Туристический портал - ChemodanChik56

Туристический портал - ChemodanChik56

» » Крестовоздвиженский иерусалимский ставропигиальный женский монастырь деревня лукино. Крестовоздвиженский женский монастырь Крестовоздвиженский женский монастырь

Крестовоздвиженский иерусалимский ставропигиальный женский монастырь деревня лукино. Крестовоздвиженский женский монастырь Крестовоздвиженский женский монастырь


Всего 88 фото

Всегда не просто рассказывать об обителях с их незатейливой тихой и смиренной историей. Не было здесь ни сборов войск на Куликовскую битву, ни ярких чудес с явлением Богородицы или иных почитаемых святых, но случилось здесь нечто другое - простой человеческий духовный подвиг, явление миру монастыря, что стал почитаемым благодаря скромным и чудесным людям, что жертвовали и отдавали свое имущество на появление и процветание в этих местах святой обители, где в начале XX века весь этот откровенный духовный процесс стал принимать истинно народную форму.

Мы с вами совершим именно такое же камерное паломничество в этот монастырь… Монастырь женский и строгий, как я понял из предварительных отзывов о нем. Некоторые побывавшие здесь отмечали категорическое неприятие фотографирования на территории монастыря. Поэтому я изначально готовился к проблемам со съемками. Однако, удивительным образом, все обошлось, я не встретил здесь ни одного окрика или сделанного мне строго замечания. Всё-таки в Московской области гораздо легче с этим, нежели в самой Москве.

К этому материалу я предлагаю отнестись по-разному, исходя из желаемого. Если интересна история монастыря, напоминающая мирную подвижническую жизнь смиренного и набожного человека, совершающего тихий молитвенный подвиг, вам будет любопытно сочетать информацию, визуальный ряд этих святых мест и вчувствоваться в местный контекст. Если же Вы хотите прогуляться и просто осмотреться, посетив интересное место - вы можете пропустить исторический текстовый материал, как это делают многие и, просто, попробовать влиться в это умиротворенное и полное принятия «намоленное» место - в своих фотографиях я попытался передать этот незримый шёпот присутствия здесь Святого Духа и истинной легкой гармонии… По ходу я буду рассказывать и о своих впечатлениях и ощущениях…


Все изначально было крайне просто и незатейливо. В 1837 году в селе Старый Ям Подольского уезда, при церкви святых мучеников Флора и Лавра, была устроена богадельня для лиц женского пола. Она ничем не отличалась от многих подобных ей домов призрения бедных и неимущих и содержалась "трудами живущих в ней и доброхотными дателями" просуществовав в таком виде около 20 лет. Все изменилось, когда с 1855 года богадельне стал активно помогать крестьянин Иван Степанович, уроженец деревни Съяново. Это был необычный человек. В возрасте 34 лет он оставил свою работу (московского извозчика) и принял на себя нелегкий подвиг юродства…

Монастырь находится совсем недалеко от Москвы, по дороге в аэропорт Домодедово. На автомобиле можно доехать от МКАД минут за пятнадцать без особых забот.
02.

Святые врата Крестовоздвиженского монастыря.
03


04.


05.

Территория монастыря обширная. По старой длинной парковой аллее направляемся к монастырю. Здесь, мгновенно, меняется ощущение - все мирское спадает и тебя охватывает какое-то забытое чувство "отдохновения".
06.

Это монастырская гостиница. Она качественно отреставрирована и выглядит как сказочный игрушечный домик в окружении старых парковых елей.
07.


08.

Когда-то здесь была кленовая аллея, вырубленная в годы строительства коммунизма...)
Вот и сам Крестовоздвиженский монастырь...
09.

Монастырские стены, сторожевая башня и колокольня были снесены и являются "новоделом", но на это не обращаешь особого внимания..., а сердце замирает в предвкушении новых впечатлений...
10.

11.


12.

Вот мы и на территории монастыря. Здесь тихо, спокойно, ты попадаешь как будто в другой мир, мир красоты, смирения и гармонии... Однако, продолжим наш исторический экскурс.
13.

Как-то Иван Степанович заболел и отправился в Троице-Сергиеву лавру поклониться святым мощам преподобного Сергия Радонежского и попросить об исцелении. Там он познакомился с юродивым Филиппом, который по благословению митрополита Филарета проживал в знаменитом Гефсиманском скиту лавры. Подвиг юродства и весь образ жизни Филиппа сподвигли Ивана удалиться от мирской суеты и полностью посвятить себя служению Богу. В одной сорочке, босой, зимой и летом ходил он по Москве, носил вериги, терпел всякого рода лишения. Много странствовал по святым местам и монастырям России. Подражая святым подвижникам, он и жизнь проводил в духовном подвиге.
14.


15.

Иван Степанович был известен Московскому Митрополиту Филарету, который имел к нему особое расположение и подолгу беседовал с юродивым. Знали Ивана Степановича и московские купцы, но особенно любили его в благочестивой семье купцов Саватюгиных. После смерти главы семьи, Николая Кирилловича Саватюгина, блаженный пришел к его вдове, Параскеве Родионовне, и попросил у нее денег на чтение Псалтыря по усопшему. С подобными просьбами он обращался и к другим лицам, и мало кто отказывал блаженному. Иван Степанович решил устроить в богадельне чтение Неусыпаемого Псалтыря, что и стало тем основанием, на котором впоследствии возник монастырь. Вскоре, по совету Ивана Степановича, Параскева Родионовна Саватюгина (первая жертвовательница) вступила в число сестер богадельни, решив посвятить свою жизнь служению Богу и ближнему. На пожертвованные ею деньги для богадельни был выстроен двухэтажный каменный дом. Ко дню освящения этого дома Владыка Филарет прислал в благословение богадельне Иерусалимскую икону Божией Матери греческого письма, ставшую главной святыней монастыря.
16.

Владыка Филарет не переставал опекать богадельню и в последующие годы, всячески помогая ей. Посетив село Старый Ям в 1860 году и осмотрев богадельню, он сказал так: "…Здесь не богадельня, а монастырь!". И эти слова оказались пророческими.
17.

Через 5 лет, в 1865 году, благодаря ходатайству Филарета богадельня была переименована во Флоро-Лаврскую женскую общину. Первой ее начальницей становится Параскева Родионовна Саватюгина, а духовным руководителем сестер - блаженный Иван Степанович. Скончался Иван Степанович 7 января 1865 года, в возрасте 50 лет. Этот святой человек и был первым и главным основателем нынешнего Крестовоздвиженского монастыря. При жизни Ивана Степановича богадельня почти ни в чем не нуждалась, так как московские купцы, знавшие его лично, охотно жертвовали на нее деньги, но со смертью блаженного община стала испытывать серьезную нужду...

В 1869 году в жизни общины происходит очень важное событие. В семи верстах от села Старый Ям находилось село Лукино, которое принадлежало Александре Петровне Головиной, женщине весьма благочестивой. Похоронив мужа и свою единственную дочь, она решила подарить село и имение со всеми земельными угодьями (212 десятин земли) Флоро-Лаврской женской общине. Александра Петровна обратилась с этой сокровенной просьбой к Владыке Филарету, который всячески содействовал исполнению ее желания, и на лукинское имение была составлена дарственная. Сестрам общины предстоял переезд в имение Головиных. Из села Старый Ям в село Лукино перенесли прежний благоустроенный дом под жилье для сестер и были выполнены и многие работы по обустройству на новом месте.
18.

Перевести общину в Лукино было поручено Благочинному общежительных монастырей, архимандриту Николо-Угрешского монастыря Пимену (Мясникову). В 2004 году он канонизирован как местночтимый святой Пимен Угрешский.
19.

На территории имения находилась небольшая каменная церковь во имя Воздвижения Креста Господня (Крестовоздвиженская), построенная еще в 1846 году. Так отныне и стала именоваться и община - Крестовоздвиженской. Мы еще внимательно осмотрим эту церковь немного позже...

Со временем этот старый Воздвиженский храм стал тесен для общины, поэтому в 1871 году приступили к сооружению нового - в честь Иерусалимской иконы Божией Матери, который пристроили к трапезному корпусу - он на нижнем фото слева.


Теперь именно здесь, в храме, и днем, и ночью сестры читали Неусыпаемый Псалтырь. Здесь же поместили и главную святыню общины - Иерусалимскую икону Божией Матери, дар Владыки Филарета. 13 октября 1873 года новый храм был освящен, а в конце месяца началось строительство колокольни и каменной ограды.
22.

Церковь небольшая, трогательная и вызывает самые теплые бессознательные чувства...
23.


24.

25.

Я зашел в церковь и не стал там снимать не потому, что в этом храме были две строие монахини в черном, чьи взгляды я ощутил даже не поднимая на них глаза, а потому, что Храм, по-хорошему, сразу поглотил меня полностью. Я как будто был охвачен нежными волнами тепла и любви, что изливались в храме отовсюду, и это не просто слова, а как раз те самые чуткие и яркие реальные ощущения. И поэтому снимать внутри храма сразу расхотелось, но хотелось как можно сильнее впитать это неповторимое чу́дное ощущение пребывания в святом месте...
26.

Солнце зашло за облака... Я обошел храм Иерусалимской Божией Матери, чтобы снять его со всех необходимых ракурсов.
27.


28.


29.


30.


31.

За храмом обширная территория. В этом двухэтажное здании, кстати, находились в свое время просфорная, хлебная, башмачная, больница на пять кроватей, небольшая аптечная комната и около 10 келий.
32.

В 1873 году в Иерусалимском храме был совершен первый постриг - настоятельница общины Параскева Родионовна Саватюгина приняла монашество с именем Павлы, а большинству сестер было благословлено ношение монашеской одежды. За время настоятельства монахини Павлы в период с 1871 по 1886 гг. были выстроены двухэтажный келейный корпус, дом для причта, настоятельский корпус, небольшая гостиница, колокольня, конный и скотный дворы, начато строительство каменной ограды, посажены фруктовый сад и огород.

Жизнь общины все более стала походить на монастырскую, в ней насчитывалось уже около 100 сестер. В феврале 1887 года определением Священного Синода община была преобразована в Крестовоздвиженский Иерусалимский общежительный второго класса монастырь. Официальное открытие и торжественное освящение монастыря состоялось 28 июня (11 июля нового стиля) 1887 года.

Постепенно интерес к монастырю со стороны окружающих возрастал, количество желающих помолиться в храме увеличивалось с каждым годом, поэтому появилась нужда в постройке новой просторной церкви для богомольцев.

При игуменье Евгении было начато грандиозное строительство соборного храма в честь Вознесения Господня чаяниями московского мещанина Василия Федоровича Жолобова, кто финансировал строительство Вознесенского собора и лично им руководил.
34.


К лету 1893 года храм с внешней стороны был почти готов. Высота собора от земли до креста составила 38 метров. Следующим летом приступили уже к внутренней отделке. На устройство иконостаса крупную сумму выделила монахиня Афанасия, насельница Крестовоздвиженского монастыря, которая, вступив в монастырь, принесла и все свое состояние. Роспись стен и написание икон были поручены иконописцу Ерзунову. Иконы для иконостасов были написаны по золотому чеканному фону, а по краям украшены эмалью. На стенах собора было изображено около 150 библейских сюжетов. Церковную утварь также помогли приобрести благотворители. Строительство собора было закончено уже при другой настоятельнице - игуменье Нине (Евстафьевой).
35.

15 июля 1896 года в соборе освятили два престола: главный, Вознесенский, и северный, Успенский. Южный же придел во имя Митрополита Московского Филиппа (по преданию село Лукино было родиной этого святителя) был освящен 15 сентября того же года. Василий Жолобов построил при игуменье Нине еще один сестринский корпус, который сохранился до нашего времени и именуется "Васильевским".
36.


37.


Собор сейчас закрыт.

В 1906 году игуменьей монастыря стала монахине Маргарита (Петрушенкова). Она была переведена из Вознесенского девического монастыря в Кремле, где несла послушание келейницы у игуменьи Евгении (Виноградовой). При игуменье Маргарите было завершено строительство ограды. Теперь весь комплекс монастырских строений представлял собой единый ансамбль.
38.


Рядом с Вознесенским собором и храмом Иерусалимской Божией Матери установлен поклонный крест, в память о всех почивших насельницах обители...
39.

40.

Очевидно, в это время, был какой-то церковный праздник и повсюду были развешены вот такие флажки с надписями о вере и боге...
41.


42.


43.

Возле западных ворот обители находилась колокольня, построенная в 1874 году (была разрушена в советское время и восстановлена). Была она тогда невысокой - 37 аршин, но удивительно красивой. Святые врата в ней были искусно расписаны "в благодарную память о лицах, послуживших благоустроению обители". На колокольне размещалось 10 колоколов. Они издавали благо звучный, чистый звон, который был хорошо слышен далеко окрест. Самый большой из них был весом 308 пудов.
44.

45.

При входе в монастырь, с правой стороны, рядом с колокольней в 1909 году был построен деревянный двухэтажный дом для приема начальствующих лиц при посещении ими обители.
46.

Вознесенский собор, о котором было уже рассказано выше, захватывал все мое воображение и не отпускал от себя, хотелось смотреть и смотреть, впитывать и впитывать его совершенное ощущение масштабного и стремительного Вознесения...
47.


48.

Это уже Южные врата Вознесенского собора.
49.


50.

51.


52.


53.


Староигуменский корпус
55.

В юго-западном углу монастыря в начале XX века был построен обширный каменный погреб для хранения хозяйственных припасов, а выше него, у въездных ворот, стояли каменная баня и прачечная.
57.

В центре монастырской территории находится пруд. Раньше на этом месте стоял большой усадебный дом с мезонином, принадлежавший Головиным. В ночь на 18 февраля 1893 года дом этот сгорел, и на его месте вырыли пруд, на который по праздникам совершались крестные ходы для освящения воды.
58.



59.

Архирейский домик. Он больше похож на современный усадебный коттедж и смотрится как-то чуждо.
60.

Крестовоздвиженская церковь находится в самом дальнем углу монастырской территории - у Восточных ворот обители... Ее можно даже и не заметить, находясь у Вознесенского собора, поэтому будьте внимательней...
61.

Храм необычный, возывышенный и сразу легко "ложится на́ душу".
Его лилово-фиолетовые цвета фасада впечатляют своей необычной цветовой гаммой.
62.

Храм при Головиных вмещал до 50 человек, но его перестроили в свое время для нужд монастыря и он теперь может принять до 500.

berdasov.online wrote in February 26th, 2014

Оригинал взят у berdasov.online в Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь.

Когда собираешься в аэропорт Домодедово, то в связи с непредсказуемостью загруженности МКАД, выезжаешь заранее. Вот и сегодня поступил также, но доехал очень быстро и осталось немного времени. Зная, что не доезжая 10 км до аэропорта Домодедово есть монастырь решил туда и заехать. Расположен он в с. Лукино, Домодедовского района.


Основание нынешнему Крестовоздвиженскому Иерусалимскому ставропигиальному женскому монастырю было положено в 1837 году в селе Старый Ям Подольского уезда, что на Каширском шоссе. Там, при церкви святых мучеников Флора и Лавра, была устроена богадельня для лиц женского пола. Точное число живших в ней неизвестно, но можно предположить, что их было от 10 до 15 человек. Устроенная на церковной земле богадельня эта ничем не отличалась от подобных ей домов призрения бедных и неимущих и содержалась "трудами живущих в ней и доброхотными дателями".

В семи верстах от села Старый Ям находилось село Лукино, которое принадлежало Александре Петровне Головиной, женщине весьма благочестивой. Похоронив мужа и свою единственную дочь, она решила подарить село и имение со всеми земельными угодьями (212 десятин земли) Флоро-Лаврской женской общине. Александра Петровна обратилась к Владыке Филарету, который всячески содействовал исполнению ее желания, и на лукинское имение была составлена дарственная. Сестрам общины предстоял переезд в имение Головиных.

На территории имения находилась небольшая каменная церковь во имя Воздвижения Креста Господня (Крестовоздвиженская), построенная еще в 1846 году. Так отныне стала именоваться и община - Крестовоздвиженской. Но со временем этот старый Воздвиженский храм стал тесен для сестер, поэтому в 1871 году приступили к сооружению нового в честь Иерусалимской иконы Божией Матери, который пристроили к трапезному корпусу. Теперь именно здесь и днем, и ночью сестры читали Неусыпаемую Псалтырь. Здесь же поместили и главную святыню общины - Иерусалимскую икону Божией Матери, дар Владыки Филарета.

13 октября 1873 года новый храм был освящен, а в конце месяца началось строительство колокольни и каменной ограды.

Жизнь общины все более стала походить на монастырскую, в ней насчитывалось уже около 100 сестер. В феврале 1887 года определением Священного Синода община была преобразована в Крестовоздвиженский Иерусалимский общежительный второго класса монастырь. Официальное открытие и торжественное освящение монастыря состоялось 28 июня (11 июля нов.ст.) 1887 года. Было начато грандиозное строительство соборного храма в честь Вознесения Господня.

К лету 1893 года храм с внешней стороны был почти готов. Высота собора от земли до креста составила 38 метров. Следующим летом приступили к внутренней отделке. На устройство иконостаса крупную сумму выделила монахиня Афанасия, насельница Крестовоздвиженского монастыря, которая, вступив в монастырь, принесла и все свое состояние. Роспись стен и написание икон были поручены иконописцу Ерзунову. Иконы для иконостасов были написаны по золотому чеканному фону, а по краям украшены эмалью. На стенах собора было изображено около 150 библейских сюжетов. Церковную утварь также помогли приобрести благотворители. 15 июля 1896 года в соборе освятили два престола: главный, Вознесенский, и северный, Успенский. Южный же придел во имя Митрополита Московского Филиппа (по преданию село Лукино было родиной этого святителя) был освящен 15 сентября того же года.

Васильевский корпус (для паломников).

Игуменский корпус.

Монастырская стена, святой источник и колокольня были восстановлены в конце 90-х годов.

Гостиница. Монастырь всегда с радостью принимает паломников, желающих потрудиться во Славу Божию. Проживание в монастырской гостинице и питание в трапезной для трудников бесплатное.

И еще немного советской истории. В 1937 году году на Бутовском полигоне расстреляли священника Крестовоздвиженского храма Козьму Коротких. Погасла последняя свеча монастырской молитвы. В церкви устроили склад для хранения угля и торфа, а Иерусалимскую икону Божией Матери положили на пол как настил. Во время Великой Отечественной войны в зданиях и помещениях бывшего монастыря срочно располагают военный госпиталь. Верующим женщинам чудом удается спасти Иерусалимский образ Божией Матери и переправить его в храм села Мячково, где икона и будет находиться 50 лет. После войны в монастыре открыли санаторий "Ленинские горки". В монашеских кельях располагались медицинские кабинеты, проживал персонал и дети младших классов. Рядом с гостиницей была деревянная школа, которая сгорела несколько лет назад. Старшие дети проживали в построенном корпусе (на фото слева), в котором сейчас расположена поликлиника.

Еще до войны здание Вознесенского собора было разделено на 2 этажа. На 1-м этаже была кухня и столовая, на втором клуб с кинотеатром, а еще в башенках располагались несколько медицинских кабинетов. В одном из них мне лечили зуб:). Как вы догадались, я там был в санатории зимой 1983 года. То что это был монастырь мы даже не догадывались. Куполов, конечно же, не было. Стены в были покрашены зеленой масляной краской. В монастырской трапезной, к которой пристроена церковь Воздвижения Креста Господня, были оборудованы дешевые. В Иерусалимском храме устроили водолечебницу. В алтаре стояли ванны, в которых больные принимали водные процедуры.

В 1992 году монастырь передали Русской Православной Церкви, и началась его вторая жизнь. Если и у Вас будет время перед вылетом или будет задерживаться рейс, который вы встречаете, заезжайте. Это гораздо приятнее, чем сидеть в машине на паркинге.

Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь
Открыт 29 июня 1887 года в селе Лукино Подольского района. 20 сентября того же года состоялось освящение расширенного храма во имя Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня. После переустройства храм стал вмещать не 50, а 500 человек; в нём восстановлен древний иконостас, устроено роскошное облачение на святой престол и жертвенник. В первые десятилетия 20-го века на территории монастыря были построены ещё 2 храма: Иерусалимской иконы Божией Матери и Вознесенский собор, а также заложен большой фруктовый сад, устроена пасека и аптечный огород с травами. При монастыре был открыт приют для девочек, церковно-приходская школа, больница и аптека.

Архитектура комплекса конца XIX-XX веков сочетает в себе мотивы эклектики и ложнорусского стиля. Обитель занимает место бывшей усадьбы Головиных, от которой осталась перестроенная домовая церковь. Монастырская территория поделена на три функциональные части: парадный двор, внутренний двор со службами, парк с бывшей усадебной церковью.

Центр архитектурного ансамбля - Вознесенский собор, его мощные главы хорошо обозримы с дальних расстояний. Краснокирпичный, с белокаменными деталями он строился по проекту С. В. Крыгина с 1890 -1893 гг. Четырёхстолпный, пятиглавый собор на высоком полуподвале, без апсид - монументален и праздничен. Его наружное убранство - это межъярусные аркатуры и кирпичное узорочье, покрывающее барабаны, верх лопаток и полуциркульные закомары.

Сразу же после революции на монастырь начались гонения, а в 1921 году его закрыли, уничтожили кленовый парк, вырубили фруктовый сад. В храмах и зданиях монастыря в разное время размещались табачная фабрика, санаторий и др.

В 1937 году на Бутовском полигоне был расстрелян священник монастыря Косма Коротких. Вскоре закрыли Крестовоздвиженский храм, последний храм, где продолжались богослужения после закрытия монастыря. Чудом удалось спасти чудотворную икону Иерусалимской Божией Матери, тайно вывезенную из монастыря в ближайшее село Мячково.

В 1992 году Крестовоздвиженский Иерусалимский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. Монастырь находится непосредственно под патриаршим попечением, поэтому именуется ставропигиальным. В июле 2001 года настоятельницей монастыря была назначена монахиня Екатерина (Чайникова).

На территории монастыря сохранились:
* Собор
* Жилой дом
* Воздвиженская церковь
* Гостевой флигель
* Красный корпус
* "Васильевский" корпус
* Погреб
* Проездные ворота
* Крепостные стены и башни ограды
* Новый дом настоятельницы
* Корпус с трапезной

25 октября 2001 г. состоялось великое освящение храма в честь Иерусалимской иконы Божией Матери. Главная святыня монастыря - чудотворная икона - заняла свое достойное место.
25 октября 2002 г. состоялось освящение Крестовоздвиженского храма, которое совершил Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сослужении архиереев и духовенства. Матушка Екатерина была возведена в сан игуменьи. А попечители В.Л. Нусенкис и Л.Д. Олищук получили высокие церковные награды от Святейшего за большой вклад в восстановление и украшение монастыря.

Необъяснимое чувство охватывает, когда слышишь истории монастырей. Равно как и судьбы человеческие, они также неповторимы, и пути их неисповедимы. Сегодня обители восстанавливаются и растут, а несколько десятилетий тому их оскверняли, сжигали, закрывали. Крестовоздвиженский Иерусалимский не является исключением. Его история, так же, как и других монастырей, наполнена разными событиями.

Ставропигиальный монастырь - что это значит?

Прежде чем обращаться к истории Крестовоздвиженских обителей, следует выяснить значение слова «ставропигия», которое присутствует в названиях некоторых из них. Его дословно можно перевести с греческого как водружение, установление креста. Собственно, именно этот чин совершается перед началом строительства храма, и в канонах церкви называется «ставропигией». Тогда же устанавливается крест на месте, где будет находиться престол. Этот чин может проводить сам архиерей или, по его благословению, священник или будущий настоятель. Если водружение проводит Святейший, будущему храму присваивает особый, высший статус. В этом случае храм находится в непосредственном подчинении самому Патриарху. То есть жизнь обители управляется не местной епархией, а Святейшим. При этом он обладает правом назначать наместника. Крестовоздвиженский ставропигиальный возглавляет игуменья. Обителям, получившим такой статус, предоставляются привилегии, которые касаются в основном богослужений.

Крестовоздвиженский Иерусалимский женский монастырь ставропигиальный

Найти эту обитель можно в Домодедовского района Московской области. Место нынешнего расположения монастыря известно тем, что ранее здесь была усадьба Н.А.Головиной. Помещица, последовав совету святителя Филарета (Дроздова), в 1869 году подарила все своё Лукинское имение Флоро-Лаврской общине. Тогда в селе был храм Воздвижения Креста Господня, от которого община приняла новое имя и стала называться Крестовоздвиженской.

Тот факт, что обитель также именуют Иерусалимской, также имеет свою историю. Связана она с иконой Божьей Матери, которая была подарена святителем Филаретом. Список с древней Иерусалимской иконы стал поводом для освящения одноимённой церкви, которая также находится на его территории. Позднее он получил название Крестовоздвиженский иерусалимский монастырь.

История возникновения монастыря: дореволюционный период

Утверждён он в 1865 году на основе Фроло-Лаврской богадельни, которая существовала до этого при одноимённой церкви в деревне Старый Ям. Через некоторое время созданную женскую общину перевели в деревню Лукино и преобразовали в монастырь.

С семидесятых годов XIX столетия начинается период расцвета обители. Небольшой каменный Крестовоздвиженский храм значительно расширили. На деньги меценатов были построены: двухэтажный келейный корпус, гостевой дом, трапезная, колокольня, хозяйственные дворы. Позднее к келейному корпусу пристроили церковь, которую в 1873 году освятили в честь Иерусалимской иконы Божьей Матери.

В девяностых территория, которую сейчас занимает Крестовоздвиженский иерусалимский женский монастырь (ставропигиальный), пополнилась еще одним красивейшим храмом. По проекту архитектора С.В. Крыгина здесь был возведено прекраснейшее по своей архитектуре творение - Вознесенский собор. Именно он теперь является так называемой визитной карточкой обители.

Послереволюционный период

После того, как отгремела революция, жизнь монастыря изменилась. Он стала именоваться, как и другие, источником растления нравственности общества и в 1919 году подлежала закрытию.

Некоторое время на его территории располагалась сельскохозяйственная артель, которая в тридцатых годах прекратила своё существование и уступила место профсоюзному дому отдыха. Все это время на территории Крестовоздвиженского храма не прекращались богослужения, однако в 1935 году его всё-таки закрыли. Священника, который нёс в нём служение, священномученика Косму Коротких, арестовали и через два года следствий и пыток расстреляли. Позднее в церквях и корпусах монастыря в разное время располагались общежития, гостиницы, фабрика по производству табачных изделий. В годы войны здесь был госпиталь, потом санаторий, который в 1970 годах стал реабилитационным центром для детей. Все, что так долго и по крупицам создавалось насельницами обители и её благодетелями было либо уничтожено, либо осквернено.

Современная жизнь обители

В 1991 году монастырь возвращён Русской православной церкви. Восстановив свой прежний статус, он стал именоваться Крестовоздвиженский иерусалимский женский монастырь ставропигиальный. С этого момента здесь началась иная жизнь. Его обители вновь пополнились насельницами, перед образами святых зажглись лампадки, зазвучала непрестанная монашеская молитва, возобновились богослужения. Позднее была отреставрирована также В 2001 году храм был освящён Святейшим Алексием ІІ.

Сегодня Крестовоздвиженский Иерусалимский женский монастырь (ставропигиальный) активно восстанавливается. Монахини проводят социальную работу. При монастыре есть воскресная школа, в которой дети изучают Священное Писание, этические основы православия, устройство церкви и многое другое. Община храма организует паломнические поездки к святыням, проводит праздничные концерты, помогает детским домам и интернатам.

Крестовоздвиженский монастырь (Нижний Новгород): история основания

Сияние крестов и звон колоколов этого монастыря освящает один из прекраснейших древних городов земли русской - Нижний Новгород. Отыскать обитель за огромными безликими постройками не так просто. Словно кто-то хочет скрыть от людских глаз это сокровище, которое, кроме своей архитектурной и исторической ценности, имеет и особое духовное значение. Однако найти монастырь среди построек вполне возможно: в этом помогут кресты, которые приведут гостя от городской площади прямо к воротам обители.

Древний Крестовоздвиженский монастырь (Нижний Новгород), равно как и другие расположенные здесь архитектурные и духовные ценности, имеет свою историю. Началась она ещё в середине четырнадцатого столетия и связана с именем преподобной Феодоры Нижегородской (в миру Анастасия Ивановна). Именно она является основательницей монастыря. Через несколько лет после смерти мужа, суздальского князя Андрея Константиновича, принявшего схиму с имененм Дионисий, Анастасия раздала всю своё имущество, приняла иночество, нареклась Вассой и поступила в Зачатьевский монастырь. Позднее, уже приняв схиму, стала Феодорой. Следует заметить, что эта обитель была возведена ещё при жизни Андрея Константиновича и располагалась у самого подножия на волжском берегу.

Краткая летопись монастыря

Деревянные стены монастыря не раз сгорали дотла. Ещё одной проблемой была повышенная влажность (здания располагались на берегу Волги), которая также способствовала разрушению строений. Именно поэтому в 1812 году игуменья обители Дорофея обратилась к местным властям с просьбой о перенесении монастыря на южную окраину города. Туда же со временем перенесли Воскресенскую и Происхожденскую обители.

Уже к 1820 году огромный пустырь возле кладбища украсил красивейший монастырский собор. Его архитектурной особенностью является интересная форма - здание построено в виде равноконечного креста.

Кроме собора, здесь было возведено восемь корпусов, больница, гостиный двор. Позднее, в 1838 году, было открыто училище для девушек-сирот, которых обучали чтению, правописанию, рукоделию. Монастырь посещали известнейшие и императорские особы, путешественники. После революции монастырь закрыли, а его здания использовались по самым разным нуждам, порой самым скверным. Есть даже версия, что несколько лет здесь располагался советский концлагерь для политических осуждённых. Позднее монастырские помещения были складами, заводскими цехами, хранилищами отходов и т. д.

Наконец в 1995 году справедливость была восстановлена, началось восстановление Крестовоздвиженского храма, который был практически полностью разрушен. Уже в 1999 в нём начались богослужения, а в 2005 году он получил своё нынешнее название - Крестовоздвиженский женский монастырь.

Сегодня храм монастыря открыт для посетителей. Здесь есть медпункт, куда могут обратиться за помощью и мирские люди. Послушницы и насельницы монастыря помогают детским домам, многодетным и бедным семьям города и области.

Крестовоздвиженский монастырь в Полтаве: история создания

Основан он был в 1650 году как Инициатором его создания называют Мартына Пушкаря, которого поддерживали казаки и жители Полтавы. Первые постройки были сооружены из дерева, легко подвергались разрушениям. В конце семнадцатого века было принято решение о строительстве каменного собора на деньги, предоставленные Василием Кочубеем, который был тогда казацким судьёй. В 1708 году его казнили, и завершить начатое довелось его сыну В.В. Кочубею.

Дата окончания возведения собора неизвестна. Те времена были очень неспокойными. Обитель не раз подвергалась опустошениям и практически полному разрушению. В 1695 году её разорили крымские татары, в 1709 году, после восстановления, она снова была разрушена, на этот раз шведскими войсками.

Освещение Крестовоздвиженского монастыря состоялось лишь в 1756 году. С этой даты начинается его расцвет: строительство новых корпусов, вспомогательных помещений. Этот период ознаменовался появлением новых храмов и колокольни. В конце восемнадцатого века монастырь стал своеобразным средоточием культуры. Открытие Славянской семинарии привело в эти благословенные стены, кроме талантливых учеников, многих известных людей того времени.

После революции начались сложные для обители времена. В конце концов в 1923 году её закрыли. В помещениях монастыря некоторое время располагалась детская колония для беспризорников, позднее в корпусах разместили студенческое общежитие и столовые. К своему истинному предназначению обитель вернулась лишь в 1942 году, когда община монахинь обратилась с прошением о её восстановлении в качестве женского монастыря. Храмы и постройки сильно пострадали от немецких бомбёжек, однако силами послушниц в послевоенное время строения постепенно восстанавливались. В шестидесятых монастырь снова был закрыт. В 1991 году обитель открывает свои двери женской общине.

Национальное достояние Украины

Этот красивейший монастырь являет собой один из ценных архитектурных памятников. Полтавский Крестовоздвиженский монастырь включает несколько храмов и колокольню. Построенный на возвышении, он хорошо просматривается со всех сторон и не имеет основного фасада - все стороны этого архитектурного ансамбля являются равнозначными.

Ценностью Крестовоздвиженского монастыря является также и то, что он представляет собой редкий образец украинского барокко. Издалека можно видеть три его составляющие.

  1. Самая высокая колокольня, стиль которой напоминает подобные сооружения на территории Киево-Печерской лавры. Она была возведена в 1786 году.
  2. Семикупольный Крестовоздвиженский собор, располагается в центральной части территории монастыря. В целом по своей архитектурной традиции близок к другим соборам Украины, однако есть ряд деталей, которые отличают этот храм от других подобных ему.
  3. Троицкая церковь, являющая собой однокупольное каменное строение, которое некоторое время служило трапезной, но во второй половине XIX столетия было перестроено и освящено.

Несмотря на то, что все строения были созданы в разное время, вместе они образуют завершённый архитектурный ансамбль, являясь истинным украшением Полтавского края.

Год основания Крестовоздвиженского Иерусалимского ставропигиального монастыря для женщин - 1837. Тогда при церкви св. муч. Флора и Лавра создали женскую богадельню, просуществовавшую 20 лет.

Начиная с 1855 г. в её жизни стал участвовать уроженец д. Съяново, принявший подвиг юродства, Иван Степанович. Он был известен многим купеческим семьям, одной из которых, - Саватюгиным - он полюбился больше всего. После кончины главы семейства, блаженный обратился к вдове Прасковье Родионовне с просьбой денежной помощи для организации чтения Неусыпаемой Псалтири по умершему. Это и послужило началом возникновения монастыря.

На пожертвованные вдовой денежные средства, было воздвигнуто двухэтажное строение из камня. Иерусалимская икона Матери Божьей, присланная вл. Филаретом в качестве благословения освящения богадельни, стала её основной святыней. Сама же Прасковья Родионовна приняла решение посвятить оставшуюся жизнь богослужению, став одной из сестёр.

По ходатайству вл. Филарета в 1865 г. богадельню переименовали во Флоро-Лаврскую общину для женщин, родоначальницей которой стала П.Р. Саватюгина (впоследствии - монахиня Павла). Духовным наставником сестёр был назван Иван Степанович.

После кончины мужа и дочери уроженки села Лукино, Александры Головиной, ею было принято решение подарить своё имение и земельные наделы женской общине. Совместно с вл. Филаретом, была составлена дарственная. Сёстрам общины предстояло переехать за 7 вёрст от с. Старый Ям, в котором располагалась богадельня изначально.

Организация переезда легла на плечи архимандрита Пимена (Мясникова). А перевозом жилого, обустроенного дома для сестёр было поручено заняться племяннику П.Р. Саватюгиной, Саватюгину Егору Фёдоровичу. Он же впоследствии занимался обустройством.

Так как на территории бывшего имения купцов Саватюгиных находилась Крестовоздвиженская, построенная в 1846 г. церковь, то община получила название Крестовоздвиженской. С течением времени в храме стало очень тесно, поэтому было решено отстроить более просторное здание. Начало строительства приурочено к 1871 г. Новый корпус пристроили к трапезной. Отныне чтение молитв и Псалтири сёстрами проводилось здесь. Также было решено перевести главную святыню храма в новое здание. Освящение состоялось 13 октября 1873 г.

За всё время служения м-ни Павлы (1871-1886 г.) в храме было выстроено:

Настоятельский корпус;
- Келейный корпус в 2 этажа;
- Постоялый двор для паломников;
- Дом для причта;
- Колокольня;
- Каменная ограда;
- Конный и скотный дворы.

Также был организован фруктовый сад и разбит огород. По мере возрастания окружающего общину интереса возникла необходимость возведения более просторного помещения для молящихся. Значимый вклад в данное строительство внесли крестьянин Сорокин Сергей Тихонович и купец Шапошников Дмитрий Михайлович, которые на свои деньги выстроили просторную трапезную.

После поданного прошения м-ни Павлы об увольнении, на её место была назначена в 1886 г. м-ня Евгения (Виноградова). С её помощью и при участии княгини Мещериной Марии Яковлевны в 1889 г. были построены больница на 5 койко-мест, приют для сирот на 6 мест и церковно-приходская школа в 2 этажа для обучения 40 девочек.

Февраль 1887 г. ознаменован преобразованием общины в монастырь, открытие которого состоялось 11 июля 1887 г. Летом 1893 г. при участии купца Жолобова Василия Федоровича практически завершено строительство нового соборного храма. В 1896 г. состоялось освящение престолов:

Сохранившийся до наших дней "Васильевский" сестринский корпус был построен также Жолобовым В.Ф. В 1909 г. для принятия высокопоставленных лиц справа от входа в монастырь был выстроен дом. Примерно в этот же год Жолобовым была возведена гостиница "Иерусалимская" в 2 этажа на 12 номеров и с мансардой.

После революции 1917 г. была произведена национализация монастырского хозяйства. Впоследствии в храме были размещены беспризорные дети, а монахини - отправлены в качестве рабочих в коммуны и совхозы. В 20-х годах в стенах обители организовали Дом отдыха ВЦСПС №10. Уже тогда с Вознесенского собора были сняты мешавшие хозяевам, кресты и купола.

Постановлением собрания от 27 апреля 1924 г. было решено закрыть храм. В то время службы совершались только в Кресто-Воздвиженской церкви, куда и была перенесена главная святыня. В условиях ВОВ в монастыре обустраивают госпиталь. В этот период верующие чудом вывозят икону Божией Матери в храм с. Мячково, где она пробудет порядка 50 лет.

В 1980 г. монастырь приспособили под центр реабилитации детей, а в 1992 г. он был передан РПЦ. В храм возвратилась главная святыня.

На 2001 г. приходится начало реставрационных работ. Вновь стала работать воскресная школа, появился скотный двор, огород и подворье (в 2006 г.). Также стала принимать постояльцев тихая и уютная гостиница "Иерусалимская", отреставрированная в 2007 г.

В наши дни монастырь продолжает жить умиротворённой духовной жизнью, призывая верующих к добру и послушанию.