе Калитникове. В XVI веке неизвестные зодчие возвели вокруг Симонова монастыря новые крепостные стены с мощными башнями (некоторые историки предполагают авторство знаменитого русского зодчего Федора Коня, строителя стен Белого города Москвы, Смоленского Кремля и стен Боровско-Пафнутьева монастыря). Каждая из крепостных башен имела своё название - Дуло, Кузнечная, Солевая, Сторожевая и Тайнинская, выходившая к воде.

Башня «Дуло». 1640-е гг.

Вид с колокольни на Москва-реку. На переднем плане башня «Дуло» и «Сушило». Фотография начала XX в.

С момента своего создания Симонов монастырь находился на самых опасных южных рубежах Москвы. Поэтому стены его делали не просто монастырскими, но крепостными. В 1571 году с башни монастыря смотрел на горящую Москву хан Давлет-Гирей. Столица выгорела тогда за три часа, а в огне погибли около двухсот тысяч москвичей. В 1591 году во время нашествия татарского хана Казы-Гирея обитель вместе с Новоспасским и Даниловым монастырями успешно противостояла крымскому войску. В 1606 году в монастырь царем Василием Шуйским были направлены стрельцы, которые вместе с монахами отражали войска Ивана Болотникова. Наконец, в 1611 году, во время сильнейшего пожара в Москве, возникшего по вине поляков, многие жители столицы укрылись за монастырскими стенами.

Царские врата из Симонова монастыря.
Деталь. Дерево. Москва. Конец XVII в

На протяжении всей истории монастырь был самым посещаемым в Москве, сюда приезжали молиться члены царской семьи. Каждый считал своим долгом принять участие в строительстве и украшении обители, когда-то одной из самых богатых в России. Славилась на всю Москву и монастырская колокольня. Так, в Никоновской летописи помещена специальная статья «О колоколах», в которой говорится о сильном и чудном колокольном звоне, доносившемся, по мнению одних, от соборных колоколов Кремля, а по мнению других, от колоколов Симонова монастыря. Существует также знаменитая легенда, что накануне штурма Казани молодому Ивану Грозному ясно послышался звон симоновских колоколов, предвещающий победу.

Поэтому и к самой симоновской колокольне москвичи испытывали почтение. И когда к XIX веку она пришла в ветхость, то известный архитектор Константин Тон (создатель русско-византийского стиля в московской архитектуре) возвел в 1839 году над северными воротами монастыря новую. Крест ее стал самой высокой точкой Москвы (99,6 метра). На втором ярусе колокольни располагались церкви Иоанна, патриарха Царьградского, и святого Александра Невского, на третьем - звонница с колоколами (самый большой из них весил 16 тонн), на четвертом - часы, на пятом - выход на главу колокольни. Построили это величественное сооружение на средства московского купца Ивана Игнатьева.

Симонов монастырь в XVII веке. Реконструкция Р.А.Кацнельсон

Было время, когда Симоново слыло любимым местом загородных прогулок москвичей. Неподалеку от него располагался дивный пруд, по свидетельству летописей выкопанный братией при участии самого Сергия Радонежского. Он так и назывался - Сергиев пруд. В советское время его засыпали, и на этом месте сегодня находится административное здание завода «Динамо». О пруде еще немного чуть ниже.

Начавшаяся в 1771 году эпидемия чумы привела к закрытию обители и превращению её в «чумный карантин». В 1788 году по указу Екатерины II в монастыре организовали госпиталь - шла русско-турецкая война.

Трапезная Симонова монастыря. 1685 год
Фото из Истории русского искусства И.Грабаря

Большую роль в восстановлении Симонова монастыря в своё время сыграл обер-прокурор Москвы А. И. Мусин-Пушкин. По его прошению императрица отменила свой указ и восстановила монастырь в правах. Семейство Мусиных-Пушкиных захоронено в фамильном склепе некрополя храма Тихвинской иконы Божией Матери монастыря.

Первым, в соборе Успения Божией Матери, захоронили вкладчика и строителя этой церкви Григория Степановича Ховру. В дальнейшем собор стал усыпальницей митрополитов Варлаама, сына московского князя Дмитрия Иоанновича (Донского) - князя Константина Псковского, князей Мстиславских, Сулешевых, Тёмкиных, бояр Головиных и Бутырлиных.

До сих пор в земле, под местным Детским парком, покоятся: первый кавалер ордена святого Андрея Первозванного, соратник Петра I, Федор Головин; глава семибоярщины, трижды отказывавшийся от русского трона Федор Михайлович Мстиславский; князья Урусовы, Бутурлины, Татищевы, Нарышкины, Мещерские, Муравьевы, Бахрушины.

До 1924 года здесь стояли надгробия на могилах русского писателя С.Т. Аксакова и рано умершего друга А.С. Пушкина поэта Д.В. Веневитинова (на его надгробной плите чернела эпитафия: «Как знал он жизнь, как мало жил»).

Надгробие над могилами Веневитиновых

Вторично обитель закрыли уже в 1923 году. Последнего её игумена Антонина (в миру Александра Петровича Чубарова) сослали на Соловки, где он и скончался в 1925 году. Ныне игумен Антоний причислен к лику новомученников российских…


А. М. Васнецов. Облака и золотые купола. Вид Симонова монастыря в Москве. 1920

От некогда мощной крепости сохранились лишь немногие строения:
- Крепостные стены (три прясла);
- Солевая башня (угловая, юго-восточная);
- Кузнечная башня (пятигранная, на южной стене);
- "Дуло" (угловая, юго-западная башня);
- "Водяные" ворота (1/2 XVII в.);
- "Келарский корпус" (или "Старая" трапезная, 1485 г., XVII в., XVIII в.);
- "Новая" трапезная (1677-1683 гг., зодчие П. Потапов, О. Старцев);
- "Сушило" (солодежня, XVI в., 2/2 XVII в.);
- Казначейские кельи (1/3 XVII в.).
- Сохранился один закрытый храм с 5-ю престолами, пять же других храмов с 6-ю престолами были разрушены.

Современные фотографии состояния монастыря

Ну, а теперь немного лирики. Этот монастырь знаменит еще и романтическими историями...

Обессмертил Симонов монастырь Николай Михайлович Карамзин:

«... всего приятнее для меня то место, на котором возвышаются мрачные, готические башни Симонова монастыря. Стоя на сей горе, видишь на правой стороне почти всю Москву, сию ужасную громаду домов и церквей, которая представляется глазам в образе величественного амфитеатра: великолепная картина, особливо когда светит на нее солнце, когда вечерние лучи его пылают на бесчисленных златых куполах, на бесчисленных крестах, к небу возносящихся! Внизу расстилаются тучные, густозеленые цветущие луга, а за ними, по желтым пескам, течет светлая река, волнуемая легкими веслами рыбачьих лодок или шумящая под рулем грузных стругов, которые плывут от плодоноснейших стран Российской империи и наделяют алчную Москву хлебом.

На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада; там молодые пастухи, сидя под тению дерев, поют простые, унылые песни и сокращают тем летние дни, столь для них единообразные. Подалее, в густой зелени древних вязов, блистает златоглавый Данилов монастырь; еще далее, почти на краю горизонта, синеются Воробьевы горы. На левой же стороне видны обширные, хлебом покрытые поля, лесочки, три или четыре деревеньки и вдали село Коломенское с высоким дворцом своим ».

"Лизин пруд"

В своей повести "Бедная Лиза" Карамзин весьма достоверно описал окрестности Тюфелевой рощи. Лизу с ее престарелой мамой он поселил возле стен расположенного неподалеку Симонова монастыря. Водоем у монастырских стен в южном предместье Москвы стал вдруг самым знаменитым прудом, местом массового паломничества читателей в течение долгих лет. Назывался пруд Святым, или Сергиевым, потому что, по монастырскому преданию, его выкопал сам Сергий Радонежский, основатель и первый игумен Троицкого монастыря по Ярославской дороге, ставшего знаменитой Троице-Сергиевой лаврой.

Симоновские монахи разводили в пруду какую-то особенную - размерами и вкусом - рыбу и угощали ею царя Алексея Михайловича, когда тот, проездом в Коломенское, останавливался для отдыха в покоях здешнего настоятеля... Вышла в свет повесть о несчастной девушке, простой крестьянке, которая жизнь свою кончила совсем не по-христиански - богопротивным самоубийством, и москвичи - при всей их богомольности - сразу же переименовали Святой пруд в Лизин пруд, и о прежнем названии вскоре помнили лишь старые насельники Симонов монастыря.

Многочисленные деревья, окружавшие его, были исписаны и изрезаны надписями сострадания к несчастной красавице. Например, такими:

В струях сих бедная скончала Лиза дни,
Коль ты чувствителен, прохожий, воздохни!

Впрочем, по свидетельству современников время от времени здесь появлялись и более ироничные послания:

Погибла здесь в пруду Эрастова невеста,
Топитесь, девушки, и вам тут много места.

В двадцатых годах прошлого века пруд сильно обмелел, зарос, стал похож на болотце. В начале тридцатых годов при строительстве стадиона для рабочих завода “Динамо” пруд был засыпан и на этом месте высажены деревья. Сейчас над бывшим Лизиным прудом высится административный корпус завода “Динамо”. Еще в начале 20 века на картах значился пруд ее имени, и даже железнодорожная станция "Лизино".

Вид на Тюфелеву рощу и Симонов монастырь

Наряду с прудом, столь же популярным местом паломничества стала и Тюфелева роща. Светские дамы каждую весну специально ездили сюда собирать ландыши, точно так, как это делала героиня их любимой повести.

Тюфелева роща исчезла в начале ХХ века. Однако, вопреки существующему мнению, истребили ее вовсе не большевики, а представители прогрессивной русской буржуазии. 2 августа 1916 года здесь прошла церемония торжественной закладки первого в России автомобильного завода. Предприятие под названием Автомобильное московское общество (АМО) принадлежал торговому дому «Кузнецов, Рябушинские и К». Однако Октябрьская революция не дала осуществиться планам предпринимателей. В августе 1918 года еще недостроенный завод был национализирован, а 1 ноября 1924 года здесь из итальянских деталей был собран первый советский грузовик - «АМО-Ф-15».

Романтические прогулки по Симонову монастырю сблизили двух людей - Дмитрия Веневитинова и Зинаиду Волконскую.

С Зинаидой Волконской Дмитрия в 1825 году познакомил В.Одоевский. Московский дом княгини был хорошо знаком всем ценителям прекрасного. В своеобразную академию искусства превратила его очаровательная хозяйка. «Царицей муз и красоты» называл ее Пушкин.

П.Ф.Соколов Портрет Д.В.Веневитинова. 1827

Встреча с Волконской перевернула жизнь Веневитинова - он влюбился со всей страстью двадцатилетнего поэта. Увы, безнадежно: Зинаида была старше его на 16 лет, и к тому же давно замужем, за братом будущего декабриста.

З.Волконская

Пришело время, и Зинаида попросила о разрыве отношений, в знак вечной дружбы подарив Дмитрию кольцо. Простой металлический перстень, извлеченный на свет из пепла при раскопках Геркуланума... Друзья говорили, что Веневитинов никогда не расставался с подарком княгини и обещал надеть его или идя под венец, или стоя на пороге смерти.

К моему перстню

Ты был отрыт в могиле пыльной,
Любви глашатай вековой,
И снова пыли ты могильной
Завещан будешь, перстень мой.
Но не любовь теперь тобой
Благословила пламень вечный
И над тобой, в тоске сердечной,
Святой обет произнесла…
Нет! дружба в горький час прощанья
Любви рыдающей дала
Тебя залогом состраданья.
О, будь мой верный талисман!
Храни меня от тяжких ран,
И света, и толпы ничтожной,
От едкой жажды славы ложной,
От обольстительной мечты
И от душевной пустоты.
В часы холодного сомненья
Надеждой сердце оживи,
И если в скорбях заточенья,
Вдали от ангела любви,
Оно замыслит преступленье, -
Ты дивной силой укроти
Порывы страсти безнадежной
И от груди моей мятежной
Свинец безумства отврати.
Когда же я в час смерти буду
Прощаться с тем, что здесь люблю,
Тебя в прощанье не забуду:
Тогда я друга умолю,
Чтоб он с моей руки холодной
Тебя, мой перстень, не снимал,
Чтоб нас и гроб не разлучал.
И просьба будет не бесплодна:
Он подтвердит обет мне свой
Словами клятвы роковой.
Века промчатся, и быть может,
Что кто-нибудь мой прах встревожит
И в нем тебя отроет вновь;
И снова робкая любовь
Тебе прошепчет суеверно
Слова мучительных страстей,
И вновь ты другом будешь ей,
Как был и мне, мой перстень верный.

Когда были написаны эти стихи, Веневитинову оставалось жить считанные дни. В начале марта 1827 года он танцевал на балу, а после, разгоряченный, перебежал через двор к себе во флигель в едва накинутой шинели. Простуда оказалась смертельной. 15 марта Веневитинова не стало. В минуту агонии его друг, Федор Хомяков, брат поэта Алексея Хомякова, надел перстень на палец умирающего.

В январе 1930 года, Симонов монастырь, в котором похоронили Веневитинова, был взорван, чтобы на освободившемся месте построить Дворец культуры. На 22 июля назначили эксгумацию останков поэта. "Череп Веневитинова, - записала М.Ю. Барановская, сотрудница Исторического музея, - удивил антропологов своим сильным развитием. Поразила музыкальность пальцев. С безымянного пальца правой руки был снят бронзовый перстень, принадлежавший поэту". Перстень Веневитинова передали в Литературный музей.

Дом культуры ЗИЛ

Симонову монастырю скоро исполняется 630 лет. Первые реставрационные работы начались здесь лишь в 50-е годы XX века. В 80-е шла реставрация Солевой башни и южной стены, тогда же была восстановлена часть восточной стены.

29 мая 1991 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил создание в Симоновом прихода для верующих с дефектами слуха. 31 декабря того же года здесь была зарегистрирована община глухих храма в честь Тихвинской иконы Божией Матери бывшего Симонова монастыря. Монастыря, который лежал в те годы в самом сердце столицы в руинах.

Храм Тихвинской иконы Божией матери

Год 1994-й стал для Симонова поворотным в истории святой обители - правительство Москвы выделило в безвозмездное пользование Московской Патриархии теперь уже весь комплекс сохранившихся зданий Симонова монастыря.

При общине глухих и слабослышащих задумано создать ступенчатую систему воспитания и обучения неслышащих: детский сад - школа - училище. Планируется организовать и дом для людей пожилых и немощных. Для всего это сейчас готовятся кадры в Свято-Димитровском училище сестёр милосердия.

Московский Симонов монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы , 1 класса, ставропигиальный (недейств.)

Свое название монастырь получил по имени инока Симона, в миру боярина Стефана Васильевича Ховрина, пожертвовавшего землю для монастыря. На этих землях - к югу от Москвы , в десяти верстах от Кремля - и был заложен монастырь.

Первоначально Симонов монастырь располагался несколько ниже по Москве-реке, у большой дороги в Москву, и святой Феодор , стремясь найти большее уединение, выбрал для монастыря другое место, неподалеку от старого. В году монастырь был перенесен на его нынешнее место. На старом месте осталась только приходская церковь Рождества в Старом Симонове , сохранившаяся и поныне.

Тогда же была заложена каменная церковь Успения Божией Матери . Церковь была освящена в году. В году купол собора сильно пострадал от удара молнии. В конце века храм перестраивался одним из учеников Фиораванти по образцу Успенского собора в Кремле .

Преподобный Сергий Радонежский считал Симонов монастырь "отраслью" своей Троицкой обители и всегда останавливался здесь во время приездов в Москву. Из стен Симонова монастыря в -XVII веках вышла целая плеяда выдающихся подвижников и церковных деятелей: преподобный Кирилл Белозерский , святитель Иона, митрополит Московский , святитель Геронтий, митрополит Московский , патриарх Московский и всея Руси Иосиф , архиепископ Ростовский Иоанн , знаменитый деятель нестяжательства инок Вассиан, в миру князь Василий Иванович Косой-Патрикеев . В монастыре жил и работал преподобный Максим Грек .

Новые стены монастыря и часть башен были сооружены в году, при этом в состав новой крепости вошли фрагменты старой крепости, построенной Федором Конем. Окружность монастырских стен составляла 825 метров, высота 7 метров. Из сохранившихся башен особенно выделяется угловая башня "Дуло", увенчанная высоким шатром с двухъярусной дозорной башенкой. Две другие уцелевшие башни - пятигранная Кузнечная и круглая Солевая - построены в 1640-е годы, когда велась перестройка оборонительных сооружений монастыря, пострадавших в Смутное время.

В монастырь вели трое ворот: восточные, западные и северные. В память об отражении нападения крымского хана Казы-Гирея в году была сооружена надвратная церковь Всемилостивого Спаса. Над восточными воротами в году была возведена надвратная церковь Св. Николая Чудотворца.

В году в грозовую ночь молния ударила в крест главного купола собора, и купол загорелся. Занимаясь его ремонтом, стали перестраивать и весь собор, для чего великий князь Иван III разрешил пригласить ученика архитектора Аристотеля Фиорованти.

Еще через семьдесят лет собор перестраивался вторично, а рядом с ним возвели шатровую колокольню. В результате переделок к XVII веку собор превратился в высокое крестово-купольное здание с входом в центре западной стены, с трех других сторон его окружала невысокая галерея. На галерею с востока вели две лестницы, и это особо подчеркивало симметричность и торжественность постройки. Почти квадратный в основании, собор стоял на высоком подклете из белого камня. Верх завершался крестовым сводом на четырех столбах. Торцы сводов образовывали закомары. В плане собор имел форму восьмиконечного креста. В световом барабане были устроены щелевидные оконные проемы, у его основания – небольшие килевидные кокошники. Когда переделывали сгоревшую главу, закомары закрыли, по углам поставили декоративные барабаны. Собор стал о пяти главах луковичной формы. Изменилась также форма портала главного входа.

В г. к собору с левой стороны пристроили ризницу, а с правой – придел Казанской иконы Божией Матери. В приделе находилась икона Господа Вседержителя, принадлежавшая преподобному Сергию Радонежскому . По преданию, именно этим образом преподобный благословил великого князя Дмитрия Ивановича и его дружину перед Куликовской битвой. В ризнице находился трехстворчатый складень, которым преподобный Сергий благословил иноков Пересвета и Ослябю перед сражением. В соборе находился великолепный пятиярусный вызолоченный иконостас, в котором помещались Владимирская и Тихвинская иконы Божией Матери начала XVI века. В конце XIX века собор обновили снаружи и внутри по проекту архитектора К.А. Тона. Позакомарное покрытие переделали на четырехскатное, окна растесали, застеклили галерею. В году храм обновляли.

В январе года Успенский собор вместе частью других монастырских построек был взорван. Историки и реставраторы пытались спасти этот памятник, указывая на его древность и обнаруженные в соборе фрески XV в., но – безуспешно.

Церковь Иоанна Постника и Александра Невского в колокольне

В году было решено построить новую колокольню монастыря на средства, которые пожертвовал купец Иван Игнатьев. По первоначальному проекту колокольня должна была быть построена в стиле классицизма по проекту Н.Е. Тюрина, однако в те времена уже набирало силу движение за возврат к более традиционной для России архитектуре. В итоге к году была возведена пятиярусная колокольня высотой 90 м в «русско-византийском стиле» по проекту К.А. Тона. Звонница, вдохновленная «Иваном Великим», превосходила его высотой на 9 м. Самый большой из висевших на колокольне колоколов весил 16,4 т (1000 пудов). На четвёртом ярусе были установлены часы. Колокольня была одной из архитектурных доминант Москвы своего времени и зрительно формировала завершённую картину живописной излучины Москва-реки вниз по течению от города.

В году была взорвана и разобрана на кирпич.

Церковь Всемилостивого Спаса

В году монастырь оказался на пути войск крымского хана Казы-Гирея, и огнем стоявших на стенах пушек участвовал в отражении набега. В память этого события в году над древними западными вратами был сооружен небольшой Спасский храм.

Ежегодно 1 августа, в день Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, из храма совершался крестный ход на Москву-реку для освящения воды. Храм и его иконостас подвергались поновленням, но были сохранены старинные царские врата и некоторые иконы, в том числе образ Успения Пресвятой Богородицы XVI века.

Симонов монастырь - мужской монастырь, основанный в 1370 году вниз по течению Москвы-реки от Москвы учеником и племянником Сергия Радонежского - Федором, уроженцем города Радонежа на землях, которые пожертвовал боярин Степан Васильевич Ховрин (монашеское имя - инок Симон - от чего и происходит название монастыря). С Симоновым монастырем связаны многие ключевые события российской истории.

Симонов монастырь основан в 1370 г. преподобным Федором, учеником Сергия Радонежского. В 1379 году перенесен на нынешнее место, в Старом Симонове осталась только церковь Рождества Богородицы .


В XVIII веке в церкви Рождества Богородицы были обнаружены захоронения героев Куликовской битвы - Александра Пересвета и Андрея (Родиона) Ослябы, сохранившиеся и поныне.


Преподобный Сергий Радонежский считал Симонов монастырь «отраслью» своей Троицкой обители и всегда останавливался здесь во время приездов в Москву.


Из стен Симонова монастыря вышла целая плеяда выдающихся подвижников и церковных деятелей: Кирилл Белозерский, св. Иона, митрополит Московский, патриарх Иосиф, митрополит Геронтий, архиепископ Ростовский Иоанн. В XVI веке в монастыре проживали и работали знаменитый деятель нестяжательства инок Вассиан (в миру - князь Василий Иванович Косой-Патрикеев) и богослов Максим Грек.

По выражению летописца, Симонов монастырь неоднократно служил «щитом Москвы против врагов». За долгие годы своего существования Симонов монастырь не раз принимал на себя натиск вражеских полчищ, подвергался татарским набегам, в Смутное время был разорен и разрушен едва не до основания.

В прежние времена монастырь был одним из самых известных и почитаемых в России: сюда стекалось и огромное количество людей, и богатые материальные вклады. Особенной любовью монастырь пользовался у царя Федора Алексеевича, который имел здесь собственную келью для уединения.

Угловая башня "Дуло". 1630 г.

В 1771 году монастырь был упразднен Екатериной II и по случаю распространившейся в то время эпидемии чумы был обращен в чумной изолятор. Лишь в 1795 году он был восстановлен в своем исконном качестве ходатайством графа Алексея Мусина-Пушкина.

«Кузнечная» башня Симонова монастыря

После прихода советской власти в 1920 году монастырь был упразднен. В 1923 году в монастыре был учреждён музей, просуществовавший до 1930 год. Директор музея, Василий Иванович Троицкий, наладил отношения с церковной общиной: разрешил службы в одном из храмов монастыря в обмен на предоставление сторожей и дворников за счёт общины.

«Солевая» башня Симонова монастыря

В январе 1930 года правительственная комиссия признала, что часть древних сооружений на территории монастыря могут быть сохранены как исторические памятники, но собор и стены следует снести.


Взрыв прогремел в ночь на 21 января, точно в шестую годовщину смерти В. И. Ленина. На воздух взлетели пять из шести церквей, в том числе Успенский собор, колокольня, надвратные церкви, а также башни Сторожевая и Тайницкая с прилегавшими к ним постройками. На рабочих субботниках были разобраны все стены монастыря, кроме южной, а также стерты с лица земли все могилы на территории обители. На месте развалин «крепости церковного мракобесия», как писал журнал «Огонек», в 1932-1937 годах поднялся Дворец культуры ЗИЛа..


Таким образом, в начале 1930-х годов все главные постройки Симонова монастыря были разрушены. Частично сохранилась церковь Тихвинской Богоматери. Сейчас в церкви находится приход для инвалидов по слуху. Службы проводятся с сурдопереводом