Туристический портал - ChemodanChik56

Туристический портал - ChemodanChik56

» » Развитые регионы рф. Определены лучшие и худшие регионы россии по качеству жизни. Лидеры роста и снижения

Развитые регионы рф. Определены лучшие и худшие регионы россии по качеству жизни. Лидеры роста и снижения

Слабых субъектов в составе России по-прежнему больше, чем сильных, положение жителей в некоторых из них, мягко говоря, незавидно

Регионов с низким и крайне низким уровнем жизни в России гораздо больше, чем благополучных, а разрыв между ними остается колоссальным. В отдельных субъектах РФ наблюдается хроническая бедность, а безработица в 4-5 раз превышает среднероссийскую. Основным очагом неблагополучия является Северный Кавказ, но локальные проблемы есть также в Сибири, на Юге, в Поволжье и в Центральном округе. Подробнее - в исследовании «Реального времени».

Где живется богаче

Высокие цены на нефть, рост федеральных трансфертов и хорошая собираемость налогов с населения и компаний пошли на пользу региональным бюджетам: в первом полугодии их доходы увеличились почти на 10%, а дефицитных бюджетов осталось всего 25. Но это не избавило от многих проблем. В разной степени слабых субъектов в составе России по-прежнему гораздо больше, чем сильных, положение жителей в некоторых из них, мягко говоря, незавидно.

«Реальное время» составило рейтинг регионов по уровню жизни. В его основу легло несколько показателей: отношение зарплат к местному прожиточному минимуму, бедность и безработица, а также отношение среднедушевых доходов к стоимости фиксированного потребительского набора (более подробно методология описана в справке).

Каждый из этих показателей приносил от 0 до 2,5 балла. В зависимости от конечного суммированного балла регионы были разделены на четыре категории: высокий уровень жизни (8-10 баллов, в итоговой таблице такие субъекты отмечены зеленым цветом); средний уровень (5,5-7,9 балла, отмечены желтым); низкий уровень (3,5-5,4 балла, отмечены серым); крайне низкий уровень (0-3,4 балла, красный цвет).

В результате большая часть регионов попала в категорию середняков. «Зеленых» субъектов набралось 10: Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Ненецкий, Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский, Чукотский автономные округа, Татарстан, а также Магаданская и Сахалинская области. Регионов с низким уровнем жизни оказалось 13.

Наконец, в «красную» категорию вошли девять субъектов РФ. Почти половина из них сосредоточена на Северном Кавказе (Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Чечня). Три таких региона (Забайкальский край, Тыва и Республика Алтай) расположены в Сибирском федеральном округе, еще по одному - на Дальнем Востоке (Еврейская автономная область) и в Южном ФО (Калмыкия). Для всех субъектов-аутсайдеров характерна хроническая бедность и масса других социально-экономических проблем.

Зарплаты в ЯНАО равны шести прожиточным минимумам, в Татарстане - трем с половиной

Безусловным лидером рейтинга стал Ямало-Ненецкий автономный округ, район Крайнего Севера, в котором добывается более 90% российского природного газа и более 6% нефти. ЯНАО - единственный из всех субъектов, получивший максимальный балл по всем показателям. К примеру, средние зарплаты в округе в I полугодии соответствовали 6 прожиточным минимумам трудоспособного населения, хотя в большинстве регионов они не дотягивали и до 3,5 местного минимума.

Среднедушевые денежные доходы жителей округа (от 67,9 до 73,2 тыс. рублей в апреле - июне 2018 года) позволяют им приобрести 3,6-3,9 фиксированного набора товаров и услуг. Это в 1,5-2,5 раза больше, чем в большинстве других регионов. Кроме того, в ЯНАО нет проблем с безработицей, а уровень бедности примерно вдвое ниже, чем в целом по стране.

Вторую строчку рейтинга поделили Москва и Санкт-Петербург, набравшие по 9,5 балла. Покупательная способность зарплат и доходов в этих субъектах чуть ниже, чем в ЯНАО. Так, средние зарплаты в Санкт-Петербурге соответствовали без малого 5 прожиточным минимумам трудоспособного населения, в Москве - 4,6. Денежные доходы в столице России составляют 2,4-3,3 от стоимости фиксированного потребительского набора, в Санкт-Петербурге - от 2,3 до 2,8 набора. Уровень безработицы и бедности в этих субъектах РФ также существенно ниже, чем в целом по стране.

Отношение зарплат к прожиточному минимуму трудоспособного населения в регионах РФ, II квартал 2018 года

Сразу пять регионов получили по 9 баллов. Среди них - Сахалинская область, Ханты-Мансийский и Ненецкий автономные округа, Татарстан и Московская область.

ХМАО - второй регион Уральского федерального округа, оказавшийся в числе лидеров рейтинга, - имеет репутацию одного из самых богатых российских субъектов (в 2016 году вклад округа в ВВП страны превышал 3,5%). Отношение зарплат к прожиточному минимуму в регионе составило 452%. Однако по отношению доходов к цене фиксированного потребительского набора субъект получил не высший балл.

Татарстан, который оказался единственным «зеленым» регионом в Приволжском федеральном округе, получил по 2 балла за покупательную способность зарплат и денежных доходов. Средняя зарплата в республике равна 3,6 прожиточного минимума трудоспособных граждан, а доходы позволяют приобрести 2,4- 2,6 потребительского набора. Высших баллов регион удостоился за показатели бедности (7,7%) и безработицы (3,4%). Почти такая же ситуация в Московской области.

При этом в отдельных регионах с высоким уровнем жизни уровень бедности выше и сопоставим с общероссийским. Например, в Ненецком автономном округе, одном из самых малонаселенных субъектов Федерации, он превышает 11%, в ХМАО составляет 12,6%.

Отношение доходов к стоимости фиксированного потребительского набора в регионах РФ, с апреля по июнь 2018 года

40% жителей Тывы - за чертой бедности

В категории аутсайдеров самый слабый результат получили два субъекта - Ингушетия на Северном Кавказе и Республика Тыва в Восточной Сибири. Оба они набрали всего по 1 баллу. В регионах наблюдается критически высокий уровень бедности: так, в Ингушетии он зашкаливает за 30%, а в Тыве за чертой бедности находятся более 40% домохозяйств. Уровень безработицы в Тыве и Ингушетии также в 4-5 раз выше общероссийского: 20,5% и 26,4% соответственно.

Кроме того, в этих регионах сложилось одно из самых худших соотношений денежных доходов и стоимости фиксированного набора товаров и услуг. В Ингушетии диапазон доходов в апреле - июне составил от 14,4 до 15,8 тыс. рублей. Эти деньги позволяли купить 1,1-1,2 потребительского набора.

В Тыве средняя стоимость набора в эти месяцы составила 13,6 тыс. рублей, а доходы - от 12,7 до 15,2 тыс. рублей. Таким образом, жители республики могли приобрести от 0,9 до 1,1 набора.

Уровень бедности в регионах РФ, 2017 год

Впрочем, низким это отношение было и во многих других регионах из самых разных частей страны. В Приволжском федеральном округе 0 баллов по этому показателю получили сразу три региона - Чувашия, Мордовия и Марий Эл. Жителям этих субъектов денег хватает на 1,3-1,6 потребительского набора.

На Юге России самая низкая покупательная способность доходов - у жителей Калмыкии. Они могут приобрести не более 1,2 набора товаров и услуг. На Дальнем Востоке примерно в такой же ситуации находятся жители Еврейской автономной области (1,3-1,4 набора), а на Кавказе, помимо жителей Ингушетии, - население Карачаево-Черкесии (1,2 набора).

Отдельные точки неблагополучия нашлись даже в сравнительно беспроблемном Центральном федеральном округе: входящая в его состав Ивановская область имеет самое низкое в России соотношение зарплат к прожиточному минимуму. В целом же регионы «красной» категории есть в четырех из восьми федеральных округов.

Уровень безработицы в регионах РФ, за май-июль 2018 года

Артем Малютин

Справка

Данные по средним зарплатам относятся к I полугодию 2018-го, размер регионального прожиточного минимума трудоспособного населения (ПМТН) взят за II квартал. Баллы за отношение зарплат к ПМТН распределялись следующим образом: если зарплата в регионе составляет от 1 до 2,4 прожиточного минимума - 0 баллов, от 2,5 до 3,4 прожитого минимума - 1 балл, от 3,5 до 4 - 2 балла, выше 4 прожиточных минимумов - 2,5 балла.

В случае, если отношение зарплат к ПМТН оказывалось пограничным (например, в Белгородской области оно составило 347,3%, что без округления предписывало присвоить 1 балл, а после округления - уже 2 балла), показатель дополнительно пересчитывался за предыдущие периоды.

Данные по уровню безработицы взяты в среднем за май - июль 2018 года. Если уровень безработицы ниже 5%, регион получал 2,5 балла, от 5 до 9,9% - 2 балла, от 10 до 15% - 1 балл, выше 15% - 0 баллов.

Данными по уровню бедности Росстат располагает лишь за 2017 год. Баллы по этому показателю распределялись так: регионы с уровнем бедности ниже 10% получали 2,5 балла, от 10 до 14,9% - 2 балла, от 15 до 20% - 1 балл, выше 20% - 0 баллов.

Среднедушевые денежные доходы указаны за период с апреля по июнь 2018 года включительно, стоимость фиксированного набора товаров и услуг является средней за эти месяцы. Поскольку обе эти переменные существенно меняются каждый месяц, некоторые регионы не могли получить определенный балл. Например, доходы жителей Москвы в апреле - июне составляли от 51,5 до 72,2 тыс. рублей в месяц. Нижняя граница этого диапазона позволяла приобрести 2,4 потребительского набора (1 балл), верхняя граница - 3,3 набора (2,5 балла). В таких случаях дополнительно рассчитывалось соотношение за более ранние месяцы (кроме января, так как в январе доходы населения традиционно ниже).

Баллы распределялись по следующему принципу: если среднедушевые доходы позволяют приобрести от 0 до 1,4 потребительского набора, региону присваивалось 0 баллов, от 1,5 до 2,4 набора - 1 балл, от 2,5 до 3 наборов - 2 балла, больше 3 наборов - 2,5 балла.

Все данные по Архангельской и Тюменской областям приведены без учета входящих в их состав автономных округов.

Центр финансовых инноваций и безналичной экономики Московской школы управления «Сколково» представил полную версию рейтинга «Цифровая Россия» по субъектам Российской Федерации за первое полугодие 2018 года, рассказали в понедельник сайт в пресс-службе Центра.

Индекс, по словам авторов исследования, отражает состояние процессов цифровизации в субъектах РФ, а именно уровень использования в регионе потенциала цифровых технологий во всех аспектах народно-хозяйственной деятельности, бизнес-процессах, продуктах, сервисах и подходах к принятию решений с целью модернизации социально-экономической инфраструктуры субъектов РФ, с точки зрения официальных открытых источников (сайты муниципалитетов, официальные документы и пр.), а также наиболее популярных СМИ.

По 100-бальной шкале интервал показателей индекса «Цифровая Россия» в первом полугодии 2018 сузился и находится в интервале от 37,2 до 75,14 баллов (в 2017 этот интервал составлял 26,06–70,01). Данный результат говорит о снижении разрыва между лидирующими и замыкающими рейтинг субъектами РФ.

В десятку регионов-лидеров вошли Москва, Республика Татарстан, Санкт-Петербург, Ханты-мансийская АО – Югра, Тюменская область, ЯНАО, Московская область, Республика Башкортостан, Ленинградская область, Челябинская область.

Рейтинг замыкают Севастополь, Псковская область, Республика Адыгея (Адыгея), Республика Северная Осетия - Алания, Чукотский автономный округ, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Тыва, Республика Ингушетия, Еврейская автономная область.


Первая десятка.

Лидерство Москвы, сказано в исследовании, базируется на непрерывном совершенствовании региональной программы «Информационный город», начиная с 2012 года. Помимо этого, Москва активно работает с федеральным центром, её представители входят в экспертные группы, созданные при АНО «Цифровая экономика». Ряд технологических направлений, которые предусмотрены в федеральной программе «Цифровая экономика России», в Москве уже тестируются на практике.

Среднее медианное значение индекса в первом полугодии 2018 составило 56,22 балла (в 2017 – 45,57 балла).

Авторы рейтинга особо выделили Республику Дагестан, Костромскую область, Чеченскую Республику, Чукотский автономный округ, Рязанскую, Тверскую, Брянскую и Орловскую области. Темпы их роста за первое полугодие 2018 года составили 61,1%, при том, что средний темп роста по стране равен 26,4%.

Индекс «Цифровая Россия», по словам авторов исследования, отражает наличие и успешность инициатив, связанных с цифровизацией на региональном уровне. Если та или иная инициатива имеет конкретные действия (например, по созданию инфраструктуры), не противоречит государственному стратегическому взгляду и имеет положительные социально-экономические и бизнес эффекты, она получает 100 баллов. Индекс основан на событиях, которые имеют отношение к процессу цифровизации регионов, отраженных в открытых источниках.

Процесс цифровизации оценивается не только с точки зрения достижения целей, но и с точки зрения его публичности. Индекс «Цифровая Россия» оценивает этот процесс на основе публичных упоминаний в открытых источниках, с учетом достоверности, цитируемости и тональности событий.

Каждое событие отнесено в один из семи ключевых субиндексов:

  • нормативное регулирование и административные показатели;
  • кадры и учебные программы;
  • исследовательские компетенции и технологические заделы;
  • информационная инфраструктура;
  • информационная безопасность;
  • экономические показатели;
  • социальные эффекты.

Субиндексы в свою очередь оцениваются через субфакторы, которыми в настоящем исследовании выступают события, факты и иная информация, полученная из открытых источников. Экспертная оценка для каждого факта выставляется исходя из формализованных критериев, которые можно агрегировать в три ключевых блока:

  1. Соответствие нормативным документам и стратегии государства в области цифровизации.
  2. Осязаемость события (т.е., наличие конкретных шагов/действий/процессов).
  3. Социально-экономические, финансовые и бизнес эффекты от упомянутого факта.

Субиндексы для регионов-лидеров.

Результаты остальных регионов с динамикой относительно второго полугодия 2017 года:


С 11 по 40 место.
С 41 по 75 место.
С 76 по 85 место.

Результаты исследования на уровне федеральных округов показывают ту же тенденцию, что и на уровне субъектов РФ. При этом на уровне федеральных округов данный процесс идёт динамичнее, а разрыв значений индекса «Цифровая Россия» между лидерами и замыкающими меньше, чем по субъектам РФ. Снижение стандартного отклонения индекса в разрезе по федеральным округам составило 3,4% соответственно.

Лидером по итогам первого полугодия 2018 года, с отрывом от второго места почти в 6 баллов, стал Уральский федеральный округ (УФО).

Четыре из шести субъектов РФ, входящих в состав Уральского федерального округа, набрали более 70 баллов и входят в десятку лучших в общем индексе, что и обеспечивает ему первое место (Челябинская (70.75) и Тюменская (74.01) области, ХМАО – Югра (74.24) и ЯНАО (72,43)). Второе и третье место заняли Центральный и Приволжский федеральные округа.


Индекс «Цифровая Россия» в разрезе федеральных округов за первое полугодие 2018.
Таблица по округам с динамикой.

Тренды в информационном освещении процессов цифровизации субъектов РФ

Исследование позволило выделить две группы трендов отражения развития цифровой экономики России для субъектов РФ: на уровне государства и бизнеса.

К выявленным «государственным» тенденциям авторы отнесли особый интерес к цифровизации государственных услуг. Лидерство по публикациям здесь имеет федеральный портал госуслуг и региональные порталы госуслуг субъектов РФ.

Вторым важным трендом стала мотивация частного бизнеса развивать инновационные технологии, считают авторы исследования.

Значительное возрос объём данных о создании «Умных городов» (smart-городов).

Исследование позволило выделить особый интерес к этой теме у городов: Москва, Санкт-Петербург, Казань, Екатеринбург, Красноярск, Новосибирск, Уфа, Сочи, Пермь и Ростов-на-Дону. Социально-экономический эффект от применения и развития цифровых технологий при создании «Умного города» заключается, по данным открытых источников, в основном, в увеличении спектра электронных государственных услуг и в снижении уровня цифрового неравенства. Жители активно вовлекаются в управление развитием городов через порталы по взаимодействию населения с властью (например, «Активный гражданин», «Добродел», «Решаем вместе» и др.).

Внедрение цифровизации для «Умных городов» планируется реализовать с помощью крупных компаний из информационных и телекоммуникационных отраслей экономики в регионах.

Существенно увеличилось число нормативных правовых актов, посвященных цифровизации, которые носят практический характер с запланированными финансовыми и технологическими результатами. Прежде всего, речь идет о создании и работе профильных центров компетенций, территорий опережающего развития (ТОСЭР), технопарков, в том числе детских.

В бюджетах всех субъектов РФ запланировано финансирование развития цифровизации, и оно ежегодно увеличивается. Например, в субъектах-лидерах - это масштабные программы по информатизации и цифровизации городов и регионов («Умный город» в Москве, «Программа информатизации» в Республике Татарстан и т.п.), в уступающих субъектах РФ, как правило, - это региональные акты о создании рабочих групп по развитию цифровизации, указы глав регионов о создании технопарков, о сокращении разрывов в предоставлении цифровых услуг населению, в том числе госуслуг в электронном виде. В целом, в замыкающих рейтинг субъектах РФ взят курс на устранение цифрового неравенства.

Работа с информацией оценивается как один из главных ресурсов бизнес-успеха, констатировано, что в 2017 году Россия потратила 55 миллиардов рублей на защиту цифровых данных. Исследование показало, что особо заинтересованы в инвестировании в IT-безопасность банковская, промышленная и государственная сферы. Например, от внешних атак в 2017 году российская банковская сфера понесла ущерб в размере около 2,5 миллиарда рублей. В исследовании выявлено, что по направлению «Информационная безопасность» во всех субъектах РФ больше всего внимания уделяется криптографической защите информации и использованию электронной подписи.

Дополнительным фактором развития цифровизации стало наличие и успешная работа ТОСЭР, особых экономических зон ( – ред.), индустриальных парков и технопарков, индустриальных парков, а также активность институттов развития России.

Факторы, влияющие на темпы развития цифровизации в субъектах РФ

По данным из открытых источников, основными факторами, влияющими на неравномерное развитие цифровизации в регионах, являются:

1. Недостаток квалифицированных кадров и необходимость корректировок в образовательных программах.

2. Недостаток финансирования. Особенно сложно выделять средства на цифровизацию тем субъектам РФ, которым не хватает средств на решение текущих экономических задач.

3. Наличие цифрового неравенства. Без доступа к Интернету невозможно пользоваться ни госуслугами, ни услугами «Умных городов». Только треть базовых станций сотовой связи поддерживают современный стандарт мобильного интернета — 4G и LTE. Внедрение стандарта 5G отложено до 2022 года.

4. Постепенное формирование новой регуляторной среды, обеспечивающей благоприятный правовой режим для возникновения и развития цифровых технологий. Этот процесс еще не закончился в большинстве регионов.

К Петербургскому международному экономическому форуму-2018, который стартует в Санкт-Петербурге 24 мая, рейтинговое агентство «РИА Рейтинг» медиагруппы МИА «Россия сегодня», подготовило очередной, восьмой по счету, рейтинг социально-экономического положения субъектов РФ. Рейтинг, подготовленный по заказу РИА Новости, построен на основе агрегирования ключевых показателей регионального развития за 2017 год. Результаты рейтинга позволяют судить о позициях того или иного региона на экономической карте России, которая как и ранее весьма неоднородна, а также определить динамику их развития.

РИА Рейтинг - это универсальное рейтинговое агентство медиагруппы МИА «Россия сегодня» , специализирующееся на оценке социально-экономического положения регионов РФ, экономического состояния компаний, банков, отраслей экономики, стран. Основными направлениями деятельности агентства являются: создание рейтингов регионов РФ, банков, предприятий, муниципальных образований, страховых компаний, ценных бумаг, другим экономических объектов; комплексные экономические исследования в финансовом, корпоративном и государственном секторах.

МИА «Россия сегодня» - международная медиагруппа, миссией которой является оперативное, взвешенное и объективное освещение событий в мире, информирование аудитории о различных взглядах на ключевые события. РИА Рейтинг в составе МИА «Россия сегодня» входит в линейку информационных ресурсов агентства, включающих также: РИА Новости , Р-Спорт , РИА Недвижимость , Прайм , ИноСМИ . МИА «Россия сегодня» лидирует по цитируемости среди российских СМИ и наращивает цитируемость своих брендов за рубежом. Агентство также занимает лидирующее положение по цитируемости в российских социальных сетях и блогосфере.

МИА «Россия сегодня» выступает международным информационным партнером ПМЭФ-2018 .

Москва, Санкт-Петербург, Подмосковье - эти три территории заняли первые строчки рейтинга регионов по качеству жизни-2017, подготовленного "РИА Рейтинг". Чтобы определить, где лучше всего жить, использовались 72 индикатора, среди которых уровень доходов, занятость населения, жилищные условия, обеспеченность детскими садами.

Рейтинг не стал неожиданным, столицы - традиционные лидеры, - прокомментировал "РГ" результаты исследования директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов. - Четвертая позиция Татарстана тоже вполне оправдана, так как в городах и селах республики очень высокие показатели как по доходам населения, так и по качеству инфраструктуры. В топ регионов-лидеров попали сразу три территории Черноземья (Белгородская, Воронежская и Липецкая области), где всегда уровень жизни людей будет выше, чем в Сибири или на Дальнем Востоке.

По словам эксперта, Краснодарский край всегда был магнитом для приезжих, поэтому по объемам строительства в последние годы занимал лидирующие места среди российских регионов.

Замыкает десятку регионов-лидеров по качеству жизни Калининградская область, которая заметно улучшила свои позиции. По доле современных торговых площадей регион переместился с 48-го на 12-е место. Во многом это связано с приходом в регион строительного ритейлера. Открываются в регионе и новые заведения общепита - по этому показателю регион перепрыгнул с 17-й строчки рейтинга на 13-ю.

Калининградскую область многие эксперты давно называют "страной малого бизнеса". Однако на практике это не означает, что "малышам" в регионе живется вольготно. Они сталкиваются и с исключительной проблемой экслава - необходимостью везти свой товар в другие российские регионы через несколько границ.

Самый резкий скачок по итогам прошлого года показал Крым, который переместился с 66-го на 55-е место. Эксперты объясняют это в том числе снижением безработицы. Да и зарплаты у бюджетников заметно подросли. По данным Крымстата, педагоги в среднем получают 24 153 рубля в месяц.

Москва, Санкт-Петербург и Подмосковье заняли первые строчки рейтинга

Директор региональной программы НИСП Наталья Зубаревич объясняет это солидными безвозмездными вливаниями в прошлом году. Для сравнения, Крым через трансферты получил за 10 месяцев 2017 года 80 миллиардов рублей, а весь Дальний Восток - 176 миллиардов рублей.

Последние строчки рейтинга занимают КЧР, Ингушетия и Тыва. "В Туве всегда были крайне скромные бюджетные расходы на социалку, - говорит Владимир Климанов. И добавил, что территории Северного Кавказа относятся к высокодотационным, отсюда и такие низкие показатели качества жизни. "Не удивлюсь, если в следующем году в этом рейтинге регионов-аутсайдеров окажется и Дагестан, - полагает эксперт.

Самая большая проблема в Ингушетии - дефицит детских садов. Большинство дошколят вынуждены сидеть дома.

Помочь в строительстве детских садов и школ просим многих, не стесняемся обращаться в крупные структуры, - рассказал глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров.

В 2018 году первые три первых места по качеству жизни среди российских регионов заняли Москва, Санкт-Петербург и Московская область. Такую информацию содержит рейтинг качества жизни регионов обнародовало в понедельник .

Сводный рейтинговый балл у этих регионов превышает значение 70 (возможный минимум - 1, возможный максимум - 100). Эта тройка регионов возглавляет рейтинг в течение уже многих лет, и, по мнению авторов исследования, в ближайшие годы данная ситуация не изменится. Развитость инфраструктуры, высокий уровень развития экономики, социальной сферы вкупе с высоким потенциалом дальнейшего развития позволяет этим регионам надолго закрепиться в топе рейтинга.

За ними следуют Татарстан, Белгородская область, Краснодарский край, Воронежская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Липецкая и Калининградская области. Здесь тоже живется сравнительно хорошо.

Состав первой десятки регионов-лидеров остался прежним.

Замыкающие и отстающие

Про худшие регионы для жизни тоже давно известно. Состав замыкающей рейтинг десятки по сравнению с предыдущим годом также практически не изменился. Последние места занимают Кабардино-Балкария, Бурятия, Еврейская автономная область, Курганская область, Алтай, Калмыкия, Ингушетия, Забайкальский край, Карачаево-Черкесия и Тува.

Исключением является только Кабардино-Балкария, которая ранее занимала 75-е место, а в текущем рейтинге опустилась на одну позицию.

Покинул последнюю десятку Чукотский автономный округ, который сейчас занимает 70-е место.

Практически у всех регионов из последней десятки, за исключением Бурятии, значение рейтингового балла повысилось, что свидетельствует об улучшении большинства показателей качества жизни. Семь регионов улучшили свои позиции в рейтинге более чем на пять мест по сравнению с прошлым годом. Магаданская область, например, переместилась с 44-е на 35-е место, Амурская - с 61-го на 53-е, Оренбургская - с 41-го на 33-е.

Тем не менее, до среднего по стране уровня этим регионам довольно далеко, отмечают РИА «Новости».

В следующем году, предполагают эксперты, позиции регионов в рейтинге не претерпят существенных изменений, в особенности в группах лидеров и аутсайдеров. Что касается середины списка, то здесь возможные некоторые движения мест, связанные с неравномерностью территориального развития.

Более благоприятные предпосылки развития будут иметь регионы, ориентированные на экспорт сырьевых товаров, поскольку с высокой долей вероятности можно ожидать сохранения текущей конъюнктуры.

Низкий уровень жизни регионов даже ставит под угрозу реализацию нацпроектов, обозначенных Путиным. Эту проблему бизнес, власти и эксперты обсуждали на инвестфоруме в Сочи, состоявшемся на прошедшей неделе.

Нацпроекты, которые должны вывести Россию в топ-5 экономик мира до 2024 года, вызывают у регионов массу вопросов. Чтобы профинансировать расходы регионов на нацпроекты, федеральный центр должен выделить необходимые трансферты, считают местные власти.

В последние годы взаимоотношения и регионов были непростыми. В частности, не было возможности увеличивать траты на инвестиции и «социалку».

Но по расчетам правительства ситуация иная: федеральный центр несет 98% бюджетных расходов на нацпроекты, а регионы — лишь 2-3%. Об этом говорил на инвестфоруме первый вице-премьер .

Однако эти объяснения явно не удовлетворили губернаторов. Так, по словам тульского губернатора , регион подписал 40 соглашений с федеральным центром на финансовую поддержку, но не понимает, «по каким методикам будут рассчитаны показатели»: «они еще не спущены». При получении субсидий регионы подписываются под выполнением определенных KPI по нацпроектам.

При этом, по его словам, центр зачастую не учитывает особенности региона. Например, как Тула может нарастить авиаперевозки за границу, если у нас нет аэропорта, спросил Дюмин.

Также, по его словам, с регионов никто не снимал задачи по выполнению майских указов от 2012 года. Может случиться коллапс, предупреждает губернатор.

По мнению вице-премьера Татьяны Голиковой, регионам в целом нужно давать больше свободы в решении вопросов по достижению национальных целей развития и нацпроектов.

«Иногда даже административные полномочия, которые должны быть едины по всей стране, мы подменяем финансовыми. Это очень опасная штука. Мы не даем развиваться регионам и не даем возможности в том числе им в отдельных случаях принимать свои решения, которые в том числе будут нацелены на обеспечение показателей национальных проектов, национальных целей, потому что мы считаем, что такого рода решения могут повлечь у них дополнительные расходы и потом у них (регионов) будет общая несбалансированность, — предупреждает Голикова.

По словам аналитика «Финам» Алексея Коренева, в Москве сосредоточена основная масса бизнеса в стране. «И даже если речь идет не о столичной корпорации, а о региональной компании, добывающей нефть или газ где-нибудь в Сибири, офис этой компании, равно, как и руководство и их семьи, будут жить в Москве. Соответственно, львиная доля миллиардеров и долларовых миллионеров также проживает в столице», - говорит эксперт.

Так, по данным Мосгорстата, средняя зарплата трудящегося в Москве была 80800 рублей в 2018 году, когда средняя оплата в России за прошедший год 48500 рублей, отмечает , инвестиционный консультант .

Столица концентрирует на себя основные ресурсы государства, уточняет Елена Веревочкина управляющая Санкт-Петербургским филиалом . «Москвичи размещают на вкладах чуть меньше половины всего депозитного портфеля страны, и это следствие централизованной структуры экономики страны, при которой большая часть средств «стекается» в столицу. Ключевые институты, а также основные экономические, социальные и политические ресурсы сконцентрированы сегодня в основном в столице», - заключает эксперт.